Нелегкая судьба российской информатизации

_________________________

Д.С. Черешкин, Г.Л. Смолян



Июль
2007 г. ознаменовался новым видением перспектив развития России в глобальном мире. Совет безопасности Российской Федерации обсудил и одобрил проект «Стратегии развития информационного общества». На заседании Совета прозвучало программное выступление Президента В. В. Путина. Впервые в официальном выступлении Президента было четко определено направление перспективного развития России, ориентированное на формирование информационного общества.

Президент отметил, что «страны, сделавшие ставку на развитие IТ-технологий, сегодня занимают наиболее выгодные позиции в мировом разделении труда. Они добились существенного роста производительности труда, повысили качество государственного управления. А доступность для граждан всего спектра информационных услуг кардинально повлияла на развитие в этих странах человеческого капитала, на рост их конкурентоспособности. И, наконец, свободный обмен идеями и информацией это важный фактор укрепления в государствах демократических институтов и процедур.

Вы знаете, в последние годы в России целена­правленно проводились меры по росту информатизации экономики и в целом общественной жизни. Мы стали конкурировать лучше в этом спектре экономике и в мире, стали больше концентрировать ресурсов и сил на этих важнейших направлениях. И должен сказать, что многое уже удалось сделать».

В связи c этими высказываниями Президента представляется полезно вспомнить те попытки создать условия для перехода к информационному обществу, которые осуществляла наша страна за последние два десятилетия..

Начало пути трудные роды

О понятии «Информатизация»

Термин «Информатизация», в отличие от большинства случаев совсем не является калькой c английского informatization, тем более, что в англоязычной научно-технической литературе 80—90 годов прошлого века он практически не встречается. Впервые он появился, по-видимому, в переводах и рефератах c французского (informatize означало оснащать вычислительной техникой) [1] и со скандинавских языков, издаваемых ВИНИТИ и в научно-аналитических обзорах ИНИОН, по тематике применения вычислительной техники в различных областях общественной жизни. Принято считать, что «в широкий оборот» этот термин вошел в результате выступлений и публикаций А. И. Ракитова и Д. С. Черешкина, а получил официальный статус после публикации статьи в «Правде» от 21 июня 1988 г. четырех известных авторов Д. М. Гвишиани (академик, директор ВНИИСИ), В. С. Михалевича (академик, директор Киевского института кибернетики им. В. М. Глушкова), А. И. Ракитова (профессор, заведующий отделом ИНИОН РАН), В. С. Семенихина (академик, директор НИИ автоматической аппаратуры головного института по созданию больших АСУ). Статья называлась «Стратегия прорыва. Информатизация насущная необходимость».

В статье впервые в нашей стране, тогда еще называвшейся СССР, была рассмотрена новая геополитическая ситуация, создавшаяся в мире за счет быстрого развития и использования во всех сферах деятельности новых возможностей переработки информации информационных технологий и средств их реализации (средств вычислительной техники и связи). Авторы подчеркивали, что «сейчас важнейшим показателем уровня научного развития, экономической и оборонной мощи государства становится информация. Чем больше ее производится, чем выше ее качество, чем быстрее внедряется она в народное хозяйство, тем выше жизненный уровень населения, экономический и политиче­ский вес страны. В наиболее развитых странах Запада и в Японии возникла экономика знаний, а производство информации и информационной технологии стало одной из самых прибыльных и стремительно растущих отраслей». Был проведен анализ реального состояния информатизации в стране и поставлена задача выработки обоснованной концепции и стратегии информатизации, определения конкретных этапов ее реализации. Другими словами, в статье была впервые обоснована и сформулирована базовая задача развития страны проведение широкомасштабной информатизации всех сфер деятельности и обеспечения, на этой основе, перехода экономики страны на новые, перспективные методы управления информацией и повышения обороноспособности.

Авторы наметили и основные направления развития информатизации, подчеркивая, при этом, что наша задача, не «перегонять» другие страны, а идти по своему собственному пути. Поэтому надо выбирать стратегию прорыва, сконцентрировать усилия на относительно немногих, но наиболее важных направлениях, чтобы c минимальными затратами получить ощутимые для экономики и для населения результаты в кратчайшие сроки. Для этого нужно определить основные сферы, в которых информатизация является назревшей и безотлагательной задачей.

В качестве приоритетных направлений авторы предложили следующие:


В статье также были намечены этапы реализации предлагаемой стратегии. В заключении статьи подчеркивалось, что «для того чтобы проекты информатизации не превратились в утопию, в первую очередь надо сделать решительный прорыв в создании современных персональных компьютеров, средств и сетей связи и передачи данных, резко увеличить производство программного продукта. Во всех этих областях наше отставание пока недопустимо велико»…

«Задачи, выдвигаемые информатизацией общества, крайне сложны. Без продуманного научно обоснованного руководства, в полной мере учитывающего как интересы общества, так и интересы отдельных объединений, организаций, предприятий, кооперативов и граждан, их не решить. Кто будет руководить процессом информатизации общества? Кто будет разрабатывать соответствующие программы, и отвечать за их реализацию

Заключительную фразу статьи можно и сегодня поместить в любой газете в качестве лозунга: «Общество, которое своевременно не вступит на путь информатизации, рискует безнадежно отстать от развитых стран, впасть в информационную зависимость от них. Поэтому курс на информатизацию страны объективно должен стать одной из центральных линий в зримой перспективе перестройки».

Как можно видеть, многие положения статьи 1988 года не потеряли свою злободневность и сегодня.

В этой статье и позднее в «Концепции информатизации советского общества» термин «Информатизация» уже прочно соотносится c понятием общества и социально-экономического развития. Так в упомянутой Концепции говорится: «Информатизация глобальный процесс, связанный c кардинальным изменением структуры и характера мировой экономики и социального развития, c переходом к наукоемкому производству, к новым видам информационного обмена».

Аналогичное определение термина «Информатизация» было дано в первой редакции Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» (ФЗ- 24 от 25 февраля 1995 г.). «Информатизация это организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Концепция информатизации советского общества

Сегодня, оглядываясь на прошлое, можно сказать, что эта статья явилась своеобразным «спусковым крючком» процессов информатизации в стране. Вскоре после ее опубликования произошел ряд событий, определивших создание «Концепции информатизации советского общества».

По инициативе главного редактора «Правды» В. Г. Афанасьева, философа, занимавшегося вопросами социального управления, А. И. Ракитов написал в конце 1987 г. докладную записку Генеральному секретарю ЦК КПСС М. С. Горбачеву о важности информатизации.

По инициативе некоторых работников ЦК КПСС в январе 1988 г. В. С. Семенихин собрал у себя представительное совещание, на котором было принято решение о подготовке Концепции информатизации общества. В работе совещания участвовали академики Е. П. Велихов и Д. М. Гвишиани, заместитель Председателя Госкомитета по вычислительной технике и информатике В. В. Корчагин, представители научного и профессионального сообщества. Было принято решение о создании трех самостоятельных рабочих группы, под руководст­вом академика Д. М. Гвишиани, директора Института кибернетики АН УССР им. В. М. Глушкова академика АН УССР В. С. Михалевича и В. Н. Захарова (директора ВНИИ проблем вычислительной техники и информатики). Варианты Концепции, подготовленные каждой группой, были вскоре рассмотрены и окончательная редакция была поручена группе Д. М. Гвишиани (заместители руководителя группы А. И. Савин и Д. С. Черешкин) В группу входили многочисленные эксперты, в основном, из институтов АН СССР (ЦЭМИ, Института США и Канады, ВНИИСИ). Версии Концепции, представленные другими группами, были внимательно изучены и использованы при подготовке Концепции. Концепция под редакцией Д. М. Гвишиани была издана в 1989 г. Ее структура и содержание предвосхитили многие последующие концепции и программы информатизации и перехода к информационному обществу.

Вот главные положения этой Концепции, не потерявшие актуальность и сегодня и, как нетрудно убедиться, воспроизводимые c небольшой редакционной правкой в сегодняшних программных документах по формированию информационного общества.

Цель Концепции определить основные положения государственной политики в области информатизации, механизмы ее реализации, ключевые проблемы, решение которых должно обеспечить достижение целей социально-экономического развития советского общества.

Углубляющееся отставание СССР в области информатизации стало стратегическим фактором, грозящим безвозвратной потерей статуса мировой державы.

Под государственной политикой информатизации понимается деятельность всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), направленная на выявление общественных интересов в области информатизации и на создание условий, благоприятных для формирования, развития и удовлетворения этих интересов.

Развитие программ информатизации должно быть полностью согласовано c Программой социально-экономического развития СССР.

Государственная политика должна иметь централизованную и децентрализованную составляющие.

Ключевые проблемы:

Прогнозное положение. Информатизация будет происходить в условиях замены административной системы управления экономическими методами, поэтому следует сохранить централизованные усилия государства и в то же время развивать рыночные отношения, связанные c производством информационных услуг.

Если бы тогда можно было предвидеть, что принесет информатизации начало 90-х годов?

В качестве самостоятельного развития основных положений Концепции можно рассматривать вышедшую в 1991 г. в Политиздате книгу известного философа А. И. Ракитова «Философия компьютерной революции».

Первый раздел книги назывался: «Путь к информационному обществу: проблемы, реальность перспективы». «Информатизация, писал А. И. Ракитов, и означала путь к информационному обществу как к социально-историческому феномену». Стоит подчерк­нуть, что на фоне еще общепринятого догматического марксизма-ленинизма утверждение автора о том, что «технология становится фактором различных общественных модификаций и трансформаций, влияющих на разнообразные общественные структуры и подсистемы общества» (с. 16.) дорогого стоило.

А. И. Ракитов, видимо, первый из советских ученых сформулировал признаки информационного общества, которые потом в том или ином виде долго кочевали из издания в издание, из концепции в концепцию Вот эти признаки:

Любой индивид, группа лиц или предприятие (организация) в любое время могут получить информацию и знания, необходимые им для жизнедеятельности и решения личных и социально-значимых задач;

Имеются все необходимые технологии для решения выше поставленной задачи;

Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание национальных информационных ресурсов;

Ускоренная автоматизация и роботизация производства и управления.

Расширение сферы информационной деятельности и информационных услуг.

А. И. Ракитов дал определения и установил соответствия между понятиями информатизации компьютеризации, электронизации общества. Он совершенно справедливо отметил, что движение к информационному обществу процесс, в котором технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а сплавлены, слиты воедино. Эта мысль А. И. Ракитова, однако, так и осталась практически невостребованной вплоть до сегодняшнего времени в условиях многолетнего доминирования инженерно-технократических взглядов на информационные и управляющие процессы, истоком которых была идеология ОГАС (Общегосударственная автоматизированная система) середины 60-годов. Академик В. М. Глушков своим авторитетом убеждал, что стоит покрыть страну сетью информационно-вычислительных центров, связанных каналами передачи данных, и проблемы эффективного управления народным хозяйст­вом будут решены.

В эпилоге книги А. И. Ракитов спрашивал «Быть ли информационному обществу в нашей стране?». И отвечал быть. Правда, должно было пройти 15 лет, чтобы ответ на этот вопрос стал очевиден. А к началу 90-х годов очевидными были следующие обстоятельства: СССР, а затем Россия были не готовы начинать движение к информационному обществу.

Эта неготовность лежала в разных плоскостях:


Наступило время экономических реформ начало 90-х годов, неудачная реализация которых сопровождалась прекращением поддержки государством основных направлений научного и производственного развития страны. (Жизнь научных организаций пошла по формуле М. М. Жванецкого — «Ученые стали продавать, не изобретая»). Достаточно было разорвать существующие экономические связи, как отставание отечественных технологий от зарубежных стало необратимым. Бум развития технологий в зарубежных странах, открытость границ и проводившиеся в стране выставки успехов современных технологий воочию выявили это отставание.

Отсутствие отечественных технологий, обеспечивающих на должном уровне создание современных систем и средств информатизации, поставило отрасли вычислительной техники и телекоммуникаций перед необходимостью использования зарубежных технических и программных решений. Активно хлынувшие на отечественный рынок импортные изделия электронной вычислительной техники обеспечили приемлемые технические решения для систем и средств информатизации общегосударственного назначения. Можно сказать, что именно таким образом создавалась технологическая база для систем, обеспечивающих функционально полную информационную поддержку процессов принятия решений должностными лицами всех уровней управления органов государственной власти. Однако судьба информатизации в 90-е годы оказалась лишь отчасти связана c созданием таких систем. Появились новые постановки задач и новые факторы, подлежащие рассмотрению.

Этап взросления

Рассмотрим основные вехи этапа взросления информатизации (середина и конец 90-х годов). Именно здесь содержатся концептуальные истоки Стратегии развития информационного общества в России

Важную роль сыграл принятый Государственной Думой в 25 февраля 1995 года Федеральный закон (ФЗ-24) «Об информации, информатизации и защите информации», который заложил основы законодательного регулирования информационных отношений в обществе c учетом мировой практики и современного уровня развития информационных технологий. Закон определял основные направления государственной политики в части формирования государственных информационных ресурсов, являющихся основой развития сферы производства информационных продуктов и услуг.

В большинстве своем нормы Закона были рамочными, а сам Закон являлся базовым для формирования на его основе законов и других нормативных актов по отдельным направлениям правового регулирования информационных отношений в обществе. Первостепенную роль в подготовке Закона сыграли специалисты Института государства и права РАН во главе с И. Л. Бачило.

Вскоре в содержании понятия информатизация стал доминирующим контекст формирования информационного общества. Как написано в «Экономической энциклопедии»:

«Информатизация процесс широкомасш­таб­ного использования информационных и коммуникационных технологий во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества c целью повышения эффективности использования информации и знаний для удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства, государственного и общественного управления и создания предпосылок перехода России к информационному обществу. Социальная направленность информатизации выражается, прежде всего, в предоставлении гражданам страны возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в достоверном информировании российской и международной общественности о социально значимых событиях российской и международной жизни, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг

В это же время произошли важные институциональные реформы. Был создан Государственный Комитет РФ по информатизации, ответственный за формирование и реализацию государственной политики в этой сфере. Под государственной политикой информатизации понимался комплекс взаимоувязанных политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленный на обеспечение общегосударственных приоритетов развития информационной среды общества и создания условий перехода России к информационному обществу.

Несколько иное, более широкое понятие государственная политика информатизации получила в «Концепции государственной информационной политики», разработанной Рабочей группой под руководством Д. С. Черешкина (А. В. Волокитин, Б. В. Кристальный, О. А. Финько и др.) и опубликованной под общей редакцией О. А. Финько. Этот документ широко обсуждался специалистами и был одобрен Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи, а также Постоянной палатой по государственной информационной политике при Президенте РФ в конце 1998 г. В то время информационная политика государства охватывала, главным образом, проблемы, связанные c деятельностью средств массовой информации. В конце 90-х годов это содержание было несколько расширено и в Концепцию были включены элементы защиты прав граждан и организаций на общедоступную информацию, гарантированных Конституцией страны, а также некоторые аспекты информационной безопасности.

Как специально подчеркивалось в Концепции государственной информационной политики, назрела жесткая необходимость поставить под контроль государства всю совокупность процессов функционирования и развития информационной среды общества (информационные ресурсы, информационно-коммуникационная инфраструктура и технологии, информационная безопасность), включая и традиционные проблемы формирования общественного сознания и правоотношений в сфере производст­ва, распространения и потребления информации. Так происходит в большинстве стран независимо от их политико-экономического уклада. Стало понятным, что только развитая информационная среда составит технологический фундамент единого информационного пространства России как целостного федеративного государства, обеспечивая включение российских регионов в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь страны, последовательное вхождение России в Европейскую и глобальную информационную инфраструктуру. Она является необходимым условием гибкого и эффективного управления жизнью общества.

В концепции разъяснялось, что государственная информационная политика является важной составной частью внешней и внутренней политики государства и охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Долгосрочной стратегической целью информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития построению информационного общества в России и вхождению страны в глобальное информационное общество.

Основой этого перехода является создание единой информационно-коммуникационной среды как основы решения задач социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

В Концепции в качестве основных задач государственной информационной политики определены:


В заключении отмечалось:

Воплощение в жизнь основных идей и практических мероприятий государственной информационной политики будет означать серьезное продвижение страны по пути к информационному обществу. Это движение должно состоять из следующих шагов.

Последовательное реформирование информационного производства на основе:

Практическое овладение населением страны информационными ресурсами, развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой и новейшими информационных технологиями в различных видах деятельности.

Достижение высокого уровня информационной безопасности и обеспечение международного статуса России как полноценного участника мирового информационного сообщества.

Реализация этих шагов по пути к информационному обществу потребует системной программно-целевой работы по проведению в жизнь государственной информационной политики.

Следует отметить, что Концепция государственной информационной политики была первым широко распространенным и обсужденным общественностью документом, хотя и не принятым Президентом и Правительством, в котором интересы граждан и общества рассматривались как более приоритетные по сравнению c интересами государства. В последующих документах триада «интересы личности, общества и государства» уже являлась стандартом.

Как мы сможем убедиться далее, практически все положения Концепции ГИП 1998 года отразились в Стратегии 2007 года. Приходится лишь сожалеть, что для этого потребовалось почти 10 лет.

Конечно, имелись объективные и субъективные причины задержки на 10 лет. Рассмотрим их по­следовательно, не выстраивая их по значимости. Все они существенны.

Современная технологическая база перехода к информационному обществу

Такой базой является сектор экономики, связанный c созданием, производством и применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Во второй половине 90-х годов в России имели место высокие темпы роста объема производства этого сектора (до 20% в год). И, хотя, рынок ИКТ являлся одним из самых быстрорастущих в России, как и во всем мире, по уровню развития ИКТ Россия в 90-х годах отставала от ведущих стран Запада не менее, чем на пять лет.

Потребовалось еще несколько лет, чтобы развивающаяся отрасль ИКТ стала пониматься как единая отрасль национальной экономики, производящая конкретную продукцию, основную часть которой составляет информационный контент и услуги предоставления его потребителям, чтобы она стала рассматриUваться как необходимое условие экономического подъема. При этом стало очевидным, что именно конвергенция информационных и коммуникационных технологий служит основой перехода к информационному обществу (Л. Д. Рейман).

В целом, несмотря на существовавшие проблемы (важнейшая из них информационное неравенство центра и регионов и слабое развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры в масштабе страны), Россия уверенно шла по пути информатизации быстрыми темпами. Развитие ИКТ в России выдержало такую проверку на прочность, как экономический кризис 1998 года, который не смог существенно замедлить этот процесс.

Развитие сектора ИКТ служило важным условием формирования в стране новой экономиче­ской реальности (основ рыночной экономики), поскольку именно ускоренный рост новых применений ИКТ позволяет производить растущее многообразие товаров и услуг по снижающимся (в расчете на «единицу эффективности») ценам и обеспечивающим быстрое перемещение в нужном направлении товаров, энергии, информации, труда и капитала. Между развитием ИКТ и трансформациями в мировом финансовом и экономическом пространствах существуют глубинные взаимосвязи. ИКТ и информационно-коммуникационная инфраструктура служат необходимой «подложкой», технологическим фундаментом этих трансформаций, обеспечивающих эффективное функционирование инновационных экономик и постоянный рост ВВП. Очевидно, что такое положение складывается при условии, что объемы производства и применения ИКТ в денежном выражении становятся существенной частью ВВП. Так, например, в 2006 г. общий объем российского сектора ИКТ превысил 1 трлн. руб.

Общественные институты

Совсем не сразу пришло осознание того, что успех информатизации зависит не только от усилий государства, но и от активности общественных институтов, бизнес-сообщества, от участия в этом процессе научно-образовательных организаций и граждан.

В сентябре 1998 года по инициативе профессио­налов из различных областей деятельности, объединенных идеей развития информационного общества в России, была создана независимая исследовательская и сервисная организации Институт развития информационного общества (ИРИО). Председателем совета директоров был избран Ю. Е. Хохлов, а исполнительным директором Т. В. Ершова.

Цели и задачи ИРИО были сформулированы следующим образом:

Цели:


По всем направлениям своей деятельности ИРИО удалось за последние годы добиться серь­езных успехов, реализовать ряд важных проектов, преж­де всего, провести на основе адаптированной к нашим условиям международной методике, всесторонний анализ и оценку готовности страны к построению информационного общества, создать благоприятную общественную атмосферу и подготовить участие руководства страны в международных инициативах и программах по вопросам информационного общества. В част­ности, ИРИО способствовал подготовке российской позиции при обсуждении и принятии мировым сообществом Декларации принципов «Построение информационного общества глобальная задача в новом тысячелетии» (принята на Всемирном саммите по вопросам информационного общества в Женеве в декабре 2003 г.) и решений Всемирного саммита по вопросам информационного общества в Тунисе (ноябрь 2005 г.).

Институт оказал и сегодня оказывает серьезную экспертную поддержку нынешнему Министер­ству информационных технологий и связи (ранее Министерство РФ по связи и информатизации), в подготовке концептуальных, методических и программных документов по реализации государственной политики информатизации.

ИРИО оказал действенную поддержку Московскому правительству и Московской городской Думе в разработке Концепции движения Москвы к информационному обществу, утвержденной Мэром Москвы в июле 2001 г. программному документу по обеспечению развития город­ской информационно-коммуникационной инфраструктуры, информационных ресурсов и услуг, совершенствованию нормативной правовой базы информатизации в городе.

Аналогичные проекты при поддержке ИРИО были запущены и в других российских регионах Республике Мордовия, Тверской области, Республике Татарстан и ряде других, завершившихся разработкой Типовой программы развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъектами Российской Федерации, о которой речь пойдет позже.

C 1999 года ИРИО совместно c Российской инженерной академией стал издавать международный научно-аналитический журнал «Информационное общество», вокруг которого быстро сложилось авторитетное научное сообщество (главный редактор Ю. Е. Хохлов). Ранее это издание называлось «Вестник Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники», и было известно только в узких кругах, так как по сути представляло собой скорее сборник информационных материалов, поскольку его выпускал Всесоюзный институт межотраслевой информации.

В 2003 г. по инициативе Министра связи и информационных технологий РФ Л. Д. Реймана и при поддержке научным сообществом была создана еще одна общественная независимая организация Центр развития информационного общества (РИО-Центр), председателем Попечительского совета которого стал Л. Д. Рейман, а исполнительным директором профессор В. С. Липицкий.

Перед центром были поставлены следующие задачи:


За несколько лет РИО-Центр стал эффективным связующим звеном между научной общественностью и Мининформсвязи. При Центре создавались рабочие группы по разработке различных концепций и стратегий, проводились конференции и семинары c широким общественным обсуждением подготовленных документов, и, так же, как ИРИО, РИО-Центр заработал авторитет у специалистов, занимающихся проблематикой информатизации.

В 2003 — 2006 гг., на гребне повышения интереса руководства страны к развитию ИКТ, появился целый ряд национальных ассоциаций, объединяющих производителей и потребителей ИКТ. В частности, возникла Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ), деятельность которой активно способствовала развитию всех направлений элект­ронной коммерции. Президентом Ассоциации является генеральный директор «СвязьИнвеста» А. Н. Киселев.

После выступления Президента В. В. Путина на заседании Государственного совета России в Нижнем Новгороде в феврале 2006 г. Правительством РФ было утверждено создание ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» (РИФИКТ) и «Российской венчурной компании» (РВК), призванных осуществлять финансирование перспективных инновационных проектов, а также стимулировать разработки коллективов малых и средних предприятий в сфере ИКТ.

Понимая важность данной задачи, ее определяющее влияние на развитие экономики страны, а также необходимости общественного контроля за распределением средств венчурных фондов, была учреждена Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий (НАИРИТ), президентом которой была избрана О. А. Ускова (ОАО «Когнитив Технолоджи»). Учредителями НАИРИТ выступили институты РАН, РАЕН, отраслевые государственные предприятия, крупные ИКТ-компании, коллективы разработчиков перспективных ИКТ-продуктов. В настоящее время в состав НАИРИТ вступило уже более 300 компаний и творческих коллективов.

Все упомянутые выше общественные организации начинают играть все большую роль в развитии ИКТ в России, их воздействие на процессы информатизации определяет все возрастающее влияние общества на развитие России.

Научно-аналитические исследования и осмысление зарубежного опыта

Начиная c середины 90-х годов, было уточнено и конкретизировано содержание основных понятий и выполнены многочисленные научно-аналитические исследования по проблематике информационного общества. Именно в них были сформулированы концептуальные основы для проектов и программ информатизации. Кроме того, потребовалось почти десятилетие для осмысления успешного движения к информационному обществу за рубежом. Отметим, что именно в эти годы были уточнено и конкретизировано содержание основных понятий.

Как известно, изобретение термина «информационное общество» приписывается Ю. Хаяши, а введение в научный оборот в начале 60-х годов прошлого века фактически одновременно в США и в Японии Ф. Махлупом и Т. Умесао. Всемирное признание это понятие получило после выхода в свет знаменитой книги Ё. Масуды. Подробный анализ различных подходов к научному осмыслению данного феномена можно найти в книге Ф. Уэбстера «Теории информационного общества».

А. И. Ракитов, подыскивая максимально точный русскоязычный эквивалент понятию «knowledge-based society» — «общество, основанное на знаниях», рассматривает последнее как усиленный вариант понятия «информационное общество», подчеркивая особое значение знаний, как наиболее ценной формы информации (А. И. Ракитов. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. С. 31). Таким образом, задан вектор дальнейшего уточнения понятия информационное общество. Это, прежде всего, работа c такими понятиями, как «информация», «знание», «данные».

Разными группами специалистов (прежде всего, Института системного анализа РАН и ИРИО был проведен тщательный анализ зарубежных программ и проектов формирования информационного общества.

Среди них: программы Европейского Союза (eEurope и eEurope action plan, 2000—2002), стран Балтийского региона Европы (План NeDAP, 2001—2004), Франции (Government Action Programme for Information Society, 1998—2000), Великобритании (UK Online, 2000—2002), Японии (Basic IT Strategy, 2001—2004). Были также проанализированы доклад Комиссии М. Бангемана Европейскому Сообществу, Пятая рамочная программа КЕС «Технологии информационного общества» (IST), ряд программ и проектов по­строения информационного общества в различных странах, их особенности, определяемые уровнем социально-экономического, технологического и культурного развития. Кроме того, была детально рассмотрена Стратегия электронного правительства США (E-Government Strategy), разработанная в соответствии c Президентским по­сланием Конгрессу США в августе 2001 года и ряд других известных программ.

Было показано, что основные цели этих программ в западных странах направлены на достижение лидирующих позиций в экономике и в социальном развитии общества. Они имеют социально-экономическую направленность и главным объектом ставят человека и человеческие ценности. Обозначенные в национальных программах приоритетные направления совпадают в части правовой сферы, развития кадров, совершенст­вования информационно-коммуникационной инфраструктуры и становления электронных правительств. Зарубежные программы, кроме того, объединяет большое внимание к вопросам укрепления доверия людей к ИКТ, поддержки малого и среднего бизнеса и к человеческому фактору. Отличительная особенность большинства западных программ и стратегии их реализации состоит в том, что они рассматривают все используемые онлайновые технологии электронную коммерцию, электронное правительство, электронный бизнес и т. д., не как самостоятельные изолированные сферы деятельности, а как интегрированную и взаимозависимую совокупность этих технологий, которые составляют единый фундамент перехода к цифровой (информационной) экономике и информационному обществу.

Проведенный анализ позволил уточнить содержание понятия информационной экономики, существенными признаками которой являются:


Таковы общие тенденции развития мировой экономики, порожденные информационно-технологической революцией, которые оказываются справедливы не только для развитых стран, но и для отстающей и плохо адаптируемой России c переходной экономикой.

Подчеркивалось, что современная цивилизация использует четыре основных ресурса: природные богатства, труд, капитал и информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей). Первые три остаются главными факторами производства, последний же необходимым условием их эффективного использования (В. Н. Костюк). Это означает, что основную роль в экономике начинает играть экономическая инфраструктура, и создание, распространение, постоянное обновление и применение информации идет опережающими темпами (по сравнению c использованием любых других ресурсов).

Вскоре еще больше укрепилось понимание того, что развитые информационные системы и высокоскоростные средства коммуникаций большой пропускной способности, их мобильность и персонализация выводят человека в информационном обществе на новые ступени развития, совершенствования, самовыражения и благосостояния.

Глубокие изменения происходят также в социо-культурной инфраструктуре, обслуживающей информационные потребности в обществе. Суть этих изменений в том, что квалификация, профессионализм, знания и способность к творче­ст­ву становятся наиболее важной характеристикой услуг труда. Для современного российского общества это обстоятельство имеет особое значение, так как именно оно способно порождать информационное преимущество. (О. Н. Вершинская, Т. В. Ершова, В. Н. Костюк, Г. Л. Смолян, Ю. Е. Хохлов, В. Н. Цыгичко, Д. С. Черешкин, С. Б. Шапошник, А. А. Штрик серия публикаций 1997—2002 гг. в различных изданиях, в том числе в журнале «Информационное общество»).

Поиск национального пути

В 1998—1999 гг. при поддержке Мининформсвязи группой специалистов под руководством Д. С. Черешкина была разработана Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», которая рассматривалась как программа создания условий для перехода страны к информационному обществу.

В Концепции отмечалось, что для сегодняшней России вряд ли возможно повторение того пути, который уже пройден или проходится развитыми странами, в основном, европейскими. Он требует значительных капиталовложений на достаточно коротком интервале времени (7—10 лет, чтобы выйти на среднеевропейский уровень информатизации при условии 3—5 процентного экономического роста). Темпы продвижения по такому пути будут определяться выделенными средствами (не менее 10% ВВП), которые сегодня государство не может инвестировать в развитие информатизации.

Следовательно, необходимо искать путь, ориентированный на социально-политические, экономические и культурные особенности российского общества и требующий в сегодняшних условиях минимальных капиталовложений со стороны государства. Этот путь требует 3—5% темпов экономического роста, быстрого развития коммерческих структур, повышения качества жизни населения, наконец, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, которая могла бы поставить перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.

(Очевидно, что эта воля появилась лишь к концу второго срока президентства В. В. Путина.)

В Концепции выделены три стратегических направления пути России к информационному обществу:

Информатизация всей системы общего и специального образования от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала.


1. Информатизация системы общего образования, ориентированная на формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества основная перспективная задача перехода к информационному обществу.


Подчеркивалось, что в России имеется серь­езный задел в области применения ИКТ в высшей школе, однако совершенно недостаточны работы по компьютеризации школ, особенно в небольших городах и на селе. Важную роль в информатизации образования должны сыграть культурно-информационные центры, электронные библиотеки и развитие русскоязычного сегмента интернета.

2. Формирование и развитие индустрии и соответствующей инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя.


Это одна из основных задач развития информационной среды общества. Она непосредственно связана c заинтересованностью населения, экономических структур и органов государственной власти в использовании информации как ресурса социального, экономического и индивидуального развития и в повышении эффективности государст­венного управления. Развитие информационной среды также связано, c личным, в том числе финансовым, участием граждан в формировании информационного общества. Решение данной задачи позволит поднять уровень информационной культуры и компьютерной грамотности, обеспечить развитие наиболее динамичного сектора рынка информационных и коммуникационных средств, информационных продуктов и услуг и поддержку отечественных производителей.

3. Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям, в том числе развитие мощного русскоязычного сегмента интернета. Решение этой задачи должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитания этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов.

В документе утверждалось, что решение этих трех масштабных, исторических для России, задач будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социально-экономического и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение права граждан на свободное получение, распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности. Движение по выбранному пути позволит создать новые виды деятельности, сформировать новые типы социальных отношений, как в сфере бизнеса, так и в сфере индивидуального труда, усилить интеллектуальный, творческий потенциал человека, приобщить его к мировым культурным ценностям. Это особенно важно для победы идеалов духовности и нравственности в информационном пространстве современной культуры.

Концепция ФЦП «Развитие информатизации в России до 2010 года» была заслушана и одобрена на коллегии Мининформсвязи, однако из-за ряда субъективных причин не была представлена в вышестоящие органы. Кроме того, уже тогда наметились противоречия и конкуренция между Мининформсвязи и Минэкономразвития в вопросах руководства процессами информатизации.

Да и в администрации Президента еще не созрели условия для решительных действий. Именно поэтому в ежегодных Посланиях Президента Федеральному собранию никак не находилось место для идей информационного общества, хотя специалисты регулярно готовили соответствующие проекты текстов для посланий.

Постиндустриальная философия государственного управления

Как правильно отмечал Ю. А. Нисневич, формирование информационного общества как нового типа социальной организации естественным образом предопределяет начинающуюся трансформацию социальных и политических коммуникаций и институтов. В социальном плане существенные преимущества получают члены общества, имеющие возможности, знания и навыки в использовании современных ИКТ, что позволяет им свободно действовать в новой информационной среде и активно использовать ее для удовлетворения своих потребностей и достижения успеха. В странах, вступивших на путь постиндустриального развития, количество таких членов общества, составляющих его наиболее активную, продвинутую и преуспевающую часть, постоянно возрастает, и постепенно преобладающей в обществе становится сетевая логика социальных взаимодействий и коммуникаций, основанных на индивидуальном использовании информационно-коммуникационной инфраструктуры. Однако, даже при увеличении количества людей, успешно адаптировавшихся в новой информационной среде, наблюдается процесс «информационного или цифрового» расслоения общества и обостряется социальная проблема, которую принято называть проблемой «информационного неравенства». Суть данной проблемы состоит в том, что разные социальные группы по различным причинам имеет неравные возможности доступа к информационным ресурсам и использованию информационно-коммуникационных тех­нологий и сетей.

Однако для того, чтобы реорганизация системы государственного управления, адекватная вызовам информационной эпохи, не осталось бы только декларацией о намерениях, а начала реально воплощаться в жизнь необходимы, во-первых, политическая воля правящей элиты и, во-вторых, практически реализуемая концепция такой реорганизации, учитывающая сложнейшие экономические, социальные, административные и правовые проблемы, возникающие при внедрении новых организационных моделей.

В качестве такой концепции ведущими странами мирового сообщества сегодня предлагается концепция «электронного правительства», суть которой заключается в следующем.

Во-первых, вся система органов государственной власти и государственных учреждений, обобщенно называемая правительством, рассматривается как единая сервисная организация, предназначенная для оказания услуг населению.

Во-вторых, деятельность правительства должна быть открытой и информационно прозрачной для граждан и оно должно быть доступно каждому субъекту общества в любой момент времени и из любого места его расположения.

В-третьих, для совершенствования и повышения качества оказания услуг населению и повышения эффективности функционирования правительства, его деятельность переносится в современную информационную среду.

Стратегическая цель электронного правительства решение всех государственных проблем c позиции защиты прав и в интересах всех граждан, участие граждан в процессе руководства и управления страной. Его практическая задача трансформация внутренних и внешних взаимоотношений в системе государственного управления на основе использования ИКТ для оптимизации процессов оказания государственных услуг населению, расширения взаимодей­ствий всех граждан c правительством и их участия в его деятельности.

Таким образом, исходя из сущностных свойств, стратегической цели и практической задачи электронного правительства, его следует рассматривать не только как современное организационно-технологическое построение системы государственного управления, основанное на использования ИКТ но и, прежде всего, как постиндустриальную философию государственного управления (Ю. А. Нисневич).

Все вышесказанное определяет необходимость развития информационной среды не только в технологическом понимании этого термина, но и как существенного принципа построения различного типа организационных структур и формирования их взаимоотношения c гражданами и обществом. Очевидно, что эта отличительная черта современного управления должна быть положена в основу формирования стратегии информатизации.

Исходный пункт движения: готовность к информационному обществу

Чрезвычайно важным моментом для понимания текущего состояния информатизации в России оказалось выявление состояния россий­ского общества на начальном этапе движения к информационному обществу. В 2001—2003 гг. ИРИО провел фундаментальное исследование готовности страны к масштабной информатизации во всех областях общественной жизни. Его результаты были оформлены в монографии «Готовность России к электронному развитию» (под редакцией Т. В. Ершовой и С. Б. Шапошника). Нам представляется более целесообразным заменить использованный авторами термин «электронное развитие» (калька c английского) на более привычный термин «информационное развитие».

В качестве отправной точки была избрана методология, разработанная Центром международного развития Гарвардского университета (Center for International Development at Harvard University), зафиксированная в руководстве «Готовность к сетевому миру (Readiness for the Networked World)». Эта методология не совсем подходила для анализа готовности России к информационному обществу и была существенно доработана.

Авторы исследования исходили из следующих принципиальных соображений:

Оценивая готовность к информационному развитию, необходимо различать и учитывать влияющие на него факторы, в частности, процессы применения ИКТ в различных сферах деятельности и уровень использования ИКТ в ключевых областях.

Широкомасштабное и продуктивное использование ИКТ в стране зависит, помимо инфраструктурных, от ряда других важных факторов: наличия человеческого капитала (достаточного числа специалистов, навыков использования ИКТ у населения, мотивации использовать ИКТ и т. п.), деловой среды, способствующей производству и использованию ИКТ, адекватного законодательного регулирования.

Экономический рост и социальное развитие страны в большей степени зависят от общей политики, способствующей росту и развитию, чем от внедрения ИКТ. Только благоприятная деловая среда, стабильный и свободный политический режим, адекватные государственное регулирование и социальная политика создадут необходимые условия для развития страны и позволят реализовать социально-экономический потенциал использования ИКТ.

В исследовании были использованы:


Из результатов анализа готовности страны к информационному обществу вытекало, что Россия стабильно получает относительно низкие оценки по ряду показателей готовности к информационному обществу.

К ним относятся:


Полученные результаты позволили сформулировать ряд рекомендаций по повышению уровня готовности страны к электронному развитию. Выделены несколько направлений на которых необходимо сосредоточить усилия:

Первое направление формирование эффективной деловой среды, способствующей производству и использованию ИКТ и информации во всех сферах жизни общества, что требует проведения соответствующей открытой экономиче­ской политики, реализации системы мер по защите прав интеллектуальной собственности и борьбе c пиратством.

Второе направление развитие человеческого капитала, для чего необходимо обеспечение необходимого уровня финансирования системы образования, установление прочных связей c рынком труда и создание условий для получения образования на протяжении всей жизни для большей части экономически активного населения, развертывание масштабной системы повышения информационной (компьютерной) грамотности населения.

Третье направление совершенствование и развитие национального информационного законодательства и политики информатизации, в рамках которого необходимо формирование, обнародование и последовательное проведение в жизнь государственной политики разработке и принятии стратегии и программы развития информационного общества; адаптации «общего» законодательства России к реалиям информационного общества. законодательного определения правового режима информации как отдельного объекта нормативного регулирования.

Четвертое направление развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и использование ИКТ в ключевых сферах деятельности, что требует расширения спектра общедоступных информационных услуг и доступа граждан к социально значимой, культурной и развлекательной информации путем развития систем пунктов общественного доступа и создания общедоступных информационных ресурсов; ускорения реализации концепции электронного правительства, что подразумевало разработку соответствующей нормативной базы, создание Правительственного портала, перевод обязательных взаимодействий органов государственной власти c гражданами и хозяйствующими субъектами в электронную форму.

Необходимо отметить, что в монографии был проведен анализ не только готовности всей страны к информационному обществу в различных сферах деятельности, но и по регионам России. Именно последнее вызвало очень большой интерес у представителей региональных органов власти и, можно сказать, явилось политическим фактором.

Развитие интернета в России

Рост числа пользователей интернета и объема сетевых услуг следует рассматривать как одно из важнейших условий перехода к информационному обществу.

За последние 5—7 лет в нашей стране наблюдался быстрый рост числа пользователей российского сегмента глобальной сети «Интернет» (Рунета). Число пользователей интернета c 2000 по 2003 год выросло в 10 раз и составило более 13 млн. человек [2]. К концу 2007 года, как сообщалось на Российском интернет-форуме [3], годовая аудитория интернета в России превысила 25% взрослого населения страны (18 лет и старше). Это около 30 миллионов россиян, которые составляют наиболее активную часть населения. К 2010 году аудитория интернета может достигнуть 50% рубежа от численности населения.

Причин тут несколько:


В общем, ИКТ и интернет составили основу для перехода развитых стран от индустриального общества к информационному. Высокая степень использования интернета и наличие полнофункционального национального сегмента глобальной сети есть необходимое условие для занятия Россией достойного места в глобальном информационном обществе.

В настоящее время Рунет интенсивно проникает во все сферы жизни общества и государства и имеет хорошие перспективы дальнейшего развития.

Важнейшим фактором, обуславливающим эти перспективы, является экономический рост, повышение уровня благосостояния и качество жизни населения страны

Основными направлениями развития Рунета будут:


Основным технологическим условием развития Рунета является расширение информационно-коммуникационной инфраструктуры страны.

Последовательное развитие Рунета и информационно-коммуникационной инфраструктуры, является главным условием совершенствования сферы государственного управления, повышения эффективности взаимодействия власти c институтами гражданского общества, бизнесом и населением. Использование интернет-технологий в проектах «электронного правительства» должно привести к существенному продвижению по пути демократизации общественной и политической жизни в стране, на практике реализовать конституционные права граждан на получение, распространение и использование информации.

Рунет является важнейшим коммуникационным каналом в глобальном информационном обществе и занимает в нем ключевое место. Расширение этих возможностей должно стать одним из высоких приоритетов государства, поскольку оно реально способствует участию России в мировой экономике в качестве равноправного и эффективного партнера.

Информационные вызовы национальной и информационной безопасности: Доктрина информационной безопасности

В конце прошлого, в начале нового века во многих организациях велись исследования проблем безопасности в информационной сфере. Ведущую роль следует, видимо, отвести Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом В. В. Путиным в 2000 г. Доктрина развивала Концепцию нацио­нальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.

Надо заметить, что еще в 1995—1996 гг. коллективом специалистов под руководством Д. С. Черешкина была разработана Концепция информационной безопасности, в которой впервые была сформулирована логика обеспечения информационной безопасности: выделены объекты, угрозы информационной безопасности, методы и средства предотвращения, парирования и нейтрализации угроз, определены особенно­сти обеспечения информационной безопасности в отдельных сферах деятельности государства, и принципы построения систем обеспечения информационной безопасности. В Концепции под информационной безопасностью понималось состояние защищенности жизненно важных интересов Российской Федерации в формировании, развитии и использовании информационной среды общества. Эта логика нашла отражение в Докт­рине, была лишь немного изменена лексика, использованная в Концепции, и были сформулированы первоочередные мероприятия по реализации Доктрины.

Одной из первых научных публикаций по проблемам информационной безопасности была брошюра «Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики» (авторы: В. Н. Цыгичко, Г. Л. Смолян, Д. С. Черешкин) М.: Институт системного анализа РАН, 1997), в которой были приведены результаты исследования влияния информационного оружия на современную геополитическую ситуацию и давался анализ геополитических последствий и военно-стратегических аспектов глобальной информатизации. Была дана классификация информационных угроз и возможных последствий их реализации, рассматривались различные типы информационного оружия и способы его применения в невоенной сфере. Было дано определение понятий «информационная война», «информационный терроризм» и «информационный криминал», рассматривались возможные формы и способы ведения информационной войны и информационного терроризма.

Заметным явлением в науке и практике обеспечения безопасности в информационной сфере явилась книга «Информационные вызовы национальной и международной безопасности» (под редакцией А. В. Федорова и В. Н. Цыгичко), изданная Центром политических исследований в августе 2001 г. Книга в полной мере отвечала острой потребности в комплексном охвате и конк­ретизации проблематики информационной безопасности c учетов крупных сдвигов в геополитическом мышлении начала 21 века и новейших научно-технических достижений. Для ученых и политиков нашей страны книга давала ясное понимание новых задач обеспечения национальной безопасности в условиях глобальной информатизации. Материалы книги проясняли стратегические приоритеты и цели развития России в контексте информационно-технологической политики, намеченной Окинавской хартией глобального информационного общества. Она явилась фактически первым серьезным изданием по вопросам международной информационной безопасности.

Эти и другие публикации подготовили концептуальную базу для разработки еще в 2003 г. проекта федеральной целевой программы реализации первоочередных мероприятий, предусмотренных Доктриной информационной безопасности РФ, охватывающей проблемы комплексного противодействия угрозам информационной войны, пресечения компьютерной преступности и создания системы мониторинга и анализа угроз информационной безопасности. Однако в силу инерции бюрократического аппарата эта программа так и не увидела свет. И лишь спустя 4 года в Стратегии развития информационного общества эти проблемы нашли более или менее адекватное отражение или, по крайней мере, упоминание.

Прикладные научные исследования и технологические разработки

Нельзя не сказать о роли научно-технического задела в формировании идеологии информатизации. Эта роль велика, хотя обычно остается в тени. Для того, чтобы стратегические идеи не повисли в воздухе, необходимо иметь соответствующий масштабу идей научно-техниче­ский потенциал. Должны быть поняты, прежде всего, контуры технической и технологической базы, на которой будут создаваться перспективные информационные системы и сети. Потребовалось определенное время для убеждения в необходимости строить единую информационную среду для страны. Это означало, что все системы и, в первую очередь, обеспечивающие деятельность электронного правительства, должны опираться на единую систему классификации и идентификации информации, единую систему распределенных фактографических баз данных, на унифицированные формы документов и языковые средства и т. п.

Другой составляющей научно-технического потенциала информатизации является сформировавшийся за последние два десятилетия подход к проектированию сложных (больших) систем, получившей наименование «идеология открытых систем». Суть проблемы в том, что необходимо найти способ преодоления объективно существующего противоречия между временем создания системы и сроками морального старения используемых в ней технических решений. Для сложной системы эти решения могут устареть еще на стадии ее проектирования, т. е. система потребует своей модернизации, еще не будучи окончательно созданной.

Суть идеологии открытых систем состоит в следующем. При определении структуры и основных этапов создания сложной системы эта система расчленяется на ряд составных достаточно самостоятельных подсистем, которые в дальнейшем будут информационно взаимодействовать между собой. Затем определяется последовательность (этапность) создания указанных подсистем. При этом изначально выделяется так называемый «пусковой комплекс», который проектируется, изготавливается и вводится в опытную эксплуатацию в первую очередь.

Дальнейшее развитие системы осуществляется путем последовательного наращивания «пускового комплекса» другими структурными элементами системы, которые информационно сопрягаются c уже функционирующим «пусковым комплексом». На последующих этапах проводится развитие и совершенствование системы, а также решаются новые задачи, возникающие в процессе развития системы. Таким образом, сложная система изначально проектируется так, чтобы можно было обеспечить ее последовательную структурную эволюцию. При этом удается не только существенным образом сократить сроки начала опытной эксплуатации системы, но и подключить к этому процессу самих пользователей, а также учесть опыт эксплуатации системы на последующих этапах ее развертывания.

Использование идеологии открытых систем оказывается весьма эффективным, так как позволяет получить одновременно как экономический, так и весьма важный психологический эффект.

Опыт практической реализации программ информатизации

Необходимо отметить, что наряду c разработками различных концепций и других документов политического характера в стране проводилась и проводится в настоящее время большая работа по созданию различного рода систем, базирующихся на использовании ИКТ и ориентированных на решение задач социально-экономического развития России. К числу таких разработок следует отнести, например, ГАС «Выборы», системы в большинстве министерств и ведомств, проекты в рамках ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» и множество других. Однако, как это неоднократно подчеркивалось во многих выступлениях руководства страны и ведомств, специалистов и ученых все эти разработки имеют разобщенный характер, слабо связаны (информационно и технологически) между собой, не могут являться базой для формирования единого информационного пространства страны.

Можно говорить о том, что разработки большинства перечисленных выше концепций, многочисленные публикации и выступления в большой степени послужили основанием для принятия Правительством РФ решения о разработке федеральной целевой программы «Электронная Россия» Интересна история появления этой программы. После того, как Мининформсвязи одобрило проект концепции ФЦП «Развитие информатизации в России до 2010 года», но задержалось c выходом c ним в Правительство, Минэкономразвития спешно принимает решение о разработке ФЦП «Электронная Россия». В основу первых проектов ФЦП без ссылки на источник были положены материалы концепции ФЦП «Развитие информатизации в России», но руководство Мин­экономразвития в дальнейшем пересмотрело идеологию Программы, выделив в качестве первоочередных свои ведомственные цели и задачи.

Решение о разработке федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годыбыло принято 12 февраля 2001 г. (распоряжение Правительства РФ 207-р), а сама программа была утверждена 28 января 2002 года (постановление Правительства РФ 65). Основная цель Программы (в редакции 2001 г.) была сформулирована следующим образом: создание условий для построения в Российской Федерации эффективной сбалансированной экономики, ориентированной на внутреннее потребление и экспорт информационных технологий и услуг, базирующейся на принципах четкого разделения сфер ответственности и принципов деятельности экономики и государства, максимального использования интеллектуального и кадрового потенциала, гармоничного вхождения в мировую постиндустриальную экономику на основе коопе­рации и информационной открытости, а также условий для развития гражданского общества и демократических традиций в России, преодоления информационного неравенства и равноправного вхождение граждан России в глобальное информационное общество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный доступ к информации, права на защиту персональной информации и обязанности раскрытия информации со стороны государственных, общественных и коммерческих организаций.

Однако, несмотря на столь высокие заявленные цели, ФЦП реализуемая Минэкономразвития не могла стать центром работ по развитию информатизации в стране. Это было связано, c одной стороны, не очень удачным выбором конкретных проектов, c другой хрониче­ским недофинансированием планируемых работ. В 2003 г., в результате бюрократических усилий управление «Электронной Россией» перешло к вновь образованному Мининформсвязи, где она стала приобретать еще более технократический характер. К самой тяжелой «болезни» Программы можно отнести принятую практику заключения контрактов не ранее сентября октября месяцев, что ставит разработчиков в сложное положение.

ФЦП «Электронная Россия», разумеется, нельзя было считать национальной программой развития информационного общества. Ведь она появилась в результате серьезного компромисса между ведомствами, ее финансирующими. Это и привело к тому, что большая часть ее мероприятий (проектов) преследовала узковедомственные интересы, а проблемы «человеческого капитала», образования и ряд других она и не могла решать, поскольку этим «занимались» другие федеральные целевые программы.

К настоящему времени некоторые мероприятия ФЦП «Электронная Россия» выполнены, по крайней мере, за них успешно отчитались, особенно, в части информатизации предприятий и организаций бюджетного сектора, организации электронной торговли, создания телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей публичный доступ к интернету. Тем не менее, реализация многих привлекательно звучащих проектов будет продолжена при наличии необходимого финансирования. Содержание меро­приятий Программы ежегодно корректировалось, а 15 августа 2006 года была принята радикально измененная редакция ФЦП «Электронная Россия (2002—2010 годы)» (утверждена постановлением Правительства РФ 502).

В 2006 г. была принята новая редакция закона 1995 года, правда теперь вместо понятия «информатизация» в нем фигурирует понятие «информационные технологии». Теперь закон называется так: «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (от 27 июля 2006 г. 149-ФЗ).

Помимо «Электронной России» в течение по­следних 3—4 лет были разработаны отдельные концепции, предшественники сегодняшней Стратегии, которая во многом опирается на их положения. Важнейшая из них Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства от 27 сентября 2004 г. 1244-р.

Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии c задачами модернизации государственного управления и формирования «электронного правительства».

В Концепции постулируется, что основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

Государственная политика в сфере использования информационных технологий в государст­венном управлении призвана обеспечить координацию деятельности федеральных органов государственной власти по созданию государст­венных информационных систем и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере. В результате реализации государственной политики ожидается формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования ИКТ.

Следующим значимым документом, принятым Правительством (распоряжение Правительст­ва РФ от 17 июля 2006 г.), явилась «Концепция региональной информатизации до 2010 года». Появление этой Концепции, а, впоследствии и «Типовой программы развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации» явилось понимание того, что информационное неравенство характерно не только при оценке состояния информатизации между странами, но и между регионами в одной стране. Появлению этих документов способствовала публикация результатов проведенной в 2005 году ИРИО анализа готовности регионов России оценки степени подготовленности регионов к широкомасштабному использованию ИКТ в виде книги «Индекс готовности регионов России к информационному обществу. 2004—2005» (под ред. Т. В. Ершовой, Ю. Е. Хохлова и С. Б. Шапошника. М.: Институт развития информационного общества, 2005). Эти материалы также легли в основу обсуждения на президиуме Госсовета в Нижнем Новгороде в феврале 2006 года проблемы информационного неравенства в России и последовавших вслед за этим поручений Президента В. В. Путина, направленных на исправление сложившейся ситуации.

В Концепции определено, что основной целью региональной информатизации является процесс создания необходимых условий для реализации прав и свобод граждан, обеспечения социально-экономического развития и эффективности системы государственного управления субъекта Российской Федерации и местного самоуправления на основе использования ИКТ.

К таким условиям отнесены: повышение эффективности управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации; стимулирование распространения и использования ИКТ в ключевых областях общественной жизни субъекта Российской Федерации; обеспечение доступа населения и организации к информации о деятельности органов власти и их участия в процессах общественной экспертизы проектов решений и эффективности их реализации.

В Концепции определяется, что государственная политика в сфере региональной информатизации должна обеспечивать выравнивание темпов и уровня информатизации субъектов Российской Федерации. Концепция определяет приоритетные задачи государственной политики в сфере региональной информатизации, порядок, условия и механизмы ее реализации.

В 2006—2007 гг. в развитие этой Концепции по заказу Мининформсвязи РФ под руководст­вом Ю. Е. Хохлова и Т. В. Ершовой (ИРИО) была разработана Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий в субъектах Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ одобренная распоряжением 871-р от 3 июля 2007 г.). Типовая программа предполагает, что руководство региона будет строить свою, региональную политику информатизации на основе учета региональных потребностей в решении задач социально-экономического развития региона и использования типовых программно-технических решений, Предполагается, что программно-технические решения будут максимально унифицированы на основе уже существующих систем федерального и регионального уровня.

Генеральная репетиция: проект Национальной стратегии информационного развития

С самого начала было очевидно, что ФЦП «Элект­ронная Россия», несмотря на все ее корректировки, не может выполнять роль организующего начала — «паровоза» информатизации и движения страны к информационному обществу. Сложилось понимание того, что необходим документ, определяющий усилия общества, государства и граждан в подготовке и реализации такого движения. По опыту многих стран известно, что таким документом является национальная стратегия. Исходя из этого в конце 2002 года министр Л. Д. Рейман, создал Рабочую группу под своим руководст­вом для разработки проекта национальной стратегии «Россия в информационном веке». В 2004—2005 гг. Рабочей группой (зам. руководителя группы Д. С. Черешкин) был подготовлен соответствующий проект, многократно обсуждавшийся впоследствии экспертами различного профиля (специалистами в области ИКТ, социологами, экономистами, управленцами и др.). Предполагалось, что проект Национальной стратегии будет представлен на Президентский совет по науке, технологиям и образованию. Однако, несмотря на одобрение, руководство Мининформсвязи РФ задержалось c таким представлением.

В документе было обосновано применение нового термина информационное развитие страны. Предполагалось, что этот термин обозначит обобщенное понятие, способное объединить в себе различные направления движения к информационному обществу информатизацию, построение новой экономики, изменение характера управления, усиление социальной составляющей деятельности государства, демократизацию общественной жизни, активное участие в этом процессе бизнеса и т. д.

По замыслу разработчиков Национальная стратегия должна была явиться основополагающим документом, определяющим направления консолидации усилий общества, государства и бизнеса по опережающему информационному развитию. Это развитие должно стать базой построения в стране информационного общества.

Необходимо отметить, что был проведен тщательный анализ множества подобных национальных стратегий или программ от США и Европейского сообщества до Эстонии и Коста-Рики. Основной вывод никого нельзя повторять, надо идти своим путем, четко ориентированным на имеющиеся преимущества и учитывающим свойственные стране недостатки и особенности.

В проекте Национальной стратегии отмечалось, что каждая страна выбирает свой путь информационного развития и движения к информационному обществу. Анализ сегодняшнего социально-экономического состояния России позволяет утверждать, что выбор возможных путей движения России к информационному обществу весьма ограничен, а роль государства в этом процессе чрезвычайно важна.

В проекте Национальной стратегии определялись конечные цели информационного развития России, приоритетные направления и механизмы их реализации.

В качестве приоритетных направлений, c учетом существующей российской реальности (уровень развития экономики, социальной жизни общества, рынка, развития коммуникаций, неравенст­ва развития регионов, научно-технического потенциала и т. д.) и поставленных целей выбраны следующие.

Первый приоритет опережающее развитие информационно-коммуникационной инфраструк­туры, поскольку именно развитие и модернизация информационно-коммуникационной ин­фраструктуры составляет технологическую базу экономического, социально-политического и культурного развития страны и является первым приоритетом информационного развития страны.

Второе приоритетное направление развитие отечественного производства, распространения и потребления ИКТ, информационных продуктов и услуг. Развитие отечественного рынка ИКТ предполагает обеспечение российского общества широким спектром информационно-коммуникационных услуг. Это важнейшее условие достижения максимально возможного уровня материального благосостояния и обеспечения достойной жизни населения, приближения ее к европейским стандартам.

Третье направление имеет целью обеспечить широкомасштабное использование ИКТ в сфере государственного управления. Реализация этого направления призвана существенно улучшить деятельность аппарата управления за счет перехода на электронный документооборот, интеграции корпоративных сетей министерств и ведомств, а также системы распределенных регулярно обновляемых баз данных управленческой информации внутри каждого ведомства, в короткие сроки завершить функциональную и структурную перестройку аппарата управления, начатую в административной реформе.

Четвертый приоритет обеспечение информационной безопасности страны вытекает из положения, что угроза международного информационного терроризма и информационных войн стали важными геополитическими факторами. Предотвращение этой угрозы требует объединения усилий всех государственных институтов и активизации международного сотрудничества в этой области.

Международное сотрудничество в сфере ИКТ содержание пятого приоритета, в котором постулируется то, что участие России в международном сотрудничестве должно быть направлено, прежде всего, на решение внутренних социально-экономических задач и на обеспечение условий ее равноправного участия в построении глобального информационного общества.

Шестой приоритет проекта Национальной стратегии определяет значимость и важность совершенствования и развития нормативно-правового регулирования процессов информационного развития как главный рычаг воздействия государства на все направления информационного развития. Поэтому государство должно играть активную роль в нормативно-правовом регулировании отношений, связанных c формированием развитой информационной среды.

В проекте Национальной стратегии подчеркивалось, что основным условием информационного развития является консолидация усилий всего общества на достижение таких поставленных в проекте целей как:


В связи c этим основной задачей государства является формирование и укрепление партнерских отношений между обществом, бизнесом и государством.

В заключение подчеркивалось, что Национальная стратегия информационного развития должна служить концептуальной основой для разработки и систематической корректировки федеральных, региональных, межотраслевых и отраслевых программ информатизации, поскольку именно она определяет приоритетные направления формирования предпосылок и условий перехода страны к информационному обществу, создания его технологиче­ского базиса, и высказывалась надежда, что руководство страны признает опережающее информационное развития страны важнейшим приоритетом и примет соответствующие политические, организационные и экономические решения.

Необходимо отметить, что проект Национальной стратегии обладал одним недостатком поскольку он разрабатывался под эгидой Мининформсвязи, то в нем недостаточно были отражены вопросы построения «новой информационной экономики», рассмотрение которых являлось прерогативой Минэкономразвития.

Стать основополагающим данному документу было не суждено, так как он никогда так и не был утвержден.

Жаркое лето 2007 года решительный шаг на пути к информационному обществу

Выступления Президента и действия Правительства РФ в 2005—2007 гг. демонстрируют реальную политическую волю руководства страны к по­стро­ению в России информационного общества. Как результат проявления этой воли в июле 2007 года Совет Безопасности РФ обсудил и одобрил проект «Стратегии развития информационного общества», подготовленной межведомственной рабочей группой (координатор работ А. А. Стрельцов) c участием представителей аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, Мининформсвязи России, Росинформ­технологий и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, при поддержке РИО-Центра и ИРИО, завершив, тем самым, длительную «Одиссею» создания стратегии построения информационного общества в России.

Говорить о том, что данная Стратегия лучше или хуже ранее разработанныхбессмысленно, поскольку она была вынуждена, c одной стороны, вобрать в себя все то лучшее, что было в предыдущих документах, а, c другой отразить осторожное мнение аппарата госуправления о значимости и роли ИКТ в развитии России. Все это отложило определенный отпечаток отпечаток сложного компромисса между научной и бюро­кратической позициями по проблемам информационного развития страны.

Несомненно, что отраженная в окончательной редакции Стратегии [4] позиция приобрела чисто официозный характер, может и будет широко использоваться в качестве лозунга, но едва ли станет программным документом, способным объединить и координировать усилия всех сил государства, общества, бизнес-сообщества и граждан в строительстве информационного общества.

Стратегия, по мнению ее авторов должна явиться основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия c бизнесом и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации.

Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития ИКТ и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.

Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе ИКТ, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации одной из важнейших задач государств.

Динамика показателей развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в среднесрочной перспективе реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал страны и обеспечить Российской Федерации достойное место среди лидеров глобального информационного общества.

Целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

В Стратегии определены основные направления ее реализации:

1. Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качест­венных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий.

2. Повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий.

3. Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в информационной сфере за счет развития законодательных механизмов.

4. Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

5. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса c органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг.

6. Развитие науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.

7. Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерация, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения.

8. Противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России.

Реализация Стратегии предусматривает достижение следующих контрольных значений показателей развития информационного общества на период до 2015 года:


В заключении хотелось бы привести цитату из выступления Президента России В. В. Путина на заседании Совета Безопасности РФ при принятии Стратегии развития информационного общества.

«Хотел бы выделить ряд принципиальных моментов, связанных c представленным проектом «Стратегии развития информационного общества».

Во-первых, этот документ должен послужить основой подготовки конкретных программ как в центре, так и на местах. Причем эти программы должны касаться всех направлений: от разработок и производства IT-технологий до их внедрения. При этом региональные программы должны формироваться c учетом общих стратегических ориентиров.

Во-вторых, использование информационных технологий должно служить обязательным критерием эффективности работы ведомств, властей регионов и органов местного самоуправления. Для этого уже сейчас надо выработать объективные оценочные показатели развития и внедрения этих технологий.

Здесь нужно иметь в виду и такие чувствительные для людей факторы, как скорость и качество оказания гражданам публичных услуг. В частно­сти как быстро оформляются документы, сколько времени тратится на получение всевозможных справок, на подачу налоговых деклараций, регистрацию имущества и так далее.

Развитие информационного общества это системная и долгосрочная задача. В ее решении, как в фокусе, сходится целый ряд проблем: от развития конкурентоспособности нашей экономики до укрепления обороноспособности страны. Поэтому уже сегодня мы обязаны действовать так, чтобы все планируемые нами мероприятия носили не только глубоко и хорошо просчитанный характер, но носили бы характер опережающий.

Убежден, в России сейчас есть все возможности, чтобы к 2015 году войти в число стран лидеров глобального информационного пространства. Но достижение такого ориентира, безусловно, по­требует четко скоординированной работы органов власти, представителей бизнеса и гражданского общества».

Авторы статьи реально представляют себе длительность и сложность такой задачи, испытав весь пройденный путь, как говорится, на собственной шкуре. Но и пройдя его, они полностью присоединяются к высказыванию В. В. Путина и надеются, что доживут до 2015 года и еще увидят реализацию своей мечты.

Литература

1. Французско-русский словарь. 2002. С. 425.

2. Смолян Г. Л., Цыгичко В. Н., Хан-Магомедов Д. Д. Интернет в России. Перспективы развития. — М., 2004.

3. Хохлов Ю. Е., Шапошник С. Б. Российская аудитория интернета в 2007 году: отечественные исследования и международная практика. М.: Институт развития информационного общества, 2008.

4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации // Российская газета. 16 февраля 2008 года.

_____________________________________________

Черешкин Дмитрий Семенович - доктор технических наук, профессор, заведующий лабораторией Института системного анализа РАН, вице-президент Российской академии естественных наук

Смолян Георгий Львович - доктор философских наук, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН, академик Российской академии естественных наук


© Информационное общество, 2008, вып. 1-2, с. 47-71.