_____________________
ГУРБАНОВ Галиб
Статья рекомендована Сердюком В.А. 20.08.2016
Аннотация
Статья посвящена анализу состояния и развития ИКТ-инфраструктуры в странах Содружества Независимых Государств. Проводится сравнительная оценка различных показателей, выявляются лидеры и аутсайдеры процесса развития инфраструктуры, которая составляет необходимую базу становления информационного общества.
Ключевые слова: СНГ, ИКТ-инфраструктура, План действий ВВУИО, доступ населения к ИКТ, государственно-частное партнерство.
Под информационно-коммуникационной инфраструктурой (далее ИКТ-инфраструктура) понимается совокупность средств вычислительной техники, телекоммуникационного оборудования, каналов передачи данных и информационных систем, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих их эффективное функционирование.
Как указано в Плане действий ВВУИО [1, п. 9], ИКТ-инфраструктура является основой для достижения цели по охвату возможно большего числа людей цифровыми технологиями, то есть речь идет о предоставлении универсального, устойчивого, повсеместного и приемлемого в ценовом отношении доступа к ИКТ для всех. Развитие ИКТ-инфраструктуры – основной технологической платформы, обеспечивающей доступ населения и организаций к широкому диапазону услуг ИКТ и государственных услуг, предоставляемых в электронной форме, является одним из важнейших стратегических направлений развития информационного общества.
Прогресс в развитии ИКТ-инфраструктуры и задачи, требующие решения
Как отмечается в Обзоре ЮНКТАД по выполнению решений ВВУИО за десятилетний период [2, c. 90], начиная с 2005 г. ИКТ-инфраструктура динамично развивалась. Это стало возможным в первую за счет финансовых вложений частного сектора, хотя значительный вклад обеспечили правительства и международные финансовые институты. Во многих экономически развитых и развивающихся странах были приняты стратегии расширения доступа и универсального обслуживания, направленные на обеспечение нужд жителей удаленных и труднодоступных районов и социально ущемленных групп населения.
В процессе географического расширения ИКТ-инфраструктуры произошли существенные изменения в ее характере и качестве, в том числе за счет распространения мобильных сетей и широкополосной связи. Вместе с тем остаются нерешенные проблемы, в том числе:
· исключительно быстрый рост трафика данных, который перегружает сети и усугубляет дефицит частот;
· необходимость новых подходов к конвергенции вещания и мобильных сетей;
· разработка доступных в ценовом отношении и простых в использовании устройств, которые дают людям возможность получать более широкий спектр услуг;
· формирование благоприятной среды для развития инфраструктуры.
В Концепции ВВУИО на период после 2015 г. подтверждена исключительная важность инфраструктуры, особенно широкополосной связи, для обеспечения надежного доступа к ИКТ для всех [3]. Утверждается, что в целях удовлетворения будущих потребностей пользователей необходимо развивать Интернет вещей и облачные технологии, обеспечить переход на цифровое вещание, увеличить числа точек обмена интернет-трафиком, ускорить переход на IPv6, внедрять новые подходы в управлении распределением частот.
Интернет-инфраструктура в политике Содружества Независимых Государств
В Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества [4] и Плане действий по ее реализации на период до 2015 г. [5] одним из приоритетных направлений сотрудничества государств – участников СНГ определено содействие созданию и развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры. В указанных документах особо отмечается, что преодоление цифрового неравенства между государствами Содружества возможно только при условии развития ИКТ-инфраструктуры, обеспечивающей универсальный, повсеместный и приемлемый по цене доступ к услугам ИКТ.
В рамках реализации Стратегии 2015 и Плана действий 2015 была проведена значительная работа по созданию современной ИКТ-инфраструктуры, обеспечению высокого уровня ее доступности и предоставлению на ее основе услуг в электронной форме. Особый акцент делается на содействие развитию должным образом спланированной и поддерживаемой, прочной, экономичной и эффективной широкополосной информационно-коммуникационной инфраструктуры государств – участников СНГ.
Сравнительный анализ и оценки состояния и доступности ИКТ-инфраструктуры выполнены по ключевым показателям для ИКТ-инфраструктуры и доступа, в первую очередь по четырем основным компонентам: фиксированная телефонная связь, подвижная сотовая связь, персональные компьютеры (ПК) и сети передачи данных (интернет).
Фиксированная телефонная связь. Сравнительная оценка стран региона по данному показателю наглядно представлена на рисунке 1.
Рис. 1.Телефонная плотность фиксированной электросвязи (число абонентов на 100 человек населения) в странах СНГ, 2015 г.
Источники: [6]
В большинстве стран Содружества показатели телефонной плотности фиксированной электросвязи превышают среднемировые значения, хотя и существенно отстают от показателей стран-лидеров в этом направлении. Максимальное значение отмечено в Беларуси (47,8 на 100 человек). Это в первую очередь объясняется тем, что в республике были планомерно осуществлены мероприятия по развитию ИКТ-инфраструктуры в рамках Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г.
Сравнительно низкие показатели в республиках Средней Азии и Южного Кавказа, помимо прочего, можно объяснить многодетностью семей. Самые низкие значения (5,24 на 100 человек) зарегистрированы в Таджикистане, что объяснимо, учитывая обширные горные территории и уровень социально-экономического развития страны.
Подвижная сотовая связь. По данным МСЭ за 2014 г., среднее значение проникновения подвижной сотовой связи (число активных абонентов на 100 человек населения) составляет в мире 93,1, в то время как для государств – участников СНГ оно равно 138,1. Подавляющее большинство стран СНГ имеют показатели выше среднемировых (рис. 2).
Рис. 2. Проникновение подвижной сотовой связи (число активных абонентов на 100 человек населения), 2014 г.
Источник: [6]
Среди государств – участников СНГ максимальное количество абонентов подвижной сотовой связи отмечено в Казахстане (180,5), минимальное – в Узбекистане (74,3). Успешное проникновение подвижной сотовой связи в Казахстане связано с выходом в 2010 г. на рынок мобильной связи третьего поколения ряда дисконт-провайдеров, что повысило конкуренцию, способствовало расширению ассортимента и повышению качества услуг. В настоящее время в Казахстане идет активное внедрение подвижной сотовой связи четвертого поколения (LTE), ведутся работы по развитию 4G-сетей во всех сельских поселениях с населением более 50 тыс. человек.
Наиболее быстрый годовой рост проникновения сотовой подвижной связи в странах СНГ за последние пять лет наблюдается в Туркменистане и Узбекистане – более 100% в год, хотя на общем фоне уровень проникновения здесь пока остается низким.
Число абонентов фиксированного широкополосного доступа на 100 человек населения в странах СНГ (9,8) в целом соответствует среднемировому уровню (рис. 3). В то же время по данному показателю государства Содружества распределены крайне неравномерно: от исключительно высоких значений у Беларуси, высоких у Азербайджана и России до низких у Кыргызстана и Узбекистана и крайне низких у Таджикистана и Туркменистана. Надо особо отметить, что высокие показатели широкополосного доступа (ШДП) достигнуты в тех странах, где приняты стратегии развития ШПД либо имеются разделы по развитию ШПД в государственных программах с указанием конкретных сроков, ответственных органов, источников финансирования и т.д.
Рис. 3. Число абонентов фиксированного широкополосного доступа на 100 человек населения
Высокое значение данного показателя в Беларуси объясняется целенаправленной реализацией Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г., а также широким использованием транзитных возможностей республики, по территории которой проходят основные волоконно-оптические магистрали между Европейским Союзом и Российской Федерацией. Рост показателей по Азербайджану в основном обусловлен почти полной электронизацией действующих АТС и ускоренной установкой мультисервисных абонентских концентраторов, что позволяет значительно увеличить предоставление услуг по технологии ADSL. Низкие показатели в Туркменистане, Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане, помимо прочего, можно объяснить невысоким благосостоянием семей и обширными горными территориями.
Число абонентов мобильного широкополосного доступа на 100 человек населения. По данному показателю среднее значение стран региона (за исключением Таджикистана и Туркменистана, по которым отсутствуют данные) заметно превосходит общемировое (рис. 4).
Рис. 4. Число абонентов мобильного широкополосного доступа на 100 человек населения
Значительное отставание зафиксировано на Украине, что в основном связано с социально-экономическими проблемами страны. Высокий уровень достигнут в России, Казахстане, Молдове, Беларуси и Азербайджане благодаря прежде всего внедрению операторами мобильной связи этих стран технологий 3G и 4G.
Следует отметить, что в большинстве стран региона все еще высоки тарифы на услуги мобильной связи и мобильного широкополосного доступа, что в значительной мере снижает значение мобильного интернета как массового средства предоставления услуг на основе ШПД. Подавляющее большинство абонентов мобильной связи пользуются ею лишь для посещения социальных сетей и просмотра электронной почты.
Средняя полоса пропускания международного трафика интернета на одного человека в СНГ в 2013 г. составила 51 185,1 бит/с/чел. (рис. 5), что позволяет региону вплотную следовать за Европой и Америками, где значение данного показателя составило соответственно 161 027 и 53 992 бит/с/чел. Самые высокие значения полосы пропускания отмечены в Молдове, самые низкие – в Узбекистане. Отставание стран Средней Азии в этом отношении объясняется прежде всего слабым развитием ИКТ-инфраструктуры, а также их географической удаленностью от главных магистралей передачи данных.
Рис. 5. Полоса пропускания международного трафика интернета на одного человека (бит/сек./чел.)
Еще одним важным показателем, по которому оценивается развитие ИКТ-инфраструктуры, является наличие и проработанность раздела программы или специального национального плана по развитию широкополосного доступа. Несмотря на то, что в ряде документов ООН, других международных организаций правительствам стран неоднократно рекомендовалось принять национальные стратегии развития широкополосного доступа, в большинстве государств СНГ эти документы приняты не были (рис. 6). Исключение составили Беларусь, Узбекистан и Украина.
Рис. 6. Наличие и проработанность раздела программы или специального национального плана по развитию широкополосного доступа
Источник: расчеты Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» на основе данных экспертных опросов
В государственных программах развития информационного общества большинства стран имеется отдельный раздел по развитию широкополосного доступа, вместе с тем в Азербайджане, Таджикистане и Туркмении эти разделы носят, скорее, декларативный характер: в них не указаны конкретные сроки, ответственные органы, источники финансирования и другие важные параметры. В принятых странами планах развития ШПД и в соответствующих разделах государственных программ в значительной степени занижены требования, особенно к скорости для конечного пользователя, которые составляют 10–50 Мбит/с (для сравнения укажем, что в развитых странах Европы скорость подключения домохозяйств к интернету составляет 300–500 Мбит/с, а в Южной Корее и Сингапуре доходит до 1 Гбит/с).
Наличие и проработанность раздела программы по развитию инфраструктуры связи в удаленных, труднодоступных и малонаселенных районах также является важным показателем, по которому оценивалось состояние дел по направлению С2 в государствах – участниках СНГ. Результаты оценки представлены на рисунке 7.
Рис. 7. Наличие и проработанность раздела программы по развитию инфраструктуры связи в удаленных, труднодоступных и малонаселенных районах
Высокие значения показателей по Беларуси, Казахстану, России, Молдове, Азербайджану и Армении обусловлены тем, что правительства этих стран в последние 15–20 лет уделяют данному вопросу постоянное внимание. Кроме того, в государственные программы включены специальные разделы или конкретные мероприятия по развитию инфраструктуры связи в удаленных, труднодоступных и малонаселенных районах.
По показателю «Наличие и развитость точек обмена трафиком» наивысшие значения зарегистрированы в Беларуси, Казахстане, Молдове, России и на Украине (рис. 8). Наличие множественных точек обмена в России, Казахстане и Украине связано прежде всего с обширностью территорий и административно-территориальным делением этих стран. Высокие значения Беларуси, Молдовы, Кыргызстана, Азербайджана обусловлены в целом развитостью инфраструктуры интернета, наличием альтернативных интернет-магистралей. Низкие показатели Туркмении и Таджикистана объясняются недостаточной развитостью инфраструктуры интернета.
Рис. 8. Наличие и развитость точек обмена трафиком (Internet Exchange Points)
* * *
Анализ данных по развитию инфраструктуры ИКТ в странах СНГ позволяет сделать вывод, что наилучшие результаты, превосходящие среднемировые, достигнуты в тех странах, где этому направлению уделяется первостепенное значение со стороны государства. Это Беларусь, Казахстан и Россия. Украина, Узбекистан и Кыргызстан имеют значения показателей чуть выше среднего по СНГ; Азербайджан, Армения и Молдова – несколько ниже средних. Исключение составляют Таджикистан и Туркменистан, имеющие весьма низкие значения интегрального показателя.
Исторически сложилось так, что унаследованная от СССР информационно-коммуникационная инфраструктура получила неравномерное развитие в различных государствах – участниках СНГ и в различных регионах внутри стран, а также оказалась недостаточно развита в удаленных и труднодоступных районах, чем во многом обусловлен существующий цифровой разрыв между странами и регионами, который поддерживается (а в ряде случаев усугубляется) существенной дифференциацией по уровню социально-экономического развития.
В этой связи в проект Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г. и в План действий по ее реализации рекомендуется включить меры, направленные на:
· решение проблемы экономической доступности средств ИКТ;
· внедрение механизмов обеспечения доступности средств ИКТ, в частности развитие универсальной услуги связи;
· реализацию, а не просто обсуждение принципов и механизмов использования частно-государственного партнерства, что имеет принципиальное значение для развития ИКТ-инфраструктуры;
· либерализацию ИКТ-рынка, а не только на создание условий развития взаимной торговли товарами и услугами в области ИКТ;
· эффективное использование ИКТ в чрезвычайных ситуациях.
Совету глав администраций связи РСС совместно с Координационным советом государств − участников СНГ по информатизации при РСС (рабочие органы – комиссии по информатизации и экономике инфокоммуникаций) рекомендуется подготовить аналитические материалы и рассмотреть на своих заседаниях вопросы:
· развития фиксированной телефонной связи и фиксированного ШПД, по которому в регионе отмечаются низкие средние значения показателей по сравнению с другими показателями развития ИКТ-инфраструктуры;
· подготовки национальных планов развития ШПД в соответствии с рекомендациями ВВУИО;
· создания высокоскоростной магистрали передачи данных, охватывающей все страны Содружества.
Органам государственной власти, ответственным за развитие информационного общества в странах СНГ, следует наращивать усилия по сокращению цифрового разрыва внутри стран, в том числе последовательно осуществляя:
· модернизацию действующей инфраструктурной базы, в том числе за счет внедрения передового цифрового телекоммуникационного оборудования и систем коммутации, оборудования высокоскоростной передачи данных и сетей связи следующего поколения (фиксированный и мобильный широкополосный доступ к интернету);
· реализацию различных инструментов государственной поддержки развития телекоммуникационной инфраструктуры в районах, где рыночные механизмы работают с нулевой или отрицательной рентабельностью.
В области государственной политики, направленной на развитие ИКТ-инфраструктуры, необходимо разработать:
· национальные планы развития ШПД;
· законодательные основы реализации принципов частно-государственного партнерства в целях устойчивого развития ИКТ-инфраструктуры;
· пакет нормативных правовых актов, регламентирующих эксплуатацию и использование магистральных телекоммуникационных сетей и сетей общего пользования, особое внимание должно быть уделено преодолению монополизма, созданию конкурентной среды и равных возможностей для всех участников рынка.
Кроме того, в национальных программах, законодательстве и стандартах, а также в практике использования ИКТ необходимо учитывать интересы уязвимых и находящихся в неблагоприятном положении групп населения (престарелых, лиц с ограниченными возможностями и др.) с точки зрения их полномасштабного участия в информационном обществе.
В области фиксированной телефонной связи в странах среднеазиатского региона необходимо:
· осуществлять как строительство современных АТС, так и цифровизацию действующих телефонных станций;
· принять отдельные программы или планы действий по развитию современной телефонной связи в горных и труднодоступных районах.
В области подвижной сотовой связи представляется целесообразным РСС по согласованию с администрациями связи государств – участников СНГ разработать меры по снижению тарифов роуминга между странами с целью их приближения к среднеевропейским значениям. В целях более широкого использования мобильной связи для широкополосного доступа к интернету рекомендуется на уровне отдельных стран добиваться скорейшего внедрения технологий 3G и 4G.
В сфере доступа к интернету требуется обеспечить:
· ускоренный переход от устаревших технологий доступа к современным с использованием высокоскоростных волоконно-оптических и беспроводных технологий;
· внедрение IPv6;
· увеличение количества точек обмена трафиком;
· расширение предоставления услуг «triplex» (телефон, телевидение и интернет одним каналом);
· охват широкополосным доступом максимального количества объектов образования, здравоохранения, культуры и др.
Работа выполнена в рамках проекта «Информационное общество в странах СНГ: Анализ развития информационного общества в государствах — участниках СНГ по приоритетным направлениям Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества». Астана, 2015-2016.
Литература
1. План действий (принят на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества). Женева, 12.12.2003. URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu-s/md/03/wsis/doc/S03-WSIS-DOC-0005!!MSW-R.doc (дата обращения 12.10.2015).
2. Implementing WSIS Outcomes: А Ten-Year Review / United Nations Conference on Trade AND Development World Summit on the Information Society. Geneva, 2015.
3. Заявление ВВУИО+10 о выполнении решений ВВУИО. Разработанная ВВУИО+10 концепция ВВУИО на период после 2015 года. Женева, 2014.
4. Стратегия сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 28.09.2012).
5. План действий по реализации Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2015 года (утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 28.09.2012).
6. Measuring the Information Society Report 2014 / International Telecommunication Union. Geneva: ITU, 2014.
7. Стратегия сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года (проект).
8. План действий по реализации Стратегии сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года (проект).
9. Основные показатели ИКТ, 2010 год / Партнерство по измерению ИКТ в целях развития. Женева: МСЭ, 2010.
10. Информационное общество в странах СНГ: Анализ развития информационного общества в государствах – участниках СНГ по приоритетным направлениям Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Астана, 2016. URL: http://www.zerde.gov.kz/upload/iblock/9d6/bookrussian.pdf
__________________________________________________
ГУРБАНОВ Галиб Ислам оглы
Председатель Интернет-сообщества Азербайджана, член наблюдательного совета Государственного фонда развития ИКТ, член экспертного совета Парка высоких технологий (Азербайджанская Республика)
© Информационное общество, 2016 вып. 4-5, с. 38-48.