Паспорт, виза, идентификация: биометрические технологии на службе государства


А.И. Панкратов



Будущее России, ее экономики, благосостояние населения наряду с промышленным потенциалом и природными богатствами, будут определять современные информационно-коммуникационные технологии, информационные ресурсы, а также способность государства обеспечить их эффективную защиту. Поэтому проблема информационной безопасности не может не волновать органы государственной власти всех уровней, представителей бизнеса и каждого человека.

Решением правительства России от 15 марта 2005 г. № 277-р утверждена Концепция создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения и поручением Правительства РФ от 12 марта 2005 г.

МФ-П4-1275 – План первоочередных организационных мероприятий по введению в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения. Суть этих документов сводится к скорейшему внедрению загранпаспортов со встроенным чипом биометрической идентификации владельца. О том, что сулят эти новшества россиянам, рассказывает заместитель руководителя Федерального агентства по информационным технологиям Александр Иванович Панкратов.


О возможности введения в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового образца, в частности, биометрических паспортов, начали говорить сразу же после трагических событий в США осенью 2001 года. Тогда американские власти всерьез озаботились безопасностью. Оказалось, что террористы проникали на территорию страны, используя поддельные документы.

Почему же все-таки биоидентификация личности считается панацеей? Это связано с уникальными характеристиками человека. Проще говоря, не существует двух людей с одинаковыми биометрическими данными, такими, как индивидуальные особенности лица (оцифрованное фото), папиллярный узор пальца, узор радужной оболочки глаза, параметры голоса, форма подписи. От этого и предлагается отталкиваться при определении возможного метода идентификации.

В соответствии с решением перейти на биометрическую идентификацию личности США с 2002 года стали применять процедуру снятия отпечатков пальцев в отношении тех, кому для въезда в Штаты требуется виза. В частности, в посольстве в Москве эта процедура введена в декабре 2003 года и предусматривает сканирование отпечатков двух указательных пальцев.

Однако в вопросе введения биометрических паспортов пионерами стали отнюдь не американцы. Еще в середине 2001 года в Малайзии впервые в мире были введены идентификационные карты, содержащие биометрическую информацию (отпечатки пальцев) на встроенной микросхеме. Карты в обязательном порядке были выданы всем гражданам страны. А в 2002 году правительство Великобритании объявило, что к 2006 году все граждане страны получат смарт-карты, содержащие данные либо об отпечатках пальцев, либо о радужной оболочке глаз владельца. Смарт-карты планируется использовать в качестве удостоверений личности наряду с обычными паспортами. Да и Евросоюз одобрил обязательное внесение биометрических данных в новые паспорта граждан стран – членов ЕС. С осени 2006 года европейцы начнут получать электронные паспорта с цифровой фотографией и, возможно, отпечатками пальцев. Япония тоже рассматривает возможность использования биометрических данных для ужесточения иммиграционного контроля.

В конце 2004 года в Люксембурге прошло совещание министров юстиции и внутренних дел ЕС. На нем, в частности, обсуждался вопрос общих признаков обязательной биометрии в паспортах Евросоюза. В новых паспортах, которые будут использоваться уже через пару лет, основным средством идентификации личности станет новый тип цифровой фотографии. На следующем этапе будут использоваться отпечатки пальцев и впоследствии, возможно, изображение сетчатки глаза.

На сегодняшний день уже очевидно, что скоординированными действиями государственных структур развитых стран, в первую очередь США и Западной Европы, за довольно короткий промежуток времени (начиная с 2002 года) удалось кардинально изменить ситуацию с документами, удостоверяющими личность. Сейчас большинство государств ускоренными темпами готовится к переходу на приведенные к единому стандарту загранпаспорта с биометрией. Более того, во многих отнюдь не тоталитарных странах запланирован или уже начат ввод в действие внутренних удостоверений личности с еще более мощной, удвоенной биометрической идентификацией.

Идеальный сценарий работы с новыми документами выглядит так: прибывший в страну гость предъявляет на контроле свой электронный паспорт с встроенным в него чипом. Цифровая камера делает снимок гостя, в то время как сотрудник контрольного пункта считывает ридером информацию из RFID-чипа1 , одновременно вводя в компьютер данные, напечатанные на бумажных страницах паспорта. После чего происходит перекрестное сопоставление данных биометрии владельца, содержимого чипа, надписей/фото на бумаге и информации из базы данных. Если все в документах правильно, а аппаратура сработает как положено, то на проверку одного человека в среднем потребуется от 4 до 11 секунд. Если же в паспорте что-то подделано, шансы обнаружить такие манипуляции (или, еще лучше, находящегося в розыске террориста) возрастают многократно, так что пограничные проверки станут, как предполагается, капканом для преступников.

Все эти нововведения означают для России, что либо мы будем следовать новым стандартам идентификации личности, либо российским гражданам придется тратить гораздо больше времени для получения виз при посещении США и европейских государств. Более того, в недалеком будущем власти США будут впускать на свою территорию только обладателей таких документов.

Функция предоставления гражданам РФ такой государственной услуги, как паспортно-визовые документы нового поколения (речь в первую очередь идет о заграничных паспортах), целиком и полностью лежит на плечах государства. Надо сказать, что первые шаги руководством страны уже сделаны. В конце сентября 2004 года Президент РФ подписал распоряжение о создании межведомственной рабочей группы по подготовке введения в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения. В состав группы вошли представители Мининформсвязи, МВД, Минфина, ФСБ, СВР, МИДа и Минюста. Возглавил группу помощник Президента РФ Виктор Иванов, его заместителями в рабочей группе назначены министр внутренних дел России Рашид Нургалиев и министр информационных технологий и связи России Леонид Рейман.

Среди многочисленных задач, поставленных перед рабочей группой, пожалуй, основная – определить, какого рода биометрическая информация о человеке будет заложена в новые заграндокументы россиян. По мнению чиновников, входящих в состав рабочей группы, при решении этой проблемы в первую очередь необходимо ориентироваться на общемировые стандарты. Европа и США, основываясь на рекомендациях Международного союза авиаперевозчиков (International Civil Aviation Organization (ICAO), склоняются к тому, чтобы в качестве основного обязательного стандарта нового документа использовать фотографию и подпись владельца, а в качестве дополнительного стандарта – отпечатки пальцев или радужной оболочки глаза. По всей вероятности, дополнительным стандартом будет выбран метод дактилоскопии. Специалисты Мининформсвязи и ряда других министерств и ведомств сходятся во мнении, что его будет более чем достаточно для определения личности. К тому же метод идентификации личности по радужной оболочке глаза имеет ряд недостатков: вследствие болезни человека его радужная оболочка может претерпевать изменения, а с возрастом вообще обретает другой вид.

Разработкой национальных стандартов в России согласно подготовленному плану мер по введению паспортов нового поколения будет заниматься Министерство промышленности и энергетики, а также подведомственное ему Ростехрегулирование. Министерство внутренних дел отвечает за организацию конкурса на разработку образца нового заграничного паспорта с биометрическими данными.

Самая объемная задача в решении этого вопроса возложена на Министерство информационных технологий и связи РФ. Именно оно должно сформировать информационно-технологическую и телекоммуникационную инфраструктуру, которая будет адаптирована к тому виду биометрической информации, которую выберут МВД и Минпромэнерго, будь то информация об отпечатках пальцев или какая-либо иная.

Эта задача неразрывно связана с комплексом мероприятий, выполняемых Мининформсвязи вот уже несколько лет. Дело в том, что уже в начале 2003 года в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)» министерство приступило к созданию федеральной межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации о проследовавших через государственную границу России лицах, транспортных средствах и грузах (АС «Погранконтроль»). Кроме того, для усиления миграционного контроля уже ведутся работы по созданию центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства.

Министерство должно разработать и осуществить программу комплексного переоснащения программно-техническими средствами всех служб пограничного и миграционного контроля, паспортно-визовых служб и консульских учреждений.

Пока же, учитывая актуальность для страны этой темы, Мининформсвязи в рамках «Электронной России» за счет внутреннего перераспределения средств выделило 50 миллионов рублей на разработку ряда системных документов, без которых работа по реализации этих проектов невозможна. Это «Технические требования к формированию информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры», «Концепция государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения с использованием биометрической информации», а также «Финансово-экономическое обоснование создания системы».

Но собственно ввод электронных паспортов – это лишь часть, причем не самая трудная, гораздо более серьезной и масштабной задачи. Для введения в России документов нового поколения требуется масса дополнительных усилий: разработать и принять соответствующие законы, национальные стандарты, организовать серийное производство микросхем, создать центр персонализации паспортов, заполняющий их графической и электронной информацией, удостоверяющий центр электронной цифровой подписи, создать защищенную систему передачи биометрических данных и инфраструктуру информационного взаимодействия государственных органов и т.д.

Все эти задачи направлены на предотвращение угроз терроризма и обеспечение национальной безопасности. Учитывая сжатые сроки, которые установил президент, нам придется максимально использовать имеющийся опыт создания подобных систем за рубежом. Система реализуется в условиях скоординированных действий большого количества ведомств федерального и регионального уровней, взаимодействия с правоохранительными органами и специальными службами в части создания мер противодействия террору. Тем самым будет создана база для комплексного информационно-технологического обеспечения деятельности органов государственной власти по предупреждению, выявлению и пресечению террористических проявлений.

Необходимо отметить, что все основные компоненты создаваемых систем в сфере безопасности должны быть преимущественно российского производства, что позволит не только гарантировать необходимый уровень их защищенности, но и станет важным стимулом для освоения отечественной промышленностью новых технологий и серийного производства соответствующих компонентов. Прежде всего это относится к программно-техническим комплексам центров обработки данных.

В заключение следует коснуться вопроса, который, на мой взгляд, волнует всех нас: когда же россиянам стоит ожидать появления загранпаспортов нового поколения? План Правительства России ориентирован на то, чтобы внедрить все технологические решения до конца 2006 года. Как раз к тому времени, когда паспорта с биометрической информацией будут введены в Европе, планируется начать изготовление и выдачу документов нового образца на всей территории нашей страны.

Ссылки:

1 В США термин «биометрия» не особенно популярен, американцы чаще употребляют аббревиатуру RFID (от Radio Frequency Identification — радиочастотная идентификация).


Панкратов Александр Иванович - Заместитель руководителя Федерального агентства по информационным технологиям.


© Информационное общество, 2005, вып. 2, сс. 4-7.