Расширение доступа инвалидов к мобильным услугам

_______________________

М.А. Каневский



Аннотация. Многие знают, что 14 февраля 1876 г. Александр Белл запатентовал в США свое изобретение – телефон. Но не многим известно, что г-н Белл был профессором физиологии органов речи Бостонского университета, и сама идея создания привычного для всех нас телефона возникла в голове ученого, чтобы помочь слабослышащим. Врожденные или приобретенные нарушения слуха являются серьезным фактором, ограничивающим коммуникативные возможности человека. Обычную телефонную связь на рубеже второго и третьего тысячелетий еще пытались адаптировалась к нуждам слабослышащих людей при помощи специальных аппаратных приставок. Однако только с внедрением мобильной связи и главное, службы приема — передачи текстовых сообщений, мобильные телефоны стали реальным инструментом для общения людей с серьезными нарушениями слуха.

За рубежом мобильные услуги на основе SMS помогают слабослышащим в различных, в том числе и экстренных ситуациях. В то время как в России их потенциал еще не оценен органами государственной власти и, соответственно, не использован даже на 50% ни одним из игроков рынка сотовой связи: операторами, контент и сервис провайдерами. Хотя некоторые попытки все же стоит отметить.

Ключевые слова: телефон, коммуникация, люди с ограничениям физической деятельности, слабослышащие, помощь, SMS, безбарьерная среда, доступ, гаджет, социальная информация, видеотелефон, социальный тариф.

В зоне действия сети...

В 1860 г. учитель школы для глухонемых г. Фридрихсдорфа Филипп Рейс, который из-за многолетней болезни практически не мог говорить, в старом школьном сарае из подручных средств (пробка от бочонка, вязальная спица, старая разбитая скрипка, моток изолированной проволоки и гальванический элемент) создал аппарат для демонстрации принципа действия уха. Свой аппарат он назвал "телефоном" и продемонстрировал его 26 октября 1861 г. перед членами Физического общества Франкфурта. Изобретения Рейса не вызвало ни резонанса в общественной жизни, ни публичного признания со стороны технической интеллигенции. В частности, в 1863 году немецкий семейный журнал Gartenlaube описал данное устройство в разделе «Игрушки». Казалось бы крах, но механик Альберт изготовил в разном оформлении несколько телефонов для продажи. Так один из них оказался в шотландском университете в Эдинбурге, где в то время учился вышеуказанный американец Александр Грэхем Белл. Ознакомившись с телефоном Рейса, Белл решил создать аппарат, превращающий звуки в световые сигналы. Он надеялся с его помощью научить говорить глухих детей. Прошло всего 130 лет и его изобретение для избранных, получив атрибут мобильности, стало товаром народного потребления для более чем 2,5 млрд жителей планеты Земля. Многие из которых, страдая тяжелым недугом, не преминули воспользоваться возможностью для коммуникаций на основе SMS с помощью нового прибора.

Их нравы

За рубежом лица, имеющие ограничения в физической деятельности, в том числе и слабослышащие, могут вести довольно активный образ жизни. Причем стоит отметить, что с появлением электронных коммуникаций количество барьеров неотвратимо снижается.

Еще в 2002 году британское правительство пошло навстречу пожеланиям людей, имеющим проблемы со слухом и речью – жители центральной части страны получили возможность связываться со службой спасения «999» при помощи SMS. Решение о создании подобной услуги возникло по результатам исследования, проведенного Бирмингемским институтом по проблемам глухоты (Birmingham Institute of the Deaf — BID). Эксперты выяснили, что 98% людей, имеющих проблемы со слухом, пользуются SMS, и большинство из них хотели бы получить возможность связываться таким способом с полицией, пожарными и скорой помощью. Придумал проект слабослышащий государственный служащий Тим Хамферсон, на собственном опыте знакомый с проблемами связи с полицией по телефону в экстренных случаях. А уже в 2005 году в Северной Ирландии была запущена SMS-служба универсальной помощи. Ее отличие от традиционной службы спасения для слабослышащих состоит в том, что она стала доступна для всех желающих общаться со спасательными службами путем обмена текстовыми сообщениями. Сообщение с просьбой о помощи можно отправить из любой части страны, а принимаются они в специальном контрольном центре в Белфасте. Поддержку проекта обеспечивает национальный оператор British Telecom.

Однако чуткие жители туманного Альбиона не останавливаются на достигнутом. Недавно в этой стране появилась Общественная организация помощи слабослышащим StageText, которая совместно с театрами помогает глухим понять, о чем идет речь во время представлений. Для этого слабослышащим на мобильный телефон отправляются SMS сообщения с текстом, который был произнесен на сцене. Рассылкой SMS сообщений занимается дополнительный суфлер. Более того, зарегистрировав свой мобильный телефон, слабослышащие получают SMS сообщения с анонсами предстоящих постановок.

С 2008 года в Израиле служба скорой помощи предоставляет слабослышащим возможность вызова кареты путем отправки SMS-сообщения в центральный пункт, где администратор может направить медиков на место происшествия. Помимо этого, он продолжит поддерживать связь с нуждающимся в помощи человеком, отправляя сообщения на номер телефона, с которого поступил вызов.

В странах бывшего СССР ситуация выглядит по-разному. Например, в Эстонии, которая является одним из лидеров в области использования электронных коммуникаций в Европе, слабослышащие не могут обратиться в так называемый «Центр тревоги» из-за сложностей внутриправительственных отношений между МВД, Министерством финансов и Министерством социальных дел. МВД ждет инициативы от Министерства социальных дел и Министерства финансов. Министерство финансов согласно, что это их тема, но считает, что проблему должны решать в Министерстве социальных дел, где в свою очередь требуют дополнительное финансирование для новых служащих, которые будут заниматься данной проблематикой. По мнению председателя Союза глухих Тийта Паппа, «самая реальная возможность — отправка SMS, но на короткие номера 110 и 112, к сожалению, сообщение не пошлешь».

А вот в стране, расположенной по соседству – в Латвии, – можно вызвать по SMS пожарных. Как сообщала пресс-служба Государственной пожарно-спасательной службы Латвии (ГПСС), для этого была создана специальная телефонная линия, оборудованная фильтрами для защиты от ложных сообщений. До этого слабослышащие в Латвии могли связаться с ГПСС с помощью специальных переводчиков, здоровых людей, а также отсылки обычных SMS по мобильному телефону или сообщений по факсу и электронной почте. Аналогичный проект пытались в 2008 году реализовать власти Москвы, но судя по тому, что информации о данном проекте нет даже на сайте московского отделения ВОГ, служба вряд ли пользуется популярностью, если вообще существует.

В Республике Беларусь, а точнее в Брестской области, региональное общество глухих договорилось с управлением МЧС о реализации проекта по использованию людьми с нарушениями слуха SMS-сообщений для связи с экстренными службами. Проект был разработан организацией в рамках государственной программы по безбарьерной среде жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007–2010 годы. Его задача – внедрить систему приема-передачи информации с использованием SMS-сообщений от лиц с недостатками слуха в экстренные службы, в том числе в МЧС, органы внутренних дел, скорой медицинской помощи, а также аварийные службы. SMS-сообщения поступают на мобильный телефон в центр оперативного управления областного УМЧС по номеру 101, а затем диспетчер связывается со службами, которым адресован вызов. Спасатели разработали специальные шаблоны для мобильных телефонов на все варианты обращений, которые затем были переданы в общество глухих. Затем в первичных организациях общества были проведены обучающие семинары. В России так называемый год равных возможностей уже прошел, а проблему так и не решили.

В Украине с 25 октября 2006 года оператор мобильной связи UMC ввел для слабослышащих специальный «SMS-тариф» с низкой стоимостью текстовых сообщений и звонков внутри абонентской группы. Кроме этого, была установлена низкая стоимость звонков между членами Украинского общества глухих, ставших абонентами этого пакета, а также возможность отправить 10 SMS и MMS -сообщений внутри сети UMC бесплатно. Правда если учесть, что число только официально зерегистрированных членов украинского общества глухихпревышает отметку 100 000 (сто тысяч), подобная акция начинает напоминать не программу по социальной ответственности сотового оператора, а скрытый маркетинговый прием, рассчитанный на привлечение аудитории. Ведь каждый из слабослышащих имеет родных и близких, зачастую не имеющих проблем со слухом, но желающих экономить на общении. Таким образом, общая аудитория данного проекта могла принести оператору до полумиллиона новых абонентов.

Наши достижения

В России работой со слабослышащими отметились как операторы сотовой связи, так и региональные органы власти. Впервые об использовании текстовых коммуникаций для слабослышащих заявила компания «Евросеть», подарившая аж 11 мобильных телефонов с функцией SMS в конце 2000 года представителям Санкт-Петербургской молодежной ассоциации слабослышащих 11 мобильных телефонов, предусматривающих возможность посылки и приема текстовых сообщений (SMS).

В 2008 году в соответствии с Комплексной целевой программой «Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы на 2007-2009 годы», утвержденной постановлением Правительства Москвы 24.04.2007 г. 319-ПП, столичные власти реализовали проект «Городская телефонная диспетчерская служба для инвалидов с полной потерей слуха». Инициатор проекта – Департамент социальной защиты населения города Москвы. Цель проекта – обеспечение многоканального доступа слабослышащих москвичей к городской социальной информации. Проект предусмотривал создание видеотелефонной связи. Для предоставления услуг видеосвязи в диспетчерской был создан штат переводчиков жестового языка. Взаимодействие с оператором предполагалось осуществлять с помощью факса, SMS-сообщений, e-mail и Skype почту, web-камеру. Задача диспетчера-переводчика передача информации от глухого слышащему человеку. Затем, получив ответ от слышащего, передать ее обратно глухому. Неизвестно, чем закончилась работа службы, но судя по всему немногие слабослышащие москвичи воспользовались ее услугами, по крайней мере на основе SMS. Дело в том, что сама идея отправлять вопрос на «длинный» десятизначный незапоминающийся номер – 8 (926) 743-1180 уже содержит 10 шансов на ошибку.

Летом 2008 года в Пензе планировали создать sms-центр для людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации. Человеку надо просто отправить сообщение, которое будет мгновенно доставлено в спасательную службу. Проект разрабатывался для глухонемых, но затем решено было адаптировать его для людей, которые из-за сложившихся обстоятельств не могут воспользоваться голосовой связью. На следующий год, но уже в Барнауле «Алтайсвязь» и «Всероссийское общество глухих» все таки открыли первую, по-настоящему первую, «Экстренную SMS-службу», чтобы люди с ограниченными возможностями по слуху смогли вызывать специализированные службы самостоятельно через SMS-сервис «Алтайсвязь». Отправляя оператору SMS-сообщения на номер «01», они смогут сообщать о необходимости вызова одной из основных экстренных служб: пожарной охраны, МЧС, милиции, скорой медицинской помощи или аварийной газовой службы. Сотовый оператор совместно с Алтайским РО ОООИ ВОГ («Всероссийское общество глухих») также разработал для слабослышащих тарифный план «Специальный». Учитывая особенные потребности этих абонентов, на тарифе предполагается низкая стоимость SMS, пользоваться «Экстренной SMS-службой» абоненты данного тарифа могут бесплатно. В случае, когда человеку с нарушением слуха понадобится скорая медицинская помощь или пожарная охрана, он сможет сделать это самостоятельно, отправив бесплатное SMS-сообщение оператору call-центра «Алтайсвязь». В тексте он должен будет указать причины вызова специализированной службы, её название и адрес своего местонахождения. Вводить все эти данные в экстренном случае не очень удобно, но это все же лучше, чем ничего. Еще одно ограничение – зона действия сервиса не выходит за пределы Барнаула.

В марте 2006 года в Екатеринбурге Билайн представил социальный SMS-тариф для слабослышащих, проживающих в Свердловской области. Кстати, тогда один из инициаторов проекта, интернет-портал «страна глухих» обращался (безрезультатно) к губернатору Э. Росселю и Правительству области с целью создать на Урале специальный номер, по которому инвалиды по слуху могли бы экстренно попросить о помощи через сервис SMS. В Омской и Челябинской областях слабослышащим бесплатно выдавали телефоны.

Как видим, операторы проявляли наибольшую активность в данном направлении. В свое время «МегаФон-Москва» предложил для слабослышащих жителей региона тарифный план «Контакт», в рамках которого было выделено 150 бесплатных SMS и 125 предоплаченных.

3 декабря 2008 года, в ознаменование Международного дня инвалидов, МТС представила тарифную опцию «Мир SMS», рассчитанную на абонентов, имеющих ограничения по слуху и речи. Поскольку такие абоненты практически не пользуются голосовыми услугами, для них особенно актуальна возможность общения по SMS и MMS, а также через интернет. Подключение к новой услуге осуществлялось бесплатно и без абонентской платы. «Мир SMS» был доступен на тарифном плане «Заботливый». Чтобы подключиться к этому тарифу и одновременно с этим активировать новую услугу, абоненту следовало предъявить удостоверение личности (паспорт или права), а также один из следующих документов: членский билет Всероссийского общества глухих, справку ВТЭК, членский билет организации «Объединение слабослышащих» или иных организаций, объединяющих людей с ограничениями по слуху.

Homo mobilis: невозможное возможно

Однако технологии развиваются, и SMS – только шаг к будущим средствам коммуканиций. Примером одного из специальных телефонов будущего является гаджет, разработанный молодым дизайнером по имени Сухьюн Ким (Suhyun Kim). Концепт под названием «Видимый звук» разворачивается в стороны как средневековый свиток, раскрывая прозрачный сенсорный экран. «Клавиши» можно нажимать с любой стороны экрана. Принцип действия телефона напоминает компьютерную игру времен «Паратруперс», распространяемую на первых самодельных приставках. Сначала пользователь набирает на клавиатуре слова, а затем телефон передает их в голосовом формате для абонента и соответственно все, что говорит абонент, поступает в текстовом виде на аппарат слабослышащего.

А пока власти не замечают проблемы коммуникации среди слабослышащих, а ученые работают над прототипами их решения, Алексей Коман из Самары отправил Евгении из Екатеринбурга более 50 тысяч SMS. Роман по переписке мог закончиться не только крахом для семейного бюджета, но и личной трагедией. Ведь, как известно, слабослышащим устроить личную жизнь непросто. Молодым людям повезло, они отправились в ЗАГС.

___________________________________

Каневский Максим Александрович - генеральный директор Центра Компетенций мобильного правительства, главный редактор интернет-портала MGOV.RU


© Информационное общество, 2010, вып. 1, с. 62-65.