Развитие навыков по управлению информационными и коммуникационными технологиями в государственных органах Бразилии, России, Китая и Южной Африки

_____________________________

Питер Найт




Изменения и модернизация стали неотъемлемой частью работы организаций государст­венного сектора. Центральным элементом процесса модернизации являются информационные и коммуникационные технологии, значение которых особенно выросло с развитием интернета и систем электронного правительства. Однако для реализации потенциала информационных и коммуникационных технологий в сфере ускорения социального, экономического и политического развития необходимо сильное руководство, а также развитие необходимых навыков по управлению ИТ-системами в государственных организациях. К сожалению, руководителями отделов информационных технологий в госучреждениях, как правило, становятся либо специалисты по ИКТ, которым не хватает знаний в области государственного управления, либо, наоборот, люди из общественного сектора, недостаточно осведомленные об ИКТ и их потенциале для реформы общественного управления. В данной статье исследуются вопросы развития навыков в области управления ИКТ в госучреждениях, а также предлагаются новые решения, а именно, международная программа по управлению использованием ИКТ, которая в идеале должна охватить академические учреждения Бразилии, России, Индии, Китая, Южной Африки, а также, возможно, и других стран.

Введение

Сложности, связанные с удовлетворением различных потребностей в более качественном обслуживании при одновременном ограничении бюджетов, привели к попыткам реформирования и инноваций на правительственном уровне [1]. Согласно Albury [2, с. 51—56], необходимо признать инновации важной ценностью в общественном секторе, поскольку требования по снижению управленческих расходов постоянно ужесточаются. По мнению автора, для выполнения этих требований в сфере общественных услуг необходим постоянный поток инноваций. Центральным элементом процесса модернизации являются информационные и коммуникационные технологии, значение которых особенно выросло с развитием интернета и систем электронного правительства.

В развивающихся странах использование ИКТ в правительственных и других общественных учреждениях имеет огромный потенциал как инст­румент ускорения развития и минимизации региональных различий. Концепция электронного развития (e-development) намного шире, чем «электронное правительство» (e-government), поскольку включает также част­ный сектор, организации гражданского общества и граждан [3, 4]. Эта концепция подразумевает активное развитие и использование ИКТ в целях уменьшения социально-экономического неравенства, повышения конкурентоспособности в глобальной экономике знаний, а также расширения возможностей для участия в политическом процессе. Концепция e-development по своей природе является всепроникающей для нее не существует учрежденческих границ (например, границ министерств), она также пред­усматривает активное взаимодействие с организациями частного сектора и граждан­ского общества. Описанная Hanna [3] концепция развития информационного общества представлена ниже на рис. 1.




Рис. 1. Архитектура развития информационного общества.
Источник: Hanna (2007), с. 5


Для достижения экономии от масштаба при инвестициях в инфраструктуру (аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникации) необходимо разрушить границы изолированных информационных систем. Для этого требуется сильное руководство, лучше всего со стороны государственной структуры, стоящей выше министерств и агентств — например, администрации президента или аппарата премьер-министра, министерства финансов или планирования и т. д. Международный и бразильский опыт свидетельствует о возникшей необходимости в лидерах информационного общества, обладающих как знаниями в сфере ИКТ, так и хорошей подготовкой в области управления, политики и экономики.

Проект e-Brasil посвящает этим вопросам несколько глав, в которых рассказывается о формировании консенсуса и подготовке будущих лидеров служб ИКТ для правительственных учреждений. Эти процессы описаны в крупной работе по развитию информационного общества в Бразилии и во всем мире [4]. Рекомендации по вопросам политики для Бразилии, выработанные на основании 38 глав результатов исследований (31 глава о Бразилии и 7 глав о международном опыте), содержатся в Программе e-Brasil, а также обобщены в программе 10-Point Program for e-Brasil Candidates, включенной в первую главу книги. Обе программы и фрагменты из книги на английском и португальском языках доступны в интернете по адресу www.e-brasil.org.br.

Для подготовки будущих лидеров информационного общества в общественных организациях крайне важно признать необходимость развития соответствующих навыков управления использованием ИКТ в органах власти. Сотрудники органов власти обладают рядом отличительных особенностей, которые необходимо принимать во внимание. Одной из основных проблем является то, что руководителями отделов информационных технологий в госучреждениях, как правило, становятся либо специалисты по ИКТ, которым не хватает знаний в области государственного управления, экономики, а также умения вести переговоры (что необходимо для разрушения традиционных границ изолированных систем), либо, наоборот, люди из государственного сектора, недостаточно осведомленные об ИКТ и их потенциале для реформы общественного управления, улучшения обслуживания населения, предприятий и т. д.

Привлечение лидеров в сфере ИКТ для органов власти возможно как из государственного (публичного), так и из частного секторов. Вполне уместно включить некоторых молодых лидеров из частных компаний, особенно работающих в сфере ИКТ, в список кандидатов для специализированной подготовки на уровне топ-менеджеров, организацию которой мы предлагаем. Некоторая ротация руководителей между государственным и частным секторами кажется нам желательной, поскольку улучшит понимание особенностей каждого из секторов, а также будет способствовать развитию партнерских отношений между частными и государственными организациями в сфере, характеризующейся быстрым развитием технологий.

Существуют большие различия между интенсивностью использования и зрелостью ИКТ на правительственном уровне (федеральном, штатов, местном) в Бразилии и других крупных федерациях. Крупные вычислительные центры, обеспечивающие работу финансовой системы, системы социального страхования и других процессов на федеральном уровне, традиционно являются «первопроходцами» в использовании ИКТ и, следовательно, имеют более квалифицированных ИТ-менеджеров, чем органы местной власти, где все еще не хватает навыков в области управления информационными системами. Международные организации (такие, как Межамериканский банк развития) в прошлом выступали спонсорами крупных программ по модернизации правительственных учреждений, предполагавших значительные инвестиции в ИКТ на уровне штатов и муниципалитетов, где недостаток квалификации представлял серьезную угрозу для успеха проектов.

Традиционно ИКТ рассматриваются как важный ресурс для модернизации исполнительной ветви власти. На более ранней стадии использования ИКТ находятся законодательная и судебная власти, что снижает эффективность демократических процессов и институтов. Таким образом, развитие навыков использования и управления ИКТ в этих сферах приобретает наиважнейшее значение.

Вследствие активной глобализации и роста частного сектора вопросы использования ИКТ в правительственных организациях выходят все дальше за рамки исполнения в сторону регулирования и формирования политики. Это требует еще более глубоких знаний в сфере ИКТ и управления процессами. Таким образом, руководителям необходимы навыки в новых областях экономике развития, стандартизации, международных отношениях и т. д.

В частности, руководителям необходимо научиться взаимодействию и влиянию на высоко­квалифицированных партнеров из частного сектора, других правительств и наднациональных организаций в процессе рассмотрения сложных вопросов в разнородных средах.

К сожалению, система образования недостаточно оперативно адаптирует свои программы и подходы к новой междисциплинарной, политизированной и технологизированной реальности. В учебных заведениях по-прежнему формируют изолированные навыки по различным дисциплинам, заставляя специалистов развивать необходимые знания самостоятельно. Поэтому неудивительно, что опытные ИТ-менеджеры являются чрезвычайно «дефицитными» сотрудниками, а важные правительственные решения и процессы часто поручаются поставщикам, имеющим собственные цели и задачи.

Требования к компетенции и знаниям ИТ-менеджеров в органах власти

Исходя из требований и концепций, изложенных выше, для сотрудников правительства штата Сан-Паулу был разработан учебный курс, призванный развить у профессионалов в области ИКТ необходимые навыки в сфере технологий и управления. Предложение было разработано по запросу правительства на пилотный проект как стимул для других аналогичных инициатив. Правительство намеревалось включить курс в программу подготовки своих сотрудников.

Предложенный курс состоит из четырех основных модулей: 1) управление государственными организациями (112 академических часов), в том числе экономика, менеджмент в государственном секторе, финансы, бухучет, статистика; 2) рынок ИКТ и его тенденции (24 часа); 3) управление использованием ИКТ (264 часа), в том числе стратегическое планирование внедрения ИКТ, непосредственно управление использованием ИКТ, управление проектами, информационный менеджмент, управление на основе использования ИКТ, электронное правительство, а также специальная подготовка по развитию управленческих навыков; 4) подготовка курсовой работы. Упомянутые выше темы более подробно описаны в таблице 1.




Таблица 1. Программа курса "Управление использованием ИКТ в органах государственной

власти"



Курс должен сформировать базовые знания в области технологий и управления, способствовать созданию конкретных управленческих навыков, а также стать основой для дальнейшего образования и распространения знаний на местах. Важной целью курса является развитие личных взаимоотношений между обучающимися и правительственными структурами, что имеет огромное значение для эффективности дальнейшей работы тех, кто прошел обучение.

Внедрение курса пока не осуществлено по финансовым причинам, однако, по первоначальным оценкам, он жизнеспособен в Бразилии даже без прямой государственной поддержки.

Необходимо отметить, что существуют и другие решения например, формальное высшее образование в сфере ИТ и управления в государственных и частных вузах на различных уровнях, курсы подготовки MBA, краткосрочные курсы от поставщиков продукции и программы сертификации (PMI, COBIT и др.). Однако они не дают междисциплинарной и интегрированной подготовки, о которой говорилось выше.

Важность международного сотрудничества

Важность сотрудничества между развитыми и развивающимися странами давно не подвергается сомнению. Отдельные вузы и школы сформировали собственные сети и программы сотрудничества (например, Институт политики развития и управления Университета Манчестера и Центр международного развития Гарвардского университета). Кроме того, существует мно­же­ство программ и мероприятий, разработанных ассоциациями (IFIP WG 9.4, AIS SIG-Dev), национальных программ (в Великобритании, Норвегии, Германии и т. д.) и наднациональных агентств (программа AlBan, глобальный Портал развития и др.), а также программ частных организаций.

Хотя это не всегда являлось целью, многие из этих программ приняли форму односторонней помощи (от развитых стран развивающимся), что приводит к экспорту взглядов, методик и решений, зарекомендовавших себя в стране-источнике, однако требующих адаптации в принимающей стране.

Наш подход, хотя и предполагает помощь партнеров из развитых стран, основан на сотрудничестве и обмене опытом между странами примерно одного уровня развития.

Учитывая ограниченность ресурсов, культурные и организационные особенности этих стран, а также стимулируя обмен мнениями и сотрудничество в вопросах управления ИКТ, данный подход предполагает использование уже достигнутых политических соглашений например, организованного в 2003 г. форума IBSA Dialogue Forum, в котором участвуют Индия, Бразилия и Южная Африка1.

Проект международной программы MBA

Используя опыт, накопленный в Бразилии и других странах, проект e-Brasil и FIA/FEA/USP желают, совместно с другими учреждениями из стран BRICS (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), разработать международный магистерский курс для руководителей государственных учреждений в области ИКТ (участники могут привлекаться из других стран Африки), а также центральное академическое заведение (возможно, консорциум) в Европе или Северной Америке. Возможно, в программе примут участие страны других регионов (например, арабские страны). Предполагается создание годичной или 18-месячной программы для перспективных служащих органов национальной и местной власти, а также для прошедших отбор представителей частного сектора (изначально по 25 от каждой страны). Участвовать в программе будут потенциальные руководители ИТ-служб государственных и частных организаций, отобранные по результатам национальных конкурсов. На время программы они будут частично освобождены от основной работы с сохранением заработной платы. В их обязанности будет входить участие в программе, включая осуществление исследовательского проекта, выбранного ими самими либо их компанией и одобренного администрацией программы. Этот проект станет их дипломной работой.

Программа начнется с недельного семинара в центральном учебном заведении в Северной Америке или Европе возможно, при участии Института Всемирного банка (WBI). Затем участ­ники вернутся в свои страны, где продолжат обучение в смешанной форме (через интернет и в очной форме) и займутся исследованиями под руководством национального академического учреждения. Также рассматривается возможность проведения дополнительных международных семинаров в рамках программы. Мы установили первоначальные контакты с несколькими учреждениями. Пока с ними не достигнуто формальных договоренностей, однако мы наращиваем интенсивность переговоров и готовим книгу по развитию информационного общества, в которую войдут главы от каждой из этих стран и которая станет одним из учебных материалов курса. Вот ситуация на сегодня:


Хотя разработка программы находится пока на ранней стадии, она направлена на решение многих насущных проблем, о которых уже упоминалось выше. Программа предусматривает междисциплинарную подготовку специалистов из различных секторов. В завершение программы состоится конкурс на лучшие дипломные работы, а победители получат возможность представить свои работы на итоговом семинаре в центральном учебном заведении (предполагается разместить его в Вашингтоне, однако мы готовы рассмотреть другие варианты в Северной Америке и Европе). В семинаре примут участие все студенты программы, а также новый контингент набранных студентов. Финансирование программы будет осуществляться странами-участницами, международными компаниями, работающими в сфере ИКТ, различными фондами, Всемирным банком, а также, возможно, в рамках проектов, осуществляемых при поддержке международных организаций и имеющих образовательный компонент.

Выводы

Существует насущная необходимость в глубокой подготовке будущих руководителей служб информационных технологий, раскрывающей потенциал ИКТ с точки зрения ускорения социального, экономического и политического развития. Население каждой из стран BRICS составляет примерно или более 150 млн человек (за исключением Южной Африки, которая, впрочем, может стать плацдармом для привлечения участников из других африканских стран). Страны имеют федеральную структуру со значительной степенью автономности региональных органов власти и большой степенью влияния в соответствующих географических регионах. Успешное внедрение международной программы подготовки руководителей в области использования ИКТ при участии этих стран позволит решить задачи, стоящие не только перед этими странами. Таким образом может быть создана сеть руководителей с равным уровнем подготовки, которые будут обмениваться оптимальными методами работы, что послужит толчком для создания аналогичных региональных программ.

Сноски

1 См. http://www.forumibsa.org/index.php? ln=en

Литература


1. Kim H. The Process of Innovation in Local Government. 1999. Working Paper. 1. 2.

2. Albury, D. Fostering innovation in public service. Public Money & Management, v. 25, n. 1. 2005.

3. Hanna, N.K. Е-Leadership Institutions for the Knowledge Economy. Washington: World Bank Institute. 2007.

4. Knight, P. T., Fernandes, C. C. C. and Cunha, M.A. (Eds.). e-Desenvolvimento no Brasil e no mundo: subsнdios e Programa e-Brasil. Sгo Caetano do Sul, SP, Brazil: Yendis and Cвmara Brasileira de Comйrcio Eletrфnico, 2007.

5. Bozeman, B. Bretschneider, S. (1986) “Public management information systems: theory and prescription”. Public Administration Review, v. 46, Special issue, p. 475—487.

6. Hartley, J. and Benington, J. (2006) “Copy and paste, or graft and transplant? Knowledge sharing through inter-organizational networks”, Public Money & Management, v. 26, n. 2, p. 101—108.

7. Harvard University A. Alfred Taubman Center for State and Local Government, 1999.

________________________________________________


Питер Найт - Партнер компании «Найт-Мур Телематика для образования и развития» (Knight-Moore Telematics for Education and Development), Вашингтон, округ Колумбия, США, Президент компании Telematica e Desenvolvimento Ltda (Рио-де-Жанейро, Бразилия)Координатор проекта e-Brasil (www.e-brasil.org.br)


© Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 60-65.