Предприниматели в "Электронной Москве"

И.В. Городничий



На фоне глобальных проблем, которые сейчас обсуждаются, мне кажется уместным более пристально посмотреть на те целевые группы, которые являются пользователями Программы "Электронная Москва". Несомненно, что в этой среде к одной из самых значимых групп можно причислить предпринимателей (или бизнес-сообщество). Я имею в виду более 180 тыс. малых предприятий, около 300 тыс. предпринимателей-индивидуалов, большую часть (60%) регионального бизнеса, имеющего деловые интересы в столице.

По итогам наших исследований, стоимость внедрения информационных технологий – не самый больной вопрос для предпринимателя (во всех опросах он стоит на 5-6 месте). Гораздо больше его волнует закрытость информационного рынка и неясность эффективности внедрения этих технологий в бизнесе. Проще говоря, предпринимателей элементарно интересует, когда все это окупится? И какое практическое значение имеет для ведения бизнеса применение современного процессора или программного обеспечения? На сегодняшний день общие слова о том, что "процессор Intel Pentium 4 решит все ваши проблемы", практически не работают. Приведу несколько цифр в подтверждение данного тезиса.

На вопрос, "какое место среди приоритетных задач занимает проблема информационного обеспечения бизнеса?", 21% опрошенных ответили "первостепенное", 64% – "имеет одно из важнейших значений", причем 87% считает, что влияние ИКТ возрастает. Следующий вопрос был сформулирован так: "В какой степени сегодня удовлетворен спрос предпринимателя на деловую информацию?" Мы спрашивали именно об информации, а не об информационных технологиях, поскольку технологии в данном случае являются лишь средством доступа к информации. 23% предпринимателей считают, что спрос удовлетворяется наполовину, свыше 70% недовольны качеством информационного обеспечения своего бизнеса.

Давайте попробуем сопоставить эти цифры, выработать эффективные решения.

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы в соответствии с Комплексной программой поддержки малого предпринимательства уделяет большое внимание как материальной, так и информационной помощи малому бизнесу. Так, среди городских интернет-ресурсов существует система, включающая в себя более 20 основных разделов, объединенных в единый портал "Информационная сеть малого бизнеса Москвы". Показательна общая цифра его посещаемости – более 20 тыс. пользователей в день, что соответствует 10% малого бизнеса города.

Сама система включает в себя более 3 млн. документов. Естественно, занимаясь многоотраслевой поддержкой бизнеса, мы сегодня имеем информационные ресурсы, которые включают в себя проблемы инвестиций, образования, средств массовой информации, консалтинга, консультаций, госзаказа. Мы просто не можем обходиться без взаимодействия с другими структурами и готовы представить все свои ресурсы для включения их в городской портал. Я уверен, что это будет очень полезно для бизнеса.

Приведу только один пример. В свое время мы наладили взаимодействие в отношении интеграции ресурсов с Московской регистрационной палатой и выставили в интернете единственную на тот момент легитимную базу данных действующих предприятий (822 тыс.). Вопрос: какое практическое значение это имеет для бизнеса, для предпринимателя? Ответ простой – получая договор или счет от неизвестного партнера, любой руководитель компании в считанные минуты может проверить, есть ли вообще в городе такое предприятие. Думаю, эта проблема хорошо знакома и налоговой инспекции. Таким образом, информационные БД и ИКТ обеспечивают элементарный уровень проверки надежности делового партнера.

Мы достаточно давно активно работаем с ОАО "Московская телекоммуникационная корпорация", реализуя проект создания информационно-аналитической системы по координации и контролю деятельности малых предприятий в городе. Эта работа ведется в тесном сотрудничестве с Московским комитетом по науке и технологиям (МКНТ). Создав всю инфраструктуру информационной поддержки предпринимательства по Москве, мы вплотную подошли к этапу необходимости интеграции с остальными городскими ресурсами и базами данных. Поэтому предстоит еще многое сделать – хотя бы рассмотреть саму Программу "Электронная Москва". К сожалению, не все наши пожелания в ней учтены. Между тем мы готовы работать с этой Программой достаточно плотно – уже есть предложения по такому сотрудничеству.


Городничий Игорь Владимирович - Вице-президент Московского центра развития предпринимательства НДП "Альянс Медиа".


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 34-35.