__________________________
А.В. Петров, О.А. Славин
Согласно Концепции региональной информатизации до 2010 г. [1], одним из основных направлений реализации государственной политики в сфере региональной информатизации является создание в регионе комплекса государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих поддержку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объединяющих их на основе общей информационно-технологической инфраструктуры региона (далее – электронное правительство региона).
В рамках электронного правительства региона для обеспечения деятельности учреждений и предприятий бюджетной сферы создаются следующие функциональные подсистемы: подсистемы информационно-аналитической и нормативно-методической поддержки образовательного процесса; подсистемы мониторинга в области здравоохранения, а также государственные информационные системы, включающие справочную информацию о применении лекарственных средств и их наличии в аптечных учреждениях; подсистемы учета культурных ценностей и библиотечных фондов, а также подсистемы информационно-справочного обслуживания населения; подсистемы учета лиц, нуждающихся в социальной помощи со стороны государства, а также информационные системы предоставления социальных услуг, оказываемых учреждениями и предприятиями социального обслуживания; подсистемы оформления проездных документов, учета объемов перевозок пассажиров и контроля оплаты ими проезда, ведения расписаний и информационно-справочного обслуживания населения; в сфере потребительского рынка и услуг – информационно-маркетинговые центры, подсистемы учета товаропроизводителей и поставщиков, а также проведения электронных закупок и торговли; подсистемы информационно-справочной поддержки пропаганды спорта и здорового образа жизни; подсистемы технической инвентаризации и учета технического состояния жилищного фонда, оформления счетов за предоставленные коммунальные услуги и приема платежей [2].
Прикладной реализацией системы мониторинга развития экономических отношений в регионе является экспертно-аналитическая составляющая системы размещения государственного и муниципального заказа на основе ИКТ. Согласно Закону № 94-ФЗ [3], информационное обеспечение размещения заказов должно осуществляться в обязательном порядке – как в печатном виде, так и на официальных сайтах органов власти федерального и регионального уровней, а также муниципальных образований. На официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов (http://www.zakupki.gov.ru/) консолидируется вся информация о госзакупках: о конкурсах, аукционах и заключенных контрактах, недобросовестных поставщиках.
Таким образом, для осуществления мониторинга состояния экономической сферы в регионах РФ на сегодняшнем этапе необходимы гармонизация подходов к построению электронных правительств регионов, интеграция существующих в регионе информационных систем, соразмерное использование современных технологических подходов при их развитии, «наращивание» информационно-технологической инфраструктуры и постоянное методическое обеспечение региональной информатизации и административной реформы как связанных процессов.
Славин Олег Анатольевич - заведующий лабораторией Института системного анализа РАН, кандидат технических наук.
© Информационное общество, 2006, вып. 1, с. 6.