Россия: от информатизации — к информационному обществу

А.В. Волокитин, Б.В. Кристальный, Д.С. Черешкин





Формирование информационного общества в развитых странах уже не футурологический прогноз, а реальность дня. Это такой же глобальный процесс, как становление мировой экономической и финансовой системы. Неизбежно вхождение и нашей страны в мировое информационное сообщество, поскольку только использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Раньше или позже Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Основные черты и признаки информационного общества обязательно будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия.

О чем же идет речь?

Прежде всего, информационно-коммуникационное пространство России станет частью мирового информационного пространства. Это позволит России стать полноправным участником процессов экономической интеграции регионов, стран и народов. Во-вторых, в экономике страны начнут доминировать новые технологические уклады, базирующиеся на массовом использовании перспективных информационных технологий и телекоммуникационных сетей. В-третьих, в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала получит мощное развитие рынок информации и знаний и будет достигнуто фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах. В-четвертых, будет достигнут высокий уровень образования, научно-технического и культурного развития за счет широкого информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях. Наконец, в-пятых, будет реализовано важнейшее условие демократического развития – эффективная система обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации.

Развитие и массовое использование новых информационных и коммуникационных технологий во всем мире сопровождается кардинальными изменениями образа жизни большей части населения, формированием новой социально-психологической модели поведения людей. Изменяется их отношение к информации, в ней начинают видеть главную предпосылку усиления личностного потенциала и его развития во многих направлениях. Однако потребуются немалые усилия, чтобы обеспечить адаптацию человека к жизни в условиях информационного общества.

Есть ли в России предпосылки перехода к информационному обществу, несмотря на ее нынешнее кризисное состояние? Да, есть, и прежде всего, это предпосылки технологические.

За последние 7–10 лет существенно возросли масштабы использования информации как ресурса социально-экономического и культурного развития. Сегодня объем продаж в России средств вычислительной техники (в основном, ПЭВМ и периферии) достигает более одного миллиона штук в год и оценивается, примерно, в 1,5 млрд. долларов. Вместе с продажами программных продуктов, средств связи и телекоммуникаций эта величина возрастает до 4,5 млрд. долл. (это более 5% ВВП России в 1997 г.) и уже имеет макроэкономическую значимость. Объем средств, циркулирующих на отечественном рынке телекоммуникаций, информационных продуктов и услуг, сегодня достигает 6–7,5 млрд. долл./год.

Растет количество корпоративных информационных сетей и непрерывно увеличивается число абонентов мировых открытых сетей. Количество российских пользователей Интернета приближается к миллиону. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы. Успешно осуществляется телефонизация страны и стремительно растет рынок средств мобильной связи. В прямом и переносном смысле Россия подсоединена к остальному миру кабельными и спутниковыми каналами связи, активно используемыми сотнями тысяч сотовых и простых телефонов, факсов, компьютеров и т. д. В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, системы обороны и безопасности, банковская сфера и сфера государственного управления.

Однако говорить о создании в стране развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры и интеграции России в мировое информационное сообщество преждевременно, хотя начальные шаги уже делаются. Так, в ноябре прошлого года заместитель Председателя Правительства РФ В. Б. Булгак и член Комиссии Европейских сообществ, отвечающий за программы построения общеевропейского информационного общества, М. Бангеманн сделали совместное заявление о партнерстве и сотрудничестве в области формирования инфраструктуры и нормативной базы информационного общества, осуществлении совместных инициатив в области научных исследований и технологий, а также подготовки кадров.1

Каждая из развитых (и развивающихся) стран движется к информационному обществу своим путем, опираясь на политические, социально-экономические и культурные факторы своего развития. У сегодняшней России, естественно, особенные условия перехода к информационному обществу.

Если в США, ЕС, Японии имеется эффективно функционирующая рыночная экономика, обеспечивающая постоянный рост информационных потребностей и платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги, имеется мощный средний класс, являющийся основным потребителем информационных услуг, если экономики этих стран располагают свободными средствами для развития информационно-коммуникационной инфраструктуры и существуют государственные стратегии и программы построения информационного общества, то в России всего этого практически нет.

В этих странах имеется хорошо развитая инфраструктура производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, достигнут высокий уровень информационной культуры населения, массовой домашней компьютеризации, использования Интернета и сложилась эффективная система компьютерного образования, тогда как в России это все еще находится в начальном состоянии.

Переход к информационному обществу любой страны – это процесс, требующий больших материальных затрат на развитие индустрии информационных услуг и доставку их каждому члену общества. Сегодня США вкладывают в развитие этой индустрии до 10% своего ВВП. Примерно такие же объемы характерны и для других развитых стран.

Но, может быть, самое важное состоит в следующем.

Нестабильность политического и экономического положения в стране, уменьшение возможностей централизованного управления не позволяют государству быстро и эффективно решать экономические и организационные проблемы обеспечения перехода к информационному обществу, рассчитанного на длительную перспективу. В стране отсутствуют свободные инвестиции, которые могли бы быть направлены на модернизацию и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и промышленного производства информационных средств, продуктов и услуг. Ситуация усугубляется существенным падением объемов производства в высокотехнологичных отраслях, общим застоем в экономической деятельности и значительным снижением уровня жизни населения.

Поэтому повторение того пути, который уже пройден другими странами, например, европейскими, вряд ли возможно для нашей страны. Этот путь потребует не только значительных капиталовложений (не менее 10% ВВП), но и существенного изменения российского менталитета и переориентации общественного сознания на цели, приоритеты и направления развития, свойственные американскому или европейскому образу жизни. Наш путь должен быть ориентирован на чисто российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и требовать в сегодняшних социально-экономических условиях лишь минимальных капиталовложений со стороны государства. При этом необходимы хотя бы минимальные темпы экономического роста, политическая стабильность в обществе и политическая воля исполнительной и законодательной властей, поставивших перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.

По нашему мнению, российский путь к информационному обществу должен базироваться на следующих трех составляющих.

1. Информатизация всей системы общего и специального образования – от детского сада до высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающая повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик человеческого потенциала. Система образования должна приучать ребенка, подростка и взрослого к постоянным изменениям в образе жизни. Информатизация системы общего образования – основная перспективная задача перехода к информационному обществу. Ее всеобъемлющее решение потребует длительного времени, не менее 10–15 лет, в течение которых может быть разработана и реализована идеология непрерывного образования на всех уровнях с разумным сочетанием государственных и негосударственных образовательных институтов. В России имеется серьезный задел в области применения информационных и телекоммуникационных технологий в высшей школе, однако совершенно недостаточны работы по компьютеризации школ, особенно в небольших городах и на селе. Важную роль в информатизации образования должны сыграть культурно-информационные центры, электронные библиотеки и работа в Интернете. Одной из первоочередных задач является выбор современных информационно-коммуникационных технологий (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т. д.), адекватных современным образовательным технологиям, формам и методам организации учебных процессов. Другая задача – создание сети специализированных образовательных центров регионального и городского подчинения, а также центров подготовки и переподготовки преподавателей и учителей, а также специалистов других профессий, оснащенных современными средствами информатизации.

2. Формирование и развитие индустрии информационных и коммуникационных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на массового потребителя. Решение этой задачи обеспечит заинтересованность населения в использовании информации как ресурса общественного и индивидуального развития, личное, в том числе финансовое, участие в процессе перехода к информационному обществу. В результате получит развитие наиболее динамичный сектор рынка информационных и коммуникационных средств, информационных продуктов и услуг, а при правильной государственной политике – будет обеспечена поддержка отечественных производителей в высокотехнологичных отраслях. Что особо важно – будут во многом решены сложные проблемы социального характера – трудоустройства, медицинской помощи на дому, организации досуга, электронной торговли, информационно-культурного обслуживания, в том числе инвалидов и т. д. При безусловном внимании к потребностям, интересам и психофизиологическим возможностям массового пользователя будет достигнут более высокий уровень информационной культуры и компьютерной грамотности для большой части населения. Разумеется, здесь предстоит большая работа: с самого начала потребуется разработка дешевых специализированных устройств для сетевого взаимодействия пользователей с информационными системами, общедоступных терминалов информационно-справочных и консультативных систем социального назначения, а также создание систем программно-содержательной и сервисной поддержки домашней компьютеризации с удобными пользовательскими интерфейсами.

3. Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвечающим российским культурно-историческим традициям. Это важная политическая задача, решение которой должно обеспечить передачу новому поколению всего многообразия российской культуры, воспитание этого поколения в атмосфере национальных духовных ценностей и идеалов, максимально уменьшить негативное воздействие на молодых людей англоязычной информационной экспансии, культурно-оккупационного характера Интернета. Решение этой задачи потребует не только серьезной целенаправленной работы философов, социологов, психологов, других специалистов-гуманитариев, но и конкретной технологической поддержки этой работы, в частности, создания дешевых средств компьютеризации массовых библиотек, музеев, архивов и других учреждений культуры, разработки и широкого внедрения средств электронной полиграфии в практику книгоиздания и массовой печати. Потребуется создание широкой сети культурно-информационных и информационно-развлекательных центров в регионах, в больших и малых городах. Важнейшей первоочередной задачей станет создание и развитие мощного русскоязычного сектора в Интернете, технологическая поддержка сайтов культурно-информационных центров.

Все это создаст предпосылки для преодоления идеологического диктата и распространения политического и духовного влияния США через современные коммуникационные сети и системы.

Решение этих трех масштабных, исторических для России, задач будет означать реальное превращение информации и знаний в подлинный ресурс социальнокономического и духовного развития. Оно будет также означать укрепление институтов гражданского общества, реальное обеспечение прав граждан на свободное получение, распространение и использование информации, расширение возможностей саморазвития личности.

В итоге Россия сможет выступить как носитель специфической модели цивилизационного развития, во многом корректирующей западный эталон. Историческая преемственность, национальная идентичность, восстановление нравственного сознания, образование единого духовного пространства страны – таковы основные особенности выбираемого пути России к информационному обществу.

Движение по этому пути, особенно на первых этапах, требует широкой общественной поддержки, глубокого осознания целей перехода к информационному обществу и политических, экономических, социальных и культурных преимуществ, которые предоставляет населению жизнь в информационном мире. Для этой поддержки должны быть скоординированы усилия многих специалистов – гуманитариев по формированию облика гражданина информационного мира, модели его жизнедеятельности. Эта поддержка должна получить самое широкое пропагандистское обеспечение во всех печатных и электронных СМИ.

Какова же роль государства в обеспечении процесса перехода к информационному обществу?

Очевидно, государство призвано координировать деятельность всех участников этого процесса, сохраняя в своих руках политические, экономические и правовые механизмы, регламентирующие «правила игры» для участников. Оно должно создать адекватные новым условиям законодательную и нормативно-правовую базы, формы и методы экономического, а в отдельных случаях, административного регулирования отечественного рынка информационных технологий, продуктов и услуг, способствующих притоку инвестиций на этот рынок и развитию справедливой конкуренции. Важно подчеркнуть, что при отсутствии у государства мощных финансовых рычагов, способных обеспечить процессы перехода к информационному обществу, основными инструментами государственного регулирования и контроля над процессами перехода остаются законодательная и нормативно-правовая базы, регулирующие информационные отношения в обществе. Правда, на начальном этапе создания социально-значимых информационно-коммуникационных систем и комплексов (в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, социального обеспечения и др.) государство все-таки не может не взять на себя основные расходы, но в дальнейшем уходит с рынка этих услуг. При этом предполагается, что значительные финансовые ресурсы будут поступать от населения в виде оплаты предоставляемых информационных и коммуникационных услуг и услуг связи.

Еще одна важная функция государства состоит в следующем. Оно выступает катализатором происходящих перемен и гарантом предоставления гражданам постоянно расширяющегося набора информационных услуг (телефонная связь, электронная почта, мультимедийное образование и др.). Оно ведет неустанную борьбу с монополизмом и осуществляет контроль над концентрацией собственности в СМИ и телекоммуникационном бизнесе, юридически и технологически обеспечивает права на доступ к общественной (правовой, экологической и др.) информации для всего населения, а также охрану персональных данных. Государство принимает меры по укреплению многонациональной культуры, русского и национальных языков, противостоит информационно-культурной экспансии других стран, осуществляемой через СМИ и открытые информационные сети, способствует сохранению языковой и культурной самобытности, вырабатывает государственную политику по развитию российской части Интернета.

Не следует забывать, что процесс перехода России к информационному обществу тесно связан с развитием мирового информационного сообщества. Должно быть обеспечено активное участие России в международном разделении труда на мировом рынке информационно-коммуникационных средств, продуктов и услуг, в разработке международных стандартов и правовых положений в этой области, в реализации международных проектов и программ информатизации. Необходимо сотрудничество с международными организациями, прежде всего, с Советом Европы, при формировании рынков аудиовизуальной и деловой информации, развитии рынка телекоммуникаций.

В поле зрения государственных органов должны быть и новые вызовы международной, национальной, общественной и личной безопасности, порождаемые движением к информационному обществу. Речь идет о подготовке и принятии широкомасштабных международно-правовых соглашений, ставящих под контроль производство и распространение информационных технологий в качестве оружия, о координации деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и компьютерными преступлениями, о действенных мерах защиты информационных ресурсов, составляющих национальное достояние, интеллектуальной собственности и авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям. Должны быть рассмотрены возможности контроля над распространением по Интернету непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и прочих материалов, оказывающих негативное воздействие на физическое, психическое и моральное здоровье людей.

Реализация процесса перехода к информационному обществу должна учитывать накопленный отечественный и зарубежный опыт программно-целевых методов организации работ. Стратегия перехода, как и возможные программы ее реализации, должна иметь интегрирующий («рамочный») характер, объединять различные ведомственные и коммерческие проекты, иметь надведомственный общегосударственный статус. Необходимо смещение центра тяжести процессов перехода из столицы на периферию, широкое привлечение региональных и муниципальных органов власти к участию в процессах информатизации по всем направлениям и создание условий на местах для перехода к информационному обществу.

Наконец, стратегия перехода к информационному обществу требует широкой психологической и пропагандистской поддержки в общественном мнении. Ее основные положения и программные мероприятия должны быть понятны населению, социальная направленность перехода должна быть разъяснена, необходимость движения к информационному обществу должна быть обоснована и доведена через СМИ до граждан страны.

При движении по выбранному пути действительно смогут быть сформированы такие ценностные установки и стереотипы поведения населения, которые отвечают, с одной стороны, культурно-историческим традициям народов России, а с другой – высоким требованиям цивилизационного развития в XXI веке. Только на этом пути могут быть созданы новые виды деятельности и сформированы такие типы рабочих и социальных отношений, которые будут работать на увеличение интеллектуального, творческого потенциала человека, приобщение его к мировым культурным ценностям, повышение эффективности любых видов деятельности. Это особенно важно для победы идеалов духовности и нравственности в информационном пространстве современной культуры, раздираемом конкурентной борьбой.



1 См. стр. 59–60 данного издания.



Об авторах

Волокитин Александр Владимирович - академик Международной академии информатизации, заместитель Председателя Государственного комитета Российской Федерации по телекоммуникациям.

Кристальный Борис Владимирович - доцент, советник Комитета по информационной политике и свя Государственной Думы Российской Федерации.

Черешкин Дмитрий Семенович - профессор, доктор технических наук, вице-президент РАЕН, заведующий отделом Института системного анализа РАН.


© Информационное общество, 1999, вып. 3, с. 12 - 15.