Медиаобразование в информационном обществе или как выжить в мире СМИ




Ю.Е. Хохлов



Сегодня практически все школьники имеют доступ к газетам, радио, телевидению, видео, многие дети общаются с компьютерными играми и компьютером. Ребенок оказывается под «ударом» множества информационных потоков, воздействие которых, как правило, никем не контролируется.

Но часто ли современному школьнику предлагается критически отнестись к газетному тексту, телепередаче или другому СМИ? Следует констатировать, что проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационных технологий, возрастания роли информации не актуализируется в контексте школьного образования, выпускник оказывается не готовым к новым условиям. На Западе уже давно заговорили, что образование сегодня – это умение вести активную оборону от потока средств массовой информации. «Активную» – потому что от потока нужно не отгораживаться, а фильтровать и брать по возможности все, что в нем найдется «разумного, доброго» или полезного. Иными словами, сделать так, чтобы в результате этого образования человек мог со знанием дела пользоваться окружающими его СМИ, а не наоборот. Эта задача возложена на медиаобразование, которое призвано выполнять уникальную функцию подготовки людей к жизни в информационном обществе.

Проблемам становления нового направления педагогики посвящена первая рубрика журнала. В ее статьях изложен опыт факультетов журналистики университетов России и стран СНГ (Г.Г. Ананян, В.С. Морару, В.В. Тулупов, М.В. Шкондин). Здесь нашли отражение основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Кафедра ЮНЕСКО факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова в 2001 году начала работу по реализации российской программы медиаобразования. Созданный здесь российский модуль представляет собой комплекс программ, рассчитанных на разные уровни овладения знаниями о СМИ и навыками пользования ими. О достигнутых результатах подробно рассказано в статье Я.Н. Засурского и Е.Л. Вартановой. Однако «учебный процесс – одна из наиболее консервативных сфер, и подход к любого рода новшествам и реформам должен быть взвешенным, обдуманным и обоснованным», – напоминает М.Т. Векуа. С другой стороны, «образование – непрерывный процесс. Медиаобразование не должно быть исключением из общего правила. Средняя школа, высшая школа, курсы повышения квалификации – все эти структуры должны быть и у медиаобразования», – считает Х.И. Баков.

В следующей рубрике делается акцент на проблемах обеспечения всеобщего доступа к глобальным информационным ресурсам.

Наличие информационно богатых и информационно бедных, то есть тех, кто имеет доступ к новым технологиям, готов работать с ними, и тех, кто не располагает по самым разным причинам всеми этими возможностями, естественно, требует определенных усилий по выравниванию положения разных групп населения. Какие меры предпринимают различные страны для преодоления противоречий в информационной сфере, рассказывается в статье А.В. Короткова.

К 7-летию популярного российского портала Рамблер Фонд исследований и социальных инициатив Рамблер приурочил выпуск специального доклада о развитии интернета в России. Подготовленная на его базе публикация дает представление о том, как развивается Сеть в нашей стране. Продолжает тему интернета статья М.А. Смирнова, где изложены факторы глобального распространения интернета.

В нашей совместной с корпорацией Microsoft рубрике «Электронное правительство» опубликована новая концепция Microsoft «Обучение-2020». В предисловии к ней Билл Гейтс утверждает: «В ближайшие несколько лет, которые я называю «цифровым десятилетием» (digital decade), мы увидим, что компьютеры станут гораздо более значимой и неотъемлемой частью жизни каждого из нас». И добавляет: «все компьютеры в мире ничего не изменят без наличия увлеченных учащихся, знающих и преданных своему делу преподавателей, неравнодушных и осведомленных родителей, а также общества, в котором подчеркивается ценность обучения на протяжении всей жизни».


Хохлов Юрий Евгеньевич - главный редактор.


© Информационное общество, 2003, вып. 1, с. 1.