На пути к информационному государству

С.Т. Петров, заместитель главного редактора журнала "Знание-Сила"





В данной работе хотелось бы сначала остановиться на двух крупномасштабных информационных экспериментах – проекте Чилийского кибернетического государства и глобальных информационных проектах Центра управления полетами, а после этого в заключительной части коротко рассказать об основных чертах информационного государства.

11 сентября 1973 года обычно воспринимается как конец социалистического эксперимента в Чили. На наш взгляд, в этот день трагически закончился не столько социалистический эксперимент, сколько был положен конец преобразованиям общества на кибернетических основах. До этого в течение двух лет английская команда во главе со Стаффордом Биром, автором известных книг «На пути к кибернетическому предприятию», и «Мозг фирмы», совместно с высшим политическим и экономическим руководством Чили провели огромную работу, цель которой – добиться регулирования социально-экономических проблем страны в режиме реального времени.

Сразу вопрос – если это было возможно в Чили, то почему не применяется в развитых странах? Каким образом страна, располагавшая устаревшей вычислительной техникой и телексной связью, могла создавать системы, опережающие свое время на 20 лет? Ответ Бира скептикам состоял в том, что «мир богатых никогда не признавал кибернетику как инструмент управления, и потому до смешного неверно к ней отнесся». О сходных проектах докладывалось высшим советским чиновникам в Совете Министров СССР при Рыжкове, высшим чиновникам в российских правительствах Гайдара и Черномырдина. Результат, как правило, был один и тот же: когда дела шли неплохо или хотя бы так казалось, говорили: «Ну, зачем нам это, когда все хорошо в новых методах управления». А во время кризисов ответ звучал примерно так: «Что вы лезете со своими глупостями в такое сложное для страны время?»

Однако вернемся к Чили, где правительство пыталось реализовать несколько крупномасштабных проектов. Первый из них, проект Киберсин, то есть кибернетический синергизм, предполагал введение новой системы информации и регулирования в промышленности. Она включала сеть Кибернет, действующую на основе реквизированной телексной сети и радиосвязи, работающей в сантиметровом диапазоне, которая в течение четырех месяцев охватила 70% национализированных предприятий. Эта сеть позволяла каждому предприятию, входящему в национальную социально-экономическую систему, связываться в любое время с любым абонентом через компьютерную систему, находящуюся в столице страны – Сантьяго. Социально-экономической целью Кибернета было предоставление вычислительных мощностей рабочим комитетам предприятий. Эти мощности использовались для обработки и пересылки экономических индексов, для создания системы распределения продовольствия в условиях кризиса, для учета настроений в коллективах. Система сыграла большую роль в преодолении последствий забастовок водителей грузовиков, которые осуществляли основные грузовые перевозки в стране.

К инструментальным средствам Киберсина относится также комплект кибернетических программ Киберстрайд для обработки информационных потоков и прогнозирования. В Национальном вычислительном центре Чили (ЕСОМ) собиралось в то время и обрабатывалось примерно 10 тысяч экономических индексов в сутки. Кроме того, шла работа по исследовательской программе ЧЭКО (Чилийская экономика), где создавалась многоотраслевая модель экономики на макроуровне, необходимой, прежде всего, для выхода государства из так называемой «западни». Западня для экономики Чили заключалась в том, что деньги, поступающие из-за рубежа, попадали в сервисный сектор экономики, который поддерживал высокое потребление элитарными группами населения, к которым эти деньги в итоге возвращались. В ходе выполнения ЧЭКО были созданы модели новой экономики, предусматривающие земельную реформу и национализацию медных рудников, а также программу диверсификации импорта, которую затем Пиночет приписал себе. В рамках этих проектов была создана так называемая ситуационная комната – принципиально новая обстановка для принятия экономических и социальных государственных решений, подготовлен Всенародный проект, который включал парламентскую реформу, широкую доступность СМИ, прямую трансляцию заседаний правительства. Важным результатом этого эксперимента в Чили должно было стать подтверждение на практике тезиса о том, что обработка информации с помощью компьютера в недалеком будущем станет исключительно дешевой, а масса людей сможет избежать скучной и монотонной работы.

Известно, что в 1983 году тогдашнему руководителю Советского Союза – Генеральному секретарю ЦК КПСС Ю. В. Андропову была представлена аналитическая записка, авторами которой были специалисты ПГУ КГБ СССР и руководители одного из крупнейших оборонных министерств. В этой записке руководству страны предлагалось пригласить для работы в СССР группу Стаффорда Бира. Дело в том, что серьезные аналитики уже тогда прогнозировали высокую вероятность попадания СССР в государственную «западню», аналогичную чилийской. Предложение было отвергнуто верхушкой аппарата КПСС.

Второй эксперимент касается возможностей российского космического Центра управления полетами (ЦУПа). Сейчас – это уникальная система непрерывного управления многими распределенными объектами в реальном времени. ЦУП является не только держателем огромных архивов разнородной информации, но и разработчиком и пользователем различных ситуационных комнат, поставщиком методики распределенной работы больших коллективов в открытых и закрытых режимах. ЦУП – это точка пересечения проблем «человек – земля – космос». ЦУП по праву считается узлом общественных межрегиональных и международных связей. Это и мощный технологический информационный центр взаимодействия со СМИ, и мощный канал на Телевизионный технический центр в Останкино, и источник информации для руководства космической отрасли России и других ведомств. Кроме того, ЦУП – создатель имиджа проектов, отдельных людей и групп, связанных с космосом. Это – некий прототип флагмана информационной индустрии, центр распространения информационного уклада. Сейчас Центр управления полетами работает по проекту Глобальная информационная система «Русь» с горизонтом планирования в 50 лет. Проект ГЛОБИС «Русь» рассматривается ООН как один из основных факторов стабильного развития мирового сообщества на ближайшие 50 лет. ЦУП активно решает проблемы сверхнадежного и сверхбольшого архивирования информации. Текущий проект – это сорокатерабайтный информационный бункер с горизонтом планирования в 200 лет. То есть точка роста явным образом присутствует.

Коротко об основных чертах и принципах построения информационного государства. Одна из основных целей такого общества у нас – достижение информационной независимости России, производство в достаточном количестве программно-технических средств и разнообразных информационных услуг, создание мощной информационной индустрии, достижение баланса в информационном экспорте и импорте, обеспечение информационной безопасности. К сожалению, весь этот комплекс задач сейчас почему-то пытаются свести к чисто информационной безопасности.

Основные черты информационного общества определяют, на наш взгляд, два базовых показателя. Первый on-line-блок – это право каждого получать информацию о деятельности властей в реальном времени. Необходимо, чтобы все официальные документы власти, вся статистическая отчетность немедленно поступали в информационную сеть. Доступ к ней нужно закрепить законодательно, также как и ответственность чиновников, чтобы власть, которая обладает и властными возможностями, и огромными финансовыми ресурсами, не могла стать опасной для общества. Использование технологий информационного общества дает гражданам возможность взаимодействовать с властью в реальном времени, а самой власти – также в реальном времени получать информацию о происходящих событиях, организовать сверхбольшие базы данных и работать с ними как с единым информационным массивом.

Второй базовый показатель – это бессрочность, право на личное информационное бессмертие. Теперь каждый человек может оцифровать принадлежащие ему архивы, документы и потенциально неограниченное время их хранить. А вот хранение документов и информации о деятельности власти должно быть бессрочным. Один из важных моментов бессрочности – это хранение знаний, создание персонального информационного ядра, которое будет существовать при любом социально-политическом и экономическом строе. Нужно сделать такое информационное ядро, которое нельзя разрушить. Такая работа сейчас идет.

И в заключение рассмотрим, кто будет строить информационное общество. На наш взгляд, его движущей силой станут программно-техническая интеллигенция, специалисты, квалифицированные пользователи. Ведь программист, как правило, представляет собой особый социально-экономический тип, который характеризуется высокой дисциплиной, ответственностью, целеустремленностью, упорством, а также, по выражению Дэйкстры, «программистской смиренностью и скромностью, тягой к новому, неприятием потребительского отношения к жизни, специальными навыками работы и руководства». Это подлинный герой нашего времени. Как сказал Чарльз Бахман: «Программист – это навигатор, архитектор, связист, создатель моделей, эксперт и руководитель».

Какие существуют предпосылки создания информационного общества в России? Начнем, пожалуй, с этакой «неалгоритмичности» русской души. Наш человек живет не совсем по правилам, может быть, это и является тем фактором, который привел к тому, что у нас в России так плохо с информатикой. А если серьезно, то она просто отсутствует как полноправная отрасль народного хозяйства. Но, с другой стороны, у нас есть развитой научно-космический уклад, который долго был одним из главных положений российской идеологии. Активное освоение космоса, вероятно, объясняется особенностями национальной психологии, для которой характерен принцип расширения жизненного пространства.

Информатика является балансом между идеальным и материальным, Западом и Востоком, властью и народом, то есть является оптимальным укладом для России. Развитая космическая промышленность, энтузиазм специалистов программно-технических организаций, неприятие монетаризма подавляющим большинством населения и политическая воля Правительства Москвы позволят создать подлинно народное высокоорганизованное информационное общество.


© Информационное общество, 1999, вып. 4, с. 64 - 65.