Информатизация в системе устойчивого развития региона

______________________

Батов Г.Х., Иванов Т.Х., Губжоков А.Л.



Статья рекомендована С.Б. Шапошником 12.09.2013 г.

Аннотация

В статье анализируется состояние информатизации в регионах СКФО, рассчитывается индекс готовности к информационному обществу, раскрывается взаимосвязь между состоянием информатизации и устойчивым развитием региона.

Ключевые слова:

регион, информатизация, индекс, устойчивое развитие, валовый региональный продукт.

Глобальная информатизация проникает во все сферы жизни современного общества, оказывает существенное воздействие на человека, на большинство видов его деятельности, способствует его социальной активности. Известный американский ученый, один из авторов концепции постиндустриального общества Э. Тоффлер указывает на кардинальную трансформацию представлений людей, отход от традиционных взглядов, который затрагивает индивидуальные, корпоративные и общенациональные ценности [1].

По мнению К.К. Колина, уже сегодня удовлетворение многих потребностей и желаний человека связано с возможностью использования им современных информационных ресурсов и технологий, средств связи и телекоммуникаций. Образ жизни в целом в последние годы становится все более информатизированным, и нет никакого сомнения в том, что эта важная тенденция развития цивилизации сохранится и в будущем [2].

В настоящее время большинство стран мира связывают дальнейший прогресс с информатизацией, эффективным использованием ее инструментов. Об этом свидетельствует исследование, проведенное Международным союзом электросвязи, по данным которого в период 2010–2011 гг. почти все 155 стран, для которых рассчитывается индекс электронной готовности, улучшили свои показатели. Выросли величины трех субиндексов – доступа, использования и навыков. С 2008 по 2011 г. рост субиндекса использования впервые опередил рост двух других субиндексов, что указывает на все более активное использование широкополосной связи и интернета [3].

В России также уделяется большое внимание вопросам информатизации, что подтверждает принятая Государственная программа «Информационное общества (2011–2020 годы)». Первая редакция программы была одобрена распоряжением Правительства РФ № 1815-р от 20 октября 2010 г., новая редакция, разработанная в связи изменившимся подходом государства, принята распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2011 г. № 2161-р. Она включает в себя следующие направления:

• повышение качества жизни граждан;

• создание электронного правительства;

• преодоление цифрового неравенства;

• обеспечение безопасности в информационном обществе;

• сохранение культурного наследия;

• развитие рынка ИКТ.

В целом следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые попытки, Россия пока не входит в число передовых с точки зрения информатизации стран, причем характерной особенностью являются заметные региональные различия, которые обусловлены недостаточным уровнем социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации. Сохраняется высокая дифференциация в использовании информационных технологий домашними хозяйствами по регионам, остаются проблемы организации широкополосного доступа к интернету для конечных пользователей.

Еще одним фактором, препятствующим ускоренному внедрению в России информационных технологий, является недостаточное освоение частью населения базовых навыков по их использованию. Это касается в том числе государственных и муниципальных служащих. Другими причинами отставания страны от мировых лидеров являются недостаточная развитость информационной инфраструктуры и нехватка квалифицированных специалистов.

В данной статье анализируются взаимосвязь устойчивого развития и готовности регионов СКФО к информационному обществу. Информационную базу исследования составляют статистические показатели, определяющие готовность регионов России к вхождению в информационное общество, а также показатели устойчивого развития. В целом использовалось более 80 показателей, которые были сгруппированы по отдельным блокам.

В частности, для расчета индекса готовности к информационному обществу определялись два индекс-компонента: факторы развития информационного общества и использования ИКТ в целях развития. Первый индекс-компонент рассчитывается на основе трех подиндексов: человеческий капитал; ИКТ-инфраструктура; экономическая среда. Второй – на основе шести показателей: ИКТ в государственном и муниципальном управлении; ИКТ в бизнесе; использование ИКТ домохозяйствами и населением; ИКТ в культуре; ИКТ в здравоохранении; ИКТ в образовании.

Устойчивость региона определялась на основе трех факторов: состояния природного капитала, техногенного капитала и валового регионального продукта.

Прежде чем анализировать положение в СКФО, сопоставим ситуацию во всех федеральных округах РФ на основе данных Института развития информационного общества.

Таблица 1. Готовность к информационному обществу, по федеральным округам РФ

Источник: http://www.eregion.ru/reiting-regionov

Как показывают данные таблицы 1, факторы развития информационного общества и использования ИКТ повсеместно имеют тенденцию к росту, однако наблюдается региональная дифференциация. Больший прогресс достигнут в Центральном федеральном округе, где индекс фактора развития составил в 2011 г. 0,511, затем следуют Северо-Западный и Уральский федеральные округа с показателями 0,495 и 0,417 соответственно. Наихудшие результаты – в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах со значениями 0,350 и 0,292 соответственно.

В целом по индексу готовности лидирует Северо-Западный федеральный округ с индексом 0,432. По этому важнейшему комплексному показателю Северо-Кавказский федеральный округ занимает последнее место, что требует, на наш взгляд, пристального внимания.

В Северо-Кавказский федеральный округ, организованный 19 января 2010 г., входят семь субъектов Российской Федерации. Общая площадь территории составляет 170,5 тыс. км кв., численность населения – 9,4 млн. человек (7% населения страны), в том числе городского населения 4,6 млн. (48,9%), сельского населения 4,8 млн. (51,1%). В некоторых республиках – Дагестан, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Чечня – сельское население составляет 55–65%. Большинство сельских территорий имеют слабо развитую транспортную инфраструктуру, что затрудняет развитие трудовой мобильности населения и обусловливает сравнительно низкий уровень жизни.

СКФО – депрессивный, трудоизбыточный регион. По основным экономическим показателям он занимает последние места среди других федеральных округов РФ. Для субъектов СКФО характерна ярко выраженная дифференциация по уровню социально-экономического развития, которая в последний период усилилась (в частности, по ВРП Ставропольский край опережает национальные республики в 2 раза, хотя и он занимает только 40-е место среди других субъектов РФ). Бюджеты 4 из 7 регионов СКФО являются высоко дотационными (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика). Разнообразие субъектов СКФО требует формирования региональной политики, которая учитывало бы специфику каждого из них, в том числе это касается вопросов информатизации и использования информационных технологий.

Таблица 2. Индекс факторов развития информационного общества в субъектах СКФО

Источник: http://www.eregion.ru/reiting-regionov

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что индекс фактора развития по субъектам умеренно дифференцирован. Наиболее высокие показатели имеют Ставропольский край и Республика Северная Осетия – Алания, которые смогли опередить другие субъекты округа за счет развития человеческого капитала и создания более благоприятной экономической среды. ИКТ-инфраструктура этих регионов также находится на более высоком уровне, чем остальных. Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия имеют относительно высокий уровень развития человеческого капитала, но низкий уровень развития экономической среды и информационно-коммуникационной инфраструктуры. Нижнюю строку таблицы занимает Республика Ингушетия, которая отстает от других субъектов по исследуемым показателям на 30–40%.

Следующий показатель, на котором мы остановимся, показывает доступность ИКТ и основывается на параметрах шести сфер деятельности: государственного и муниципального управления, бизнеса, образования, здравоохранения, культуры, а также на использовании ИКТ населением. Индекс измеряет доступ к ИКТ, их использование и навыки в этой области, он включает в себя такие показатели, как доля домашних хозяйств, располагающих компьютером и доступом к интернету, число абонентов фиксированного широкополосного доступа, уровень компьютерной грамотности.

Таблица 3. Индекс доступности и использования ИКТ в субъектах СКФО

Источник: http://www.eregion.ru/reiting-regionov

По индексу доступа и использования ИКТ в округе лидером является Ставропольский край (0,434), показатели которого выше, чем в среднем по округу и очень близки к среднероссийским. Относительно высокий показатель в Кабардино-Балкарской Республике (0,363), выше среднего по округу. Лидерство этих субъектов обеспечивается за счет довольно широкого применения ИКТ органами государственной власти и местного самоуправления, бизнес-структурами и образовательными учреждениями. Наиболее низкие показатели – в Ингушетии и Карачаево-Черкесии, где ИКТ мало используются домохозяйствами и здравоохранением. Главная причина этого – низкий уровень экономического развития республик.

Очевидно, что наибольших успехов в информатизации домохозяйств добиваются регионы с высоким уровнем экономического развития, в которых доходы населения позволяют массовому потребителю приобретать современные средства коммуникаций. Напротив, в регионах с низкими среднедушевыми доходами ИКТ используются мало, что указывает на необходимость осуществления региональных и федеральных программ по повышению уровня жизни населения и специальных мер по обеспечению доступности ИКТ для малоимущих слоев.

Взаимная увязка индексов фактора развития и использования ИКТ позволяет охарактеризовать состояние готовности региона к информационному обществу [4] (табл. 4).

Таблица 4. Готовность регионов к информационному обществу в субъектах СКФО

Источник: http://www.eregion.ru/reiting-regionov

Анализ состояния готовности субъектов СКФО к информационному обществу показывает, что с существенным отрывом от других здесь лидирует Ставропольский край – 0,390, неплохие показатели у Республики Северная Осетия – Алания и Кабардино-Балкарской Республики, остальные субъекты заметно отстают от среднего по России и по округу уровня.

Информатизация является важной составляющей развития современного общества, еще более важно устойчивое развитие. Встает вопрос – существует ли связь между устойчивым развитием и информатизацией? Согласно теории устойчивого развития эволюция общества происходит за счет взаимодействия трех систем: экономики, природы и общества (человека). Информатизация, по существу, выступает связующим элементом между этими системами, а значит, высокий уровень информатизации должен способствовать устойчивому развитию общества.

В предыдущих наших исследованиях мы попытались определить индекс устойчивого развития по регионам СКФО [5]. Сейчас важно установить наличие корреляции между индексом устойчивого развития, индексом готовности региона к информационному обществу и ВРП на душу населения как интегральным показателем производства материальных благ и услуг.

Таблица 5. Взаимосвязь параметров устойчивого развития, информатизации и ВРП на душу населения

Расчеты авторов по данным статистического сборника «Регионы России: социально-экономическое положение», 2012.

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что все показатели по трем индексам во всех субъектах СКФО имеют тенденцию роста. Правда, они растут разными темпами. Простое сопоставление обозначенных параметров не выявляет прямой зависимости между ними. Однако это не совсем так, внутренняя связь все же существует. Безусловным является положительное воздействие информатизации на рост индекса устойчивого развития и валового регионального продукта, которое происходит постепенно, как бы незаметно и проявляется не сразу. Взаимосвязь между устойчивым развитием и ВРП на душу населения носит пропорциональную зависимость. Дело в том, что валовой региональный продукт создается с участием одного из компонентов устойчивого развития, а именно природного, который, уменьшаясь сам, увеличивает объем производимой продукции.

Таблица 6. Ранжирование субъектов СКФО по индексам устойчивости, готовности к информационному обществу и ВРП на душу населения

Источник: расчеты авторов.

Информатизация, устойчивое развитие и экономическая ситуация тесно взаимосвязаны. Ранжирование субъектов по этим параметрам показывает, что их влияние на экономическое развитие разное (табл. 6). Например, Республика Дагестан по ВРП на душу населения занимает третье место в округе, а по готовности к информационному обществу находится на четвертом месте. В Карачаево-Черкесской Республике относительно высокий индекс устойчивости, но низок индекс готовности к информационному обществу. Для Республики Северная Осетия – Алания характерно сравнительное постоянство параметров. По всем рассмотренным показателям безусловным лидером является Ставропольский край. На наш взгляд, представленное исследование можно взять за основу при определении приоритетных направлений развития субъектов СКФО.

Каждое прогрессивное социальное явление имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Информатизация общества – большое благо для человечества и для конкретного человека, тем не менее этот процесс сопровождается неравенством населения в приобщении к современным технологиям. Цифровое неравенство создает новые проблемы, в частности, некоторые слои населения оказываются лишены доступа к современным коммуникациям, к необходимым информационным услугам.

Серьезной региональной проблемой является неготовность населения не только к применению ИКТ, но и вообще к использованию знаний. Другая проблема связана с местом жительства (город или село), которое во многом определяет возможности граждан в сфере информатизации. Преодоление проблем информационного неравенства требует обеспечения условия для становления общества знаний, повышения осведомленности населения о новых возможностях, совершенствования системы обучения и переобучения навыкам владения ИКТ.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что субъекты СКФО находятся на низком уровне готовности к информационному обществу. В связи с этим в качестве стратегических целей следует выдвинуть: развитие экономики на основе ИКТ, обеспечение населения современными услугами связи на среднероссийском уровне, повышение информационной культуры населения. Политика развития информационного общества в регионах должна носить комплексный характер и формировать условия, благоприятствующие его совершенствованию, включая постоянное обновление инфраструктуры ИКТ, формирование экономической среды, эффективное использование человеческого капитала.

Литература

1.Тоффлер Э. Революционное богатство. М.: АСТ, Профиздат, 2008.

2. Колин К.К. Качество жизни в информационном обществе //Человек и труд. 2010. № 1. С. 74-77.

3. Измерение информационного общества. Международный союз электросвязи, 2012. С. 24.

4. Индекс готовности регионов России к информационному обществу / Под ред. Ершовой Т.В., Хохлова Ю.Е., Шапошника С.Б. М.: Институт развития информационного общества, 2005.

5. Батов Г.Х., Губжоков А.Л. Региональный подход к устойчивому развитию: индикаторный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 48 (279).

__________________________________

БАТОВ Гумар Хасанович

Ведущий научный сотрудник Института информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского НЦ РАН

ИВАНОВ Темиржан Хаутиевич

Кандидат технических наук, заведующий отделом автоматизации и информатизации региональных систем управления Института информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН

ГУБЖОКОВ Алим Лиуанович

Соискатель Института информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского НЦ РАН


© Информационное общество, 2013 вып. 5, с. 59-66.