Доступ к информации и знаниям в государствах - участниках Содружества Независимых Государств

__________________________

Ершова Т.В.



Аннотация

Статья посвящена анализу ситуации с широко понимаемым доступом к информации и знаниям в странах СНГ на фоне мировых тенденций. Рассматриваются различные аспекты обеспечения свободного доступа к информации через современные средства коммуникации в соответствии с рекомендациями ВВУИО, оценка ситуации в отдельных странах производится по строгому набору релевантных показателей.

Ключевые слова: инклюзивное информационное общество, доступ к информации и знаниям, ВВУИО, открытые системы и открытые стандарты, преодоление разрыва в доступе к информации, Содружество Независимых Государств, открытость государственного управления, рынок программного обеспечения, долгосрочное хранение цифрового наследия.

Доступ к информации и знаниям в глобальной политике и политике СНГ

Доступ к информации и знаниям выделен в качестве ключевого направления по выполнению Плана действий ВВУИО [1] и обозначен кодом «С.3». ЮНЕСКО, выступающая в качестве главного посредника в реализации данного направления, подчеркивает, что в условиях неоспоримого прогресса в обеспечении доступа к ИКТ, информации и знаниям особого внимания требует решение такой проблемы, как развитие способностей и навыков людей в использовании сетей и онлайновых услуг. Здесь направление С.3 пересекается с направлением С.4 («Наращивание потенциала»).

Другой важнейшей областью приложения усилий заинтересованных сторон является обеспечение равного доступа к ИКТ в целом и к интернету в частности для всех, в том числе для лиц с ограниченными возможностями и уязвимых групп населения, включая коренные народы и маргинализированные группы [1, п. 10; 2, c. 92].

Обсуждая направление С.3 в рамках политики Содружества Независимых Государств, необходимо отметить, что в Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2015 г. [2] в качестве одной из основных задач обозначено обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий (раздел 3). Среди основных принципов сотрудничества названо обеспечение взаимного доступа к информации, на которую не установлены ограничения распространения и (или) предоставления, и расширение обмена информацией в области ИКТ (раздел 3). В рамках раздела 4, посвященного основным направлениям сотрудничества, выделен специальный подраздел «Сохранение культурного, исторического и научного наследия», указывающий на необходимость организовать взаимодействие по следующим направлениям:

· разработка обучающего цифрового мультимедийного и интерактивного контента;

· развитие средств поиска информации по различным видам контента;

· оцифровка объектов культурного, исторического и научного наследия;

· подключение публичных библиотек, объектов науки, культуры к интернету;

· создание национальных интернет-порталов о культуре, истории и науке.

План действий по реализации данной стратегии [3] предусматривал подготовку предложений о сотрудничестве государств – участников СНГ в переводе библиотечных фондов в электронный вид и по обеспечению доступа к электронным библиотечным фондам с использованием интернета (п. 3.6), а также подготовку предложений и разработку проекта Концепции сотрудничества государств – участников СНГ в области использования ИКТ для сохранения культурного, исторического и научного наследия (п. 3.18, 3.19). В настоящее время запланированные мероприятия находятся в стадии проработки и исполнения.

В новом документе – проекте Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2025 г. [4] – обеспечение взаимного доступа к информации, на которую не установлены ограничения распространения и (или) предоставления, отмечено в качестве одной из основных задач (раздел 3). В проект Плана действий по реализации новой стратегии включен пункт 8.4, посвященный сотрудничеству в области формирования медийной и информационной грамотности [5].

Вопросы политики обеспечения доступа к информации и знаниям, а также анализ ситуации в этой сфере в каждом из государств – участников СНГ рассматриваются в аналитическом отчете о развитии информационного общества в странах содружества, изданном АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» в 2016 г. [6].

Сравнительный анализ деятельности по обеспечению доступа к информации и знаниям в государствах – участниках СНГ

Подындекс использования государством инструментов электронного информирования граждан соответствует первой стадии в Индексе электронного участия ООН (E-Participation Index) [7]. Рисунок 1 дает представление о положении каждой из стран СНГ в рейтинге ООН по данному показателю.

Рис. 1. Подындекс использования государством инструментов электронного информирования граждан

Источник: [7, с. 217–221]

Необходимо отметить, что среднее значение показателя в целом по СНГ выше среднемирового. Самый высокий показатель среди стран СНГ – в Казахстане, за которым следуют Армения, затем (с одинаковыми значениями показателя) – Азербайджан, Молдова и Российская Федерация, далее – Узбекистан. Значения данного показателя для перечисленных стран заметно превосходят среднее значение по СНГ, а также, весьма значительно, среднемировой показатель. Выше среднемирового и на уровне среднего по СНГ показатели Кыргызской Республики и Республики Беларусь. Существенно ниже среднего по СНГ и среднемирового – показатели Украины, Таджикистана и Туркменистана.

Лидирующее положение Казахстана не в последнюю очередь объясняется тем, что за последние годы здесь был проведен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение открытости правительства и доступа населения к необходимой информации и знаниям. В рамках ежегодной оценки эффективности применения информационных технологий проводится оценка полноты и качества информации на интернет-ресурсах государственных органов. Основными критериями оценки работы интернет-ресурсов являются полнота контента и его соответствие заявленной структуре, наличие функционала, позволяющего людям с ограниченными возможностями работать с сайтом (увеличение шрифта, версия для слабовидящих/слабослышащих). Важно отметить, что в Казахстане продолжается курс на совершенствование инструментов электронного информирования граждан: в частности, на рассмотрение Мажилиса (нижняя палата парламента) республики вынесен законопроект «О доступе к информации», который призван регулировать общественные отношения, возникающие в результате реализации конституционного права каждого свободно получать информацию любым не запрещенным законом способом.

Открытость государственного управления оценивается с точки зрения удобства для бизнеса получать информацию об изменениях политики правительства или регулирования, влияющих на его деятельность. Здесь лидирующее положение среди стран СНГ принадлежит Беларуси. За ней с некоторым отставанием следует Казахстан, после которого практически с одинаковыми значениями показателей – Азербайджан, Армения и Таджикистан (рис. 2). Значения данного показателя для перечисленных стран выше среднего значения по СНГ и среднемирового значения, которые очень близки. На уровне среднего значения по СНГ и среднемирового значения находятся Россия, Молдова и Кыргызстан, ниже этих значений – Украина, Узбекистан и Туркменистан.

Рис. 2. Открытость государственного управления

Источники: [8, с. 417]; по Республике Беларусь, Республике Таджикистан и Туркменистану – расчеты Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» на основе данных экспертных опросов

Ведущее положение Беларуси по данному показателю достигнуто благодаря нескольким факторам, в том числе закреплению в целом ряде нормативных правовых документов требований к содержанию официальных сайтов государственных органов. Национальный центр правовой информации республики формирует и ведет государственные базы данных правовой информации, а через Национальный правовой интернет-портал (http://www.pravo.by) можно получить доступ к электронной версии Национального реестра правовых актов. Для обеспечения свободного доступа к официальной правовой информации в стране повсеместно созданы публичные центры правовой информации, введен в эксплуатацию ряд общегосударственных информационных систем, содержащих реестры юридических лиц и предпринимателей, объектов недвижимости, кадастровую информацию, базу данных правовой информации. С 2014 г. в открытом доступе размещена публичная кадастровая карта, содержащая информацию из реестров и регистров государственного земельного кадастра.

Что касается наличия мероприятий по созданию центров коллективного доступа к общественно значимой информации и услугам, то здесь в СНГ сформировалась плотная группа стран-лидеров: Казахстан с самым высоким значением, за которым следуют Беларусь, Молдова и Россия. Значения Азербайджана и Узбекистана по данному показателю также превышают среднее по СНГ (рис. 3). Существенно ниже среднего значения этого показателя для Армении, Таджикистана, Украины и Туркменистана.

Рис. 3. Мероприятия по созданию центров коллективного доступа к общественно значимой информации и услугам

Источник: расчеты Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» на основе данных экспертных опросов.

В Казахстане с 2006 г. в рамках реализации Государственной программы «Информационный Казахстан – 2020» ведутся работы по созданию и распространению сети пунктов общественного доступа к электронным услугам (инфокиоски), а также обновлению оборудования существующих пунктов. Инфокиоски расположены во всех регионах страны, в большинстве случаев в местах массового скопления людей – центрах обслуживания населения, библиотеках, акиматах и т.д.

По использованию виртуальных социальных сетей (например, Facebook, Twitter, Linkedin, Вконтакте) СНГ уступает среднемировому показателю (рис. 4). Однако занимающий лидирующее положение Азербайджан демонстрирует даже более высокие значения, чем среднемировые, не говоря уже об СНГ. За ним с некоторым отставанием, но в соответствии со среднемировым уровнем следуют Армения, Молдова, Россия, Казахстан, Украина и Кыргызстан. Значение данного показателя для Таджикистана соответствует среднему по СНГ, для Узбекистана оно несколько ниже. Самые низкие показатели у Беларуси и Туркменистана.

Рис. 4. Использование виртуальных социальных сетей

Источник: [9, с. 310]; для Беларуси, Туркменистана и Узбекистана – расчеты Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» на основе данных экспертных опросов

В Азербайджане насчитывается примерно 2 млн. пользователей социальных сетей, из них около 1,5 млн. человек (примерно каждый 6–7-й) являются пользователями социальной сети «Facebook», видимо, благодаря ее более высокому техническому уровню. Это приблизительно 80% пользователей, что на 15% превышает показатель прошлого года. Около 60% участников этой сети составляют люди в возрасте 15–24 лет. 80–90% пользователей входят в сеть посредством мобильных устройств. Сеть используется по нескольким направлениям, в частности: размещение рекламы собственного бизнеса; общение с друзьями, родственниками и знакомыми; отслеживание новостей; онлайновые игры. Менее популярны «Twitter», «Google+», а также российские «Одноклассники» и «ВКонтакте». Азербайджанские социальные сети, созданные некоторое время назад, распространения не получили, поскольку перечисленные выше сети позволяют решать актуальные для пользователей задачи оперативно, на любых устройствах и на нужном языке.

На Украине благодаря возможностям подключения к интернету, предоставляемым операторами, социальными сетями пользуются 17% граждан страны. По данным компании «Alexa», проводившей оценку веб-сайтов в марте 2013 г., наиболее популярными являются такие социальные сети, как «ВКонтакте», «YouTube», «Мой Мир», «Facebook» и «Одноклассники».

Ситуация, характеризующая наличие мероприятий, нацеленных на развитие рынка программного обеспечения и доступности ПО для всех заинтересованных сторон, представлена на рисунке 5. Данный показатель отражает, насколько такие мероприятия представлены в государственных программах развития информационного общества.

Рис. 5. Наличие мероприятий, нацеленных на развитие рынка программного обеспечения и доступности ПО для всех заинтересованных сторон

Источник: расчеты Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» на основе данных экспертных опросов

Из рисунка следует, что в пяти странах из одиннадцати значение данного показателя весьма высоко – в Армении, Беларуси, Казахстане, Молдове и России. Выше среднего по СНГ его значение в Азербайджане и Узбекистане, примерно на уровне среднего – в Кыргызстане, в то время как на Украине, в Таджикистане и Туркменистане оно заметно ниже среднего по Содружеству.

Еще один пример – включение в подпрограмму «Безопасность в информационном обществе» Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» целой системы мер по развитию программного обеспечения, включая создание: национальной программной платформы; отечественной среды сборки операционной системы и приложений на свободном программном обеспечении; российской среды разработки программного обеспечения; базового пакета прикладного программного обеспечения, включая драйверы и средства обеспечения информационной безопасности; национального фонда алгоритмов и программ; национальной программной платформы – комплекса отечественных программных решений (модулей), построенных на базе единых технологий, что позволяет осуществлять разработку новых программных продуктов методом компоновки и настройки уже готовых модулей, а также разработку новых модулей.

Рис. 6. Наличие и проработанность мероприятий, нацеленных на предоставление открытого доступа к научно-технической информации

Источник: расчеты Национального инфокоммуникационного холдинга «Зерде» на основе данных экспертных опросов

Рисунок 6 характеризует наличие и проработанность мероприятий, нацеленных на предоставление открытого доступа к научно-технической информации. Здесь также сформировалась многочисленная группа стран с высоким значением показателя. Это Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия и Узбекистан. Чуть выше среднего уровень Беларуси, чуть ниже среднего – Кыргызстана. Самые низкие значения у Украины, Таджикистана и Туркменистана.

Примечателен опыт создания государственным предприятием «Институт развития информационного общества» (http://www.idsi.md) Единой базы научных проектов и Единой базы национальных научных публикаций в Республике Молдова в целях обеспечения свободного доступа к научно-технической информации. Данный проект не в последнюю очередь обеспечил высокие значения данного показателя для Молдовы.

Выводы

Можно констатировать, что в целом в политике стран СНГ в сфере развития информационного общества проблеме обеспечения доступа к информации и знаниям уделяется недостаточное внимание. Целый ряд принципиально важных мер, рекомендованных на глобальном уровне в рамках данного ключевого направления, не нашел отражения в Стратегии сотрудничества государств – участников снг в построении и развитии информационного общества на период до 2015 г. и проекте такой стратегии на период до 2025 г., в планах действий по их реализации. Вместе с тем отдельные страны Содружества прикладывают значительные усилия с тем, чтобы улучшить доступ к информации и знаниям, и это позволяет им занимать относительно высокие места в релевантных глобальных рейтингах: например, Беларусь находится на 38-м месте из 166 по подындексу доступа МСЭ, а Россия – на 44-м [10, c. 43].

Достаточно благополучно с точки зрения обеспечения доступа к информации и знаниям обстоят дела в сфере использования государством инструментов электронного информирования граждан: семь стран СНГ из одиннадцати демонстрируют значения соответствующего показателя выше среднемирового уровня и две соответствуют ему. Похожая картина наблюдается в области использования виртуальных социальных сетей: семь стран превысили среднемировой уровень и одна страна соответствует ему. Кроме того, в семи странах региона наблюдается активное планирование и реализация мероприятий по развитию рынка программного обеспечения и доступности ПО. Больше половины стран Содружества запланировали и реализуют меры, нацеленные на предоставление открытого доступа к научно-технической информации.


Работа выполнена в рамках проекта «Информационное общество в странах СНГ: Анализ развития информационного общества в государствах — участниках СНГ по приоритетным направлениям Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества». Астана, 2015-2016.

Литература

1. План действий (принят на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева, 12.12.2003). URL: http://www.itu.int/dms_pub/itu-s/md/03/wsis/doc/S03-WSIS-DOC-0005!!MSW-R.doc (дата обращения 09.10.2015).

2. Стратегия сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 28.09.2012).

3. План действий по реализации Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества на период до 2015 года (утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 28.09.2012).

4. Стратегия сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года (проект).

5. План действий по реализации Стратегии сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в построении и развитии информационного общества на период до 2025 года (проект).

6. Информационное общество в странах СНГ: Анализ развития информационного общества в государствах – участниках СНГ по приоритетным направлениям Плана действий Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества. Астана, 2016. URL: http://www.zerde.gov.kz/upload/iblock/9d6/bookrussian.pdf

7. Обзор Организации Объединенных Наций по уровню развития электронного правительства, 2014 год: Электронное правительство в интересах будущего, которого мы хотим / Департамент по экономическим и социальным вопросам. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2014.

8. The Global Competitiveness Report 2014–2015 / Ed. by K. Schwab, X. Sala-i-Martín. Geneva: World Economic Forum, 2014.

9. The Global Information Technology Report 2015: ICTs for Inclusive Growth / Ed. by S. Dutta et al. Geneva: World Economic Forum, INSEAD, 2015.

10. Measuring the Information Society Report 2014 / International Telecommunication Union. Geneva: ITU, 2014.

___________________________________________

ЕРШОВА Татьяна Викторовна

Кандидат экономических наук, генеральный директор Института развития информационного общества, главный редактор журнала «Информационное общество»


© Информационное общество, 2016 вып. 4-5, с. 18-26.