Все мы знаем о трудностях, с которыми столкнулось государство в ходе реформы сферы социальной поддержки населения и монетизации льгот. Вот почему для успешной реализации реформы необходимо в сжатые сроки обеспечить решение ряда важных вопросов. Это адресная выдача льготникам компенсационных и дотационных выплат, персональное предоставление и учет льгот на железнодорожном транспорте, в здравоохранении, сфере ЖКХ. При этом должна быть обеспечена возможность выбора льготниками различных форм получения социального пакета, а также гарантирован централизованный контроль над целевым использованием средств, выделяемых на социальные нужды.
Решение этих вопросов может быть построено на использовании современных технологий пластиковых интеллектуальных карт – социальных карт. В чем же преимущества их использования?
Прежде всего, применение социальных карт позволит выдавать дотации и компенсации тому, кому они предназначены. За счет знания всех персональных данных о востребованных льготах можно обеспечить точное планирование и более эффективное расходование бюджетных средств. Как следствие, это даст повышение качества реализации социальных программ.
Немаловажно, что использование многофункциональных социальных карт позволит привлечь дополнительные инвестиции. Совмещение на одном носителе информации социального характера, функций расчетных платежных и транспортных карт позволяет привлечь банковские круги, муниципальные транспортные структуры к сотрудничеству при реализации и развитии социально-ориентированных проектов федерального и регионального уровней. Это значительно сократит затраты федерального и региональных бюджетов, направленные на реализацию социальных программ.
Универсальность социальных карт как микропроцессорных чипов позволяет вводить любые изменения и дополнения данных без необходимости постоянно менять сам носитель карты. В свою очередь это обеспечивает высокую адаптивность социальных карт к изменениям нормативной базы в области социальной поддержки населения и, в конечном итоге, позволяет значительно сократить затраты на их эксплуатацию.
В некоторых регионах уже внедряются проекты на основе социальных карт. Такая технология весьма успешно была апробирована и доказала свою эффективность в рамках крупного регионального проекта «Социальная карта москвича», организованного при содействии органов социальной поддержки населения, системы муниципального транспорта, финансовых структур, Российской железной дороги. Технология, реализованная в Москве, основывается на использовании персональных пластиковых интеллектуальных карт, которые одновременно могут быть транспортными картами для использования на городском и железнодорожном транспорте, банковскими картами, позволяющими осуществлять денежные выплаты, безналичные операции и, наконец, идентификационными картами, которые дают возможность устанавливать форму и состав социального пакета, вести персональный учет выдачи льготных медикаментов и использоваться наравне с полисом общего медицинского страхования. Работы по созданию аналогичных систем ведутся в Московской области, Санкт-Петербурге и в других регионах России.
Вместе с тем встает вопрос совместимости карт, созданных в разных регионах нашей страны. Например, если москвич-льготник приедет в Самару, то там его карта может оказаться бесполезной. Значит, основные усилия надо направить на то, чтобы создать такое унифицированное решение, которое позволит использовать социальную карту в любом регионе. Сами карты могут обладать разным набором функций, учитывающих региональные особенности. Но при этом требуется, чтобы обеспечивалось необходимое взаимодействие региональных систем: карты из разных регионов должны быть ликвидны на всей российской территории.
В 2002 году в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)» была разработана и вынесена на рассмотрение Межведомственной комиссии по интеллектуальным картам, а также согласована с заинтересованными организациями «Концепция внедрения унифицированной системы социальных карт». Разработана и нормативно-методическая база по внедрению социальных карт в региональных системах.
Система социальных карт, созданная в Москве, полностью соответствует указанной концепции, а, следовательно, может быть использована для региональных системных проектов по социальным картам. Тем не менее требуется определенная ее доработка с учетом интересов регионов, а также реформы, проводимой в сфере социальной поддержки населения, и монетизации льгот. Необходимо разработать технико-экономическое обоснование и план внедрения социальных карт на основе согласованных протоколов в масштабах страны. И параллельно – создать доступный населению через интернет информационный ресурс для получения всех необходимых справок по льготам.
Логическим завершением комплекса работ по введению социальных карт должно стать создание государственной автоматизированной системы (ГАС) «Социальная карта». Эта система позволит не только решить в сжатые сроки на основе унифицированной технологии задачи предоставления и учета льгот, отнесенных к федеральному уровню, но и создать техническую базу для решения аналогичных задач по региональным льготам для субъектов Федерации.
Своевременность этого проекта подтверждается и тем, что ряд регионов уже начал собственные разработки систем поддержки социальных карт, и представители регионов обращаются к нам за методической и организационно-технической помощью. На заседании Оргкомитета по созданию Совета главных конструкторов информатизации регионов Российской Федерации, проходившем в столице Мордовии г. Саранске, были рассмотрены основные вопросы создания и результаты внедрения в регионах социальных карт жителей.
В результате проведенных обсуждений с участием представителей органов власти субъектов Российской Федерации, занимающихся проблемами региональной информатизации, а также разработчиков региональных систем социальных карт были выработаны конкретные шаги, направленные на максимальную активизацию технологически совместимых проектов «Социальная карта» в субъектах Российской Федерации.
В частности, с учетом успешности опыта внедрения социальных карт в Москве, а также опыта использования социальных карт на железнодорожном транспорте рекомендовано использовать применяемые в них технологии как основу для региональных проектов. С целью уменьшения стоимости работ по реализации проектов в регионах России достигнута договоренность о передаче в ведение Федерального агентства по информационным технологиям ключевых элементов технологии «Социальная карта москвича». Принято решение о создании учебно-методического центра по проблемам внедрения и эксплуатации социальных карт, а также о проведении ряда организационно-технических мероприятий, способствующих внедрению социальных карт в России.
Что касается регионов, с которых начнется общероссийский проект по внедрению социальных карт, по мнению экспертов, наиболее перспективными и подготовленными являются Санкт-Петербург, Московская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Самарская область и др. В зависимости от активности региональных руководителей опытная эксплуатация в ряде регионов может начаться с открытием дачного сезона в 2005 году.
© Информационное общество, 2004, вып. 6, сс. 16-17.