Электронное правительство: эволюция или революция? Часть 2

______________________________

Ронки Альфредо



Часть 1 данной статьи опубликована в № 3 журнала «Информационное общество» за 2012 год.

Статья представлена Т.В. Ершовой 19.01.2012

Ронки Альфредо

Генеральный секретарь проекта Европейской комиссии «Medici Framework»,

профессор Миланского политехнического университета

Аннотация

Рассматриваются различные аспекты термина «электронное правительство», региональные особенности его реализации, которые связаны со значительным преобразованием рабочего процесса и информационных потоков, осуществляемых в государственных структурах. При описании факторов, влияющих на внедрение электронного правительства, во внимание должны быть приняты, наряду с прочим, технологическая инфраструктура, различные культурные модели, привычки и социальная среда, а также готовность граждан воспользоваться услугами электронного правительства. Государственные структуры должны сводить к минимуму любые проблемы, связанные с действиями персонала или должностных лиц.

Ключевые слова:

электронное правительство, «национальные» аспекты развития электронного правительства, планирование, принятие и внедрение решений, реализация электронного правительства, трансформация рабочего процесса и информационных потоков.

Инфраструктура

После обсуждения блока вопросов, связанных с рабочими процессами и «человеческим фактором», сосредоточимся на технологической инфраструктуре. В рамках рассмотрения проблем электронного правительства технологическая инфраструктура подразумевает, главным образом, следующее: электроэнергию, телекоммуникационные сети (проводные и/или беспроводные1), а также компьютерные сети, например интернет.

Как отмечалось выше, электроэнергия является одним из ключевых элементов, необходимых для успешного внедрения электронных услуг. Но в мире есть немало регионов, которые не охвачены электросетью в достаточной степени. В таких регионах нет непрерывной подачи электричества из-за отсутствия распределительной сети. Поэтому население в этих местах полагается на автономные генераторы, ветряные мельницы, солнечные батареи2 и даже на автомобильные аккумуляторы. Это одна из проблем, с которой столкнулся Николас Негропонте (Nicolas Negroponte) в рамках своего проекта «стодолларового компьютера». Чтобы ее преодолеть, пришлось использовать генератор, приводимый в действие вручную.

Перейдем к следующему вопросу: телекоммуникации и компьютерные сети. В настоящее время для значительной части населения нашей планеты интернет является, в целом, предпочтительным средством коммуникации (среди множества других форм). Почему «множество других форм»? Потому что выбранный способ коммуникации и средства для его осуществления стремительно эволюционируют с тех пор, как интернет стал общедоступен (в 90-х годах), и процесс выбора способа коммуникации продолжается.

С одной стороны, прошло то время, когда интернет использовался для передачи простых текстовых сообщений по электронной почте − сегодня те же самые сообщения стали более «мультимедийными» и кроме текста могут содержать изображения, видео и звук. Интернет также используется и для «телефонной» связи с помощью передачи голосовых сообщений по протоколу IP (VoIP). Блоги, веб-порталы, передача мгновенных сообщений и социальные сети − это все различные способы использования интернета в качестве средства коммуникации.

С другой стороны, повышается качество мобильной связи и расширяется сфера ее использования от традиционного общения по телефону до мультимедийных и интерактивных служб посредством терминалов. Мобильные телефоны, обычные и спутниковые, играют важную роль при реализации инновационных услуг в развивающихся странах или странах с переходной экономикой (например, в центральной Африке). Они могут быть как в личном пользовании, так и в коллективном − для всех жителей какого-либо населенного пункта.

Вследствие растущей значимости интернета в повседневной жизни возможность подключения к нему следует рассматривать как общественное благо. Информация и знания − самые важные ресурсы, доступные человечеству. Более того, у них есть замечательное свойство − не быть эксклюзивными и конкурентными (они не являются частной собственностью, и их можно взять столько, сколько нужно, не отбирая у других), что стимулирует синергетические процессы (чем шире поле деятельности и чем больше в ней участников, тем эффективней результат совместных усилий), и эти свойства типичны для общественных благ.

Есть китайская мудрость, характеризующая подобные свойства: «…если мы поделимся друг с другом одной монетой, то у нас по-прежнему останется по одной монете; если мы поделимся друг с другом одной идеей, то у каждого из нас будет уже по две идеи».

Если согласиться с тем, что «возможность подключения» это общественное благо, предмет потребления, то как можно обеспечить им развивающиеся страны и удаленные регионы? Задача предоставления доступа к интернету в удаленных регионах является, в итоге, одним из способов решить проблему «исключения» из информационного общества. Разумеется, не нужно полагать, что в настоящее время подключение может быть бесплатным. Однако мы верим, что можно значительно расширить доступ населения к умеренным по стоимости и технически жизнеспособным услугам по подключению к интернету и таким образом своевременно сделать его стандартной частью инфраструктуры, подобно дорогам, воде и электричеству.

Попробуем обобщить сказанное об основных причинах, мешающих сделать эту концепцию реальностью.


Все эти проблемы хорошо известны. И все, что нужно сделать, − это, по существу, лишь найти пути преодоления указанных ограничений для того, чтобы при умеренных расходах обеспечить доступом к интернету удаленные регионы. Для этого нужно придерживаться двух принципов: здравого смысл и разумных действий. Другими словами, нужно найти подходящие технологии и сделать их технически жизнеспособными и общедоступными. В основном это относится, как в данном случае, к связующим элементам беспроводных сетей (маршрутизаторам, антеннам, источникам питания), которые необходимы для построения сети, обеспечивающей охват нужного региона и доступ к интернету в его пределах.

Основной принцип подбора таких элементов и формирования самой сети очень прост и понятен − заняться поиском, модификацией и развертыванием оборудования, необходимого для построения сетей, которое должно быть:


Предположим, что таким образом обеспечена возможность подключения. Она имеет прямое отношение к доступу. Общедоступность информации является предпосылкой для развития демократического информационного общества. Полноценный публичный доступ должен быть приемлем по цене, устойчив и удобен в использовании: «Доступ − это культурный феномен, а полноценный доступ предусматривает грамотного пользователя, у которого есть возможность получить важные для него информацию и услуги». В широком смысле доступ, который включает в себя такие понятия, как, например, «прозрачность» процедур и информации (например, об открытых тендерах, новых правилах, открытых предложениях и требованиях), является одним из ключевых моментов. Предоставление гражданам услуг электронного правительства совершенно отлично от предоставления бизнес-услуг потребителям 3.

Проблемы доступности появились в конце 90-х годов наряду с технологическими проблемами, имеющими отношение к потенциальной общественной роли интернета. Если интернету принадлежит «социальная» роль, то для того, чтобы избежать «неравенства», он должен быть доступен всем, везде и всегда 4. Если рассматривать инструменты электронного правительства в качестве элемента «по умолчанию», который связывает организации, отдельных граждан и государственные учреждения и таким образом обеспечивает между ними оптимальное взаимодействие, то электронное правительство должно быть доступно всем, независимо от пола, возраста, достатка или физических возможностей.

Компания «Internet World Stats» (www.internet-worldstats.com) сообщает о том, что на данный момент (июль 2009 г.) насчитывается около 1,5 млрд пользователей интернета. Организация comScore (www.com-score.com), занимающаяся аналитическими исследованиями в сфере интернет-технологий, в январе 2009 г. сообщила, что численность мировой интернет-аудитории (люди старше 15 лет, имеющие выход в интернет с домашнего и рабочего компьютеров) превышает 1 млрд (в отчет comScore не включены варианты доступа в интернет посредством мобильных телефонов в интернет-кафе, персональных информационных устройств, что, вероятно, и создает разницу между двумя отчетами).

Несколько лет назад в отчете проекта «New Information Technologies and the Young»5 были определены следующие показатели: уровень предоставления и доступа к технологиям; способы использования технологий молодыми людьми; перспективы и трудности, связанные с каждой формой коммуникации и представления информации. Отчет рисует исчерпывающий портрет молодых людей в роли пользователей и потребителей новых технологий, особенно с точки зрения их творческой деятельности, например, в использовании цифровых звука или видео, создании веб-сайтов и распространении в интернете своих визуальных, музыкальных или литературных творений.

Число интернет-пользователей стремительно растет и будет расти дальше. «Следующий миллиард», как его называют некоторые авторы, а также все последующие за ним будут появляться гораздо быстрей, чем самый первый. И поэтому вопрос использования интернета превращается в важный глобальный вопрос государственной политики.

Поскольку интернет важен для всего мира и будет сохранять свою важность, так как все больше людей получают к нему доступ, то проблемы, связанные с предоставлением доступа к нему и его использованием, важны для каждого, будь то жители развивающихся или развитых стран. Первый миллиард интернет-пользователей пришел из развитых стран, а следующий миллиард придет, главным образом, из развивающихся.

Эта задача решается, например, путем открытия точек доступа к интернету в общественных центрах, местных технических клубах, школах, библиотеках и киосках. Тем не менее, карта распределения подключений в развивающихся странах крайне неравномерна, и доминируют благополучные городские районы. Такая диспропорция дает преимущество выхода в интернет городским жителям и тем, кто часто приезжает в город. В развивающихся странах значительная доля женщин большую часть своей жизни живет и работает в сельской местности, что сильно снижает для них возможности получить доступ к интернету (см. [12]).

Перед следующими «миллиардами» также будут возникать проблемы и вопросы, связанные с предоставлением доступа к интернету и его использованием. И очень важно, чтобы это учитывалось в любых сегодняшних обсуждениях касательно государственного управления посредством интернета, чтобы гарантировать его предоставление всем, а не только избранным. Интернет, который многими считается чем-то само собою разумеющимся, нуждается в дальнейшем развитии, исходя из принципов, положенных в его основу. Эти принципы касаются концепции центральной роли пользователя, когда все решения и разработки в сфере интернет-технологий нацелены исключительно на него и на то, как он использует интернет. Возможно, впервые в области компьютерных технологий эта концепция определила рождение и быстрое развитие веб-технологий. С самого начала и до 1995 г., как минимум, Всемирная паутина формировалась на основе пожеланий пользователей, полученных непосредственно от других пользователей. Многие, наверно, помнят первые тематические встречи в рамках WWW-конференций, когда первопроходцы веба спорили о возможности включить в следующую бета-версию браузера MOSAIC модули визуализации изображений или управления стилем шрифтов.

Еще одной причиной, определившей успех интернета, стала открытость технических стандартов, а также тот инновационный подход, который это допускал. Этот подход оказался ключом ко множеству новых технологий, которые развились из интернета, и важно то, что это происходит и сейчас, так что мы по-прежнему ищем новые возможности сделать что-то дешевле, лучше и быстрее.

Говоря об «инфраструктуре», нельзя забывать о дополнительной возможности в предоставлении государственных услуг посредством мобильных передвижных пунктов. Они обычно используются в удаленных и малонаселенных районах континентальной части6 . и предназначены, прежде всего, для предоставления медицинских или образовательных услуг сообществам, проживающим в этих районах. Стандартная конфигурация такого пункта предусматривает грузовик с вместительным трейлером, который оснащен необходимым оборудованием (например, хирургическими инструментами, компьютерами и т.д.), а также спутниковой связью.

Интероперабельность систем

Чтобы предложить всесторонний план действий, в данном докладе рассмотрены различные уровни взаимодействия и предоставления услуг: «правительство−правительство» (даже на межгосударственном уровне), «правительство−граждане», «правительство−бизнес» и другие. Взаимодействие между различными структурами и организациями означает функциональную совместимость в широком смысле. Что понимается под термином «интероперабельность» (функциональная совместимость)?

<интероперабельность>

возможность системы (например, системы вооружения) работать с другой системой либо использовать ее элементы или оборудование [Словарь Merriam–Webster]

<интероперабельность > (вычислительная техника)

означает возможность пользователя из одного элемента какой-либо группы различных систем (функциональность у всех одинакова) работать в равной степени с любой системой данной группы [Encyclopжdia Britannica]

В настоящее время термин «интероперабельность» пополнил популярный сленг, используемый в сфере ИКТ. Акцент на возможности совместной работы или совместного использования появился вследствие распространения интернета и растущей потребности позволить одним приложениям «общаться» с другими. Без возможности обмениваться информацией высокотехнологичные системы в буквальном смысле не могут связываться друг с другом, а если они не могут связываться, они не могут работать, то есть взаимодействовать друг с другом7

Необходимость обмена данными между различными приложениями давно является стандартным требованием для ряда важных областей деятельности, например, научно-исследовательской, банковской.., а также для электронного правительства. Информационные системы нередко «разговаривают» на разных языках или диалектах. Это случается не только в том случае, когда продукты, которые должны взаимодействовать, приходят от разных поставщиков, но даже в случае разных поколений или версий одного и того же продукта.

Любая проблема совместимости, вызванная малейшим функциональным несоответствием, может существенно повлиять на работу системы, и задача привлечения всех заинтересованных сторон для участия в преодолении этой проблемы может превратиться в страшный сон.

Поэтому есть веские причины (например, реализация «connected government» правительства, связанного с гражданами посредством технологий) для создания продуктов в сфере информационных технологий, которые могли бы гарантированно взаимодействовать (например, цифровая подпись, цифровые сертификаты и т.д.). Этот вопрос является основополагающим для предоставления единой точки доступа к персонифицированным услугам для граждан, как это требуется, например, для служб, работающих по принципу «одного окна». Всевозможные государственные учреждения разного уровня и, в конечном счете, открытые акционерные компании смогут обмениваться сведениями и предоставлять комплексные услуги гражданам и/или другим компаниям.

Это достижимо только в том случае, если все эти продукты соответствуют одним и тем же общедоступным стандартам, например, открытым стандартам. Конечно, это подразумевает не только технологические стандарты, но и стандарты в широком смысле, в том числе семантические и терминологические аспекты.

Доступность многосторонних взаимодействий открыла новые невероятные возможности, основанные на создании информационных каналов и обмене данными, с перспективой успешного использования в электронном правительстве. Функциональная совместимость касается не только обмена информацией, но и ее использования. Функциональной совместимость будет играть интересную роль как на уровне государственных учреждений, так и на международном уровне (например, в рамках Евросоюза).

Данный аспект особенно важен вследствие усиления роли Евросоюза в социально-культурной жизни и коммерции. Согласно этому сценарию подразделения Торговой палаты в Париже, например, смогут в реальном времени обмениваться сведениями с соответствующими подразделениями в Милане или Берлине, совместно используя одинаковые онтологию и формат данных.

Подобный сценарий может помочь и развивающимся странам, и странам с переходной экономикой при условии, что они практически с нуля смогут начать внедрение рабочей структуры, позволяющей создать электронное правительство. Они могут сохранить силы и время, пропустив промежуточные этапы, необходимые для превращения бюрократического аппарата в электронное правительство. В то же самое время они смогут сосредоточиться на новейших решениях без какого-либо ограничения по обратной совместимости или необходимости использования уже имеющихся устройств.

Как можно видеть на примере ряда предыдущих решений, средства коллективного пользования являются исходной точкой для новых технологий и услуг с позиции конечного пользователя. Граждане, даже если они разбросаны по обширной территории, могут воспользоваться интернет-точками или общественными мобильными телефонами, чтобы получить доступ к услугам электронного правительства. Примеры такой модели обслуживания имеются в странах Африки, Южной Америки и Дальнего Востока.

Привычки

Известно, что привычки и убеждения в перспективе могут стать помехой для инноваций. Ценность межличностных отношений, доверительные отношения с конкретным «чиновником», «материальная» ценность «документа», а также печать и подпись синими чернилами − все это по-прежнему имеет значение для людей. Важная услуга, предоставляемая посредством цифровой среды, часто воспринимается как небезопасная и не заслуживающая доверия.

Сочетание привычек, культурных моделей, вида услуги и модели взаимодействия может привести к различным последствиям. Если дело касается доступности персональных данных (например, удостоверения личности, доступа к банковскому счету, медицинской карте и т.д.), то мы проявляем самую высокую степень обеспокоенности; если мы просто интересуемся «нейтральной» или «менее личной» информацией (например, отслеживанием какого-либо процесса, интернет-бронированием, работой с официальными документами и т.д.), то обеспокоенность уменьшается. Подобные соображения остаются справедливыми, даже если принять во внимание различные привычки или культурные модели. Например, граждане Северной Европы в меньшей степени привыкли к личным контактам при взаимодействии. Они остаются невозмутимыми, когда им нужно взаимодействовать с каким-нибудь инструментом, основанном на использовании искусственного интеллекта.

Множество людей по всему миру предпочитает запрашивать и получать услуги посредством так называемых «ведомственных» офисов, например, почтовых отделений или паспортных столов. Это может стать определенной помехой для внедрения электронного правительства.

Через платформы электронного правительства в перспективе возможна реализация огромного набора совершенно новых услуг. Как правило, это либо «информационные» услуги, либо онлайновые платежи. Для некоторых из них эффективно используется объединение и взаимодействие различных баз данных, подключенных к интернету. Они обеспечивают консолидированной информацией граждан, которые запрашивают и собирают ее с разных заслуживающих доверия веб-сайтов.

Возможность оплачивать различные налоги, сборы и взносы в условиях безопасной инфраструктуры открывает дорогу будущим поколениям онлайновых услуг.

В этой области не следует забывать и о важности планирования взаимодействия. Государственные услуги должны предоставляться абсолютно прозрачно и безопасно. Ряд авторов характеризует это условие как «проектирование «интерактивных продуктов», которые способны поддержать людей в их трудовой деятельности и повседневной жизни».

Ряд «продуктов», которые для выполнения необходимых пользователю задач требуют взаимодействия с ним, были разработаны без учета возможных действий пользователей. Нередко эти продукты выглядят так, будто сами разработчики никогда не пытались их использовать. Общественные телефоны, «проглатывающие» кредитные карточки, онлайновые транзакции без четкой обратной связи в случае сбоя, государственные услуги, предоставляющие лишнюю информацию в неудобных форматах, − вот только некоторые промахи при планировании взаимодействия.

Все эти системы созданы для выполнения, как правило, рутинных задач. Поскольку с технической точки зрения они способны работать эффективно, нередко бывает важно приложить дополнительные усилия и со стороны пользователя, чтобы преодолеть препятствия во взаимосвязи «человек−процедура».

Задача планирования взаимодействия состоит в устранении подобных препятствий с учетом при проектировании понятия «удобство в использовании». Это означает разработку интерактивных услуг, которые с точки зрения потребителя просты в использовании, эффективны и приятны на вид.

Если услуга предназначена для удовлетворения какой-либо личной потребности, при планировании взаимодействия определяется категория создаваемого продукта и алгоритм его работы с учетом малейших деталей. При этом нужно сосредоточиться на следующих моментах:


Сюда также нужно включить использование схемы оценки, отслеживание действий пользователей, консультации с экспертами и опрос пользователей, а также тестирование и моделирование пользовательского профиля.

Цель планирования взаимодействия заключается в изучении пользовательских задач и связана с соответствующими моментами:


В связи с этим можно выделить четыре дополнительных аспекта, которые оказывают влияние на действия пользователя и, соответственно, на успех платформы.

«Ожидаемая эффективность» характеризует степень уверенности человека в том, что некая система поможет ему или ей достичь успеха в развитии его или ее личностного потенциала. Повышает ли использование системы шансы получить работу или выполнить ее хорошо, если она уже есть, найти образовательные программы и принять в них участие или же, другими словами, дает ли оно пользователям больше свободы для участия в процессах, которые сильно влияют на их жизнь (см. [36])?

«Ожидаемые усилия» характеризуются как мера удобства использования системы. Этот аспект основан на способности отдельно взятого пользователя понять, нужны ли для использования системы глубокие познания, насколько система сложна функционально и другие вопросы, связанные с грамотностью и использованием информационно-коммуникационных технологий. В одном из обзорных докладов о веб-сайтах электронных правительств развивающихся стран указано, что многие сайты неудобны для посетителей, желающих воспользоваться онлайновыми государственными услугами. Кроме того, многие их особенности характеризуются как факторы, которые могут раздражать посетителей. Хотя опубликованных данных по накопленному опыту пользователей электронных правительств нет, существуют практические данные из области электронной торговли, которые красноречиво говорят о том, что в первую очередь необходимо посетителям веб-сайтов (см. [17]).

«Социальное влияние» характеризуется как степень осознания человеком того, что если другие придают этому большое значение, то ему или ей также следует использовать эту новую систему.

«Облегчающие обстоятельства» определяются как степень уверенности человека в том, что существует организационная и техническая инфраструктура поддержки использования системы. Более подробно о повышении качества доступа к интернету, а также о влиянии политических беспорядков рассказано ниже.

Контекст

Общий контекст характеризует структуру, в рамках которой предстоит внедрять услуги. Это, в некотором смысле, итог предыдущего обсуждения ряда вопросов, в том числе относительно современного общественно--политического контекста. Политический контекст: вследствие гражданских волнений, военных переворотов или из-за смены формы государственного правления правительства многих развивающихся стран очень уязвимы. Эти факторы создают нестабильность в планах развития ресурсов, необходимых для поддержки электронного правительства. Правовой контекст: правовая структура той или иной страны подразумевает защиту прав и действий интернет-пользователей посредством таких обязательных средств, как цифровая подпись, унифицированная передача цифровой информации, ответственность за онлайновые нарушения (см. [20]). Подходы к реализации программ электронного правительства в разных странах отличаются друг от друга. Вопрос, «что» именно и как страны выбирают для отображения на веб-сайтах, превратился в функцию того, на «чем» они хотели сделать акцент и «зачем» они хотели сделать акцент на данном вопросе. Модель, которая получается, − это то, что нужно для эффективного развития электронного правительства. Политическая воля в отношении использования ИКТ с максимальной выгодой, тщательно продуманная концепция и выполнимые задачи − важные признаки успешного развития электронного правительства. Электронное правительство в сильной степени связано с доходом на душу населения. Доступность ресурсов является критическим фактором, который во многих странах препятствует реализации инициатив в сфере электронного правительства. Высокая степень готовности большинства развитых стран к компьютеризации и использованию электронных технологий отчасти определяется заблаговременными капиталовложениями в инфраструктуру и ее развитие.

Безопасность и конфиденциальность

Как четко показано в ряде фильмов, присвоение чужой цифровой «личности»8, цифровые фантомы и прочие киберпреступления − это страшный сон киберэпохи. В ближайшем будущем предстоит найти удовлетворительное равновесие между конфиденциальностью и «открытыми» системами, которые стали возможны благодаря ИКТ. Обеспечение безопасности при реализации электронного правительства является первостепенной задачей, равно как надежный план действий в непредвиденных ситуациях. Граждане должны чувствовать себя комфортно и доверять электронному правительству при пользовании его услугами. Общепринятые доверительные отношения между гражданами и ведомственными структурами должны быть гарантированы даже в случае электронного правительства.

С одной стороны, благодаря технологиям каждый человек может быть более самодостаточным и, более того, технологии могут «отдалить» или даже «изолировать» человека от остального мира. С другой стороны, благодаря им появляется и хранится невероятное количество «свидетельств» (файлы, транзакции, видеоклипы, фотографии и т.д.), которые шаг за шагом документируют жизнь человека. Чем больше технологических возможностей использует человек, тем более видимым он становится. В настоящее время высокие технологии используются так активно, что людей нередко можно отследить по работе их устройств. Внутренние и внешние устройства видеонаблюдения, подключенные к компьютерным видеосистемам, позволяют идентифицировать человека, транспортное средство, а также проследить за ними как в режиме 2-D, так и в режиме 3-D.

Использование банкоматов и кредитных карт выдает местонахождение людей, их вкусы и образ жизни. Содержимое наших ПК и наша интернет-активность отслеживается шпионским ПО, компьютеры атакуются и взламываются (в наиболее оптимистической версии такая деятельность должна вести только к созданию персональных профилей для приложений электронной торговли, хотя это совершенно другая тема).

Кроме того, возникают вопросы безопасности, касающиеся общедоступной радиочастотной идентификации (RFID). Эта технология фактически обеспечивает «рентген» устройств. Киберкарманники могут использовать эту технологию, чтобы узнать, «у кого есть Rolex» или хотя бы «у кого есть iPod» (см. [30]).

Конфиденциальность и управление персональными данными

Вследствие распространения интернет-приложений и необходимости обрабатывать и систематизировать персональную информацию, например имена, адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, государственные органы во многих странах занялись предотвращением покушений на неприкосновенность частной жизни граждан со стороны хакеров. Действительно, был даже зафиксирован ряд случаев нарушений на международном уровне, например, была взломана клиентская база данных, принадлежащая очень известному производителю нижнего белья, и персональная информация о различных знаменитостях стала достоянием общественности.

Некоторые социальные сети являются невероятными залежами информации о личности и об образе жизни пользователей. Члены сообществ часто публикуют фотографии, комментарии, высказывания и видеоклипы, имеющие отношение к своей жизни, привычкам и увлечениям. Такая открытая частная жизнь иногда дает повод для оценки финансового состояния пользователя, а также для других потенциальных правонарушений 9.

Правила и обязательства в разных странах и на разных континентах могут отличаться, но важность сохранения персональной информации признается и поддерживается всегда. Обязательное условие − запрашивать явное подтверждение каждый раз, когда персональная информация сохраняется независимо от формата. Это условие также является обязательным при обновлении данных, их сообщении или при передаче в различные организации. Кроме того, служащий, ответственный за действия с персональной информацией, должен быть назначен и уполномочен соответствующей организацией. Напротив, за управление персональной информацией, хранимой на КПК или мобильных телефонах, отвечают их владельцы.

В качестве положительного побочного эффекта от внедрения электронного правительства можно считать ситуацию, когда национальные10 нормативы в ряде стран не позволяют государственным учреждениям запрашивать одну и ту же персональную информацию дважды. Личные данные, уже хранящиеся в базе данных государственных структур, должны быть «использованы повторно» в случае необходимости.

Несколько заключительных замечаний

Данная статья знакомит с основными концепциями и рекомендациями в отношении электронного правительства. При описании ряда факторов, влияющих на успешное или неудачное внедрение электронного правительства, принимались во внимание, наряду с прочим, технологическая инфраструктура, различные культурные модели, привычки и социальная среда, а также готовность граждан воспользоваться услугами электронного правительства. В отношении государственных структур был сделан акцент на возможности преобразовать рабочий процесс и информационный поток и повысить их эффективность, сводя к минимуму любые проблемы, связанные с действиями персонала или должностных лиц.

Следующая часть данной работы будет посвящена оценке эффективности электронного правительства и готовности различных стран к его реализации.

Литература

1. Al Awadhi S. and A. Morris. The use of the UTAUT model in the adoption of e-Government services in Kuwait // Proceedings of the 41st Hawaii International conference on System Science, 2008.

2. Budden John. e-Government in the Pacific (An opportunity for Regional Synergies?). The World Bank, 2009.

3. Chen P. Electronic Governance. Oxford Companion to Australian Politics / Oxford reference Online. B. Galligan and W. Roberts, Oxford University Press, 2008.

4. Darrell M. West, Improving Technology Utilization in Electronic Government around the World. 2008.

5. Dangermond J. Web services and GIS. Geospatial Solutions, 2002.

6. Dovifat A., Brueggemeier M., et al. The model of micropolitical arenas: A framework to understand the innovation process of e-Government-projects. Information Polity // The International Journal of Government & Democracy in the Information Age. 2007.

7. e-Government Factsheets - European Commission. European Commission, 2008.

8. European Commission (2006). Efficiency and Effectiveness e-Government: key activities 2007-2010 [retrievable at: http://www.epractice.eu/document/3253].

9. Gant Jon P., et al. Electronic Government for Developing Countries, ICT application and Cybersecurity Division. Policies and Strategies Department – ITU Telecommunication Development Sector (August 2008. Draft).

10. Garson G. D. Public Information Technology and e-Governance: Managing the Virtual State. Sudbury. MA, Jones and Bartlett, 2006.

11. Gupta M.P., Jana D. E-government evaluation: a framework and case study // Government Information Quarterly. 2003. 20 (4). Pp. 365-387.

12. Hafkin N. and N. Taggart. Gender, Information Technology, and Developing Countries: An Analytic Study. Academy for Educational Development for the United States, Agency for International Development, 2001.

13. High tech forensics // Communications of the ACM. July, 2004. Vol. 47. № 7.

14. Kreps D. and Richardson H. IS success and failure − the problem of scale // The Political Quarterly. 2007. 78 (3).

15. Internet Governance Forum (IGF) // URL: www.intgovforum.org.

16. Neuman Laura. Enforcement Models: Content and Context. World Bank Institute, 2009.

17. Laudon K. and Traver C. G. E-commerce: Business, Technology, Society. Upper Saddle, NI, Pearson Prentice Hall, 2007.

18. Millard Jeremy. Inclusive e-Government: survey of status and baseline activities. European Commission, DG Information Society and Media, e-Government unit, 2007.

19. Measuring the Information Society: The ICT Development Index // International Telecommunication Union (ITU), Geneva, 2009 // URL: http://www.itu.int/publ/D-IND-ICTOI-2009/en.

20. Nair M., M. Kuppusamy, et al. A longitudinal study on the global digital divide problem: Strategies and policies to bridge the digital divide // The Business Review. Cambridge. 2005. 4 (1). Pp. 315-326.

21. National Research Council. Information technology, research, innovation, and e-Government. Washington D.C., National Academy Press, 2002.

22. Next generation cyber forensics // Communications of the ACM. Feb., 2006. Vol. 49. № 2.

23. Online public services are increasingly interactive: “intelligent delivery” is the next frontier, says latest e-Government report. European Commission, 2006.

24. Policy Brief − Keeping Government Contracts Clean, OECD, 2008.

25. Reforming Governance Systems under Real-World Conditions. The World Bank, 2008.

26. Report − Integrity in public procurement. OECD, 2008.

27. Report of the Working Group on Internet Governance Chвteau de Bossey, June 2005 // URL: http://www.wgig.org/docs/BackgroundReport.pdf.

28. Reinikka Ritva. Reducing inequality in human development: impact of improved public spending & service delivery. The World Bank, 2008.

29. Ronchi Alfredo M. eCulture: cultural content in the digital age. ISBN: 978-3-540-75273-8. Springer, 2009.

30. Stjano F. RFID is X-ray vision // Commun. ACM. 2005. 48 (9).

31. United Nations e-Government Survey 2008: From e-Government to Connected Governance. United Nations, New York, 2008.

32. United Nations e-Government Survey 2005: From e-Government to Connected Governance. United Nations, New York, 2005.

33. Global E-government Survey 2003. United Nations, 2003.

34. e-Government at the Crossroads (2003). United Nations, 2003.

35. Upton D. M. and Staats B. R. Radically simple IT // Harvard Business Review. 2008. 86 (3).

36. Walsham G., Robey D., et al. Foreword: special issue on information systems in developing countries // MIS Quarterly. 2007. 31 (2)

Ссылки

1 Наземная или спутниковая связь. Беспроводная наземная связь включает в себя цифровое наземное телевидение, а беспроводная спутниковая связь − цифровое спутниковое телевидение и спутниковый интернет-канал.

2 Несколько лет назад, по итогам второй конференции «Infopoverty» и на основе опытных экспериментальных данных, полученных в Солнечной деревне (Solar Village) в Гондурасе, был собран и представлен комплект оборудования, предоставляющий спутниковый канал связи и питающийся от солнечной энергии. Данные, полученные из Солнечной деревни, показали, что даже в изолированных поселениях доступ к цифровым технологиям создает новые возможности трудоустройства. Не так давно в Тунисе было проведено более обширное исследование, а полученные результаты были представлены в ходе второго этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в Тунисе в ноябре 2005 г.

3 Граждане не могут считаться «потребителями» этих услуг хотя бы потому, что при их предоставлении отсутствует конкуренция. Это, некоторым образом, похоже на «монополию».

4 Здесь важно учесть недавнее заявление бельгийского правительства о том, что доступ в интернет является «правом» и не может быть аннулирован даже в случае нарушения законодательства, например, закона о праве на интеллектуальную собственность.

5 Проект «Новые информационные технологии и молодежь» (New Information Technologies and the Young) был запущен организацией «Screen Digest− General Direction Office IV» Совета Европы. Итоговый отчет проекта опубликован: см. материалы Совета Европы за 2001 г.

6 Австралия и Новая Зеландия решили эту проблему с помощью мобильной связи и передвижного оборудования (грузовики, оснащенные большими трейлерами, которые могут содержать медпункт (с операционной), оборудование для электронных обучающих курсов, научные лаборатории и т. д.)

7 Alfredo M. Ronchi. eCulture: cultural content in the digital age. ISBN: 978-3-540-75273-8. Springer, 2009.

8 Например, фильм «Сеть» («The Net»), режиссер Ирвин Винклер (Irwin Winkler), киностудия Columbia Pictures Industries Inc. – 1995; «S.Y.N.A.P.S.E. Антитрест (Antitrust)», режиссер Питер Ховитт (Peter Howitt), киностудия Metro Goldwyn Mayer – 2001.

9 Например, иногда, для того чтобы найти доказательства о «реальной» жизни человека, государственные служащие просматривают домашние страницы пользователей сети Facebook или полиция смотрит на YouTube ролики, которые снимают о себе лихачи.

10 Например, в Бельгии или Италии.


© Информационное общество, 2012 вып. 4, с. 12-25.