Использование ИКТ в образовательном процессе

Д.П. Глушань



Я начну свое выступление с того факта, что наконец-то в Москве появились Программа и ОАО "Электронная Москва" для сбалансированного решения вопросов развития среды распространения сигналов и наполнения информационных систем необходимыми базами данных. Мало кто знаком с тем фактом, что четыре года назад была проведена исследовательская работа под эгидой МКНТ, посвященная наличию транспортных ВОЛС в Москве, и оказалось, что их в городе в 8-8,5 раз больше, чем требуется. Этот пример говорит о несбалансированности фрагментов создания информационной системы и нерациональном использовании средств.

Москва давно нуждается в разработке генеральной схемы создания городской информационной сети. Такой документ был инициирован Комитетом по телекоммуникациям и СМИ Правительства Москвы, но его разработка идет очень медленно. Новая структура призвана решать подобные вопросы в сбалансированном режиме. А теперь мне хотелось бы перейти к главной теме выступления.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Сегодня я не единственный, кто говорит об использовании ИКТ в образовании. Это не случайно, так как многое из того, о чем мы говорим, предназначено будущим поколениям.

В Москве создан и три года работает образовательный телевизионный канал "Школьник ТВ", который вписывается в информационные технологии электронного типа. Организованная целевым назначением структура Межрегионального общественного фонда "Образование в третьем тысячелетии" занимается созданием электронных продуктов образовательного профиля, а также формированием сети распространения сигнала, причем не только доставляет сигнал до здания образовательного учреждения, но и доводит до аудиторий 20-ти профильных кабинетов. О ценности этого канала можно говорить много, я только вкратце перечислю основные функции: учебная, воспитательная, образовательная, методологическая, досуговая и др.

Говоря об ИКТ, мы часто сводим это к компьютерным технологиям, хотя всем давно понятно, что информационные технологии – понятие более широкое, включающее в себя и телевидение. Эти технологии должны выполнять и агрессивно-воспитательную функцию, а здесь незаменимо телевидение – то телевидение, которое должно обогащать молодых людей и в какой-то степени противодействовать дешевой телепродукции, которая живет на сегодняшних экранах. Задумывая электронную систему создания и распространения телевизионного контента, мы изучили реальные возможности ее распространения в Москве и оказалось, что, несмотря на обилие сред распространения, развитость систем передачи телевизионного сигнала для глобального покрытия Москвы ограничена. Ведущие операторы КТВ – ОАО "Комкор" и ГАО "Мостелеком" – не могут предоставить эту услугу по различным причинам (загруженность старых сетей и ограниченное присутствие новых в большинстве районов Москвы). По расчетам, продолжительность строительства новой городской интерактивной гибридной сети с расширенными функциональными возможностями составляет 5 лет при благоприятном режиме финансирования. В этой системе самая дорогая и трудоемкая часть – "последняя миля", на которую падает 80-85% стоимости сети. Мы обратились к быстроразвертываемой технологии MMDS и совместно с оператором – ЗАО "Космос ТВ" – развернули эту систему для московских школ. Сегодня из 1450 школ более одной тысячи имеют образовательный канал. В настоящее время работа по оснащению школ продолжается, и мы считаем, что целевая аудитория московских школьников на 7-8 лет раньше получила свой телеканал из-за правильного выбора системы распространения (MMDS).

Мы видим продолжение работ по этому направлению в рамках ГЦП "Электронная Москва" в подпрограмме 4.1 (Информатизация московского образования) в системе мероприятий ее подпрограммы 4.1.3, пункты 4 и 5, относящиеся как к созданию контента, так и к формированию инфраструктуры распространения этого контента. Сети, монтируемые в учебных учреждениях, отвечают требованиям широкополосности и интерактивности и полностью сопрягаются с вновь строящейся городской сетью. В перспективе с вводом широкополосной сети можно развернуть 11 цифровых учебных каналов (по количеству учебных программ), а также 1-2 образовательных специализированных канала. В этом случае можно разработать сетку вещания, единую для всех московских школ, и использовать учебные каналы в режиме реального времени.

Наряду с формированием контента и среды распространения необходимо работать над системами отображения аудиовизуальной информации (мультимедийные проекторы, видеомагнитофоны, аудиосистемы и др.) для группового обучения и персональными абонентскими терминалами. Сложившееся сегодня положение, когда на 40-45 учащихся в школе имеется один персональный компьютер, не позволяет продуктивно использовать систему информатизации. Мы рассматриваем телевизионный фрагмент как составную часть в сочетании с другими технологиями обучения.

Объединение телевизионных и компьютерных технологий с методической поддержкой со стороны специалистов Департамента образования города Москвы позволяет создавать полноценные системы для дистанционного обучения. Такие системы могут быть применены для детей-инвалидов с проблемами физического, психологического и социального развития для создания благоприятных условий их социальной адаптации и реабилитации.

Мы готовы работать в рамках ГЦП "Электронная Москва" для решения указанных вопросов совместно со специалистами ОАО "Электронная Москва".


Глушань Дмитрий Павлович - вице-президент Межрегионального общественного фонда "Образование в третьем тысячелетии".


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 57-58.