Реальная информатизация школы: первые шаги


А.Л. Семенов



Тот огромный прогресс в технологиях, который произошел после исторического Постановления 1985 года ЦК КПСС и Совета Министров СССР о широком внедрении средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс, мало отразился на реальной жизни школы. Это видно не только в России, но и в других странах, где проводились схожие правительственные программы и вкладывались огромные ресурсы – в Европе, в странах Балтии, в Средней и Юго-Восточной Азии, в Соединенных Штатах Америки.

Реально произошедшие в образовании этих стран изменения оказываются не так уж сильно связанными и с исходным уровнем образованности в стране, и с тем финансированием, которое выделялось в ней на программы информатизации образования. И действительно, можно увидеть замечательные результаты в сельской школе с одним учителем или в школе, не получающей большого финансирования.

В любом городе и в любой стране мира – это может быть Лондон или Бангкок – на вопрос, есть ли у вас информатизация в школах, отвечают: «разумеется, мы уже затратили несколько миллиардов (или несколько десятков миллионов) долларов на эту проблему, и у нас во всех школах есть серьезные достижения».

Если вы попросите привести вас в какую-то конкретную школу, то выберут лучшую, показательную (своего рода «потемкинскую деревню»), где познакомят с прекрасными учителями и замечательным директором, увлеченным идеей информатизации. Вы увидите, что в этой школе ребята могут заниматься факультативно computer science или изучать электронные динамические таблицы по предмету «экономика и бизнес».

Замечательно, что, говоря о компьютерах в образовании, мы никогда не говорим, что компьютеры – это еще один шаг, еще одна революция, сравнимая с революцией, которую принесли в школу учебное кино или телевидение.

Сегодня у нас в школе имеются сотовые телефоны и карманные компьютеры. И одной из важнейших задач процесса информатизации является борьба с этими устройствами информационной и коммуникационной технологии. Как достичь того, чтобы эти средства ИКТ не проникли на уроки, и, тем более, – на экзамены, в систему аттестации и повышения качества образования? Это еще один важный вопрос, волнующий педагогическую общественность.

И проблема борьбы с ИКТ будет становиться все более и более важной для нашей школы, если мы не сумеем эти виды технологий интегрировать в наши представления о ее будущем.

Когда мы говорим о том, почему что-то не происходит или происходит не так, как мы бы этого хотели, то, как правило, мы имеем в виду общие и особые причины. Самая общая причина – это природа человека, его отношение к тому, что происходит вокруг, его отношение к инновациям вообще. А ведь инновации в образовании, в одной из наиболее консервативных по своей природе областей деятельности человека, проводятся особенно трудно.

Какова же специфика тех процессов, в которые вовлечены информационные и коммуникационные технологии в образовании? Что происходит в той школе, которую все считают хорошей, как применяются в ней информационные и коммуникационные технологии?

Прежде всего, здесь нужно обратить внимание на те факторы, которые выявляют практически все исследования ИКТ в образовании.

Первым из них на сегодняшний день является ненадежность и неудобство инструмента, который мы используем. Работая с компьютером, приходится каждый раз ждать примерно 2 минуты, пока он загрузится после включения (это вещь, к сожалению, неминуемая). Но то, к чему мы уже привыкли как к неизбежному злу, в школе часто оказывается абсолютно недопустимым. 2 минуты загрузки – это учебное время, и если в течение 45 минут урока нужно несколько раз перезагрузить компьютер, то это деструктурирует учебный процесс. Естественно, такое обстоятельство является весьма существенным.

Второе обстоятельство, которое отмечают российские и зарубежные исследования, заключается в том, что скорость инновационных изменений в сфере информатизации очень велика. Учителя только-только научили работать с MS DOS, в процессе учебы он преодолел ужасные трудности, а теперь ему говорят: забудь про MS DOS, мы тебе ставим Windows. Только учитель освоился с одной технологией, как немедленно начинается внедрение следующей, и не только технологии, но даже и методики, что оказывается для образования достаточно серьезной проблемой. И хуже всего то, что новые технологии нередко оказываются (несмотря на обещания и гарантии ведущих производителей) несовместимыми с предыдущими. В итоге учитель получает объекты из прошлого (начиная с дискет), которые невозможно прочитать на современных компьютерах.

Кроме того, сама по себе школьная среда плохо приспособлена к тому, чтобы информатизировать ее элементы. Даже школьное расписание мешает этому. Например, при попытке использовать такой замечательный инструмент, как мультимедийный проектор, неминуемо возникает проблема кабелей. Если с учительского стола в третьем или четвертом классе к центру классной комнаты протянуть некоторое количество кабелей (к примеру, кабели питания или передачи цифрового видеосигнала), то во время перерыва, когда дети попытаются выбраться из класса, проектор или полетит на пол, или будет внезапно выключен и сломается. Подобная «проза жизни» относится к числу тех специфических факторов, которые не позволяют учителю работать достаточно эффективно.

Имеет значение и российская специфика, связанная с действующими в настоящее время в нашей стране санитарными правилами и нормами. До сих пор обсуждается вред от использования компьютера, начиная, конечно, с электромагнитного излучения. И мы, пожалуй, – единственная страна в мире, где этому виду факторов придается существенное значение в школьном образовании. Органы санэпиднадзора до сих пор опечатывают классы, в которых стоят компьютеры, если было зарегистрировано, что длительность использования компьютера на уроках начальной школы превосходит 15 минут в день.

Другим национальным («местным») негативным фактом для нас является наличие в школе предмета «Информатика» и методика его преподавания. Предмет «Информатика» был введен 20 лет назад, и героическая когорта людей, вчерашних инженеров и педагогов, взялась реализовывать данное нововведение в школе. В то время выросли свои фанатики этого дела, свои новаторы и учителя массовых школ, авторы учебников и т.д. И естественно, что независимо от личности этих людей, часто весьма достойных, данная группа по-прежнему заинтересована в том, чтобы информатика оставалась отдельным замкнутым в себе предметом. Часто попытка перенести начала информатики в занятия по другим дисциплинам (либо каким-то образом реализовывать эти принципы в рамках других учебных дисциплин) воспринимается как атака на целостность и территориальную нерушимость данного школьного предмета и на часы, а, значит, и на зарплату преподавателей информатики. Этот очень серьезный фактор в какой-то степени существует и во многих других странах. В нашей стране он, безусловно, очень существенен.

Еще один фактор, который часто упоминается лишь вскользь или не упоминается у нас вообще (однако считается очень важным за рубежом) – это то, что массовая школа работает в некотором законодательном поле, выраженном в форме ведомственных и иных инструкций, а также в форме неписаных законов. Эта нормативная база до сих пор мало приспособлена не только к дистанционному образованию, но и к другим формам информатизации школы. Для того, чтобы решить эту проблему, нам необходимы стандарты и рекомендации по содержанию образования.

Если в школе заканчивается бумага для принтера, то приходится чаще всего обращаться за деньгами к родителям. Если школа хочет взять не одного библиотекаря, а двух, чтобы дети после уроков могли бы заниматься и информатикой, этот вопрос также превращается в большую финансовую проблему и требует законодательного урегулирования.

Нормативная база нужна для того, чтобы использовать компьютеры по 12 часов в день 7 дней в неделю, чтобы старый компьютер, который школа не может списать, можно было бы передать учителю для использования дома. Учительские кадры нуждаются в методической поддержке, в повышении квалификации, переподготовке, подготовке кадров и правильной системе аттестации, и нормативная база необходима также в определениях системы профессиональной ИКТ-компетентности.

Интересной моделью, позволяющей в какой-то степени преодолеть проблему ненадежности техники, равно как и проблему боязни любых инноваций и невозможности учиться для учителя, является сотрудничество двух учителей, когда разрешено, скажем, преподавателю информатики и преподавателю физики совместно работать на уроке физики. Сначала, когда на занятиях вводятся технологические инструменты для физики, учитель информатики или координатор информационных технологий играет на уроке ведущую роль. Потом, когда информационные технологии уже применяются, он играет роль консультанта либо советчика и для детей, и для учителя физики. Подобная модель взаимодействия может быть с успехом использована в преподавании различных школьных дисциплин – истории, русского языка и т.д. В Москве, например, принят норматив, по которому 2 учителя и вместе работают в классе (учитель информатики и учитель, например, истории) и получают полную оплату. Но эта модель, которую удалось ввести в Москве в результате 6-летней пропаганды, работает менее чем в 2–3-х процентах московских школ и заведомо менее, чем на 1% уроков.

Решению проблемы служит и приоритетная поддержка пилотных школ, которая должна проходить в форме оснащения, финансирования, обучения и, может быть, введения экспериментальной нормативной базы для этих школ, и приоритетное оснащение и поддержка методических и ресурсных центров, структуры повышения квалификации, педвузов.

Важнейшим фактором изменения ситуации, в которой мы сегодня находимся, является содержание обучения учителей, в частности, повышения квалификации и методической поддержки. Учитель, приходя на курсы повышения квалификации, должен научиться решать важные для него задачи с помощью доступных средств, тогда он сможет понять, зачем эти средства ему нужны. Даже если он не умеет печатать, он должен понять, зачем ему нужно научиться набирать на компьютере хотя бы короткие названия файлов, и только тогда он захочет научиться и научится это делать.

Для того, чтобы осваивались новые педагогические модели, нужно, чтобы само по себе повышение квалификации было построено не на стандартной лекционной классной урочной системе, а стало постоянной демонстрацией собственного учения, метода, который учитель должен будет потом демонстрировать в классе. Если снять на видео этот процесс учения и обучения, а потом обсудить произошедшее, то сам процесс обучения станет проектом, вариантом проектной деятельности. Такая рефлексия поможет и учителям, и администраторам школ, и администраторам регионов реально представить, что произойдет в их школе, в их регионе либо у них на уроке, когда они вернутся домой с курсов повышения квалификации. Для большинства же учителей, не склонных к инновационному стилю деятельности и жизни, необходимо предлагать уже готовые сценарии, показывать, как эти сценарии могут быть переработаны и адаптированы, давать полностью готовые уроки и методики.

Заботясь о глобальной информатизации всех школьных предметов во все годы обучения, о сквозных курсах и т.д., нам сегодня необходимо «выращивать» отдельные небольшие примеры, маленькие сценарии, отдельные уроки, модули, курсы. Даже один удачный урок в одной школе, который уже может быть тиражирован на существующей технологической базе, очень важен. Вспомним в качестве примера клавиатурные тренажеры. Вещь, которую оценит и любой учитель школы, и любой директор, и любой родитель – то, что дети научились быстро вводить текст и печатать. Культура бейджиков – отдельный модуль, безусловно работающий и сразу меняющий ситуацию информационной среды школы, когда ребенок, подходя к другому, тут же видит, как того зовут. Создание видеофильма на тему об экскурсии – беспроигрышный сценарий, который используется в ряде стран мира. Съемки, видеомонтаж, добавление к фильму текста и музыки сразу дают ученику понимание того, зачем нужен устный или письменный текст, как рассказать о своих впечатлениях всему классу, презентовать свои достижения или сделать для всех интересным то, что интересует тебя. Примером такого проекта может быть и создание семейного дерева по рассказам родных, изучение и осмысливание семейного архива. Еще один беспроигрышный пример: график прямолинейного движения – двигаешь предмет перед датчиком расстояния, видишь на экране график, стараешься приблизить движение своего предмета к этому графику – прекрасный способ добиться понимания того, что такое график процесса.

Не менее важно обеспечить нашим учителям источники информации. Очевидна необходимость создания порталов, которые дают доступ к хорошо аннотированным, привязанным именно к учебным задачам информационным источникам, которые сегодня имеются: книгам, произведениям культуры и искусства, достижениям науки и техники.

И затем, как из «атомов», строить из отдельных прогрессивных элементов учения и обучения «молекулы» учебных модулей, всю школьную образовательную среду, описывать процессы ее изменения.


Семенов Алексей Львович - Ректор Московского института открытого образования, доктор физико-математических наук, профессор.


© Информационное общество, 2005, вып. 4, сс. 25-27.