Распределение по роду занятий: специалисты, служащие – 50%; учащиеся, студенты – 18%; руководители различного ранга – 15%; женщины – менее 30%. С учетом модернизации (upgrade) компьютеров старого поколения количество ПК в стране к 2004 году может достигнуть 9 млн., причем 2/3 из них могут быть подключены к Интернету. На рис. 2 показаны результаты сопоставительного анализа динамики изменений тематических ресурсов Интернета за 1996–1998 гг. (по данным Регионального общественного центра информационных технологий).
До осени 1998г. существовали устойчивые тенденции увеличения числа Web-серверов в сфере науки и образования (по некоторым оценкам – 100% в год). После событий августа 1998 г. имеет место отрицательный прирост Web-серверов (на уровне 5–6%). Тенденция роста количества Web-серверов (рис. 3) сохраняется, хотя темпы его замедлились.
На рис. 4 в виде диаграммы представлены фактические и оценочные данные изменения состава пользователей электронных информационных ресурсов (по данным компании V6).
На рис. 5 иллюстративно представлена макроструктура информационных ресурсов научно-технической сферы. В силу целого ряда причин переходного периода социально-экономических преобразований уровень информационного обеспечения науки и образования в России на один-два порядка ниже, чем в развитых странах. Вследствие жестких финансовых ограничений резко снизился уровень комплектования даже ведущих библиотек и информационных центров как отечественными, так и зарубежными научно-техническими периодическими изданиями.
Справедливости ради следует отметить, что и в советское время уровень информационного обеспечения научно-промышленной сферы был заметно ниже, чем на Западе. Диаграмма на рис. 6 отражает результаты сопоставительного анализа обеспеченности исследователей первичными отечественными научными журналами на 10 тыс. ученых и специалистов. Очевидно, что в ближайшие годы традиционными методами изменить ситуацию к лучшему не представится возможным. Нужны новые нетрадиционные подходы для решения проблем повышения уровня информационного обеспечения ученых и специалистов на основе масштабного использования новых информационных технологий и электронизации информационных фондов.
Одним из первых шагов в этом направлении стала пилотная Программа «Российские электронные библиотеки», инициированная в 1998 г. Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) совместно с Российским фондом технологического развития (организованном при Министерстве науки и технологий РФ). В какой-то мере эта Программа является продолжением большой Межведомственной программы развития телекоммуникационных, вычислительных и информационных ресурсов науки и образования, реализуемой с 1995г. при поддержке РФФИ, Миннауки РФ, РАН и Министерства образования РФ. По поручению Правительства РФ в 1999г. был подготовлен проект (под общим руководством Миннауки РФ) новой Межведомственной программы «Электронные библиотеки России» (ЭБР). В ноябре эта программа была заслушана и одобрена на заседании Комиссии по оперативным вопросам Правительства РФ, а ее реализация планируется с 2000 года. В реализации этой программы примут участие научные и публичные библиотеки, университеты, научно-исследовательские институты, информационные центры, музеи, архивы и др. Ее основные направления:
Важной и приоритетной деятельностью Фонда является поддержка междисциплинарных исследований и разработок, а также новых актуализировавшихся направлений, таких, как дистанционные исследования физических и биологических объектов (в том числе телемедицина); системы комплексного обеспечения функционирования территориально-распределенных рабочих групп («виртуальные научные коллективы»); компьютерное обеспечение систем мониторинга крупномасштабных природных и техногенных объектов; электронные библиотеки и коллекции. На рис. 8 представлен комплекс программ РФФИ в области развития информационной инфраструктуры науки и образования (включая те программы, в которых Фонд является соисполнителем).
На реализацию Программы поддержки научных библиотек Фонд выделяет в течение трех последних лет по 2,0 млн. долларов США. Составной частью этой Программы стала электронная научная библиотека (рис. 9), содержащая полные тексты около 400 наименований зарубежных научных периодических изданий.
На рис. 10 представлен состав макропользователей библиотечного Web-сервера РФФИ.
В 2000 году планируется увеличение числа электронных журналов на Web-сервере и расширение доступа к ним через Интернет за счет подключения 33-х университетов (участников программы Фонда Сороса по созданию Интернет-классов) и региональных публичных библиотек. В соответствии с принципами своей деятельности РФФИ решает как задачи информационного обеспечения грантодержателей, так и доступности информации о результатах выполнения проектов для научной общественности. Одним из этапов решения этой задачи стало создание мультимедийного динамического альбома-справочника «РФФИ: поддержка телекоммуникационной инфраструктуры фундаментальной науки» и его публикация в Интернете. Фрагмент этого альбома по Южному участку московской оптоволоконной опорной сети представлен на рис. 11.
Благодаря визуализации данных и их представлению в унифицированном формате, хорошему поисковому сервису и использованию единой системы обозначений, альбом дает возможность пользователю не только легко находить необходимую информацию, но и судить об эффективности поддержки Фондом как программы в целом, так и отдельных проектов. Другой особенностью этого альбома является то, что он содержит как технические данные, представляющий интерес для специалистов, так и информацию общего характера, необходимую для принятия организационных и административных решений, а также для координации работ по развитию научных и образовательных сетей в рамках проектов и программ различных министерств и ведомств (альбом размещен на серверах РФФИ (http://www.rfbr.ru) и Ногинского научного центра РАН (http://www.netserv1.chg.ru/albom/)). События 17 августа 1998 г. сделали актуальными вопросы корректировки технико-экономической политики развития информационной инфрастуктуры науки, что предполагает: