________________________ А.В. Евтюшкин
Аннотация. Предметом исследования данной статьи является инфраструктура электронного правительства. Объектом исследования – электронные каналы взаимодействия как ее элемент. Дается определение электронного правительства как способа организации взаимодействия между органами государственной власти (местного самоуправления) и гражданами (организациями). Дается определение электронного канала взаимодействия. Предлагается набор требований к электронным каналам взаимодействия с точки зрения использования их в электронном правительстве. Приводится перечень электронных каналов взаимодействия, имеющихся в настоящее время и ожидаемых в ближайшем будущем. Проводится их сравнительный анализ на соответствие выдвинутым требованиям. Делается вывод о перспективности для организации взаимодействия в рамках электронного правительства новых каналов: различных видов мобильной связи и интерактивного телевидения.
Ключевые слова: Электронное правительство, инфраструктура электронного правительства, электронные каналы взаимодействия, стационарная связь, мобильная связь, интерактивное телевидение, государственные услуги.
Введение
Существуют разные определения электронного правительства. Для наших целей примем следующее определение: «Электронное правительство – это способ организации взаимодействия между гражданами и организациями, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления, с другой стороны, основанный на дистанционном двустороннем взаимодействии с использованием электронных средств обмена информации и автоматизированных информационных систем».
Понимая под инфраструктурой электронного правительства среду, обеспечивающую возможность такого дистанционного двустороннего взаимодействия, следует отметить, что одним из важнейших элементов такой инфраструктуры являются электронные каналы взаимодействия. Электронный канал взаимодействия – это совокупность технических средств, программного обеспечения, стандартов и протоколов, обеспечивающая дистанционный двусторонний обмен информацией между участниками взаимодействия (контрагентами). В рамках электронного правительства этими участниками являются лица (граждане, организации) и государство (органы государственной власти и местного самоуправления).
Следует отличать электронные каналы взаимодействия от электронных каналов распространения информации (радио, телевидение и др.). Электронные каналы распространения информации не обеспечивают двустороннего информационного обмена и предназначены только для того, чтобы обеспечить обращение государства к гражданам, но не обратную связь.
Электронные каналы взаимодействия (ЭКВ) могут быть синхронными и асинхронными. В синхронных ЭКВ передача и получение информации происходят одновременно (или практически одновременно), и получатель может тут же отреагировать на полученную информацию, ответив ее отправителю. В асинхронных ЭКВ отправка и получение информации разделены по времени: получение информации происходит тогда, когда это удобно получателю (или когда получатель технически готов к ее получению). Соответственно, подходы к организации интерактивного взаимодействия для синхронных и асинхронных ЭКВ должны быть различными.
Требования к электронным каналам взаимодействия
В рамках электронного правительства к электронным каналам взаимодействия предъявляются следующие требования:
1. Широкая доступность. ЭКВ должен быть достаточно распространенным, чтобы физический доступ к его использованию имела значительная часть населения. При этом важно, чтобы ЭКВ был широко доступен не только технически, но и экономически: стоимость регулярного пользования ЭКВ должна быть невысокой, а расходы на него составлять незначительную часть совокупного дохода домохозяйства. Кроме того, ЭКВ должен быть доступен с точки зрения простоты освоения и использования для массового потребителя.
2. Глубокое проникновение. ЭКВ должен быть принят и регулярно использоваться значительной долей населения.
3. Интерактивность. ЭКВ должен обеспечивать возможность двустороннего обмена информацией.
4. Бродкастинг и мультикастинг. ЭКВ должен обеспечивать возможность рассылки сообщений неопределенному или ограниченному (заранее заданному и индивидуализированному) кругу получателей.
5. Идентифицируемость сторон. ЭКВ должен обеспечивать возможность однозначной идентификации и аутентификации сторон взаимодействия.
6. Юридическая значимость обмена информацией. ЭКВ должен при необходимости обеспечивать юридически значимый обмен информацией, то есть такой обмен, который с точки зрения действующего законодательства дает возможность предъявить его протоколы в качестве доказательства в суде.
7. Адекватная пропускная способность. ЭКВ должен обеспечивать достаточную пропускную способность для возможности обмена произвольными объемами информации в короткий промежуток времени, в соответствии с назначением ЭКВ. Некоторые ЭКВ имеют ограничения на максимально допустимый объем информации, для других такое ограничение отсутствует. Соответственно, эти ЭКВ могут использоваться для разных целей.
Существующие электронные каналы взаимодействия
В настоящее время можно рассматривать следующие электронные каналы взаимодействия:
Стационарная телефонная голосовая связь
Данный ЭКВ исторически является самым старым и хорошо знаком практически всему населению России.
Стационарная факсимильная связь
Данный ЭКВ получил распространение в России начиная с конца 80-х годов прошлого века, однако до сих пор применяется почти исключительно для взаимодействия с предприятиями и организациями.
Мобильная связь
В качестве ЭКВ мобильная связь может выступать в различных формах, которые обладают существенно разными свойствами (и поэтому могут использоваться различными способами).
Мобильная телефонная голосовая связь
Данный ЭКВ практически ничем не отличается от стационарной телефонной голосовой связи с точки зрения режимов использования и основных свойств.
Мобильная связь по протоколам SMS1/MMS2
Этот ЭКВ обладает рядом специфичных свойств:
Мобильная связь по протоколу USSD3
Недостатком этого ЭКВ является крайне ограниченный объем сообщений и существенные ограничения на их содержание. Однако этот ЭКВ может быть эффективно использован, например, для финансовых транзакций (см. польский проект mPay: https://www.mpay.pl/).
Мобильная связь по протоколу WAP4
Данный ЭКВ представляет собой упрощенный вариант веб-интерфейса в интернете. В определенный период он воспринимался как перспективное направление, обеспечивающее относительно примитивным тогда мобильным терминалам элементарный набор возможностей, аналогичных возможностям веб-интерфейса. В настоящее время большинство аналитиков считают, что WAP неадекватен для большинства современных задач электронной коммерции. Вместе с тем, этот интерфейс вполне достаточен для организации взаимодействия между органами государственной власти (местного самоуправления) и населением.
Мобильная связь с обменом данными с использованием клиентской программы, устанавливаемой на мобильный терминал
Данный ЭКВ использует свободные или проприетарные протоколы для обмена информацией между мобильным терминалом и специализированным сервером. При этом, как правило, есть возможность обеспечить защищенный обмен информацией, надежную идентификацию и аутентификацию клиента, произвольную бизнес-логику системы. Такие решения широко используются в системах типа «мобильный банк – клиент». Они же могут быть эффективно использованы для организации взаимодействия между органами государственной власти (местного самоуправления) и населением.
Интернет, Веб
Как и мобильная связь, интернет представляет собой совокупность различных ЭКВ, которые имеют значительно различающиеся свойства и могут использоваться различными способами.
Веб-сайты
На сегодняшний день этот ЭКВ в программах развития электронного правительства во всем мире рассматривается как основной, благодаря большому разнообразию способов взаимодействия, которые он поддерживает. Тем не менее, он обладает рядом недостатков, о которых будет сказано далее.
Электронная почта
Один из наиболее распространенных, простых и удобных в использовании ЭКВ.
Системы мгновенных сообщений
Широко распространенный ЭКВ, простой в использовании, но имеющий ряд ограничений и недостатков. В частности, широко распространенные службы мгновенных сообщений (ICQ5, MSN6, GoogleTalk7 и другие) принадлежат коммерческим компаниям (как правило, зарубежным). Соответственно, весь информационный обмен в этих службах незащищен. Применение систем мгновенных сообщений в проектах электронного правительства весьма перспективно, но требует тщательной проработки. Наиболее целесообразно создание собственных служб мгновенных сообщений (централизованная служба мгновенных сообщений федерального уровня и региональные службы мгновенных сообщений). Такие решения в настоящее время могут быть реализованы быстро и просто, благодаря наличию свободно распространяемого программного обеспечения и открытым протоколам Jabber8 (допускающим, в том числе, защищенный обмен).
RSS-потоки и подкасты
Эти способы обмена информацией упоминаются здесь для полноты, их следует относить к электронным каналам распространения, а не взаимодействия, так как они не предусматривают возможности ответа на сообщение. Интерактивность для них сводится к возможности подписки и отказа от нее.
Интерактивное цифровое телевидение
Это новый и очень перспективный ЭКВ. Цифровое телевидение, особенно в вариантах кабельного и IP-телевидения9, обладает возможностью обратной связи с абонентом, который при помощи пульта дистанционного управления может вводить и передавать через провайдера информацию. Данный ЭКВ обладает большими достоинствами для некоторых задач электронного правительства (таких как предоставление простых государственных услуг в интерактивном режиме, проведение опросов, оплата государственных услуг и т.п.).
Представляет интерес оценка этих ЭКВ с точки зрения приведенных выше требований. Оценка произведена качественно экспертным методом.
Доступность
Физическая доступность стационарной телефонной голосовой связи в России достаточно высока. Аппараты стационарной телефонной голосовой связи доступны для населения без ограничений, и доступ не требует никаких специальных разрешений. Ограничением являются номерная емкость (в регионах с развитой инфраструктурой) и недостаток физических каналов (в регионах с низкой плотностью населения).
Экономическая доступность стационарной телефонной голосовой связи на территории России также достаточно высока. Стоимость оборудования незначительна, и оборудование эконом-класса можно приобрести по цене, сравнимой с величиной месячной абонементной платы.
Квалификационная доступность данного ЭКВ не имеет равных в современной России. Стационарный телефон предельно прост в использовании, и невозможно представить себе человека, который не сумеет им пользоваться.
Физическая доступность стационарной факсимильной связи такова же, как и для стационарной голосовой телефонной связи.
Экономическая доступность данного ЭКВ находится между доступностью мобильного телефона и интернета: для использования его требуется приобрести факсимильный аппарат и регулярно покупать расходные материалы к нему.
Квалификационная доступность стационарной факсимильной связи значительно ниже, чем голосовой. Для управления факсимильным аппаратом требуются знания и навыки, которыми большинство населения не обладает.
Физическая доступность мобильной телефонной голосовой связи в России весьма высока и находится на незначительно более низком уровне, чем физическая доступность стационарной телефонной голосовой связи. Мобильные терминалы доступны без ограничений, однако для доступа к услугам оператора требуется заключение абонентского договора (с предъявлением паспорта). Ограничением является фактически только зона покрытия мобильных операторов.
Экономическая доступность мобильной телефонной голосовой связи очень высока. Стоимость мобильных терминалов эконом-класса незначительна, имеется широкий вторичный рынок с очень низкими ценами. Тарифные планы без абонентской платы и широко развитая сеть точек приема платежей, в которых можно пополнять счета на произвольную сумму, начиная с самых малых (до 50 рублей), позволяют пользоваться мобильной телефонной голосовой связью даже лицам с очень низкими доходами.
Квалификационная доступность этого ЭКВ также очень высока и не отличается от квалификационной доступности стационарной голосовой телефонной связи.
Мобильная связь по протоколам SMS/MMS, мобильная связь по протоколу USSD
Для этих ЭКВ характеристики физической, экономической и квалификационной доступности не отличаются от аналогичных для мобильной телефонной голосовой связи в связи с тем, что в них используются те же мобильные терминалы, а пользование ими не требует особых навыков и умений.
Мобильная связь по протоколу WAP
Физическая доступность этого ЭКВ не отличается от доступности мобильной телефонной голосовой связи.
Экономическая доступность несколько ниже, так как для данного ЭКВ необходимы мобильные терминалы, поддерживающие WAP, которые, как правило, находятся в более высокой ценовой категории.
Квалификационная доступность этого ЭКВ также несколько ниже, чем других ЭКВ, использующих мобильную связь. Для того, чтобы пользоваться WAP-сайтами, необходимо иметь определенные знания и навыки, в частности, уметь набирать адреса WAP-сайтов на клавиатуре мобильного терминала латинскими буквами, понимать структуру сайтов и принципы перехода по ссылкам. Это отсекает некоторую часть населения: главным образом, пожилых людей и лиц с низким уровнем общего образования.
Экономическая доступность существенно ниже, так как для данного ЭКВ необходимы мобильные терминалы, поддерживающие установку программного обеспечения, которые, как правило, находятся в высшей ценовой категории.
Квалификационная доступность этого ЭКВ высока, так как действия пользователя определяются логикой установленной программы и обычно достаточно жестко заданы. Единственное существенное ограничение – необходимость установить и настроить программу, но оно легко преодолевается дистанционной установкой и настройкой (over the air setup).
Физическая доступность всех ЭКВ, связанных с интернетом, в настоящее время незначительно ниже, чем стационарной или мобильной телефонной связи. По данным ИРИО, среднероссийский показатель числа персональных компьютеров на 100 человек населения составляет 32,7. Однако экономическая доступность интернета значительно ниже, чем телефонной связи. Стоимость персонального компьютера превышает стоимость факсимильного аппарата и стоимость телевизора. При этом в дополнение к системному блоку персонального компьютера необходимо как минимум приобретать монитор, а в идеале – принтер. Доступ в интернет чаще всего требует еще и соответствующего оборудования: кабельного или ADSL10 модема и др. Любое из этих устройств стоит заметно дороже, чем стационарный или мобильный телефон эконом-класса. Абонементная плата за доступ в интернет также делает свой вклад в снижение экономической доступности, в особенности с учетом того, что в ряде регионов России она превышает эквивалент 100 долларов в месяц.
Квалификационная доступность всех видов ЭКВ, основанных на интернете, также относительно низка, так как для получения доступа к ним требуются существенные знания и навыки в области ИКТ. Таким образом, этот ЭКВ оказывается малодоступен для лиц старшего возраста и лиц с низким образовательным уровнем.
Физическая доступность данного ЭКВ складывается из доступности телевизионных приемников, доступности цифровых телевизионных тюнеров и доступности соответствующих кабельных сетей (которые должны поддерживать возможность интерактивного обмена данными). На сегодняшний день практически все домохозяйства России располагают телевизионными приемниками, и вопрос упирается скорее в физическую доступность кабельной сети.
Экономическая доступность находится примерно на уровне доступности стационарной факсимильной связи. Стоимость тюнера для цифрового кабельного телевидения ниже, чем факсимильного аппарата, кроме того, во многих случаях оператор кабельной сети предоставляет его «бесплатно» (фактически в аренду или в рассрочку, включая стоимость аппарата в абонентскую плату).
Квалификационная доступность данного ЭКВ очень высока. Управление взаимодействием производится при помощи пульта дистанционного управления, который не сложнее, чем такой же пульт от телевизора. Все необходимые инструкции могут быть даны в интерактивном режиме прямо на экране телевизора.
Проникновение
Стационарная телефонная голосовая и факсимильная связь
Среднероссийский показатель составляет 32,3 точки стационарной телефонной связи на 100 человек, а с учетом того, что стационарные телефоны устанавливаются в домохозяйствах – доступ к телефонной связи имеет большая часть населения страны.
Проникновение мобильной связи в России значительно опережает все остальные виды ЭКВ. Число активных СИМ-карт на 100 человек населения составляет 140,8.
Полугодовая аудитория интернета (в возрастной группе свыше 16 лет) составляет в России 37% населения (данные ФОМ). Проникновение интернета можно считать довольно высоким, несмотря на то, что суточная аудитория не превышает 26% населения.
К кабельным сетям в России подключено около 38 млн домохозяйств http://www.comnews.ru/index.cfm?id=53119. В городах с численностью населения более 100 тысяч проникновение кабельного телевидения составляет 86%, в целом по городам России – превышает 50%. Однако большинство этих подключений – аналоговые, и процесс перехода к цифровому вещанию еще далеко не завершен. Таким образом, данный ЭКВ с точки зрения его проникновения может рассматриваться как перспективный.
Интерактивность
Интерактивность данного ЭКВ очень высокая. Взаимодействие происходит в синхронном режиме в реальном времени.
Интерактивность этого ЭКВ низкая. Взаимодействие асинхронное, происходит не в реальном времени.
Интерактивность очень высокая. Взаимодействие – в синхронном режиме и реальном времени.
Мобильная связь по протоколам SMS/MMS
Интерактивность низкая. Взаимодействие асинхронное, не в реальном времени.
Мобильная связь по протоколу USSD
Интерактивность очень низкая. Взаимодействие асинхронное, не в реальном времени.
Интерактивность средняя. Взаимодействие синхронное, в реальном времени.
Интерактивность высокая. Взаимодействие синхронное, в реальном времени.
Интерактивность очень высокая. Взаимодействие синхронное, в реальном времени.
Бродкастинг/мультикастинг
Возможности бродкастинга отсутствуют, мультикастинга сильно ограничены.
Возможности бродкастинга отсутствуют, мультикастинга – сильно ограничены.
Возможности бродкастинга и мультикастинга имеются, в том числе по очень сложным алгоритмам.
Возможности бродкастинга и мультикастинга имеются, в том числе по сложным алгоритмам.
Возможности бродкастинга и мультикастинга отсутствуют.
Возможности бродкастинга отсутствуют, мультикастинга имеются, в том числе по очень сложным алгоритмам.
Возможности бродкастинга и мультикастинга сильно ограничены.
Идентифицируемость
Идентификация стороны может достаточно легко производиться с помощью определителя номера. Аутентификация возможна, но затруднительна (по голосу, что требует записи переговоров и довольно сложной экспертизы). Фактически идентификация и аутентификация производятся со слов соответствующей стороны.
Идентификация стороны также может производиться без особых затруднений при помощи определителя номера. Кроме того, для этого может использоваться (при соответствующей настройке) служебная строка с указанием имени (названия) абонента и номера телефона. Аутентификация практически невозможна. Фактически идентификация и аутентификация производятся на основании содержания сообщения. При этом для аутентификации могут использоваться такие реквизиты сообщения, как подпись и печать.
Идентификация производится системными средствами путем определения номера. Возможна дополнительная идентификация по коду IMEI 11терминала (при участии оператора сотовой связи). Аутентификация возможна по голосу, с теми же ограничениями, что и в случае стационарной телефонной голосовой связи. Фактически аутентификация производится со слов стороны. Имеются дополнительные возможности аутентификации путем ввода ПИН-кодов с терминала по запросу второй стороны непосредственно во время сеанса. Данный способ аутентификации по защищенности практически эквивалентен другим аналогам собственноручной подписи.
Идентификация производится системными средствами путем определения номера. Возможна дополнительная идентификация по коду IMEI терминала (при участии оператора сотовой связи). Аутентификация фактически не производится (совпадает с идентификацией), однако возможна дополнительная аутентификация путем включения в SMS/MMS кода, заведомо известного только сторонам взаимодействия.
Идентификация производится системными средствами путем определения номера. Аутентификация возможна путем включения в сообщение кода, заведомо известного только сторонам взаимодействия.
Идентификация производится системными средствами путем определения номера. Аутентификация может производиться на стороне WAP-сервера обычными средствами (комбинация «идентификатор–пароль»).
Идентификация производится системными средствами путем определения номера. Аутентификация может производиться как по комбинации «идентификатор–пароль», так и с использованием идентификаторов, встроенных в клиентскую программу. Дополнительно возможно шифрование трафика.
Идентификация производится по зарегистрированному идентификатору, дополнительно возможна идентификация по IP-адресу. Надежность идентификации довольно низкая. Аутентификация может производиться по комбинации «идентификатор–пароль», а также с применением электронной цифровой подписи. Возможна криптографическая защита трафика (например, с использованием протокола SSL12).
Идентификация производится по идентификатору (имени и электронному адресу) отправителя. Идентификацию и аутентификацию осуществляет главным образом провайдер услуг электронной почты, на почтовом сервере которого отправитель имеет соответствующую учетную запись, что обуславливает низкую надежность и невозможность контролировать эти процессы на стороне получателя (если он не является владельцем почтового сервера). Возможна аутентификация с применением электронной цифровой подписи и криптографическая защита трафика.
Идентификация производится по идентификатору учетной записи отправителя на данном сервере мгновенных сообщений. При использовании широко распространенных серверов общего доступа идентификацию и аутентификацию (с использованием комбинации «идентификатор-пароль») осуществляет провайдер службы мгновенных сообщений со всеми вытекающими последствиями. При использовании оператором электронного правительства собственного сервера мгновенных сообщений возможна более надежная идентификация, в том числе с использованием криптографических протоколов и сертификатов электронной цифровой подписи (соответствующие решения имеются и применяются в корпоративной практике).
Задача идентификации и аутентификации в данном случае облегчается тем, что существует однозначная привязка абонентского договора с получателем услуги цифрового интерактивного телевидения к лицу, а также к местонахождению абонентского оборудования и аппаратным средствам его идентификации. Таким образом, любое действие, совершенное данным лицом с использованием данного комплекта оборудования, может по условиям договора рассматриваться как конклюдентное.
Юридическая значимость
Следует отметить, что на сегодня практически все перечисленные ЭКВ не обеспечивают юридической значимости обмена информацией (за исключением факсимильной связи) в связи с общеизвестными недостатками российского законодательства. Поэтому оценка соответствия ЭКВ требованию юридической значимости производится с позиции потенциальной возможности (обеспечиваемой технологией), которая может быть реализована при соответствующих изменениях в нормативной правовой базе.
Для обеспечения юридической значимости обмена информацией необходимо, чтобы данный обмен мог быть использован в качестве доказательства в суде. Тема требований к информации, необходимых для ее признания в качестве доказательства в суде, а также другие возможные аспекты юридической значимости обмена информацией по ЭКВ, являются слишком сложными и объемными (и не бесспорными), чтобы рассматривать их в рамках настоящей статьи, поэтому ограничимся только следующими очевидными требованиями:
Регистрация: как правило, на стороне оператора электронного правительства (в ЦОТО), в форме записи переговоров. Возможна регистрация на стороне получателя государственных услуг при наличии у него соответствующих технических средств. Возможна также регистрация на стороне получателя по методу регистрации телефонограмм (запись на бумаге принимающим человеком с проверкой путем зачитывания отправителю).
Доступность: обеспечивается при условии соответствующих организационных мер.
Сохранность: требует дополнительных организационных и технических мер (резервное копирование, организация хранения). Без участия третьей независимой стороны достаточно сложно обеспечить доказательство неизменности информации, так как в настоящее время запись переговоров производится исключительно в цифровой форме, допускающей произвольное редактирование, не выявляемое экспертизой.
Идентификация: путем экспертизы, по голосу.
Привязка по времени: должна обеспечиваться техническими средствами при регистрации и организационными – при хранении.
Регистрация: факсимильное сообщение является документом в бумажной форме. Как таковое, оно регистрируется традиционными способами у обеих сторон информационного взаимодействия. В настоящее время на факсимильные сообщения распространяются все правила работы с документами, предусмотренные действующим законодательством.
Доступность: обеспечивается традиционными способами (выемка документов).
Сохранность: современные факсимильные аппараты работают на обычной бумаге, сохранность сообщений обеспечивается надлежащими условиями хранения. Для более старых аппаратов, работающих на термобумаге, сохранность сообщений более года не гарантируется.
Идентификация: путем анализа и экспертизы документа, на тех же основаниях, что обычного традиционного (с учетом возможности подделки и более сложного ее обнаружения, чем для традиционных документов).
Привязка по времени: по дате регистрации.
То же, что и для стационарной телефонной голосовой связи.
Регистрация: на стороне оператора электронного правительства; на стороне контрагента; у оператора мобильной связи.
Доступность и сохранность: на стороне оператора электронного правительства должна обеспечиваться технологически и организационно; на стороне контрагента обеспечивается в течение времени, которое зависит от емкости буфера полученных SMS-сообщений данного мобильного терминала и интенсивности поступления этих сообщений (от дней до месяцев). Возможно также сохранение принятых SMS на компьютере при синхронизации мобильного телефона со специальными программными средствами.
Идентификация: на стороне оператора электронного правительства по номеру контрагента; на стороне контрагента по номеру оператора электронного правительства и элементам сообщения; по протоколам у оператора мобильной связи.
Привязка по времени: по отметке времени оператором мобильной связи.
Регистрация: на стороне отправителя; у оператора мобильной связи.
Доступность и сохранность: на стороне оператора электронного правительства и у оператора мобильной связи должна обеспечиваться технологически и организационно; у контрагента практически отсутствует.
Идентификация: обеспечивается технологически оператором мобильной связи.
Привязка по времени: по данным оператора мобильной связи.
Регистрация: на стороне оператора электронного правительства; у оператора мобильной связи (факт, время и стороны взаимодействия).
Доступность и сохранность: на стороне оператора электронного правительства должна обеспечиваться технологически и организационно; у контрагента практически отсутствует.
Идентификация: обеспечивается технологически оператором мобильной связи и оператором электронного правительства.
Доступность и сохранность: на стороне оператора электронного правительства должна обеспечиваться технологически. Возможна загрузка соответствующих протоколов взаимодействия на компьютер лица, взаимодействующего с электронным правительством, при синхронизации мобильного терминала со специализированным программным обеспечением.
Идентификация: обеспечивается технологически оператором электронного правительства.
Привязка по времени: по данным оператора мобильной связи и/или оператора электронного правительства.
Регистрация: на стороне оператора электронного правительства. Возможна регистрация части информационного обмена у контрагента (сохранение файлов; сохранение копий загруженных страниц в кэше браузера и т.д.).
Доступность и сохранность: на стороне оператора электронного правительства, должны обеспечиваться технологически и организационно. На стороне контрагента обеспечены быть не могут.
Привязка по времени: обеспечивается технологически оператором электронного правительства.
Регистрация: на стороне отправителя; на стороне получателя.
Доступность и сохранность: должны обеспечиваться технологически и организационно как минимум на стороне оператора электронного правительства; на стороне контрагента могут быть обеспечены при определенных усилиях с его стороны, но доказательственное значение сохраненных им сообщений без участия третьей независимой стороны невелико.
Идентификация: по содержанию сообщения (служебные заголовки); надежная идентификация обеспечивается исключительно при использовании электронной цифровой подписи (в иных случаях надежность идентификации крайне низка).
Привязка по времени: обеспечивается провайдером услуг электронной почты.
Регистрация: у провайдера сервиса мгновенных сообщений; у оператора электронного правительства.
Доступность и сохранность: должны обеспечиваться технологически и организационно у оператора электронного правительства; обеспечиваются у провайдера сервиса мгновенных сообщений (при этом могут быть существенно ограничены, если данный провайдер не является резидентом Российской Федерации). Имеется возможность сохранения протоколов информационного обмена у контрагента, но доказательственное значение сохраненных им сообщений без участия третьей независимой стороны невелико.
Идентификация: по идентификатору учетной записи.
Привязка по времени: обеспечивается провайдером сервиса мгновенных сообщений.
Регистрация: у провайдера цифрового телевидения; у оператора электронного правительства.
Доступность и сохранность: должны обеспечиваться технологически и организационно у оператора электронного правительства; отсутствуют у контрагента.
Идентификация: по данным оператора электронного правительства.
Привязка по времени: обеспечивается провайдером цифрового телевидения.
Пропускная способность
Данный ЭКВ не поддерживает обмен документами. Пропускная способность лимитирована скоростью информационного обмена по речевому каналу и невелика.
Пропускная способность лимитирована очень невысокой (по современным меркам) скоростью обмена. Передача по факсу документов объемом более десятка страниц, как правило, не оправдана экономически.
Данный ЭКВ не обеспечивает обмен документами. Пропускная способность лимитирована возможностями информационного обмена по речевому каналу.
Обмен документами не поддерживается. Объем сообщений ограничен (для SMS в кириллической кодировке – менее 100 символов на сообщение).
Обмен документами невозможен. Объем сообщений ограничен несколькими десятками символов. Набор символов крайне ограничен.
Обмен документами возможен. Объем сообщений ограничивается соображениями целесообразности и экономической эффективности передачи данных по мобильной связи.
Обмен документами возможен. Объем сообщений не ограничен.
Обмен документами возможен. Объем сообщений ограничивается возможностями серверов электронной почты (устанавливаются провайдерами услуг электронной почты).
Данный ЭКВ не предназначен для обмена документами, но эта функция поддерживается как дополнительная в большинстве протоколов, при этом объем документов может быть ограничен условиями, установленными провайдером сервиса мгновенных сообщений.
Данный ЭКВ не предназначен для обмена документами. Объем сообщений в направлении от оператора электронного правительства к контрагентам ограничен соображениями целесообразности (не более нескольких экранов текста), однако для аудиовизуальной информации такие ограничения практически отсутствуют. Объем сообщений в направлении от контрагента к оператору электронного правительства ограничен возможностями набора этих сообщений с пульта дистанционного управления (как правило, рекомендуется использовать сообщения, выбираемые из меню).
Анализ представленных характеристик различных ЭКВ показывает, что практически ни один из каналов не идеален. Представляется целесообразным использовать их не по одиночке, а в комбинации, тем более, что в коммерческих структурах подобный подход применяется давно и широко. При этом различные по свойствам каналы могут удачно дополнять друг друга, порождая при этом новое качество.
В качестве примера такого комбинирования можно привести следующий условный сценарий. Веб-сайт органа государственной власти используется для организации записи граждан на прием к должностному лицу по вопросу оказания государственной услуги. При этом гражданин:
Выводы
1. Наличие большого количества действующих и перспективных электронных каналов взаимодействия в системе электронного правительства, а также существенно межведомственный характер оказания большинства государственных услуг, ставит вопрос о необходимости создания единой системы учета взаимодействия с гражданами и организациями по разным каналам. Эта система должна обеспечивать:
2. Не следует опираться в организации взаимодействия между органами государственной власти/местного самоуправления и гражданами/организациями только на какой-то один канал. В частности, имеющийся в настоящее время во многих программах развития электронного правительства крен в сторону Интернета и Веб-присутствия необоснован. Интернет-представительства органов государственной власти должны дополняться как минимум ЦОТО. При этом целесообразно начинать организацию системы взаимодействия между ОГВ/МСУ и гражданами/организациями с создания единой системы учета (бэк-офиса), описанной в п. 1.
3. Необходимо предусматривать использование перспективных ЭКВ. На ближнюю перспективу такими являются различные виды мобильной связи, на среднюю – интерактивное цифровое телевидение. В дальней перспективе интерактивное цифровое телевидение как ЭКВ может занять то место, которое сейчас занимают Интернет и телефонная связь.
СНОСКИ
1SMS (англ. Short Message Service - служба коротких сообщений) - технология, позволяющая осуществлять прием и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном. К настоящему времени входит в набор стандарты сотовой связи.
2MMS - служба мультимедийных сообщений. Это система передачи мультимедийных сообщений (изображений, мелодий, видео) в сетях сотовой связи. Позволяет отправлять сообщения не только на сотовый телефон, но и на электронную почту.
3 USDD ( англ. Unstructured Supplementary Service Data) - стандартный сервис в сетях GSM, позволяющий организовать интерактивное взаимодействие между абонентом сети и сервисным приложением в режиме передачи коротких сообщений.
4WAP (англ. Wireless Application Protocol) -беспроводной протокол передачи данных. Протокол создан специально для GSM сетей, где нужно устанавливать связь портативных устройств (мобильный телефон, КПК, пейджеры, устройства двусторонней радиосвязи, смартфоны, коммуникаторы и другие терминалы) с интернетом.
5 ICQ -программа быстрого обмена сообщениями, работающая по протоколу OSCAR.
6 MSN (Microsoft Network) - крупный интернет-провайдер и веб-портал, а также третья по популярности в мире поисковая система, созданные компанией Microsoft. Название "MSN" было распространено на сервис электронной почты Hotmail, клиент службы мгновенных сообщений MSN Messenger, а также на ряд веб-узлов, поддерживаемых Microsoft.
7 GoogleTalk - проприетарная программа мгновенного обмена сообщениями с закрытым исходным кодом, разработанная компанией Google.
8 Jabber - основанный на XML, открытый, свободный для использования протокол для мгновенного обмена сообщениями и информацией о присутствии в режиме, близком к режиму реального времени. Изначально спроектированный легко расширяемым, протокол, помимо передачи тектовых сррбшений, поддерживает передачу голоса, видео и файлов по сети. В настоящее время для него используется название XMPP (Extensible Messaging and Presence Protocol).
9 IP -телевидение (англ. Internet Protocol Television) - цифровое интерактивное телевидение в сетях передачи данных по IP, новое поколение телевидения.
10 ADSL (англ. Asymmetric Digital Subscriber Line) - ассиментричная цифровая абонентская линия. Это модемная технология для решения проблемы "последней мили". Преобразует стандартные абонентские телефонные аналоговые линии в линии высокоскоростного доступа.
11 IMEI (англ. International Mobile Equipment Identity) - международный идентификатор мобильного оборудования, число (обычно 15-разрядное в десятичном представлении), уникальное для каждого GSM и UMTS мобильного телефона.
12 SSL (англ. Secure Sockets Layer - уровень защищенных сокетов) - криптографический протокол, который обеспечивает установление безопасного соединения между клиентом и сервером.
Литература
1. Данилин А.В. Среда электронного взаимодействия для электронного правительства// Информационное общество. 2003.№ 1.С.41-52.
2. Данилин А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре "электронного правительства". М. ИНФРА-М, 2004. 336 с.
3. Холмс Д. eGov.Стратегии электронного бизнеса для государства,М.: Астрель, 2004. 350 с.
4. Храмцовская Н.А. Современные идеи и опыт в области государственного управления: межведомственное электронное взаимодействие. М.: Полиграфия дизайн, 2010. 172 с.
5. Юртаев А. Н. электронное правительство: концептуальные подходы к построению. Казань: КГУ, 2007. 184 с.
________________________________________
Евтюшкин Александр Васильевич - руководитель Дирекции перспективных проектов Института развития информационного общества
© Информационное общество, 2010, вып. 3, с. 6-17.