Россия и Интернет





Как известно, Интернет сегодня — это уникальная совокупность локальных, региональных и национальных компьютерных сетей, это средство информационного общения многих миллионов людей во всех странах мира. он не признает национальных границ, что делает его качественно новым явлением в мировом сообществе.

Феномен Интернета состоит в том, что с самого начала Сеть развивалась сотнями добровольцев, поэтому отсутствует централизованная система е управления. В то же время каждое государство создает свои правовые и организационные механизмы регулирования использования Интернета.

Кроме того, отсутствие четкого представления о роли и формах участия органов государственной власти в Интернете, и, как следствие, отсутствие эффективной государственной политики в отношении Сети сдерживают дальнейшее развитие Интернета в России. Что собирается предпринять для решения этой проблемы Государственная ДУма?

Об этом разговор главного редактора журнала "Информационное общество" Юрия Хохлова с председателем Комитета по информационной политике Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Константином Владимировичем Ветровым.

В этом году мы отмечаем 10-летие российского Интернета. Как Вы оцениваете влияние Интернета на российское общество?

На сегодняшний день мы обязаны констатировать - Интернет в России состоялся! Это значимое, повсеместно распространенное явление и влиятельная сила. Несмотря на молодость, в российском Интернете в той или иной мере представлены практически все стороны жизни страны и общества. Интернет позволяет общаться, вести бизнес, читать самую свежую информацию, получать образование быстрее и эффективнее, чем традиционными, привычными способами.

Какой, по Вашему мнению, должна быть государственная политика в отношении Интернета?

Реальные взаимоотношения между Интернетом и российским государством практически начались лишь в 1997 году. Только до определенного времени государство пассивно наблюдало за событиями, происходившими в сети. С ростом и становлением Рунета как самостоятельного явления, появилось осознание необходимости государственного участия. Тогда же стало ясно, что ни Интернет без государства, ни государство без Интернета полноценно существовать уже не могут.
Направления, представляющие первостепенную важность для государства и на которых оно упрочивает свое влияние, можно условно разделить на три группы. Первое - защита информации. Второе - эффективное распределение адресного пространства российского Интернета. И, наконец, третье - комплекс правовых проблем, возникших, в том числе и с приходом коммерции на просторы российской части глобальной сети. Все это государство должно делать с позиций наибольшего благоприятствования развитию положительного влияния Интернета на нашу жизнь.

Требуется ли, на Ваш взгляд, законодательное регулирование Интернета?

Интернет как явление совершенно реальное (хотя и виртуальное по рождению) и уже тесно интегрированное в российскую жизнь требует регулирования, я имею в виду, законодательного регулирования его отношений с гражданином, обществом, государством. При этом большая роль, как и в других развитых странах мира, должна отводиться и вопросам саморегулирования Сети.

29 декабря 1999 года в ходе встречи В.В. Путина с Интернет-общественностью был поднят вопрос “саморегулирования” Интернета и создания Союза операторов Интернета (СОИ), который бы и стал этим вопросом заниматься. Уже 20 января 2000 года СОИ был создан.

Какие законодательные рычаги следует использовать для регулирования Интернета в России?

Фундаментальные изменения в хозяйственной сфере, переход от командной экономики к рыночной, развитие предпринимательства и необходимость быстрого принятия решений в динамично изменяющейся обстановке требуют значительных изменений в информационных потоках, организационной структуре и методах обработки данных. Сложилась ситуация, при которой без активного участия государства, направленного на создание единого информационного пространства, невозможно повысить эффективность деятельности федеральных и региональных структур. Реализация этой политики без Интернета затруднительна. Поэтому, прежде всего, требуются законодательные инициативы по определению “представительства” государства в Интернете, порядка использования Интернета государственными органами, по четкому формулированию политики государства по развитию Сети, по вводу ограничений на распространение конфиденциальной информации и повышению ответственности за правонарушения при пользовании Интернетом.

Проблема заключается в быстром развитии веб-технологий. Наше законодательство не поспевает за их развитием. Необходимым условием успешной законодательной работы в области Интернета я вижу самое широкое участие всех заинтересованных сторон и демократическое обсуждение всех проблем.

Россия вместе с 7 ведущими странами мира подписала Окинавскую хартию о глобальном информационном обществе. Как вы считаете, готова ли наша страна к переходу к информационному обществу?

То, что В.В. Путин подписал Окинавскую хартию, само за себя говорит.
Каждая страна проходит свой путь к информационному обществу, достигая за те или иные промежутки времени определенных результатов информационного развития. Сегодня Россия находится далеко не на нуле. Если рассматривать только развитие Интернета в нашей стране, то и в этой области у нас в настоящее время внушительные успехи. Количество россиян, использующих Интернет, превысило 10 млн. человек. Каждый день Рунет (российскую часть Интернета) посещают более 2 млн. человек. В настоящее время обсуждается проект Концепции Федеральной целевой программы развития информатизации в России на период до 2010 года, которая должна быть рассмотрена Государственной комиссией информатизации при Минсвязи РФ до конца текущего года. В ней изложены мероприятия по переходу России к информационному обществу. Это реальность нашей жизни.