Сегодняшний семинар – это важное мероприятие, которое дает возможность создать более прочные основы взаимодействия в сфере межпарламентских связей. Мы считаем эту встречу новым шагом по пути сближения и гармонизации наших отношений между парламентами. Есть межгосударственные отношения, есть парламентские депутатские контакты на самом различном уровне: через комитеты, комиссии, а теперь с определенной долей эффективности выстраиваются отношения между аппаратами парламентов, и наша встреча является наглядной демонстрацией того, что межпарламентские связи обретают новое качество.
Председатель Государственной Думы Борис Вячеславович Грызлов объявил развитие отношений со странами СНГ приоритетом номер один в области международной деятельности Государственной Думы. Это соответствует общему приоритету нашей внешней политики, направленной на углубление интеграции Содружества Независимых Государств, в том числе в рамках Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества через обеспечение максимальной открытости экономик и устранение барьеров на пути взаимной торговли и информационных потоков, о чем было объявлено Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.
Мы рассматриваем страны Содружества Независимых Государств как сферу наших стратегических интересов, так же как и Россия является зоной стратегических интересов стран Содружества. Это наша принципиальная позиция, один из краеугольных камней нашей международной политики.
Сегодня по целому ряду направлений нашего взаимодействия открываются новые возможности, в первую очередь, за счет того, что страны СНГ имеют во многом совпадающий вектор развития. Но еще раз подчеркну: для достижения успеха недостаточно усилий только первых лиц – президентов, премьеров и руководителей парламентов. Исключительно важно всем вместе работать над конструктивным решением задач, которые перед нами стоят, активно задействуя все структуры.
Главный вопрос, на который мы должны ответить сегодня – как обеспечить эффективное информационно-аналитическое сопровождение при прохождении тех или иных законопроектов.
Я думаю, что нам надо попытаться выстроить общие принципы информационно-аналитической работы, а иногда и просто обмениваться аналитическими материалами. Мы уже установили контакты с председателями профильных комитетов многих парламентов стран СНГ, но я был бы очень рад, чтобы к этому процессу подключились все соответствующие информационные службы подразделений аппаратов парламентов.
Наш Комитет готов предоставить информационно-аналитические материалы парламентам стран Содружества. В свою очередь, мы были бы признательны за своевременное направление к нам материалов стран СНГ через соответствующие службы Государственной Думы или непосредственно в наш Комитет.
Нам, например, предстоит оценить целый ряд важных проблем в связи с ратификацией Соглашения о формировании Единого экономического пространства, которое является значительным шагом вперед в обеспечении наших общих экономических интересов, открывая широкие возможности для создания качественно новых условий эффективного развития национальных экономик и повышения уровня жизни населения.
Нам надо четко себе представлять, какие стратегические возможности дает России Единое экономическое пространство.
С распадом Советского Союза и прекращением существования Совета Экономической Взаимопомощи мы, к сожалению, утратили очень емкий рынок, который был одним из наиболее привлекательных в мире как для наших производителей, так и для внешних инвесторов. Эта проблема очень актуальна для всех наших государств.
Страны – участницы соглашения заинтересованы не только во взаимном сотрудничестве, но и в интеграции в мировой рынок. Поэтому есть необходимость скоординировать свои действия на переговорах с западными партнерами, в частности, при вступлении в ВТО. Когда мы реализуем замысел Единого экономического пространства, то у нас резко усилятся переговорные позиции по вопросам вступления во Всемирную торговую организацию.
Таким образом, Соглашение о формировании Единого экономического пространства делает наш «входной билет» в мировое сообщество гораздо более весомым. Об этих стратегических аспектах мы должны помнить постоянно, потому что нельзя столь сложную проблему сводить к текущим и фрагментарным аспектам создания экономического объединения.
Я довольно хорошо знаю ситуацию в некоторых восточно-европейских странах, бывших странах СЭВ и Варшавского договора, а также в Прибалтике. Их вступление в НАТО и европейские союзы было мотивировано по-разному, но далеко не все сегодня «счастливы» даже с чисто экономической точки зрения. И мы еще увидим очень серьезные разочарования в этих странах относительно того, что они ожидали получить и что они получат реально, потому что они вступали в европейские и другие международные союзы, скажем так, на правах «младших среди младших».
В России, к сожалению, тоже был период, когда ко многим странам СНГ, бывшим республикам Советского Союза, относились как к «младшему брату». Мы этот синдром в значительной степени преодолели, и сейчас выстраиваем отношения со всеми государствами Содружества как с абсолютно равноправными партнерами, без малейших попыток навязать свою позицию.
Я думаю, что такой подход достаточно рельефно ощущается в той политике, которую проводит наш Президент Владимир Владимирович Путин, реализуют Министерство иностранных дел и Министерство обороны Российской Федерации.
Такой же линии мы придерживаемся и в российском парламенте, в Государственной Думе. И я не сомневаюсь, что будем придерживаться ее и дальше. С этой целью с большинством парламентов СНГ устраиваются предварительные обсуждения по важнейшим конкретным вопросам в рамках подготовки к ратификации экономических соглашений, а также соглашений в области безопасности и обороны.
Я уверен, что наши совместные встречи послужат не только гармонизации законодательной базы, но и установлению более тесного сотрудничества между парламентами наших стран, станут платформой для плодотворного обмена опытом.
© Информационное общество, 2004, вып. 1, сс. 10-11.