Совершенствуя учебный процесс для будущих журналистов

М.В. Шкондин



Кафедра периодической печати факультета журналистики МГУ многие годы занимается вопросами совершенствования подготовки будущих журналистов. Особое внимание уделяется тематике и содержанию лекционных курсов, овладению студентами современными журналистскими технологиями, их умению работать в условиях существенных преобразований в информационно-коммуникационном пространстве России.

В совершенствовании учебной работы мы нередко набиваем себе «синяки и шишки», но методами проб и ошибок обрели некоторый опыт в этом деле, выявили важные тенденции и закономерности.

Одна из них – необходимость создания научных заделов по обновляемым и совершенствуемым дисциплинам.

Например, введение цикла дисциплин по современным журналистским технологиям. Был у нас на втором курсе двухсеместровый курс лекций и семинарских занятий «Литературная работа журналистов. Жанры». Он существовал многие десятилетия, казался нам таким незыблемым лекционным курсом. Но мы все-таки решили «на этом древе привить новые ветви», чтобы больше внимания уделять обучению современным методам литературной работы журналистов. Для этого сократили прежний курс до одного семестра и ввели такие новые дисциплины, как «Журналистика новостей», «Аналитическая журналистика», «Расследовательская журналистика» и «Художественно-публицистические жанры», которые образовали новый курс – «Современные журналистские технологии».

Но эти курсы не появились как античная Минерва из головы Юпитера. Новостной журналистикой в научном плане у нас активно занимались доценты М.М. Лукина и М.И. Шостак, которые глубоко изучили, в том числе на языке оригиналов, зарубежные исследования по репортерским технологиям, а затем опубликовали целый ряд учебных книг. Аналогичная ситуация была с аналитической и расследовательской журналистикой, которую взял в свои руки А.А. Тертычный (он недавно по этой тематике защитил докторскую диссертацию), литературно-художественной – доцент И.П. Магай.

Заприметив интерес профессора Е.И. Пронина – нашего основного лектора по курсу «Литературная работа журналиста», к психологическим аспектам журналистской деятельности, мы предложили ему новый курс – «Психология журналистского творчества». Совместно с Е.Е. Прониной – кандидатом психологических наук, они этот курс «обустроили», издали по нему целый ряд учебных пособий, а Е.Е. Пронина подготовила по этой теме докторскую диссертацию, которая недавно защищена на нашем факультете. В настоящее время этот курс является общефакультетским и включен в программу вузовского образования по журналистике.

Сейчас проблемам медиапсихологии уделяется большое внимание в практике деятельности средств массовой информации, особенно в условиях борьбы с международным терроризмом, обеспечения информационной безопасности граждан и российского государства. Это направление становится одним из важных в учебном процессе.

Потребностями общественной практики диктовалось создание лекционного курса «СМИ и информационная безопасность». У нас этот курс читается уже несколько лет, основным лектором является профессор А.А. Стрельцов – сотрудник аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, автор многочисленных изданий на эту тему. Сейчас к этой работе мы подключили также молодого старшего преподавателя факультета В. Некляева, который подготовил кандидатскую диссертацию, близкую к этой теме.

Многие другие лекционные курсы, стартовавшие как кафедральные, некоторое время обкатывались на кафедре, а затем становились общефакультетскими курсами. Так было с курсом «Правовые основы журналистики», который у нас создавал доктор юридических наук Ю.М. Батурин – один из авторов Закона о печати 1990 года, летчик-космонавт России. Курс «Экономика и менеджмент СМИ», который создавался у нас как кафедральный, теперь является общефакультетским и включен в программу вузовской подготовки журналистов. На кафедре его читает профессор С.М. Гуревич – автор целого ряда книг по этой дисциплине. Лектором и автором ряда учебных изданий по курсу «Профессиональная этика журналиста» является доцент Г.В. Лазутина.

По нашему мнению, многие учебные курсы, которые сегодня читают на нашей кафедре, со временем станут общефакультетскими. Это и курс, посвященный политической журналистике, который берет свое начало с книги «Журналистика в политической структуре общества», выпущенной под редакцией Я.Н. Засурского и получившей Ломоносовскую премию МГУ. Сейчас на факультете выросли хорошие специалисты по этой теме – Л.Л. Реснянская, И.И. Засурский, И.М. Дзялошинский, А.В. Груша, Е. Козина. Это также курс «Социальной журналистики», который у нас читает доцент Т.И. Фролова. Ею самой и в содружестве с Агентством социальной информации подготовлен целый ряд учебных и учебно-методических пособий.

На факультете уделяется большое внимание системным исследованиям СМИ, их типологическому анализу. В последнее время выпущен целый ряд учебных изданий под редакцией Я.Н. Засурского на эту тему, в том числе «Система средств массовой информации России» и «Средства массовой информации постсоветской России». На базе этих двух изданий планируется выпуск классического университетского учебника.

Сейчас мы мечтаем создать курс «Информационная культура в массовых коммуникациях». Но пока нет специалистов. Нет основательных научных разработок. Будем развивать и то, и другое.


Шкондин Михаил Васильевич - Заведующий кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор, доктор филологических наук.


© Информационное общество, 2003, вып. 3, сс. 20-21.