Роль ИКТ
при реализации мероприятий административной реформы

____________________________

А.В. Шаров



"Процессы управления административной реформой и региональной информатизацией должны быть скоординированы", - А.В.Шаров, директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.


В 2007 году должно дать синергетический эффект объединение двух программ – «Электронной России» и административной реформы. На рис. 1 отражены цели административной реформы и показатели их достижения.


Рис. 1. Цели административной реформы и показатели их достижения.



Предполагается в результате проведения административной реформы повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к 2008 году до 50 процентов и к 2010 году – не менее чем до 70 процентов. Такие же показатели должны быть и в регионах.

Целевым показателем реализации мероприятий административной реформы является снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 году – в 2 раза, к 2010 году – в 3 раза. Одним из методов измерения является принцип измерения затрат времени (например, руководителя, бухгалтера, компьютерщика на подготовку и сдачу налоговой декларации). Данный опыт измерения затрат времени был опробован в Голландии и в дальнейшем будет использоваться в международной практике.


_______________________________________________

Региональная информатизация должна проводиться в соответствии с целями административной реформы. Планирование бюджетных расходов на информатизацию должно проводиться с учетом задач административной реформы.

_______________________________________________

Предполагается оценивать также и место Российской Федерации в международных рейтингах показателей качества государственного управления. При этом будут использоваться соответствующие международные методики, а именно интегральный показатель качества государственного управления – индикатор GRICS, рассчитываемый Всемирным банком 1 раз в 2 года на основе сопоставления 25 различных показателей эффективности государственного управления.

Основным аспектом организации работы по проведению административной реформы является финансирование запланированных мероприятий. Принципы регионального софинансирования «Электронной России» и административной реформы, когда объем участия федерального бюджета в реализации программы на территории региона-донора составляет 30 процентов, а в дотационном регионе – 70 процентов, отчасти позволяют решить проблему экономического неравенства (рис. 2).



Использование средств ИКТ позволяет решить следующие задачи административной реформы:
Одна из основных целей «Электронной России» – повышение оперативности предоставления государственных услуг. Переход на электронные услуги позволяет сократить сроки обслуживания населения. Так, электронная услуга по получению социальных выплат, внедренная в Московской и Нижегородской областях, привела к снижению времени, необходимого для оформления документов, с 14 до 5 дней.

Таким образом, цели административной реформы и ФЦП «Электронная Россия» во многом совпадают. «Электронная Россия» – это тот инструмент XXI века, который позволит достичь целей административной реформы. Чтобы использовать его с максимальной отдачей, в Минэкономразвития России и в Мининформсвязи России будут созданы группы, совместно координирующие работу по реализации ФЦП «Электронная Россия» и админи­стративной реформы. По нашему мнению, следует создать такие же группы и в региональных органах власти.

______________________________________________________

Шаров Андрей Владимирович - директор Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.


© Информационное общество, 2006, вып. 4, сc. 14-15.