Предпосылки проекта
В Москве создана развитая телекоммуникационная инфраструктура. Целый ряд телекоммуникационных операторов столицы имеют сети протяженностью более 1000 километров: КОМКОР (протяженность сети свыше 7400 км), МТУ-Информ (более 1500 км); Макомнет (1500 км); Комстар (около 1000 км) и ряд других.
Отстает от потребностей населения, но также постоянно развивается в городе и телекоммуникационная инфраструктура "последней мили". В 2000 г. к каждому восьмому дому Москвы уже был подведен волоконно-оптический кабель. По планам внедрения гибридной сети доступа к услугам кабельного ТВ и интернета компании КОМКОР-ТВ до 2005 года к этой сети будет подключено 1,5 млн. квартир. Активно работают в направлении развития телекоммуникационной инфраструктуры доступа такие компании, как Мостелеком, владеющий более чем 95% сетей кабельного телевидения в городе, МГТС и МТУ-Интел, активно продвигающие технологию ADSL высокоскоростного доступа к услугам интернета по существующим абонентским телефонным линиям, и другие операторы.
С точки зрения абонентов, сети передачи данных являются только средой распространения информации. Чтобы телекоммуникационная сеть стала привлекательной для населения, необходимо насытить ее содержанием. Причем нужна информация, непосредственно касающаяся жителей города в районах их проживания.
Действительно, социологические исследования отношения населения г. Москвы к информированности о делах, мероприятиях и событиях масштаба городского района показывают, что степень такой информированности низка. Она гораздо ниже, чем информированность на уровне города и округа. Исправить ситуацию сегодня можно, шире используя потенциал нового информационного канала взаимодействия с населением – интернета.
Большим и относительно неудовлетворенным спросом в интернете пользуется информация о семье, доме, досуге, научная и образовательная информация, информация о личной жизни, справочная информация, связанная с инфраструктурой проживания населения. В проекте "Инфоград" предлагается развивать в первую очередь именно эти информационные направления.
На информационном рынке города действует множество организаций, каждая из которых имеет своего пользователя, свои источники информации. В городских структурах, научных организациях, коммерческих предприятиях накоплены гигантские массивы данных, лишь малая часть которых видна населению. Необходимо находить, классифицировать существующие информационные ресурсы и сервисы, и, используя современные технологии информационного взаимодействия, создавать новые интегрированные ресурсы и услуги для населения.
По многим вопросам, однако, информации нет ни у кого из действующих информационных провайдеров. Огромный пласт информации либо не представлен для доступа, либо не существует вовсе в электронной форме. Такая ситуация характерна особенно на уровне городского района. Одна из главных задач проекта – наладить оперативное получение и доведение в удобной форме до населения информации из районных Управ, ДЕЗов, РЭУ и других органов управления и самоуправления. Поэтому должна быть создана собственная распределенная по районам информационная служба, которая опирается в своей работе на первичных носителей информации.
Аудитория информационной системы "Инфоград" – все слои населения города, и, в первую очередь, наименее социально защищенные жители. Это слои населения с низкими доходами, низким уровнем образования, инвалиды, пенсионеры, дети из малообеспеченных семей и др. Такие категории пользователей должны получать информационные услуги бесплатно либо за минимальную плату. Решением проблемы обеспечения информацией таких пользователей в рамках проекта "Инфоград" является создание пунктов общественного доступа.
Реализация в городе
Длительное время проект "Инфоград" развивался в городе как инициатива ряда заинтересованных организаций и ведомств: Московской городской Думы, Московской телекоммуникационной корпорации "КОМКОР", Института развития информационного общества и других.
В 2001 году проект перешел в стадию официальной реализации в г. Москве в связи с подписанием следующих документов:
Подготовленная в электронной редакции информация опубликована на интернет-портале "Инфоград Москва" (www.infograd.ru) для свободного доступа населения. На портале обеспечен простой и удобный, не требующий специальных знаний поиск информации в соответствии с интуитивно понятной метафорой "Что? Где? Когда?".
В рамках проекта создан пункт общественного доступа к информационным ресурсам "Инфограда" – медиатека на базе библиотеки им. Л.Н. Толстого ЦБС № 1 в Нагатино-Садовниках. Услуги медиатеки пользуются растущим спросом у посетителей. Для проблемных групп населения (наименее социально защищенные жители) организован бесплатный доступ в течение нескольких часов в день.
В процессе реализации к проекту были привлечены партнерские организации – известные на информационном рынке города производители информационных ресурсов и интернет-услуг. В рамках созданного партнерства выстроена система обмена информацией. Так, на интернет-портале "Инфоград Москва" в реальном режиме времени публикуются новостные ленты официального сайта Префектуры ЮАО, информация о лекарствах и информационный сервис по заказу медицинских препаратов и сопутствующих товаров, а также другая медицинская информация, подготовленная в компании "АТИК", справочник-навигатор в виде карты города с масштабированием и привязкой к городскому транспорту фирмы "КОМКОР-Айнет", детские развивающие игры компании "Кирилл и Мефодий" и другая информация.
В июле 2002 года были подведены итоги пилотной реализации проекта "Инфоград" на совещании рабочей группы под председательством министра Правительства Москвы по вопросам информации и общественно-политическим связям, руководителя рабочей группы А.И. Музыкантского. Было отмечено, что работа завершена, результаты проведенной работы признаны положительными, рекомендовано продолжить работу в масштабах г. Москвы.
Перспективы развития проекта
С завершением стадии пилотной реализации проекта "Инфоград" его развитие в городе не прекращается. Работа продолжится по следующим направлениям.
Организационные направления развития проекта "Инфоград":
Сердюк Владимир Александрович - заместитель генерального директора ОАО "Московская телекоммуникационная корпорация".
© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 67-68.