Решение депутатских слушаний в Московской городской Думе на тему "Проблема информационного неравенства и пути ее решения"
Проблема информационного неравенства активно обсуждается в мире с 1997 г., когда ПРООН (Программа развития ООН) в ежегодном докладе об экономическом развитии ввела это понятие. В России тема влияния технологий на общество до последнего времени была мало популярна. Причины этого, с одной стороны, в долгом отставании нашей страны в сфере информатизации, а, с другой стороны, в недооценке серьезности проблемы информационного неравенства, трудностей его преодоления, глубины его корней и последствий.
Настоящие слушания призваны привлечь внимание общественности, парламентариев и городской администрации к этой серьезной социальной проблеме.
Осознать проблему информационного неравенства важно для России уже сегодня, когда развитие информационного общества находится на начальной стадии, но идет довольно высокими темпами. Информационное неравенство развивается вместе с развитием самих информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Складывается ситуация, когда быстрый прогресс в области информатизации углубляет информационное неравенство, и в этом состоит одна из серьезных трудностей его преодоления.
Для эффективной борьбы с информационным неравенством необходима активная позиция государства. Если государство не начнет думать о тех слоях населения, которые остаются «за бортом» информатизации, общество разделится на узкий слой информационной элиты и аутсайдеров.
Для решения проблемы информационного неравенства принципиально важно партнерство государства и гражданского общества. Это партнерство должно быть направлено не только на развитие самой инфраструктуры информационного общества, но и на ее социальную ориентацию, то есть стимулировать «проникновение» ИКТ в новые социальные ниши. Рынок – не единственная сила, способная сделать ИКТ чувствительными к новым социальным вызовам. Рыночные и экономические механизмы (ценовые, налоговые и пр.) должны дополняться мерами социальной и культурной направленности, осуществляемыми государством и некоммерческим сектором.
По итогам настоящей работы участники слушаний принимают «Рекомендации депутатских (парламентских) слушаний», которые в дальнейшем будут доведены до сведения всех заинтересованных организаций и властных структур.
Рекомендации слушаний
Признать информационное неравенство социальной проблемой с высокой степенью приоритетности для государственных и муниципальных структур, что означает, что эта проблема может и должна решаться с помощью мер социальной политики.
Ключевым элементом деятельности по преодолению информационного неравенства является тесное социальное партнерство государства, сообщества предпринимателей и некоммерческого сектора. Должна быть составлена и внедрена программа такого партнерства.
Выделить следующие основные направления деятельности, нацеленной на преодоление информационного неравенства.
1.Ускорение принятия Концепции и Комплексной программы движения Москвы в информационное общество
Принципиально важно максимально ускорить принятие разработанной в 2000 г. по поручению Правительства Москвы и Московской городской Думы Концепции и Комплексной программы движения Москвы в информационное общество. Как показывает мировой опыт, именно мегаполисам принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества. У Москвы существует достаточный потенциал, чтобы занять достойное место в иерархии ведущих городов в глобальном информационном обществе.
Москва имеет статус одного из ведущих мировых центров производства и хранения информации, является центром научно-технической и научно-образовательной деятельности и культурной жизни страны. В Москве расположены главные управляющие структуры российского бизнеса. Москва представляет собой основной российский узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Здесь создана развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Наконец, Москва - это административный центр страны, в котором реализуется информационный и управленческий потенциалы федеральных органов государственной власти.
Реализация политики городского правительства и Московской городской Думы предполагает, что Москва должна войти в информационное общество как «информационный город». Это означает, что Москва должна стать:
городом, в достаточной степени обеспеченным компьютерными и телекоммуникационными сетями;
городом, в котором будет иметь место массовое использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и культурной жизни;
центром индустрии информационных услуг, обладающим развитой инфраструктурой, обеспечивающей потребности населения в социально значимой информации.
2. Создание точек публичного доступа к ИКТ
Проблема сокращения информационной дифференциации решается с помощью организации центров и точек публичного доступа к современным ИКТ (инфоматов и информационных киосков в публичных местах: вокзалах, библиотеках и пр., некоммерческих интернет-кафе и общедоступных центров интернет-доступа.). Они служат целям сокращения информационного неравенства в городе за счет предоставления доступа к ИКТ широким слоям населения, и, прежде всего, социально незащищенным группам взрослого населения, детям и подросткам из малообеспеченных семей, безработным, а также целям обеспечения общественной поддержки идеи развития информационного общества. В рамках этого направления должны быть организованы в каждом районе города точки общественного доступа к ИКТ на платной, бесплатной и льготной основе (в зависимости от категории пользователя).
Результатом этой деятельности будет увеличение точек публичного доступа к ИКТ для разных социальных групп населения, приобщение к ИКТ тех слоев населения, которые без общественной поддержки остаются за бортом развивающегося информационного общества, а также формирование современной информационной среды в городе, способствующей развитию личности и повышению ее потенциала, повышению готовности москвичей к жизни и работе в информационном обществе.
3. Социальная помощь в электронном виде уязвленным группам населения
Мировой опыт показывает, что современные ИКТ позволяют оказывать социальную помощь в электронной форме за счет предоставления социально незащищенным людям (старикам, больным, инвалидам) возможности решать свои проблемы с помощью этих технологий. В рамках этого направления должны быть проведены следующие мероприятия:
а) частичная компьютеризация жилища наиболее нуждающихся;
б) организация специализированных бесплатных центров доступа к ИКТ.
Ожидаемые результаты – развитие горизонтальных социальных сетей, объединение групп по интересам, электронные сети взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимоинформирование и дистанционная взаимопомощь.
4. Проведение демонстрационно-просветительских кампаний
В условиях расширяющегося распространения ИКТ во всех сферах жизни общества, и развития глобального информационного общества необходимо стимулировать интерес горожан к использованию современных ИКТ и повышать их готовность к жизни и работе в информационном обществе. Основным средством стимулирования интереса населения к использованию ИКТ для поиска и распространения информации служат демонстрационно-просветительские кампании по разъяснению преимуществ жизни в информационном обществе. В рамках таких кампаний должны быть проведены следующие мероприятия:
а) организация общегородской и серии типовых проблемно-ориентированных районных кампаний по демонстрации возможностей современных ИКТ и пропаганде преимуществ их использования на работе и дома: привлечение заинтересованных организаций-участников на конкурсной основе, проработка содержания каждой конкретной кампании, составление графика проведения кампаний, определение места проведения, привлечение лекторов и подготовка информационных материалов, реклама кампании в СМИ, проведение кампании;
б) проведение выставок информационной и коммуникационной техники, публичных выступлений представителей администрации города, бизнеса и науки, презентации новых публикаций, радио- и телепрограмм.
5. Организация мониторинга готовности москвичей к жизни и работе в информационном обществе
Новый вид социального неравенства, неравенство в доступе к ИКТ по-разному проявляется в разных социальных группах населения. Социально-демографические, экономические и культурные характеристики реальных и потенциальных пользователей ИКТ оказывают непосредственное воздействие на возможности их использования. Целью мониторинга является измерение информационного неравенства через определение уровня готовности москвичей к жизни и работе в информационном обществе. В рамках мониторинга должны быть разработаны теоретико-методологические подходы к определению готовности москвичей к жизни и работе в информационном обществе, разработана система индикаторов и методов их измерения; организована система слежения методом проведения регулярных выборочных социологических опросов. В результате будет создана отлаженная система выборочных опросов, предоставляющая регулярно обновляемые данные, характеризующие готовность разных социальных групп горожан к жизни и работе в информационном обществе.
Ресурсным обеспечением всех перечисленных направлений деятельности является смешанное финансирование и материально-техническое обеспечение на базе образования партнерства социальных сил, заинтересованных в реализации мероприятий, объединение усилий городской администрации, общественных организаций, частного сектора и ученых. Вклад каждого из участников партнерства может быть как финансовым, так и натуральным: оборудование, помещение, ноу-хау и пр.
© Информационное общество, 2001, вып. 2, с. 56-57.