Государственная политика информатизации начала складываться в республике с начала 90-х годов. Основное содержание этой политики сводилось к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и развития информационных технологий и информационной инфраструктуры. И если в начале 90-х годов ориентация на приоритетное обеспечение развития информационной инфраструктуры являлась вполне обоснованной, то в последующем это привело к формированию достаточно односторонней политики, обслуживающей чисто ведомственные интересы. Причиной такого явления стало отсутствие понимания, что помимо информационной инфраструктуры существуют и другие, необходимые для формирования информационного общества, элементы.
К настоящему времени ситуация, похоже, начинает меняться в лучшую сторону. Государство начало переосмысливать свою роль в формировании информационного общества и находится в поисках наиболее оптимального пути для достижения указанных целей. Первым решительным шагом в этом направлении, который должен обеспечить качественно новый импульс для формирования государственной политики, направленной на развитие информационного общества, стала передача функций по осуществлению политики информатизации от Министерства связи к Академии Наук Беларуси. Таким образом, может быть обеспечено устранение узковедомственного характера сформировавшейся государственной политики, обеспечен комплексный подход при ее осуществлении.
В настоящее время Академией Наук начата подготовка проекта программы "Электронная Беларусь", которая по своей сути и должна определить основные направления государственной политики по вопросам формирования информационного общества.
Положительным моментом является то, что руководство Академии Наук более легко идет на налаживание конструктивного диалога с общественностью и даже с частным сектором, а также более открыто для конструктивных предложений. При этом обсуждение проблем формирования информационной политики идет с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Что же касается частного сектора, то тут ситуация намного сложнее. Во-первых, интересы частного сектора в информационно-коммуникационной сфере фактически не представлены. Более того, как мне кажется, данные интересы во многом даже не сформулированы. Частный ИКТ-бизнес в Беларуси еще не окреп и отличается разобщенностью, поэтому он и не решается на активные действия по продвижению своих интересов. Во-вторых, каждый привык решать свои проблемы с государством в частном порядке. Из-за боязни потерять свой бизнес, что в белорусских условиях очень даже просто, многие не решаются открыто выступать в защиту своих прав или публично отстаивать собственные интересы. Наглядным примером тому может служить так и не созданная до сих пор Ассоциация интернет-провайдеров, о необходимости создания которой говорят уже на протяжении нескольких лет.
На фоне частного сектора деятельность общественных инициатив, представляющих интересы гражданского общества, представляется более последовательной и эффективной, однако и здесь есть ряд проблемных моментов. Гражданское общество Беларуси также отличается значительной разобщенностью, хотя в последнее время эта ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Уже нет необходимости доказывать целесообразность объединения усилий для достижения общих целей, уже есть осознание того, что только сообща можно эффективно влиять на политику и отстаивать таким образом свои права и законные интересы, а также есть понимание того, что только через конструктивный диалог с властью можно достичь этих целей.
В настоящее время в Беларуси создано и работает менее десятка общественных организаций и проектов, которые в своей деятельности затрагивают те или иные аспекты формирования информационного общества. Деятельность большинства из них, как правило, незначительна в силу ряда причин (отсутствие финансирования, инициативных людей, собственных идей и т.п.). Деятельность других носит узконаправленный характер в силу специфической сферы их деятельности, что в целом неплохо. Например, Белорусская ассоциация журналистов в своей деятельности очень тесно затрагивает такой аспект формирования информационного общества, как доступ к информации. Безусловно, это делается через призму интересов СМИ, но в любом случае это тоже отвечает интересам всего общества.
В Беларуси есть несколько примеров успешной реализации проектов и общественных инициатив, которым удалось выстроить конструктивное сотрудничество с государственными органами и добиться существенных результатов. Примером тому может служить успешная деятельность проекта GIPI в области политики интернета, проекта IATP в области образования и создания центров общественного доступа, а также ряда региональных общественных организаций.
Наметившийся в последнее время рост общественной инициативы вызван, прежде всего, тем, что к настоящему времени в Беларуси уже назрел целый круг актуальных проблем, решение которых продиктовано интересами всего общества. Применительно к аспектам формирования информационного общества наиболее актуальными проблемами для Беларуси являются:
Это мероприятие стало самым массовым за всю историю белорусского интернета. Оно проходило одновременно на трех площадках и его посетило более 400 человек. По своей значимости данное мероприятие можно смело назвать главным событием белорусского интернета в этом году. В рамках форума впервые в истории белорусского интернета было проведено присуждение номинаций "Человек года в белорусском интернете" и "Проект года в белорусском интернете". Но, пожалуй, самым главным итогом интернет-форума стало создание новой общественной организации "Белорусское Интернет-Общество", основной целью деятельности которой должно стать объединение усилий, направленных на обеспечение интересов белорусского интернет-сообщества и его полноценную интеграцию в глобальное интернет-сообщество. Ее учредителями выступило более 70-ти человек, а в состав коллегиального руководящего органа вошли самые известные и уважаемые деятели белорусского интернета, которые представляют самые различные заинтересованные общественные группы. В настоящее время осуществляется процедура ее государственной регистрации, а также вырабатывается детальный план деятельности организации. Также необходимо отметить, что белорусская интернет-общественность в целом очень живо отреагировала на создание новой организации. Постоянно поступают заявки от желающих вступить в это "Интернет-Общество", а также предложения по оказанию посильной помощи по обеспечению его деятельности.
Могу выразить надежду, что данной организации удастся объединить белорусское интернет-сообщество, а также достигнуть тех благих целей, которые она поставила перед собой, тем более, что для этого уже имеется значительный потенциал: общественная поддержка, сплоченный коллектив инициативных людей, а также поддержка национальных и иностранных донорских организаций.
Дополнительную информацию об интернет-форуме и созданной организации можно получить на официальном сайте интернет-форума по адресу: http://www.by2000.net
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 98-100.