Внедрение электронного правительства: первые итоги и новые задачи

_______________________________________________________________________________


М.И. Шадаев




В России, вслед за многими развитыми и развивающимися странами, в последние несколько лет концепция электронного правительства становится фундаментальным основанием или по крайней мере лозунгом внедрения ИКТ в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Современное понимание сути и целей проектов электронного правительства, а также подходов к их разработке и реализации далеко выходит за рамки решения задач использования ИКТ в деятельности органов власти и автоматизации существующих административных процессов. Технологии электронного правительства рассматриваются как основа для существенной реорганизации работы органов власти, приводящей к новому качеству государственного управления, развитию новых форм демократии, активному вовлечению граждан в процессы обсуждения и принятия решений.

На заседании Правительства РФ 16 августа 2007 года была одобрена Концепция формирования электронного правительства до 2010 года, в числе разработчиков которой Мининформсвязи России. Инструментом реализации Концепции должна стать Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65. Эта программа была задумана как главная общенациональная программа технологического переоснащения всей вертикали государст­венной власти.

Новая редакция ФЦП
«Электронная Россия
(2002–2010 годы)»

В августе 2006 года Правительством Российской Федерации была утверждена новая редакция ФЦП «Электронная Россия». В ней предусматривалось увеличение объема финансирования в 2007–2010 годах в 1,5 раза по сравнению с предыдущими годами в связи с включением в состав новой редакции ряда мероприятий в соответствии с последними решениями Президента и Правительства Российской Федерации. Общие расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий ФЦП «Электронная Россия» в 2007–2010 годах составят 13,5 млрд. руб.

__________________________________________________________________________

Мировой и российский опыт показывают, что максимально облегчить механизм взаимодействия рядового гражданина с органами управления любого уровня можно лишь за счет широкого внедрения новых ИКТ.

__________________________________________________________________________

При корректировке ФЦП «Электронная Россия» задачи государственной поддержки формирования отечественного конкурентоспособного производства в сфере ИКТ, а также развития национальной инфраструктуры связи были выделены в отдельные государственные программы и проекты, целевым образом финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Часть задач ведомственного и прикладного характера, имеющих большое значение для повышения социально-экономического уровня развития страны и благосостояния населения, входившая ранее в состав ФЦП «Электронная Россия», включена в приоритетные национальные проекты в сфере медицины, образования, жилищно-коммунального хозяйства.

Таким образом, в новой редакции ФЦП «Электронная Россия» предусматривается реализация мероприятий по следующим основным направлениям:

  • формирование системы стандартов и рекомендаций в сфере использования ИКТ в государственном управлении;
  • обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе ИКТ и интеграция государственных информационных систем;
  • обеспечение эффективности взаимодей­ствия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ;
  • внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти;
  • создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти.

    Новая редакция ФЦП «Электронная Россия» носит системообразующий характер и направлена на повышение эффективности использования ИКТ в деятельности органов государственной власти и результативности расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. С учетом заявленных целей программы и основных ее направлений представляется возможным оценить эффект от реализации ее программных мероприятий по следующим основным направлениям:

  • повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти на 10%;
  • снижение трудозатрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне до 25% за счет обеспечения доступности государственных информационных ресурсов для заинтересованных ведомств и интеграции государственных информационных систем;
  • уменьшение административной нагрузки на население и организации, связанной с предоставлением в органы власти необходимой информации, снижение количества вынужденных обращений населения в органы государственной власти для получения государственных услуг;
  • обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодей­ствия;
  • повышение оперативности и качества принимаемых решений.

    _______________________________________________

    Активизация усилий в устранении неблагоприятных факторов развития и использования ИКТ в сфере государственного управления, движения страны в информационное сообщество и использования технологических преимуществ для обеспечения конкурентоспособности является одним из приоритетных направлений современной политики Российской Федерации в информационной сфере.

    ________________________________________

    Создание Государственной автоматизированной системы

    управления приоритетными национальными проектами

    В конце 2005 года в соответствии с решениями президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Мининформсвязи России выступило с инициативой создания Государственной автоматизированной системы управления приоритетными национальными проектами (далее ГАС «Управление») для обеспечения эффективной информационно-аналитической поддержки органов государственной власти при решении задач управления приоритетными национальными проектами на всех уровнях их выполнения.

    ГАС «Управление» должна обеспечивать автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления информации о реализации приоритетных национальных проектов на всех этапах их выполнения с использованием средств электронной цифровой подписи, формирование и ведение соответствующих информационных ресурсов, а также возможность обмена данными между органами местного самоуправления, федеральными и региональными органами государственной власти и структурными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации с гарантированным уровнем информационной безопасности.

    ________________________________________________________________

    Использование концепции электронного правительства, технологии информационных порталов органов государственной власти позволяют резко упростить процесс взаимодействия с органами государственного управления любого уровня, свести к минимуму необходимые для этого временные затраты

    _______________________________________________________________

    Уже в начале второго квартала 2006 года был создан действующий прототип ГАС «Управление» и начаты работы по вводу в систему отчетности о реализации приоритетных национальных проектов, формируемой федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации в соответствии с типовой инструкцией, одобренной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

    С четвертого квартала 2006 года все заинтересованные ведомства имеют возможность интерактивного мониторинга и контроля реализации закрепленных за ними мероприятий приоритетных национальных проектов. Ведутся работы по установке автоматизированных рабочих мест для руководителей профильных ведомств. Функционирует служба технической и информационно-справочной поддержки, обеспечивающая круглосуточное администрирование ГАС «Управление» и информационное сопровождение пользователей по вопросам, возникающим в ходе работы с ней. Одновременно организован авторизованный доступ к аналитической подсистеме ГАС «Управление» структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации.

    Кроме того, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации в сентябре 2006 года на базе ГАС «Управление» предусмотрено создание единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнению своих полномочий.

    В целях решения указанной задачи Мининформсвязи России ведутся работы по интеграции государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации, создаваемой в рамках ФЦП «Электронная Россия», и ГАС «Управление», в результате которых начиная с апреля 2007 года должно быть обеспечено представление в ГАС «Управление» отчетных материалов по результатам проверок хода выполнения приоритетных национальных проектов, проводимых Счетной палатой Российской Федерации и контрольно-счетными органами Российской Федерации.

    В 2007 году Мининформсвязи России продолжены работы по созданию федерального сегмента ГАС «Управление» и ее интеграции с другими государственными информационными системами, а также по установке автоматизированных рабочих мест доступа к ГАС «Управление» в структурных подразделениях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов мест­ного самоуправления муниципальных образований, ответственных за реализацию приоритетных на­циональных проектов.

    В заключение следует отметить, что сегодня органы власти всех уровней реализуют масштабные государственные и региональные программы и проекты по разработке и использованию информационных технологий. Расходы федерального и региональных бюджетов на эти цели ежегодно увеличиваются, но их эффективность остается недостаточной, в первую очередь из-за отсутст­вия четких механизмов межведомственной коор­динации.

    Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренная правительством, определяет основы такой координации. Ее реализация даст возможность максимально эффективно использовать потенциал отрасли инфокоммуникаций для развития страны и ее регионов, для выхода России на передовые позиции в этой сфере в глобальном мире.

    __________________________________________________________________________

    Значительным шагом на пути к более эффективному использованию ИКТ в государственном управлении на всей территории Российской Федерации стало одобрение Правительством Российской Федерации в июле 2006 года Концепции региональной информатизации
    до 2010 года.

    __________________________________________

    Шадаев Максут Игоревич - директор Департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи России.


    © Информационное общество, 2007, вып. 1-2, с. 25-27.