Большие цели рождают большую энергию

Ю.П. Баталин



Сейчас не только специалисты, но и политики все чаще приходят к мнению, что будущее России должно обеспечиваться наукой и инженерным корпусом. Для этого необходимо поднять престиж инженера, повысить его имидж, создать необходимые условия для творческой работы. Иными словами, труд инженера должен быть востребован.

К сожалению, нашу экономику сегодня поразил глубокий структурный кризис. Чтобы преодолеть его, необходимо в короткие сроки осуществить крупномасштабную модернизацию производственного аппарата промышленности и других отраслей. Задача эта – невероятно сложна. По оценкам специалистов, для ее осуществления потребуется не менее 1 триллиона долларов. Где же взять такие средства?

Сегодня экономика страны держится на нефти и газе. По данным Минэкономразвития, ТЭК дает 54% доходов федерального бюджета и почти 45% валютных поступлений. Здесь нет заслуги правительства или олигархов. Еще в советское время были открыты и разведаны богатые нефтяные и газовые месторождения. И на их основе созданы самые мощные в мире нефтяная и газовая промышленности.

В последние годы благодаря значительному повышению мировых цен и созданным в советское время мощностям по добыче и транспорту нефти нефтяные компании быстро нарастили добычу нефти (хотя сейчас ее добывается значительно меньше, чем в советское время). Появились сверхприбыли. Но на подъем экономики страны эта прибыль не пошла, а, в основном, уплыла за рубеж на счета олигархов.

Между тем, из-за длительного застоя в экономике стремительно нарастает технологическое отставание России от развитых стран, которое очень скоро может стать необратимым. Нужны срочные меры, иначе мы действительно станем чисто сырьевым придатком экономики Запада. И тогда, как предрекала Тэтчер, России не потребуется более 50 миллионов жителей, необходимых только для обслуживания сырьевых отраслей.

И это не такой уж бредовый вариант: ведь, кроме нефтяной и газовой промышленности, практически все отрасли продолжают деградировать!

Поэтому мы должны, наконец, осознать всю трагичность ситуации. И, опираясь на наши ресурсы, на инженерный корпус, на работающий народ, в короткие сроки провести структурную перестройку. И благодаря этому, а не бесконечными реформами в надстроечной сфере поднять страну из руин. Благо такой опыт у России в прошлом был.

Начинать надо с амбициозных проектов. Наше предложение – надо развивать опережающими темпами газовую промышленность.

В России сосредоточено около 30% доказанных и свыше 40% прогнозных мировых запасов газов. Несмотря на такие запасы, мы все больше отстаем от западных стран по уровню газификации, хотя из отечественного и мирового опыта известно, что она обеспечивает значительное повышение эффективности экономики и позволяет успешно решать социальные проблемы.

В мире постоянно возрастает потребление газа. На обозримую перспективу прогнозируется существенное повышение спроса на газ в Европе и Азии.

Учитывая все это, мы считаем необходимым ставить задачу доведения добычи газа в стране к 2020 году как минимум до 900 млрд. м3 в год. Только при таких объемах добычи можно будет повысить уровень газификации в стране, увеличить продажу газа за рубеж и использовать получаемые средства не только на развитие газовой промышленности, но и для модернизации других отраслей экономики.

Между тем в принятой правительством Энергетической стратегии по умеренному варианту добычи газа в 2010 году прогнозируется выйти на добычу 635 млрд. м3, а к 2020 – в лучшем случае – на 680 млрд. м3. Напомним, что в 1990 году в Российской Федерации было добыто 640 млрд. м3, а в 2002 году – 595 млдр.

Иными словами, стратегия намечает практически остановиться на уже достигнутом в советские времена. А проблему баланса добычи и поставок планируется, по существу, решать за счет туркменского газа и развития газовой промышленности Казахстана и Узбекистана.

Что такое наша газовая промышленность? Это 25% формирования бюджета и 20% валютных поступлений. Как же мы будем удваивать ВВП, возрождать экономику, решать социальные проблемы, если эту газовую отрасль (кормилицу, курицу, несущую золотые яйца) не будем развивать или даже позволим ей деградировать?

По нашему мнению, в короткие сроки должна быть сформулирована и принята государственная программа освоения газовых месторождений полуострова Ямал и создания новой мощной газотранспортной системы Ямал – Центральные и Северо-Западные районы России – Центральная и Северная Европа. Есть все основания ставить задачу – добывать к 2020 году на полуострове Ямал и прилегающем шельфе 250-300 млрд. м3 газа. И транспортировать по новому экспортному коридору в Европу 120-150 млрд. м3 газа.

Действующую же систему магистральных газопроводов через Украину использовать для поставок газа в Южную и Западную Европу с месторождений Западной Сибири и государств Средней Азии. Если Ямальская программа будет утверждена в 2004 году, есть все основания рассчитывать на то, что первый газ с месторождений Ямальского полуострова поступит к потребителям Европы не позднее зимы 2007–2008 годов.

Природа распорядилась так, что основные месторождения нефти и газа у нас расположены в центре территории страны, и для транспорта нефти и газа от месторождений до потребителей внутри страны и для поставки на экспорт приходится строить магистральные трубопроводы большой протяженности.

По нашему мнению, в настоящее время в России есть все предпосылки для перехода на строительство газопроводов из труб повышенной прочности, рассчитанных на давление 120 атм. для наземных трубопроводов и 150-200 атм. – для морских. Новое поколение газопроводов позволит существенно уменьшить удельные капиталовложения и снизить стоимость транспортировки газа.

Поэтому уже сегодня необходимо иметь развернутые программы создания нового поколения трубопроводов, решения многочисленных научно-технических проблем, определения схем инвестирования новых проектов.

Безусловно, разрабатывать и реализовывать эти программы следует силами отечественных подрядчиков и поставщиков, производство труб и оборудования нового поколения нужно организовывать на отечественных предприятиях.

Вовлечение в оборот месторождений газа Ямальского полуострова, расположенных ближе других месторождений к европейским потребителям, использование для сооружения газовых объектов суперблоков массой 500 и более тонн на плавучих основаниях и других прогрессивных технологий, а также переход на газопроводы нового поколения позволят резко сократить удельные капиталовложения на создание мощностей по добыче и транспорту ямальского газа.

Большие запасы нефти и газа расположены в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Длительное время обсуждались разные варианты их разработки. Но дело не движется, все ждут иностранных инвесторов. По нашему мнению, необходимо осуществить крупный проект по созданию надежной инфраструктуры для освоения этих регионов – и инвесторы появятся.

Таким проектом могут стать газопроводы для транспортировки до 100 млрд. м3 газа из Пур-Тазовского газового региона Ямало-Ненецкого автономного округа на восток для газификации Сибири и Дальнего Востока и продажи Китаю, Корее, Японии. Первый такой газопровод следует построить в ближайшие 5–6 лет напрямую с выходом на границу с Китаем в районе Маньчжурии.

В этом случае газопровод пересечет нефтяные и газовые районы Красноярского края и Иркутской области, пройдет вблизи газовых месторождений Якутии. Газопровод Ямал–Китай–Корея даст мощный импульс развитию газовой и нефтяной промышленности Сибири и Дальнего Востока. И в определенной степени сыграет роль Транссибирской железнодорожной магистрали, построенной царским правительством в конце XIX – начале XX века, которая обеспечила бурное развитие промышленности восточных регионов России.

В коридоре такого газопровода целесообразно прокладывать другие газопроводы, нефтепроводы, продуктопроводы, дороги, линии электропередач. Такой мощный «энергетический коридор» создаст благоприятные условия отечественным и зарубежным инвесторам для разработки новых месторождений, тяготеющих к этой трассе.

Безусловно, необходимо ставить задачу о создании мощностей по переработке нефти и газа. И продавать за рубеж не чистую нефть и газ, а нефтехимические продукты, товары, изделия. Страны, производящие нефтехимические продукты высокой степени товарной готовности, получают доход в 10 раз больший, чем страны, продающие просто нефть.

Нельзя дальше мириться с тем, что Россия, обладающая огромными ресурсами нефти и газа, производит на душу населения химических продуктов меньше в сравнении с США в 19 раз, с Японией, Германией, Италией – в 15–17 раз, с Китаем – в 4,5 раза, с Болгарией, Польшей, Румынией, Венгрией – в 3–7 раз. Также меньше в сравнении с этими странами мы производим на душу населения синтетических смол и пластмасс. Нефть и газ – у нас, а высокотехнологичная продукция – у них!

В связи с тем, что в газе месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока содержится большое количество важных химических элементов, его следует использовать в качестве топлива только после переработки на газохимических производствах. Для этого необходимо создать мощные газо-химические комплексы по производству современных продуктов и товаров, потребность в которых на мировом рынке постоянно возрастает. Мы считаем, что именно такая стратегия развития создаст возможность значительного роста поставок газа и продуктов газохимии за рубеж, прежде всего, в страны Азиатско-тихоокеанского региона.

По нашему мнению, газовые программы должны стать приоритетными для государства. Подобная экономическая политика позволит наконец получить средства внутри страны для проведения структурной перестройки экономики, обеспечить развитие высокотехнологичных отраслей. И снова занять достойное место среди технологически развитых стран мира.

Структурная перестройка должна управляться и проводиться государством – так происходило во всех развитых странах мира. Именно это должно стать главной стратегической задачей руководства страны.

При осуществлении структурной перестройки целесообразно ставить крупные цели. Мы должны стремиться не только к удвоению ВВП за 10 лет, но и к достижению нашей экономикой передового высокотехнологичного уровня. Должна ставиться задача – сделать Россию Великой экономической державой. Не надо забывать, что большие цели рождают большую энергию. А борьба за достижение больших целей сплачивает, объединяет народ!


Баталин Юрий Петрович - Президент Российского союза нефтегазостроителей.


© Информационное общество, 2003, вып. 6, сс. 36-38.