Эксклюзивное интервью: Нам нужна «этическая хартия», чтобы в центр всего процесса развития поставить человечность

___________________

Адама Самассеку





Президент Международного совета по философии и гуманистическим исследованиям

Президент Всемирной сети языкового разнообразия MAAYA

Председатель женевского этапа Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества

Беседу с А. Самассеку во время Форума Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, проходившего в Женеве 10-14 мая 2010 года, вели председатель Редакционного совета журнала «Информационное общество» Ю.Е. Хохлов и главный редактор журнала Т.В. Ершова.

Аннотация: В интервью, данном журналу «Информационное общество», Адама Самассеку представляет свое видение острых проблем, с которыми столкнулся современный мир и которые можно попытаться решить только объединенными усилиями с учетом интересов самых разных заинтересованных сторон. Он подчеркнул необходимость расширить поле исследований гуманитарных наук, так как большая их часть пока придерживается исключительно потребительской западноевропейской ориентации. Очень важно включить в эту работу и другие регионы мира – Восточную и Центральную Европу, Азию, Африку, Южную Америку, Океанию. Чтобы пользоваться богатством разнообразия культур мира, нужно представлять особенности каждой культуры, каждого региона, каждой страны. Необходимо вернуться к фундаментальным ценностям, а это значит, что человечность должна быть в центре всего процесса развития. Речь, по сути дела, идет о новой гуманистической парадигме. Фундаментальный вопрос современности – вопрос о создании Этической Хартии информационного общества, или общества знаний.

Ключевые слова: информационное общество, общество знаний, угрозы, новый гуманизм, человечность, западноевропейская ориентация, потребительство, культурное разнообразие, кризис ценностей, этическая хартия.

Ю. Хохлов:

Господин Самассеку, я хотел бы начать нашу беседу с поздравлений по поводу вручения Вам медали Международного союза электросвязи за выдающееся лидерство в деле построения глобального информационного общества. Кроме того, нам стало известно о Вашем избрании на пост президента Международного совета по философии и гуманистическим исследованиям1. Примите наши поздравления и с этим важным событием в Вашей жизни.

А. Самассеку:

Большое спасибо. Для меня это очень большая честь и, конечно, большая ответственность. Уже несколько африканцев были вице-президентами этого совета, а я – первый африканец, избранный его президентом. Когда это избрание произошло, я сказал, что хочу использовать свой мандат для восстановления престижа гуманитарных наук в мире, потому что сейчас они, я считаю, находятся в упадке.

Т. Ершова:

Расскажите, пожалуйста, немного об этом совете.

А. Самассеку:

С инициативой, определившей смысл деятельности этого совета, выступил еще в сентябре 1947 года Джулиан Хаксли – первый генеральный директор ЮНЕСКО. Он предложил создать группу экспертов, представлявших разные страны и разные области знания, для выработки рекомендаций ЮНЕСКО по поводу того, что ей надлежит делать в рамках своего устава в гуманитарной сфере. Вскоре был создан совет по философии и гуманистическим исследованиям, который в январе 1949 года собрался на свою генеральную ассамблею. С тех пор он выполняет роль посредника между ЮНЕСКО с одной стороны и научными обществами и академиями наук с другой стороны и работает в целях расширения деятельности ЮНЕСКО в упомянутой области.

Совет имеет статус негосударственной организации, и благодаря этому ученые из стран, не являющихся членами ЮЕСКО, могут участвовать в обмене идеями и информацией. Совет является одним из трех, занимающихся тесно связанными между собой проблемами. Два других – это Международный совет по науке и Международный совет по общественным наукам.

Каждый из них ассоциирован с ЮНЕСКО и, помимо всего прочего, объединяет международные ассоциации по различным наукам. Например, наш cовет по философии и гуманистическим исследованиям объединяет четырнадцать международных ассоциаций – по философии, по истории, по лингвистике, по искусствоведению, по религии и т.д.

Т. Ершова:

Вы говорите об упадке гуманитарных наук в мире. Каковы, по Вашему мнению, его причины?

А. Самассеку:

Вообще все, что касается человека и человечности, было ослаблено в результате жесткой рыночной ориентации. Я убежден, что для изменения этой ситуации ЮНЕСКО должна сегодня принять меры к возрождению сектора гуманитарных исследований и поставить их на самый высокий уровень. Второе, что с моей точки зрения необходимо сделать, – это постараться раздвинуть рамки действия Международного совета по философии и гуманистическим исследованиям. Третье – это преодолеть исключительно западную ориентацию в сфере гуманитарных наук, для чего нужно вовлечь в работу совета такие регионы мира, как Азия, Африка, Восточная и Центральная Европа, Океания, Южная Америка.

Чтобы начать двигаться в этом направлении, я предложил организовать международную конференцию о роли и месте гуманитарных наук в XXI веке. Мы встречались с госпожой Боковой, новым директором ЮНЕСКО, и она полностью поддержала эту идею. Но сесть и начать планировать это мероприятие мы сможем после утверждения нового штата сотрудников ЮНЕСКО, то есть в июле этого года.

Т. Ершова:

У Вашего совета очень высокий статус и глобальный охват. Скажите, пожалуйста, будете ли Вы, руководя этим уважаемым органом, использовать те идеи, которые обсуждались и были приняты в ходе Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) и на сегодняшнем форуме? То есть то, что связано с использованием информационно-коммуникационных технологий для развития?

А. Самассеку:

Конечно, да! Все, что имеет отношение к так называемому «информационному обществу», для меня очень важно. Только я предпочитаю называть его «обществом знания» или даже «shared knowledge society» – обществом, при котором каждый делится знаниями со всеми.

Помните, когда мы были в 2003 году во время работы Подготовительного комитета ВВУИО в Женеве, я сказал, что название саммита стоит поменять, поскольку речь нужно вести не просто об «информационном обществе». Ведь любая информация используется по двум назначениям: первое – для коммуникаций, второе – для знаний. Что было важно понимать в процессе обсуждения ключевых решений для будущего? – Это то, что сегодня впервые в истории мы действительно имеем возможность делиться знаниями: каждый человек в мире обладает каким-то собственным знанием, и новое общество дает ему множество инструментов для того, чтобы знакомиться с людьми и передавать им свои знания, а также самому приобщаться к знаниям других.

С помощью этих инструментов – технологий – мы можем организовать мир на новых принципах, одним из которых должно быть укрепление человечности. Если мы не будем работать над этим специально, технология может убить человечность. Именно поэтому сейчас в качестве важнейшей проблемы мы обсуждаем проблему распространения технологий. Это распространение должно быть последовательным, и мы должны поддерживать и контролировать его посредством гуманитарных исследований. Нам необходимо постоянно иметь в виду то, что было заявлено в Женеве: человек должен быть в центре нового общества.

Ю. Хохлов:

Когда Вы планируете провести свою конференцию? И что будет ее основной темой?

А. Самассеку:

Мы хотим провести эту конференцию в следующем году. В первую очередь я предложил бы обсудить вопрос о том, как сегодня можно оградить мир от плохих технологий. Мы должны всесторонне обдумать это, потому что это очень важно – ведь на 2010 год намечен новый саммит по вопросам развития информационного общества. До него вполне возможно сделать целый ряд полезных вещей.

В свое время, еще до женевского этапа ВВУИО (2003 год) я предложил Мацууре2 . организовать большую конференцию с нобелевскими лауреатами, крупными учеными, бывшими главами государств, известными политиками, руководителями серьезных организаций, чтобы они совместными усилиями и с разных точек зрения рассмотрели возможности, которые дают новые технологии, и угрозы, которые они несут? Мне казалось важным провести это мероприятие до саммита, потому что благодаря ему мы могли бы создать основу для обсуждения представителями стран проблем формирования нового информационного общества во время самого саммита. Но этого сделано не было. Такая попытка была предпринята непосредственно во время саммита, но было слишком поздно, да и формат обсуждения был выбран не самый удачный.

Главное – не повторить эту ошибку, готовясь к саммиту 2015 года. Поэтому нужно думать о том, чтобы обсуждать последствия распространения технологий на самых разных мероприятиях, имеющих отношение к развитию информационного общества. На самом деле здесь уже сложилась некая практика. Например, на сегодняшнем форуме мы обсуждаем вопросы этики. Результаты этого обсуждения должны стать известны максимальному количеству заинтересованных сторон, в частности, компаниям, производящим свои продукты и технологии. Ведь они всегда стремятся распространить их как можно шире, поэтому полностью должны отдавать себе отчет в том, к чему может привести их повсеместное использование. Думаю, подобные вопросы должны быть сегодня на повестке дня многих крупных мероприятий.

Т. Ершова:

Вы планируете привлекать действующих политиков к участию в конференциях, которые будут организовываться от имени Вашего совета? Ведь именно от них зависит атмосфера в стране, отношение к той или иной идее.

А Самассеку:

Да, конечно. Мы хотим организовать такую конференцию на двух уровнях – международном и региональном. На первом уровне будет международная конференция ЮНЕСКО, к участию в которой будут приглашены политики. Пока мы не решили, какого ранга они должны быть – возможно, это будут министры. Хотелось бы, чтобы организации - члены нашего Совета могли представить им наши взгляды на развитие гуманитарных наук сегодня. После этой международной конференции, мы предлагаем провести аналогичное мероприятие в каждом регионе мира. Это нужно для распространения методологических подходов, которые мы согласуем на международной конференции.

Мы уже приступили к выработке согласованного представления о роли гуманитарных наук в мире. Все должны хорошо понимать, что сегодня в процессе глобализации они нам совершенно необходимы для того, чтобы яснее видеть, что происходило в прошлом, где мы находимся сейчас и как наше мировое сообщество будет развиваться дальше. Чтобы пользоваться богатством разных культур мира, нам следует хорошо себе представлять особенности каждой культуры, каждого региона, каждой страны. Нам необходимо показать всем людям мира, что происходящее в настоящее время – это вовсе не то, что нужно. Мы должны вернуться к фундаментальным ценностям, а это значит, что в центр всего процесса развития должна быть поставлена человечность. Рынок сам по себе – это всего лишь способ сделать жизнь лучше, но отнюдь не конечная цель сам по себе.

Т. Ершова:

Культуры мира различны, но парадигма должна быть единой – гуманистической. Это понятно, и это вряд ли кто-то станет оспаривать. Но проблема в том, что такую парадигму невозможно так просто вернуть, вернее даже будет сказать – создать, потому что вряд ли какой-либо период развития человечества можно назвать поистине гуманистическим. Все наше прошлое, по правде говоря, жестокое, а мы хотим создавать общество на основе человечности. Что, по Вашему мнению, нужно делать в разных странах и регионах, чтобы эта парадигма стала реальностью? Как работать с правительствами, как формировать или реформировать системы образования и академические системы? Это грандиозные задачи. Есть ли у Вашего совета какие-то мысли на этот счет?

А. Самассеку:

Это очень хороший вопрос. Я хотел всю свою жизнь посвятить этой теме, поэтому в полной мере осознаю необходимость решения этих задач. Но решение любой задачи с чего-то начинается. Так вот я думаю, что начать стоит с внимательного изучения культур, выходящих за пределы Западной Европы и Северной Америки. То, что Вы называете «жестокостью прошлого», было не везде – в мире имеются культуры, где человечность находилась и находится в центре отношений между людьми. Я думаю, что нужно переходить от западноцентрической модели мира, в которой есть единственный центр, к полицентрической модели, в которой каждый регион мира может стать неким центром.

Очень важно, чтобы задуманная нами конференция представила и проакцентировала такой подход. Методологические рамки, которые мы будем создавать на этой конференции, будут необходимы для следующего периода данного проекта. И этот период будет региональным.

Каждый регион мира, каждая культура должны посмотреть внутрь себя и проанализировать, какие позитивные, гуманистические подходы мы можем установить. Ведь в каких-то культурах это уже было в прошлом, есть сегодня. И, я надеюсь, будет завтра. В качестве примера могу привести африканские культуры. Африка – это не одна культура, это многообразие культур, но фундамент у них один: в центре находится человек, и человеческие отношения являются самыми важными. На всех наших языках мы повторяем одну и ту же основную мысль: не материальные богатства и отношения действительно определяют все, а человеческие. «Я знаю тебя, ты знаешь меня, мы знаем друг друга, и это самое главное. Когда у меня проблемы, я уверен, что ты здесь, рядом со мной. Именно такая поддержка имеет для меня самое важное значение. Это не материально, а только лишь духовно, но мне другого и не нужно».

В Африке работает принцип: я отношусь к другому так же, как я бы хотел, чтобы он относился ко мне. Он находит свое выражение во всех наших языках, например, в языках мандинка (бамбара, джула и других) мы называем эти отношения «мая». «Ма» означает «человек», «я» – статус «быть человеком». То же самое в языке сонго: «боротереи», где «боро» – «человек», «тереи» – «качество человека». У фульбе это «соме н’каку», у волоф – «нитте», во всех языках банту – «убунту» и т.д. То есть в наших языках есть особое слово, обозначающее особое состояние человека, его отношение к другим. А это имеет большой философский смысл. У нас, африканцев, это фундаментальный подход.

И в других культурах мы можем обнаружить нечто подобное. такое в реальности разных культур, например, в Индии, в славянских культурах (по крайней мере, его исповедуют некоторые религиозных общества). Я уверен, что сегодня это очень важно – посмотреть на человеческие отношения под таким углом зрения и преодолеть западноцентрический подход.

Т. Ершова:

По большому счету, уже началась подготовка к всемирному саммиту 2015 года. Как Вы думаете, можно ли будет в оставшиеся пять лет поставить в центр повестки дня этого форуса тот подход, о котором Вы рассказали? Другими словами: удастся ли сделать на новом витке то, чего Вам не удалось на первом? И то только потому, что, наверное, тогда у мировых лидеров просто не было готовности обсуждать такие вопросы…

А. Самассеку:

Я мечтаю о том, чтобы это, наконец, удалось. На одном из рабочих семинаров нынешнего форума, посвященном вопросам преодоления киберпреступности была высказана идея создания некого «кодекса поведения» (code of conduct) относительно этого явления. А я, если помните, взял слово еще в начале работы самого форума и предложил (и это зафиксировано в стенограмме), чтобы мы договорились принять «этическую хартию» (ethical charter) нового общества. Когда я предложил это в Нью-Йорке во время подготовки женевского этапа ВВУИО, Кофи Аннана там не было. Тогда я встретился с Луизой Фрешетт, которая была тогда заместителем Генерального секретаря ООН, она сказала, что это очень хорошая идея, но высказала опасение, что «большие» страны вряд ли ее примут – может быть, еще рано.

Но сегодня, я убежден, мы должны вернуться к этому фундаментальному вопросу и начать прорабатывать его, чтобы к 2015 году уже иметь результаты. Ведь это в полной мере соответствует Целям тысячелетия в области развития. Мы не сможем достигнуть этих целей, если не повернемся к новым моделям взаимоотношений, основанным на уважении друг к другу и на солидарности, если не задумаемся над подходом, который мы вместе в ходе ВВУИО назвали «многосторонним парнерством» (multi-stakeholder partnership), когда все игроки, все заинтересованные стороны могут сесть и вместе обсудить новые возможности решения общемировых вопросов и взаимные обязательства.

Повторюсь: это не новые идеи – я уже говорил и писал об этом во время женевского этапа саммита по информационному обществу. Если мы сегодня вернемся к этому, то через пять лет уже что-то будет сделано, если мы найдем единомышленников.

Это, конечно, идеологический подход, потому что здесь все зависит от того, каким мы захотим видеть этот новый мир, какое общество мы захотим создать на глобальном уровне. Для того, чтобы прояснить это видение, мы должны вернуться к основам, то есть определиться, что к чему мы стремимся. Стремимся ли мы исключительно к получению прибыли, оставляя человека «за бортом», или думаем об этом самом человеке. Я уверен, что люди снова начнут задавать вопросы: «Где мы сегодня? Что определяет наши отношения – погоня за выгодой, которая часто влечет за собой жестокость и безразличие к другим, или все-таки человечность?». Это самые фундаментальные вопросы, которые должны быть в центре будущего саммита, потому что наше общество сейчас во многом опирается на использование технологий, которые обладают свойством усиливать и хорошее, и плохое. Что будет положено в основу, то они и усилят, поэтому в современном контексте названные выше вопросы самые важные.

Ю. Хохлов:

Многие вещи, связанные с реализацией человекоцентрического подхода, выглядят очень привлекательно. Одним из его элементов являются, как мне представляется, так называемые «многосторонние процессы», о которых и на женевском, и на тунисском этапах ВВУИО говорилось довольно много. Прошло без малого пять лет, а главная проблема здесь так и остается нерешенной: каковы же реалистичные и действенные механизмы внедрения этого подхода, главное в котором – согласование интересов самых разных заинтересованных сторон. Мы говорим о «многосторонних партнерствах», но инструментов учета мнения ученых, предпринимателей, представителей гражданского общества и многих других как не было, так и нет, и решения в подавляющем большинстве случаев принимают «государевы люди», чиновники. Да, они, конечно, слушают и иногда даже прислушиваются, но все главные решения принимают, как правило, сами. Не кажется ли Вам, что одна из главных вещей, которую нужно сделать, – это выработка, а потом и закрепление на нормативно-правовом уровне механизмов многостороннего сотрудничества во имя продвижения гуманистического подхода к развитию. Потому что без этого ничего не получается.

А. Самассеку:

Спасибо, это полностью согласуется с тем, что я хотел сказать. Вы совершенно правы, и по этой причине я снова и снова говорю о необходимости «этической хартии», которая была бы выработана заинтересованными сторонами и стала первым шагом на пути правового закрепления тех механизмов, которые Вы упомянули. Конечно, сейчас «многосторонние партнерства» – это пока это только слова, но мы должны произносить эти слова и подчеркивать их значение.

Ю.Хохлов:

В связи с этим еще один вопрос: приспособлен ли к решению этой задачи механизм Организации Объединенных Наций со всем семейством ее организаций или он требует изменений – по крайней мере, в этой части?

А. Самассеку:

Мы очень многого достигли с этой точки зрения уже на женевском этапе ВВУИО, и это необходимо специально отметить. Когда я говорил с Шаши Таруром, который был в то время заместителем Кофи Аннана, он сказал: «Мы на самом деле достигли здесь очень хорошего уровня». Это должно было стать одной из задач в ООН, а именно закрепление достигнутого успеха через принятие механизма согласования. Но они так и не сделали этого…

Ю. Хохлов:

Поэтому все закончилось во многом хорошими идеями, но не реализацией на практике.

А. Самассеку:

Да. Но сегодня нужно более твердо встать на этот путь, в первую очередь формализовать этот подход через «этическую хартию». Это вполне возможно и очень нужно. И в первую очередь потому, что сегодня мы живем во времена кризиса, который не является экономическим или финансовым – он, на самом деле, является общественным кризисом (societal crisis), кризисом ценностей.

Ю. Хохлов:

Поскольку ООН по-прежнему выполняет функцию согласования интересов, представляется важным возродить инициативу, которая активно продвигалась представителямпи гражданского общества и научного сообщества, в частности, ныне уже покойным Франсисом Мюге3, и поддерживалась Вами, о создании специализированного агентства ООН по многосторонним партнерствам (United Nations Multi-Stakeholder Partnership initiative, UN MSP).

А. Самассеку:

Конечно, мы вернемся к этому. Вчера я говорил с Луи Пузеном4 и сказал, что нам обязательно нужно реализовать то, что было в свое время задумано вместе с французами. Для этого нужно найти единомышленников, и тогда все станет возможно.

Т. Ершова:

Мы – Ваши единомышленники.

А. Самассеку:

Я знаю, вы всегда ими были с тех пор, как мы познакомились. За это вам большое спасибо.

Т. Ершова:

Это вам спасибо за то, что Вы фактически единственный из известных людей, кто говорит о таких вещах ярко, громко и с очень высоких трибун.

А. Самассеку:

Буду стараться говорить об этом еще громче.

Т. Ершова:

Всегда можете рассчитывать на нашу поддержку.

Примите, пожалуйста, нашу самую искреннюю благодарность за это эксклюзивное интервью для наших читателей.

Сноски

1 The International Council for Philosophy and Humanistic Studies (CIPSH)

2 Мацуура, Коитиро – генеральный директор ЮНЕСКО в 1999–2009 годах. – Прим. ред.

3 Франсис Фабьен Мишель Мюге (Francis Fabien Michel Muguet, 1955-2009) – научный сотрудник французской Национальной высшей школы передовых технологий ENSTA (Ecole Nationale Superieure de Techniques Avancées, 1993-2009). В последние годы своей жизни был также консультантом Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union) и исследователем в Университете Женевы (University of Geneva). Борец за свободный и открытый доступ к научному контенту, он руководил Рабочей группой гражданского общества по научной информации и был соруководителем Рабочей группы по патентам, торговым маркам и авторскому праву ВВУИО. – Прим. ред.

4 Луи Пузен (Louis Pouzin, р. 1931 во Франции) изобрел первую датаграмму, разработал первую сеть пакетной передачи данных CYCLADES и создал первые формы интерфейса на основе командной строки. Его работы широко использовались Робертом Каном, Винтоном Серформ и другими при создании интернета и TCP/IP. В 1963-64 он написал программу RUNCOM, которую можно считать предшественницей скрипта оболочки. За эти и другие заслуги 19 марта 2003 г. Л. Пузен был награжден французским Орденом Почетного легиона. Активный участник процесса подготовеи ВВУИО.


© Информационное общество, 2010, вып. 4, с. 34-39.