Массовая домашняя компьютеризация — необходимый шаг по пути к информационному обществу

А.В. Волокитин





Одним из главных инструментов создания условий для развития и удовлетворения разнообразных социальных и личностных потребностей каждого человека, от дошкольника до пенсионера, независимо от их социального статуса, доходов и физического состояния, непосредственно на дому является массовая домашняя компьютеризация. Это, как свидетельствует мировой опыт, необходимая ступень формирования информационного общества. Массовая домашняя компьютеризация в России должна привести к созданию новой информационной компоненты социальной инфраструктуры, существенному расширению сферы социально значимых услуг. В то же время создание такой инфраструктуры даст возможность государству более эффективно воздействовать на социально-экономические, политические и культурные процессы в обществе.

Вместе с тем массовая домашняя компьютеризация ускорит развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры страны, приведет к значительному увеличению количества пользователей национальных информационных сетей и глобальной общедоступной компьютерной сети Интернет. Получит дополнительный импульс развитие сектора российского рынка информационных продуктов и услуг, ориентированного на индивидуальное домашнее потребление.

Массовая домашняя компьютеризация нацелена на решение следующих важных социальных проблем:

Программная реализация домашней компьютеризации предоставляет дополнительные возможности для развития среднего и малого предпринимательства, приоритетной поддержки отечественных производителей, сохранения и создания новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях промышленности и в сфере услуг.

Как показывает мировой опыт, использование персональных компьютеров в домашних условиях получило заметное развитие с начала 90-х годов. За рубежом домашние компьютеры ориентированы как на чисто потребительские приложения (домашнее хозяйство, обучение детей, развлечения и игры и т. п.), так и на деловые приложения (решение проблем занятости, служебной деятельности, ведение бизнеса и т. п.). По прогнозам, к 2003 г. ожидается, что число работающих дома с использованием ПК в США составит 41 млн. чел. (в 1994 г. – 31 млн. чел.). К этому же времени ожидается бурное развитие новых домашних приложений, таких как видео по запросу, электронная торговля, диалоговое общение в общедоступных сетях и др. В настоящее время более 43% американских семей имеют домашний компьютер. В европейских странах этот показатель приблизительно вдвое ниже.

По оценкам специалистов, в настоящее время в России домашние компьютеры имеют около 4% семей, причем около 70% от этого количества приходится на Московский и Северо-Западный регионы. Быстро развивающаяся телекоммуникационная инфраструктура страны позволяет рассчитывать на увеличение числа пользователей домашнего компьютера в других регионах.

На информационном рынке России имеется соответствующий зарубежному набор современных технических средств и основных программных продуктов, необходимых для домашней компьютеризации. Активно развивается телефонная сеть общего пользования, которая может быть использована для построения вторичных компьютерных сетей, обеспечивающих доступ с домашних компьютеров к национальным и мировым информационным ресурсам. Многие фирмы предоставляют различные информационные услуги путем продажи готовых продуктов или обеспечения доступа в компьютерные сети.

В настоящее время в России, с одной стороны, уже созданы начальные условия для массовой домашней компьютеризации, с другой – ее развитие сдерживается рядом социально-экономических и культурных факторов.

Сдерживающими факторами следует считать низкий уровень доходов широких слоев населения, ограничивающий платежеспособный спрос на домашние компьютеры, малая доступность для населения имеющихся в стране информационных ресурсов, неразвитость информационных потребностей и низкая информационная грамотность населения.

Для того, чтобы массовая домашняя компьютеризация вошла в жизнь, необходимо решение следующих задач:

При этом принципиально важно активное участие в домашней компьютеризации коммерческих структур, обеспечивающих основной объем инвестиций и выполнение необходимых работ при регулирующей и стимулирующей роли государства.

Эти задачи следует решать последовательно, в течение примерно десятилетия. На первом этапе (2001–2003 гг.) должны быть:

На втором этапе (2004–2007 гг.) будут созданы основные предметно-ориентированные базы и банки данных и электронные издания, прикладные программные продукты для домашней компьютеризации. Получат дальнейшее развитие технологические средства, предназначенные для использования телекоммуникационных сетей и сетей связи в интересах домашней компьютеризации. Получат широкое распространение специализированные методы и технологии, обеспечивающие использование домашних компьютеров непрофессиональными пользователями, в том числе информационно-советующие и обучающие системы.

Наконец, на третьем этапе (2008–2010 гг.) будет в основном сформирована новая компонента социальной инфраструктуры, существенно расширяющая сферу социально-значимых услуг для населения, и созданы реальные предпосылки перехода России к информационному обществу.

Можно ожидать следующую динамику основного показателя домашней компьютеризации (см. таблицу).


Объем средств, используемых населением на приобретение домашних компьютеров и оплату информационных и коммуникационных услуг, составит за указанный период примерно 30–60 млрд. руб.

Программная реализация массовой домашней компьютеризации предусматривает создание и развитие предметно-ориентированных баз и банков данных, аппаратно-программных и коммуникационных средств, методов и технологий их использования, систем поддержки домашней компьютеризации.

Предметно-ориентированные базы и банки данных и электронные издания

Для удовлетворения информационных потребностей пользователя домашнего компьютера необходимо формирование, постоянное ведение и обеспечение доступа к следующим предметно-ориентированным базам и банкам данных и электронным изданиям:

Аппаратно-программные средства
Имеющиеся сегодня на рынке сертифицированные аппаратно-программные средства практически полностью пригодны для домашней компьютеризации, однако необходима поддержка разработки и распространения упрощенных интерфейсов «ЭВМ – пользователь» и ориентированных на домашнее использование специализированных программных продуктов. Должно быть предусмотрено создание прикладных программных продуктов, таких как, например, ведение домашнего хозяйства, формирование домашних электронных архивов и библиотек, а также работы по обеспечению безопасности домашнего компьютера, защиты от сбоев аппаратуры и в сети электропитания, а также минимизации потенциально вредных физических воздействий аппаратуры на здоровье детей и взрослых.

Телекоммуникационные сети и средства
Существующие современные телекоммуникационные сети и системы предоставляют населению выход на местные, региональные и международные линии связи, обеспечивают пользователю домашнего компьютера доступ к необходимым ему общедоступным информационным ресурсам и получение различных услуг. Проводимые в стране работы по развитию телекоммуникационных сетей и систем связи создают технологическую базу развития широкомасштабной домашней компьютеризации в масштабах страны. Вот основные направления этих работ:

Методы и технологии использования домашних компьютеров
Должны быть разработаны специализированные методы и технологии, обеспечивающие и облегчающие использование домашнего компьютера непрофессиональным пользователем.

К этим методам и технологиям относятся:

Системы поддержки домашней компьютеризации
Эффективное использование и развитие массовой домашней компьютеризации возможно только при наличии развернутой системы поддержки, многие элементы которой в настоящее время имеются.

Система должна обеспечивать следующие функции поддержки:

В настоящее время значительная часть работ по развитию предметно-ориентированных баз и банков данных и электронных изданий, созданию аппаратно-программных средств и коммуникационных сетей, методов и технологий использования домашнего компьютера и по развитию системы поддержки массовой домашней компьютеризации осуществляется коммерческими структурами. Появление новой категории пользователей (домашних) существенно расширяет рынок информационных средств, продуктов и услуг. Благодаря этому коммерческие структуры, действующие на этом секторе рынка, получат существенную выгоду и смогут инвестировать значительные средства в реализацию домашней компьютеризации.

Основной экономический принцип программной реализации массовой домашней компьютеризации – предоставление малому и среднему предпринимательству экономических и организационных стимулов участия в ней. Государство должно оказывать максимальную экономическую поддержку всем участникам, гарантировать стабильность правовых положений, регламентирующих деятельность государственных организаций и коммерческих структур, предусматривать для них налоговые, таможенные и кредитные льготы.

При разработке механизмов реализации Программы должен учитываться опыт решения «Проблемы 2000 года», когда за счет высокого уровня координации, методической подготовки, продуманных организационных решений удалось при минимальных экономических затратах избежать серьезных негативных последствий.

При реализации Программы необходимо принимать во внимание значительную неравномерность в развитии регионов (большой разброс уровня доходов населения, темпов информатизации, оснащенности компьютерами школ, ВУЗов и других образовательных учреждений, степени развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры). В этой связи должен быть предложен широкий спектр финансово-экономических мероприятий и механизмов, позволяющий сделать их оптимальный выбор в зависимости от специфики региона.

Экономические механизмы
Для стимулирования участия государственных организаций и коммерческих структур следует предусмотреть
для производителей информационных продуктов:

отнесение баз данных и электронных изданий социальной информации (образование, здравоохранение, занятость и др.) к категории «интеллектуальной продукции» с полным или частичным освобождением их создателей от уплаты НДС. Это позволит расширить сферу социальных услуг, предоставляемых пользователям домашних компьютеров;
для производителей аппаратно-программных и коммуникационных средств:

снижение налогооблагаемой базы налога на прибыль за счет вычета средств, направляемых на реализацию домашней компьютеризации. Это позволит заинтересовать крупные отечественные фирмы-производители и привлечь несколько сотен миллионов рублей;

для производителей прикладных программ домашнего использования:

для структур, обеспечивающих поддержку домашней компьютеризации:

для пользователей домашнего компьютера:

Как уже указывалось, основной объем инвестиций должен обеспечиваться предпринимательскими структурами, активно работающими на рынке информационных средств, продуктов и услуг и заинтересованными в развитии сектора домашней компьютеризации.

Источники инвестиций: средства отечественных промышленных, торговых и финансовых компаний и корпораций, банков, фондов, иностранных инвесторов, доходы от различных лотерей и пожертвований, средства населения.

Начальные мероприятия первого (организационного) этапа программной реализации массовой домашней компьютеризации, по-видимому, должны финансироваться из государственного бюджета. Эти средства (несколько десятков миллионов рублей) предназначаются для:

Организационные механизмы
Для объединения усилий предпринимательских структур, координации их деятельности в области домашней компьютеризации и привлечения финансовых средств необходимо создание организационной структуры (структур), объединяющей как производителей и распространителей технических средств, информационных и программных продуктов и услуг, так и пользователей домашних компьютеров.

Одним из вариантов такой структуры может быть Ассоциация, в которую могут войти государственные организации и предприятия, фирмы и их объединения, дистрибьютеры продукции для домашней компьютеризации, провайдеры сетевых услуг, операторы связи, издатели и представители компьютерной прессы, а также физические лица, представляющие пользователей домашних компьютеров. В состав Ассоциации могут войти также учреждения и организации, связанные с разработкой продукции для домашней компьютеризации, ВУЗы и общественные организации.

Основными целями создаваемой структуры являются:

Структура должна иметь региональные и местные отделения, которые работают в тесном контакте с местными органами власти и управления.

Для управления Программой домашней компьютеризации целесообразно создать специальную комиссию под руководством вице-премьера.

Массовая домашняя компьютеризация есть инструмент решения задач социально-экономического, политического и культурного развития российского общества. Она позволит существенно повысить качество и расширить номенклатуру предоставляемых населению социальных услуг, что приведет к повышению качества жизни россиян, а также вовлечению широких слоев населения в активную экономическую и общественную жизнь страны.

По экспертным оценкам, программная реализация домашней компьютеризации обеспечит:

в сфере труда, занятости, малого и среднего предпринимательства:

в сфере социальных услуг:

в сфере образования и культуры:

в сфере здравоохранения:

в сфере быта, досуга и развлечений:

В настоящее время Министерство РФ по связи и информатизации рассматривает различные варианты программной реализации массовой домашней компьютеризации, подготовки проектов нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность государственных организаций и предпринимательских структур в этой области, организации широкой информационной поддержки массовой домашней компьютеризации.


Волокитин Александр Владимирович - академик Международной академии информатизации, заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации


© Информационное общество, 1999, вып. 6, с. 22 - 27.