Научная библиотека вуза в информационном обществе: от мечты к реальности

____________________

Игнатова Е.С.



В статье описывается опыт научной библиотеки Пермского государственного национального исследовательского университета. Рассматривается проблема внедрения информационных технологий в библиотечную деятельность с учетом некоторых особенностей их применения в целях сопровождения учебной и научной деятельности преподавателей и студентов. Сформулированы направления развития информационных и коммуникационных технологий применительно к библиотечной деятельности, которые должны повлиять на результативность и эффективность образовательной среды вуза.

Ключевые слова: научная библиотека, библиотека вуза, информационное общество, информационные технологии, образовательная среда.

Стратегические задачи по повышению конкурентоспособности современной библиотеки и практические задачи развития ее информационного потенциала стимулируют новые подходы к концептуальному пониманию деятельности библиотеки в условиях информационного общества [1–4].

Ключевой составляющей стратегии Научной библиотеки Пермского государственного национального исследовательского университета (далее НБ ПГНИУ) является ее развитие как информационного ядра образовательной среды вуза [5, 6]. Фонд библиотеки составляет около полутора миллионов экземпляров, ее структура сформирована по кластерному принципу. Основные направления деятельности включают: комплектование фонда, обслуживание читателей (пользователей), сопровождение образовательного процесса вуза, включая научно-методическую и культурно-просветительскую работу.

В качестве основы для анализа в статье используются показатели деятельности Научной библиотеки ПГНИУ за 2013 и 2014 гг. [7, 8] в соотнесении с результатами анкетирования читателей в 2005 г. Посмотрим, насколько ситуация НБ ПГНИУ отвечает возросшей роли информационных факторов в обществе в целом и в образовательном процессе вуза в частности.

Первая информационная потребность читателей, которые рассматриваются в качестве наивысшего приоритета деятельности библиотеки – поиск необходимой литературы по электронному каталогу. По мнению читателей, это должен быть «поиск по разным критериям (автор, тема, название, раздел, формат книги)». «Каталог – вот основная работа библиотекаря. Он категорически должен быть электронным. Чем быстрее университетский фонд станет виден online, тем быстрее мир узнает об университете… Такой каталог потянет за собой очень много и научных, и популярно-образовательных проектов. Он позиционирует университет в рамках российской образовательной среды».

Электронный каталог, действительно, является базовым информационным ресурсом библиотеки, позволяющим читателям осуществлять многоаспектный поиск документов и их заказ. В НБ ПГНИУ процесс создания Электронного каталога ведется с 1992 г. Сегодня его объем составляет 404702 записи (данные на 25.08.2015), что составляет 80% фонда библиотеки.

Электронный каталог НБ ПГНИУ включает семь баз данных собственной генерации с различной степенью глубины раскрытия содержания документов (полнотекстовые, библиографические, фактографические). Одной из популярных баз является база «TRUDI», созданная и постоянно обновляемая сотрудниками научно-библиографического отдела. Это ответ на информационный запрос читателей, которые в 2005 г. заявляли: «Хорошо бы иметь каталог электронных публикаций авторов (пополняемые списки трудов) всех факультетов, доступный не только из библиотеки, но хотя бы из университетской сети».

В настоящее время, помимо аналитической росписи актуальных публикаций сотрудников ПГНИУ, осуществляется ретроконверсия трудов, представленных в картотеке отдела. База данных «TRUDI» пополняется с 2000 г. и содержит в библиографические и частично аннотированные записи публикаций сотрудников и студентов ПГНИУ. Процесс ретроконверсии является приоритетным направлением деятельности библиотеки, поскольку в соответствии со «Стратегией развития информационного общества в России до 2015 года» [9] это один из контрольных показателей в области науки и культуры.

Регулярно осуществляется портация электронного каталога в единую телеинформационную систему университета (ЕТИС) (режим доступа: http://etis.psu.ru/pls/education/first_page). Данная информационно-техническая платформа интегрирована в систему управления вуза, что соответствует общемировым тенденциям [10–12]. Библиотекари обладают доступом к единому информационному пространству и активно используют его в профессиональной деятельности. Это позволяет эффективно взаимодействовать с преподавателями и студентами, автоматически формировать статистические и отчетные документы.

Приведу слова одного из участников опроса: «Можно ввести систему авторизации – по ФИО и номеру читательского билета – для студентов ПГУ, возможность вводить ʺцензуруʺ. Например, залогинившимся юзерам давать больший доступ и т.д.». Сегодня у каждого сотрудника и студента университета в личном кабинете ЕТИС есть электронный формуляр читателя. «Цензура» пока не введена, однако с каждым новым пользователем НБ ПГНИУ подписывает договор об оказании услуг, в котором прописаны правила пользования библиотечно-информационными ресурсами и условия доступа к ним.

В 2013 г. в рамках единого интернет-ресурса (http://www.vlibrary.ru/) библиотека приняла участие в реализации проекта «Разработка информационной системы доступа к электронным каталогам библиотек сферы образования и науки». В систему переданы 294394 библиографические записи основной базы данных электронного каталога НБ ПГНИУ [7].

Таким образом, НБ ПГНИУ производит собственные электронные информационные продукты, которые адресно удовлетворяют информационные потребности читателей, что увеличивает ее информационный потенциал, позволяет сохранять роль важного подразделения вуза и повышать качество обслуживания.

В 2005 г. пользователи высказывали пожелание организовать сайт библиотеки вуза. Сегодня сайт НБ ПГНИУ создан, активно ведется и пользуется популярностью [13]. Благодаря этому расширено пользование электронными библиотечными системами.

Сотрудники библиотеки ведут работу по формированию фонда информационных ресурсов удаленного доступа, которые отражают современное состояние и перспективы развития приоритетных направлений образования и науки, соответствующих исследовательским интересам преподавателей и студентов университета. Пользователям НБ ПГНИУ в 2013–2014 гг. предоставлялся доступ к 30 базам данных – е-library, Scopus, ЭБС IPRbooks, Web of Science Core Collection и др.

В 2014 г. количество обращений на веб-сайт библиотеки по сравнению с 2013 г. выросло на 11% за счет увеличения обращений к приобретенным (подписным) базам данных [7]. На сайте представлено большое количество электронных ресурсов для ПГНИУ. Однако, по мнению читателей, «надо завести несколько разделов, например, по факультетам (WWW.LIB.PSU.RU/MECHMATH, WWW.LIB.RU/URIST): кому что нужно, а также место для складирования электронных книг / ссылок посетителями». Адресная организация электронных ресурсов на сайте НБ ПГНИУ является перспективным направлением деятельности библиотеки по развитию ее информационного потенциала.

В целях продвижения приобретенных библиотекой ресурсов было организовано два семинара для преподавателей, аспирантов, студентов и сотрудников университета: «Бренд ученого: как сделать так, чтобы нас цитировали» и «Информационные компетенции преподавателя и сотрудника в современном университете». Библиотека провела большую организационную и рекламную работу, в результате семинары прослушали 98 человек. К видеозаписи семинара обращались 261 раз [7].

Несмотря на достаточное обеспечение электронными изданиями по всем направлениям подготовки в вузе, увеличивается спрос на использование электронных изданий в режиме offline. Проблема защиты авторских прав при чтении книг с мобильных устройств решена путем внедрения системы DRM-защиты ELIS, напрямую связанной с ЕТИС. Размещенные электронные издания хранятся и выдаются в защищенном виде. Незаконное изъятие текста возможно только при фотографировании с экрана, от чего не защищены и печатные издания.

Вновь обратимся к мнениям студентов: «Основное положение – это, конечно, удобство для пользователей. Я намеренно не использовал расхожее клише ʺчитателейʺ. Это слово нагружено несерьезностью: почитал – ʺотвалилʺ. В библиотеке должны быть условия для полноценной работы. Сейчас же библиотека – разновидность хранилища. Работать в библиотеке категорически неудобно, сама ее структура стимулирует только одно – взять книгу и побыстрее ее покинуть. Это плохо, это неэффективно ни для науки, ни для обучения, ни для самой библиотеки как постоянно и динамично развивающегося проекта. Это хорошо только для книжного склада при университете. Пользовать должен БРАТЬ книги САМ… Книги должны быть в свободном доступе. Своей доступностью, видом и количеством они будут стимулировать пользователя».

Действительно, обеспечение доступа к информации содействует интеллектуальной свободе, распространению знаний, образованию [2, с. 172]. Руководство библиотеки и университета считает, что обслуживание должно быть прежде всего комфортным. Концепция комфортной библиотеки предполагает открытый, беспрепятственный доступ к литературе для всех желающих. Примером комплексного подхода к созданию комфортной среды является читальный зал гуманитарной литературы НБ ПГНИУ, в котором с сентября 2012 г. функционирует проектная комната, организован открытый доступ и зона тишины. Благодаря этому наблюдается значительное увеличение основных показателей обслуживания читателей: посещаемость увеличилась на 44%, книговыдача – на 10% [7, 8].

Похожей стратегии придерживаются и другие отделы НБ ПГНИУ, что также положительно влияет на статистические показатели деятельности библиотеки. В читальном зале естественной литературы и в читальном зале научной литературы выделены отдельные комнаты для самостоятельной работы студентов и преподавателей (зона тишины). В читальном зале научно-библиографического отдела установлен проектор и экран. Проектная комната активно используется для групповых занятий со студентами, аспирантами, для проведения спецсеминаров. Мониторинг и контроль посещаемости читальных залов и абонементов осуществляется с помощью технологии детектирования посещаемости на основе автоматического анализа видеонаблюдений.

В Отделе иностранной литературы организован зал открытого доступа к изданиям «Оксфордского российского фонда», где представлено более 750 экземпляров книг последних 10 лет издания. Тематические разделы включают экономику и менеджмент, политологию, социологию, психологию, компьютерные технологии, философию, логику, этику, религию, искусство, математику, физику. Это соответствует одному из пожеланий читателей, высказанных в 2005 г.: «Фонд должен быть разделен по популярности и типу носителей и соответствующие категории должны быть территориально разделены, звукоизолированы и соответствующим образом декорированы». Сейчас, например, в отделе литературоведения и искусствознания расширена зона свободного доступа, и читатели могут теперь самостоятельно подбирать необходимую литературу. Для облегчения поиска на книжных стеллажах предложена система навигации по жанрам. Отдельно представлен раздел «Книги месяца». Продолжает действовать «буккроссинговый» стол. Читатели с удовольствием приносят и берут интересующие их книги: книги путешествуют от читателя к читателю.

Таким образом, реорганизация пространства библиотеки (зонирование помещений), организация открытого доступа к фондам с интуитивно понятной цветовой системой навигации, создание комфортных условий для самостоятельной и групповой работы способствуют привлечению пользователей в читальные залы.

Обращалось внимание на то, что «на каждой книге должен быть штрих-код и внутри книги неудаляемый стикер с кодом для системы сигнализации, которая напомнит пользователю при выходе из зала, что взятая им книга не зарегистрирована на его имя». В связи с внедрением в 2011 г. RFID-технологии полностью автоматизирован процесс выдачи и сдачи литературы. Сегодня Научная библиотека ПГНИУ осуществляет основную функцию обслуживания с помощью информационно-коммуникационных технологий. Все абонементы внедрили и используют электронную выдачу изданий из фондов своих отделов. Информация о взятых и сданных книгах доступна читателям из личного кабинета в ЕТИС. Также введен в эксплуатацию робот приема книг со станцией автоматической сортировки документов. Робот принимает литературу даже тогда, когда библиотека не работает: считывает RFID метки, и списывает сданные учебники с электронного формуляра пользователя. Благодаря этому обслуживание читателей осуществляется оперативно: обслуживание группы из 30 студентов, каждому из которых выдается по 5–6 книг, занимает менее семи минут при одновременном обслуживании других пользователей.

Сравнительный анализ информационных потребностей читателей, выявленных в 2005 г., и показателей работы библиотеки в 2013–2014 гг. выявил ряд качественных и количественных положительных изменений в деятельности Научной библиотеки ПГНИУ, которые касаются как концепции ее работы, так и используемых технологий. В их числе: ориентация на потребности читателя, внедрение информационно-коммуникационных технологий, обеспечение свободного доступа к информационным и интеллектуальным ресурсам. В 2005 г. на 12-ой Международной конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры и бизнеса. Крым-2005» Я.Л. Шрайберг ставил проблему организации открытого библиотечно-информационного образовательного пространства [14]. В 2010 г. он уже анализировал первые результаты ее решения [15]. Можно утверждать, что в Пермском государственном национальном исследовательском университете такое пространство создано и развивается. Предлагаемые Научной библиотекой университета формы обслуживания и образовательный процесс вуза во многом связаны и дополняют друг друга.

Литература

1. Государственная программа «Информационное общество (2011–2020)» от 20 октября 2010 г. № 1815-р.

2. Документы ЮНЕСКО о построении информационного общества // Библиотечное дело – XXI век. 2005. № 1 (9). С. 4–46.

3. Кузьмин Е.И. Вызовы и угрозы глобального информационного общества как контекст деятельности библиотек // Современная библиотека. 2012. № 8 (28). С. 12–18.

4. Кузнецова Т.Я. Библиотека в информационном обществе: онтологические основания социокультурных трансформаций // Библиотековедение. 2011. № 1. С. 28–34.

5. Игнатова Е.С. Роль библиотечного кластера в развитии информационной культуры современных студентов // Культура и образование. 2014. № 2 (6).

6. MacColl J. Library roles in university research assessment // Liber Quarterly. 2010. V. 20. № 2. P. 152–168.

7. Публичный отчет Научной библиотеки Пермского государственного национального исследовательского университета за 2013 г. [Электронный ресурс] // http://www.library.psu.ru/node/998

8. Публичный отчет Научной библиотеки Пермского государственного национального исследовательского университета за 2014 г. [Электронный ресурс] // http://www.library.psu.ru/node/1191

9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № 212 // Российская газета. 2008. 16 февраля. С. 16.

10. Збаровская Н.В. Формирование информационно-образовательной среды современных библиотек // Библиотековедение. 2006. № 4. С. 50–60.

11. Тихомирова Н.В. Методологические подходы к теории управления современными университетами, интегрированными в информационное пространство // Университетское управления: практика и анализ. 2009. №. 6 (64). С. 6–13.

12. Kolesnikova T.A. Biblioteka vysshej shkoly i novaja sfera informacionnogo vzaimodejstvija // Biblioteka vysshej shkoly na novom jetape razvitija social'nyh kommunikacij: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Dnepropetrovsk, 2013. [Электронный ресурс] // http://eadnurt.diit.edu.ua:82/jspui/bitstream/123456789/1776/http://eadnurt.diit.edu.ua:82/jspui/bitstream/123456789/1776/ 4/019_Kolesnikova.pdf

13. Научная библиотека Пермского государственного национального исследовательского университета. [Электронный ресурс] // http://www.library.psu.ru

14. Шрайберг Я.Л. Библиотеки и университеты в электронно-информационной среде: первые шаги на пути от информационного общества к обществу знаний: Ежегодный доклад Международной конференции «Крым» // Научные и технические библиотеки. 2006. № 1. С. 27–43.

15. Шрайберг Я.Л. Первое десятилетие информационного века: влияние информационно-электронной среды на роль и позицию библиотек в развивающемся обществе: ежегодный доклад Международной конференции «Крым» // Научные и технические библиотеки. 2011. № 1. С. 7–64.

__________________________________________________

ИГНАТОВА Екатерина Сергеевна

Заведующая отделом литературоведения и искусствознания Научной библиотеки Пермского государственного национального исследовательского университета


© Информационное общество, 2015 вып. 6, с. 53-58.