Российская таможня в условиях построения информационного общества

Л.М. Ухлинов





Предпоследний год двадцатого века по праву можно назвать годом осознания российской общественностью значимости информационных технологий для позитивного развития всех сторон жизнедеятельности личности, общества и государства. Впервые в течение года Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и различные общественные институты уделяли проблемам информатизации так много внимания. Порой складывалось впечатление, что образование новых понятий, включающих определение «информационный», не более чем дань очередному модному течению. Свой вклад в повышение интереса к проблемам информатизации внесла и «Проблема 2000», до сих пор не позволяющая расслабиться руководителям информационных подразделений органов государственной власти и управления. С телевизионных экранов и газетных страниц не сходит упоминание об очередных успехах «информационной войны». В этих условиях каждый человек начинает осознавать себя полноправным членом информационного общества, построенного в России и имеющего глубокие корни. Однако это не совсем так.

Действительно, в России появились условия для построения информационного общества. Огромным достижением является разработка концептуальной базы перехода к информационному обществу, которая включает «Концепцию государственной информационной политики Российской Федерации», «Концепцию формирования информационного общества в России» и проект «Концепции развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации». Однако реальный переход к информационному обществу состоится лишь после того, как по мере развития в России информационной инфраструктуры произойдет кардинальное изменение образа жизни практически всех слоев населения, сформируется новая социально-психологическая модель поведения людей в важнейших сферах жизнедеятельности. Одна из этих сфер – внешнеэкономическая деятельность, механизмом государственного регулирования которой является таможенная служба Российской Федерации.

Информационные аспекты таможенной политики государства наиболее ярко стали проявляться именно во второй половине ХХ века. Это обусловлено тем, что с отменой государственной монополии на внешнюю торговлю и проведением в России рыночных реформ стали формироваться условия для свободного доступа отечественных предпринимателей на российский рынок и выхода во внешний мир. Если в 1994 году квотирование составляло 56% от общего объема экспорта России, режим спецэкспортеров – 69%, тарифное регулирование – 62%, то уже в конце 1996 года эти показатели составили 3%, 0% и 34% соответственно. За этот же период внешнеторговый оборот вырос на 25%. Либерализация торговли открыла дорогу на внешний рынок для десятков тысяч участников внешнеэкономической деятельности. В это же время был взят курс на широкомасштабное внедрение в таможенные процедуры современных информационных технологий.

Для повышения эффективности таможенного оформления и контроля за короткое время создана и функционирует Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) таможенных органов. Ядром этой системы является Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ) ГТК России. К центральной базе данных подключены информационные ресурсы двенадцати региональных таможенных управлений, в которых аккумулируются данные о функционировании входящих в состав управлений таможен и таможенных постов. К настоящему времени в рамках ЕАИС реализовано более 20 информационных таможенных технологий, которые поддерживаются более 100 пакетами прикладных программ, базирующихся на единой системе отраслевых классификаторов нормативно-справочной информации. Техническую основу ЕАИС составляют более 20 тысяч компьютеров, около 850 локальных вычислительных сетей, объединенных каналами связи и обеспечивающих непрерывный сбор и обработку таможенной информации.

Вполне естественно, что происходящие во всех государственных и негосударственных структурах процессы перехода к информационному обществу не могли не оказать влияния на развитие информационных таможенных технологий. Сегодня одними из приоритетных направлений модернизации российской таможенной службы являются:

Переход на электронное декларирование товаров предполагается провести на основе внедрения международных стандартов электронного документооборота UN/EDIFACT. Имеется несколько основных предпосылок, объясняющих интерес таможенных органов к новым информационным технологиям на основе электронного документооборота.

Во-первых, использование информации о поступающих грузах от зарубежных таможенных органов, получение в электронном виде основных перевозочных документов могут существенно усложнить жизнь недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности и сократить время нормального оформления на границе.

Во-вторых, наиболее трудоемкой и наименее стабильной частью систем автоматизированного таможенного оформления является форматно-логический контроль таможенных документов. Свод правил по проверке электронной копии грузовой таможенной декларации в настоящее время составляет около 5000 процедур. Их изменение и дополнение происходит достаточно часто, что приводит к необходимости практически постоянной доработки программного обеспечения.

В-третьих, процессы сближения принципов работы таможенных органов России с теми принципами, которые приняты в развитых странах, требуют учета современных технологий работы таможенных органов за рубежом, в которых уже используется электронное декларирование. В частности, при присоединении России к Международной конвенции по упрощению и согласованию таможенных процедур (1973 г., Киотская конвенция) введение электронного документооборота просто необходимо.

Как инструмент регулирования международной торговли таможенная служба России более всего заинтересована в облегчении этих процессов при сохранении возможностей полного контроля. Это, в свою очередь, может быть достигнуто, если все документы будут обладать способностью к компьютерной обработке. К счастью, желание таможенников иметь документы, которые могли бы быть легко обработаны на компьютере, совпадает с желанием остальных участников процесса.

Сегодня в ряде региональных таможенных управлений ведутся работы по нескольким проектам, носящим международный характер и ориентированным на введение электронного документооборота. Сюда относятся проекты TEDIM (CustCom, LogCom, DMS, BopCom), ITIGG/JRT, RailTrack, проекты по созданию логистических центров и т. п. Как правило, инициаторами этих проектов являются зарубежные частные и государственные предприятия. Имеются проекты сотрудничества по программам TACIS, PHARE, RTD и др.

Внедрение EDI технологий на основе стандартов UN/EDIFACT в сферах, где участвуют таможенные органы, ведется по нескольким направлениям. Основное направление, в рамках которого достигнуты наибольшие результаты, это международная программа TEDIM, причем одним из самых интересных проектов, реализуемых в этой программе, является организация срочной перевозки грузов при помощи электронных таможенных деклараций.

Развитие технологий электронного документооборота в таможенной сфере направлено на то, чтобы в перспективе осуществить полную автоматизацию таможенных процедур для некоторых таможенных режимов. Итогом этой работы должно стать появление Центров таможенного оформления. Основная идея этого проекта состоит в создании EDI системы для взаимодействия таможенного брокера или другого участника внешнеэкономической деятельности с таможенным органом. Пользуясь этой системой, в таможенный орган может быть передана не только электронная копия грузовой таможенной декларации, но и другие необходимые документы, например, счет-фактура, поездная ведомость, манифест, платежные документы, лицензии, квоты и т. д. Таможенный орган, имея все документы в формализованном виде, может начислить платежи, и, в конечном итоге, сформировать полную электронную копию декларации.

Сегодня уже созданы и успешно функционируют прототипы таких Центров таможенного оформления в Санкт-Петербурге и Москве.

Вторым примером успешного внедрения информационных технологий в деятельность таможенной службы может служить проект CLEAR-PAC (Customs Link Entry/exit America Russia-PACific), реализуемый Дальневосточным таможенным управлением. Это проект, целью которого является сближение таможенных процедур США и России и развитие партнерских отношений между нашими странами. Создаваемая в рамках проекта информационная система призвана помочь импортерам, экспортерам и перевозчикам производить предварительную таможенную очистку товаров путем передачи необходимой информации в таможенную службу порта назначения до их поступления в порт.

Документы, поступающие в электронном виде в систему CLEAR-PAC, состоят из обычных документов, сопровождающих грузы при их перемещении через границу: коносаментов, коммерческих инвойсов, экспортных деклараций экспортеров и импортеров, упаковочных листов и прочих форм, необходимых в соответствии с российским законодательством. Одна из основных задач системы состоит в том, чтобы российская таможенная служба смогла по документам как можно раньше ознакомиться с транспортируемым грузом и определить объем причитающихся к оплате таможенных пошлин и прочих налогов. В этом случае грузоотправитель или грузополучатель имеет информацию о планируемых таможенных платежах заранее, что позволяет исключить возможные задержки груза на складах российских портов. Кроме того, наличие полной информации о перевозимых грузах позволяет более качественно планировать работу таможенных органов, что также немаловажно при больших грузопотоках в морских портах.

Следующим важным аспектом развития информационного пространства таможенных органов является интеграция информационных ресурсов ГТК России с ресурсами других министерств и ведомств. В последние годы была развернута работа по организации информационного взаимодействия на основе двусторонних соглашений между ГТК России и другими федеральными органами исполнительной власти. Реализация этих соглашений привела к пониманию необходимости более глубокой интеграции информационных ресурсов, обеспечению возможности оперативного получения информации не только в интересах таможенного оформления, но и для повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенной службы.

В результате ряда межведомственных консультаций по инициативе МНС России было принято решение о создании единой информационной системы для обеспечения деятельности МНС России, МВД России, Минюста России, ГТК России, ВЭК России и ФСНП России (автоматизированная информационная система «Доход»). Основным принципом, заложенным в создаваемую систему, стал принцип единства технологии доступа к совместно используемым ресурсам, что определено в проекте Положения об организации информационно-технологического взаимодействия этих министерств и ведомств. Создание АИС «Доход» позволит всем пользователям системы иметь полную информацию, собранную о различных сторонах деятельности субъектов налогообложения.

Независимо от интеграции ведомственных информационных ресурсов внутри страны происходит интеграция информационных систем таможенных служб СНГ. Основу этому положило решение руководителей таможенных служб СНГ о создании первой очереди Единой автоматизированной информационной системы таможенных служб СНГ, принятое на совещании 30 октября этого года. Создание этой системы предполагает объединение национальных баз данных на основе Web-технологии без широкомасштабной унификации используемого программного обеспечения.

Сближение различных сторон деятельности Беларуси и России требует более тесного сотрудничества в области унификации процедур таможенного регулирования на территории Союзного государства. Кроме того, необходима унификация применяемых автоматизированных систем, создание единого информационного пространства таможенных органов Союза Беларуси и России.

Целью работ по созданию Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союза Республики Беларусь и Российской Федерации (ЕАИС ТКС) является повышение эффективности таможенного контроля на всех этапах перемещения грузов от момента пересечения внешних границ Союза Беларуси и России до окончания таможенного оформления. Коренным отличием этой системы от создаваемой в рамках СНГ является то, что в ЕАИС ТКС предполагается поэтапно перейти к единым форматам данных, единым программным средствам и протоколам информационного обмена, что к итоге приведет к полной унификации применяемых информационных таможенных технологий.

При этом основными направлениями работ по созданию ЕАИС ТКС являются:

До настоящего времени информационные системы таможенных органов Беларуси и России развивались в основном автономно. В целях повышения эффективности проводимых работ и в ГТК России, и в ГТК Республики Беларусь разработаны и приняты к реализации концепции создания ЕАИС таможенных органов каждого из государств. Однако это не означает, что наши системы развивались и развиваются полностью несогласованно. В настоящее время осуществляется обмен информацией между таможенными органами в рамках автоматизированных систем контроля доставки товаров, ведения таможенной статистики внешней торговли, налажен регулярный обмен нормативно-справочной и другой информацией.

Создание ЕАИС ТКС планируется проводить поэтапно. Такой режим работы обеспечит возможность продолжения плановых работ по дальнейшей унификации основных технологий таможенного дела государств-участников Союза, состава применяемого документооборота, нормативно-справочной информации и классификаторов, систем государственной и ведомственной статистической отчетности. Кроме того, последовательная отработка вопросов технической и форматно-логической совместимости автоматизированных систем и программных средств, совместимости протоколов средств связи и передачи данных, унификации структур баз данных, электронных записей входных и выходных сообщений позволит провести интеграцию национальных систем в единую систему, охватывающую все таможенное пространство Союза.

Первоочередными направлениями развития функциональной составляющей ЕАИС ТКС являются:

В соответствии с этим основными техническими мероприятиями являются создание единой системы передачи данных, согласование состава и структуры информационного обеспечения и разработка унифицированного программного обеспечения, реализующего современные процедуры таможенного оформления и контроля.

Отдельный и очень важный вопрос – обеспечение достоверности и безопасности информации при ее прохождении от ввода в ЕАИС на внешних границах Союза до окончательного помещения в базу данных после таможенного оформления товара. Сегодня есть все основания считать этот вопрос одним из наиболее значимых с точки зрения эффективности внедрения современных информационных технологий в деятельность таможенных органов. Хорошую основу для совместного решения этой проблемы дает подписанное в мае 1997 года Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь Соглашение о сотрудничестве в области защиты информации. Принципиальным является то, что с первых шагов создания ЕАИС ТКС должны быть четко определены все меры по предотвращению любой возможности искажения или замены информационных массивов.

Таким образом, российская таможня на рубеже XXI века имеет все возможности достойного перехода к информационному обществу. Более того, качество используемых информационных технологий и ориентация перспективных разработок на организацию полного электронного документооборота позволяют однозначно поставить таможенную службу России в первые ряды министерств и ведомств, являющихся основой формирования новых отношений между людьми при переходе к информационному обществу.


Ухлинов Леонид Михайлович - доктор технических наук, профессор, генерал - майор таможенной службы, Начальник управления спецтехники автоматизации таможенных технологий Государственного таможенного комитета Российской Федерации


© Информационное общество, 1999, вып. 5, с. 21 - 24.