Концепция "Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу"

Санкт-Петербургский проект InfoDev




ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 1999 г. N 36

О КОНЦЕПЦИИ «СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ»


В целях развития информационного общества в Санкт-Петербурге, соблюдения прав граждан и юридических лиц на доступ к информационным ресурсам и обеспечения информационной безопасности Правительство Санкт-Петербурга постановляет:

1. Одобрить концепцию «Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу» (далее – Концепция), представленную Комитетом по печати и связям с общественностью в рамках проекта «InfoDev».
2. Предложить Комитету по печати и связям с общественностью доработать Концепцию с учетом предложений и обеспечить реализацию Концепции.
3. Контроль за выполнением постановления остается за губернатором – председателем Правительства Санкт-Петербурга.

Губернатор – председатель Правительства Санкт-Петербурга
В. А. Яковлев

Введение
В настоящее время осуществляется очередной этап развития человечества – формирование информационного общества. Современные информационные и телекоммуникационные технологии существенно меняют не только способ производства продуктов и услуг, но и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования. Они оказывают решающее воздействие на социальную структуру общества, экономику, политику, развитие общественных институтов.

В социальной сфере взаимосвязь и взаимообусловленность экономических, правовых, социальных, культурных и технологических факторов в становлении информационного общества проявляется в либерализации правил регулирования информационного и телекоммуникационного рынков, в технологической и организационной конвергенции, формировании новых требований к работникам и организации делового процесса, в изменениях в информационном законодательстве, повышении роли государственного регулирования и международного сотрудничества.

Экономической основой информационного общества являются отрасли информационной индустрии (телекоммуникационная, компьютерная, электронная, аудиовизуальная), которые переживают процесс технологической конвергенции и корпоративных слияний, развиваются наиболее быстрыми темпами, оказывают воздействие на все отрасли экономики и конкурентоспособность стран на мировой арене. Происходит интенсивный процесс формирования мировой «информационной экономики», заключающийся в глобализации информационных, информационно-технологических и телекоммуникационных рынков, возникновении мировых лидеров информационной индустрии, превращении «электронной торговли» по телекоммуникациям в средство ведения бизнеса.

Правовой основой информационного общества являются законы и другие нормативные акты, регламентирующие права человека на доступ к информационным ресурсам, технологиям, телекоммуникациям, защиту интеллектуальной собственности, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, информационную безопасность. Информационная безопасность общества и личности приобретает новый статус, превращаясь из чисто технологической проблемы в социальную, от решения которой зависит устойчивое развитие человечества.

Технологической основой информационного общества являются телекоммуникационные и информационные технологии, которые стали лидерами технологического прогресса, неотъемлемым элементом любых современных технологий, порождают экономический рост, создают условия для свободного обращения в обществе больших массивов информации и знаний, приводят к существенным социально-экономическим преобразованиям и, в конечном счете, к становлению информационного общества.

Понятие «информационное общество» появилось во второй половине XX века. Термин «информационное общество» был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям, в котором утверждалось, что информационное общество представляет собой общество, в котором имеется в изобилии высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства ее распределения.

По современным воззрениям информационное общество – это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека.

Основными отличительными признаками информационного общества являются:

Информационному обществу присущи:

Хотя глобальное информационное общество формируется локально и в разных странах этот процесс идет с различной интенсивностью и особенностями, движение к информационному обществу – это общая тенденция как для развитых, так и для развивающихся стран.

Каждая страна разрабатывает свою концепцию вхождения в информационное общество, исходя из своих собственных конкретных условий (развитости телекоммуникационной инфраструктуры, информационной индустрии, законодательной базы и т. д.). Подобные концепции разработаны и реализуются в США, Великобритании, Канаде, Финляндии, Франции, Японии, Италии, ФРГ, Дании. Однако анализ различных программ и концепций позволяет выявить следующие инвариантные свойства, которые и составляют ядро любой концепции перехода к информационному обществу.

1. При разработке концепций перехода к информационному обществу, как правило, используется комплексный подход, основанный на поддержании баланса интересов государства, общества, предпринимательских кругов, личности. Так как формирование информационного общества происходит под воздействием нового поколения информационных и телекоммуникационных технологий в сочетании с глобализацией рынков и конкуренцией как внутри страны, так и на международной арене, для гармоничного вхождения в информационное общество и соблюдения требуемого баланса необходимы координирующие и направляющие усилия со стороны государства как органа, способного выразить и обеспечить защиту интересов всего общества.

2. Концепция должна иметь гуманистическую направленность, не допускающую ситуации, в которых кто-то будет «исключен» из информационного общества, а общество окажется разделенным на имеющих информацию и не имеющих ее.

3. Экономика информационного общества – это экономика, основанная на знаниях. Поэтому образование и обучение должны быть доступны каждому не только в начале жизненного пути, но и на всем его протяжении, а системы образования и профессиональной переподготовки должны обеспечивать выполнение этих условий. Это означает, что информационное общество – это общество непрерывного обучения.

Концепция перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу учитывает не только то общее, что имеется в подобных программах и концепциях, но и особенности Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации, системообразующего центра Северо-Запада России, культурной столицы и важнейшего научно-технического и образовательного центра России.

В 1996–1997 годах Правительством Санкт-Петербурга при участии научной общественности и деловых кругов был разработан Стратегический план Санкт-Петербурга. Разработка стратегии перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу является продолжением работ, направленных на создание стратегии развития Санкт-Петербурга.

Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу была разработана по инициативе Правительства Санкт-Петербурга при финансовой поддержке Мирового Банка в рамках проекта Программы InfoDev.

1. Исходные положения
Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу (вхождения города в информационное общество, формирования информационного общества) – это рассчитанный на долгосрочную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных (стратегических) задач долговременный курс органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также субъектов хозяйствования в информационной сфере города, который направлен на обеспечение перехода города к информационному обществу.

Переход Санкт-Петербурга к информационному обществу осуществляется в процессе информатизации. Поэтому стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу есть стратегия информатизации Санкт-Петербурга. Она вытекает из политики информатизации города и обеспечивает ее реализацию.

Концептуальную основу политики информатизации Санкт-Петербурга составляет концепция информатизации, структура которой представлена на рис. 1.

Рис. 1. Концептуальные основы стратегии перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу



1.1. Цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга

Стратегические цели социально-экономического развития Санкт-Петербурга сформулированы в Стратегическом плане Санкт-Петербурга и имеют несколько уровней.

Главная цель развития Санкт-Петербурга – стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга, которое достигается путем формирования Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономики многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства, и укрепления Санкт-Петербурга в качестве главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.

Успешное социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга невозможно без следующих целей:

Стратегические цели перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу должны быть согласованы с целями Стратегического плана Санкт-Петербурга и способствовать их достижению.

1.2. Национальные и международные программы перехода к информационному обществу
Государственные органы ведущих стран заняли чрезвычайно активную позицию в деле формирования информационного общества. На сегодняшний день все ведущие страны мира сформулировали свою политику и стратегию по отношению к информационному обществу. План действий администрации США в области Национальной информационной инфраструктуры (The National Information infrastructure: Agenda for action, 1993) стал наиболее важной инициативой администрации Клинтона – Гора. В июле 1994 года Комиссией Европейского сообщества был принят план действий «Европейский путь в информационное общество» (Europe’s Way to the Information Society. An action plan). Европейскую программу действий по формированию информационного общества часто называют «Инициативой Бангеманна» по фамилии одного из руководителей Комиссии Европейского сообщества, который возглавил группу высокопоставленных экспертов, подготовивших рекомендации Комиссии о принятии срочных мер для обеспечения вхождения стран ЕС в информационное общество.

В 1995 году Финляндия разработала свою программу «Финский путь в информационное общество» (Finland’s Way to the Information Society. The national strategy), в феврале 1996 года в правительство ФРГ была представлена программа действий «Путь Германии в информационное общество» (Germany’s Way to the Information Society).

Актуальность изучения и использования опыта ведущих стран мира в данной области при разработке и реализации концепции «Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу» не вызывает сомнений.

Для поддержки формирования информационного общества в различных странах Мировой Банк создал глобальную программу InfoDev. Данный банк является активным партнером Санкт-Петербурга при разработке и реализации различных программ развития Санкт-Петербурга. Так, в 1996–1998 годах при непосредственном участии Мирового Банка был разработан Стратегический план Санкт-Петербурга. В настоящий момент Мировым Банком выделен кредит на реконструкцию центра города.

В 1998 году Мировой Банк поддержал инициативу Правительства Санкт-Петербурга по разработке стратегии перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу и включил в Программу InfoDev проект, направленный на создание этой стратегии.

1.3. Государственная политика информатизации
Государственная политика информатизации определяется законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными актами Санкт-Петербурга. Она реализуется соответствующими органами государственной власти, в деятельности которых можно выделить следующие направления:

Государство должно взять на себя роль катализатора происходящих перемен, координатора действий различных субъектов общества, сформировать такую правовую и нормативную базу, которая направит их в русло, благоприятное для развития общества и личности.

1.4. Современное состояние информатизации Санкт-Петербурга

Информатизация Санкт-Петербурга – это процесс создания, развития и массового применения современных информационных и телекоммуникационных средств и технологий для кардинального и стабильного улучшения условий труда и жизни каждого жителя города, процесс формирования информационного общества.

Оценивая современное состояние информатизации Санкт-Петербурга, необходимо отметить следующее.

1. Среди основных факторов, которые указывают на высокое благосостояние нации, приоритетным является уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры. Анализ развития экономики и общества в целом показывает, что данная отрасль развивается опережающими темпами в странах, вступивших на путь формирования информационного общества. Конкретными показателями, характеризующими развитие телекоммуникационной инфраструктуры в Санкт-Петербурге, являются:

2. Вторым основным фактором, определяющим уровень развития информационного общества, является информационная инфраструктура. О состоянии информационной инфраструктуры в Санкт-Петербурге можно судить по следующим фактам:

3. Уровень цен и насыщенность рынка свидетельствуют о том, что средства связи и информатики, телекоммуникационные и информационные услуги стали доступны для среднего и мелкого предпринимательства и жителей Санкт-Петербурга с достатком не ниже среднего:

4. Компьютерная и телекоммуникационная техника внедряется и активно используется в управленческих структурах Администрации Санкт-Петербурга:

Однако в целом уровень информатизации Санкт-Петербурга отстает от европейского примерно в 5–10 раз и от уровня Москвы – в 2–3 раза, и этот разрыв, к сожалению, увеличивается. Снижаются темпы роста информатизации Санкт-Петербурга: 1995 год – 78 процентов, 1996 год – 53 процента, 1997 год – 28 процентов. В 1998–1999 годах эта тенденция не только сохранилась, но и усилилась, что объясняется экономическим положением страны и Санкт-Петербурга. Это положение можно объяснить следующими причинами:

Таким образом, оценивая современное состояние информатизации Санкт-Петербурга, можно сделать вывод, что город вступил в начальную фазу перехода к информационному обществу. Эта фаза в Санкт-Петербурге характеризовалась массовым стихийным внедрением автономной вычислительной техники, несложного телекоммуникационного оборудования и автоматизацией простейших процессов.

Второй этап перехода к информационному обществу, в который вступает Санкт-Петербург, характеризуется созданием и использованием достаточно сложных общегородских, ведомственных и коммерческих информационных систем, баз данных, формированием единого информационного пространства с помощью общегородской телекоммуникационной сети. Сложность работы и затраты на второй стадии информатизации значительно выше, чем на первой, и требуют соответствующего нормативно-правового и организационного обеспечения, многопрофильной кооперации и координации со стороны Администрации Санкт-Петербурга.

Решить проблемы, возникшие на этой стадии, и тем более проблемы, которые возникнут по мере продвижения Санкт-Петербурга по данному пути, и обеспечить при этом требуемые темпы формирования информационного общества невозможно без активной городской политики в этой области, важнейшей составной частью которой является сформированная на научной основе, понятная и поддержанная населением города стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу.

2. Стратегические цели, направления и задачи перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу
Глобальная стратегическая цель перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу – информационное общество города, интегрированное в национальное и мировое информационные сообщества.

Основными стратегическими целями перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу являются:

К стратегическим направлениям перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу относятся:

Реализация стратегических направлений и достижение стратегических целей перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу обеспечивается решением следующих стратегических задач:
3. Основные стратегические принципы формирования информационного общества Санкт-Петербурга
Основными стратегическими принципами формирования информационного общества Санкт-Петербурга являются:

4. Этапы перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу
Анализ мирового процесса формирования информационного общества позволяет по степени достижения конечных и промежуточных целей выделить в данном процессе три этапа.

Первый этап. Создание социальных, экономических и технических условий формирования и начального удовлетворения информационных потребностей населения.

На этом этапе осуществляются:

Предусматривается опережающее развитие научно-технических направлений, непосредственно обеспечивающих создание и эффективное применение новых информационных технологий, модернизацию конструкторской, технологической и промышленной баз производства информационных средств и их элементов, широкое распространение вычислительной и микропроцессорной техники в различных областях человеческой деятельности. Начинает создаваться система, обеспечивающая формирование всеобщей компьютерной грамотности как основы воспитания информационной культуры населения.

Так как основной задачей этапа является насыщение города вычислительной и микропроцессорной техникой, то первый этап формирования информационного общества можно назвать этапом компьютеризации.

Второй этап. Развитие информационной инфраструктуры Санкт-Петербурга и обеспечение условий для включения ее в состав мировой информационной инфраструктуры.

На данном этапе осуществляются:

Третий этап. Развитие и удовлетворение основных информационных потребностей населения.

Этот этап включает:

Третий этап формирования информационного общества характеризуется обеспечением свободного доступа ко всей информации, накопленной человечеством, возможностью не только пользоваться, но и непосредственно пополнять городской, общегосударственный и мировой информационный фонды. Объединение всех информационных систем в единую информационную сеть не только многократно усиливает интеллектуальные способности жителей, охваченных этой сетью, но и создает новые возможности, которые присущи новому качественному образованию, а именно, коллективному разуму. Информационный фонд становится достоянием практически каждого жителя города и превращается в основной ресурс развития города, поэтому данный этап можно назвать этапом социализации и актуализации информационного фонда. Можно говорить, что в результате выполнения третьего этапа формирование информационного общества Санкт-Петербурга будет, в основном, завершено.

Основные характеристики этапов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Этапы перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу



5. Первоочередные цели и задачи формирования информационного общества Санкт-Петербурга в рамках стратегических целей

Анализ современного социального состояния и экономического положения Санкт-Петербурга, мирового опыта в формировании информационного общества, а также степени сформированности информационного общества Санкт-Петербурга позволяет выделить в качестве первоочередных (ближних стратегических) следующие цели и задачи формирования информационного общества Санкт-Петербурга.

Первоочередные цели:


Первоочередные задачи:
6. Формирование информационного общества и Стратегический план Санкт-Петербурга
В Стратегическом плане Санкт-Петербурга необходимость и неизбежность перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу рассматриваются только в аспекте интеграции в мировое информационное пространство, которая включена в качестве одной из целей второго стратегического направления «интеграция в мировую экономику» Стратегического плана и трех следующих задач, направленных на достижение этой цели:

Для решения этих задач и достижения указанной цели в Стратегическом плане предусмотрены следующие меры:

1. Создание городской цифровой сети интегрального обслуживания.
2. Формирование информационной культуры посредством организации школьного, вузовского и послевузовского обучения в области информатики, а также преподавания предметов школьного и дисциплин вузовского образования на базе перспективных информационных технологий.
3. Создание городской информационно-справочной системы.
4. Создание системы государственных отраслевых и территориальных кадастров, регистров и баз данных.
5. Создание системы обеспечения органов государственной власти и населения Санкт-Петербурга оперативной и достоверной информацией, позволяющей повысить качество принимаемых решений и информированность жителей Санкт-Петербурга о деятельности властей.
6. Создание единой сети подвижной радиосвязи территориальных и отраслевых органов Администрации Санкт-Петербурга, правоохранительных органов и аварийно-диспетчерских служб.
7. Формирование нормативно-правовой базы создания и использования информационных ресурсов Санкт-Петербурга.

7. Формирование механизмов перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу

7.1. Основные направления и задачи информационной политики Администрации Санкт-Петербурга
Основными направлениями информационной политики Администрации Санкт-Петербурга с учетом полномочий и компетенции субъекта Российской Федерации города Санкт-Петербурга в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами являются:

1. Создание нормативно-правовой базы Санкт-Петербурга по вопросам информатизации и связи.
2. Планирование развития информационной сферы Санкт-Петербурга.
3. Обеспечение баланса интересов граждан, общества и государства при создании, распространении и использовании государственных информационных и коммуникационных ресурсов.
4. Обеспечение права и технических возможностей доступа граждан, организаций, органов государственной власти к открытым государственным информационным ресурсам.
5. Обеспечение технологической совместимости информационных систем органов государственной власти и местного самоуправления.
6. Защита интересов отечественных участников рынка телекоммуникационных и информационных продуктов, технологий и услуг, в первую очередь, предпринимателей – резидентов Санкт-Петербурга.
7. Разработка предложений по совершенствованию механизма регулирования рынка телекоммуникационных и информационных продуктов и услуг.
8. Обеспечение информационной безопасности.
9. Обеспечение органов государственной власти и управления, предприятий и граждан достоверной, полной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений, предотвращение нарушений целостности и незаконного использования информационных ресурсов.

К основным задачам информационной политики Администрации Санкт-Петербурга относятся:
7.2. Повышение эффективности использования бюджетных средств
Стандартная бюджетная классификация субъекта Российской Федерации содержит следующие статьи финансирования информационной сферы: фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, подраздел «Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса»; связь; информационное обеспечение (информатика). В неявном виде работы, ведущиеся отраслевыми и территориальными органами Администрации Санкт-Петербурга, финансируются за счет средств на содержание органов исполнительной власти и выполнение тематических работ согласно их предметам ведения.

В положение о формировании информационного раздела городского заказа следует включить процедуру подачи заявок отраслевыми и территориальными органами Администрации Санкт-Петербурга на общесистемные средства информационного обеспечения в Управление телекоммуникационного и информационного обеспечения Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга с последующим согласованием общего плана закупок товаров и услуг с Научным советом по информатизации Санкт-Петербурга, распределением функций заказчиков и бюджетных квот между структурными подразделениями Администрации Санкт-Петербурга.

7.3. Включение государственных информационных ресурсов Санкт-Петербурга в коммерческий оборот

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает, что документы и массивы документов, носящие общее название информационных ресурсов (далее – ИР), создаваемые, приобретаемые, накапливаемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (государственные ИР субъекта Российской Федерации), являются собственностью этого субъекта, а Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) определяет порядок осуществления права собственности и других вещных прав на информационные ресурсы как на результаты интеллектуальной деятельности. Согласно ГК РФ, под интеллектуальной собственностью (далее – ИС) понимаются все результаты интеллектуальной деятельности, ИС является имуществом, а его обладатель – собственником, т. е. ИС может быть объектом купли-продажи и других сделок. Последнее обстоятельство создает правовую основу для платного предоставления информации о городской среде, экономике и культуре в интересах населения, деловых кругов и мирового сообщества в целом, заинтересованного в ускорении интеграции Санкт-Петербурга в мировую экономическую и информационную систему. Высокий коммерческий потенциал государственных ИР Санкт-Петербурга может создать новый источник доходов бюджета Санкт-Петербурга, мощность которого будет непрерывно нарастать при условии направления части доходов на развитие информационной сферы.

В настоящее время платное предоставление государственных информационных ресурсов наиболее детально отработано на основании Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Подзаконными правовыми актами установлены размеры платы для физических и юридических лиц, определен перечень органов, по запросам которых информация предоставляется бесплатно. Установлено также, что платежи за предоставление информации зачисляются в местные бюджеты и направляются исключительно на создание и развитие информационного банка данных источника платных сведений. Федеральным законом «О геодезии и картографии» установлено взимание платы за пользование материалами и данными государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации и использование полученных средств для формирования и ведения картографо-геодезических фондов. Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 27.05.93 № 492 «О полномочиях органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения по лицензированию отдельных видов деятельности» и распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 03.06.94 № 587-р «О порядке зачисления сумм лицензионных сборов» определено зачисление суммы лицензионных сборов в бюджет Санкт-Петербурга и финансирование лицензионных служб из бюджета Санкт-Петербурга. Градостроительным кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 № 271, утвердившим «Положение о порядке и ведении Государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в РФ», санкционировано платное предоставление сведений из градостроительного кадастра.

В отраслевых и территориальных органах Администрации Санкт-Петербурга созданы локальные вычислительные сети, заключены соглашения об обмене информацией. Однако попытки консолидировать информационные источники для решения сложных проблем, в частности, упомянутой выше информационной поддержки инвестиционной деятельности, неизбежно терпят неудачу на уровне информационного обмена между экономическим, имущественным и строительным направлениями деятельности Администрации Санкт-Петербурга. Как правило, передача информации происходит в порядке выполнения конкретных распоряжений губернатора Санкт-Петербурга, причем передающая сторона не несет никакой ответственности за поддержание переданной информации в актуальном состоянии (своевременное внесение изменений), а принимающая сторона не берет никаких обязательств по предотвращению несанкционированного доступа к полученной информации, передаче ее третьим лицам без уведомления источника либо обеспечению конфиденциальности сведений.

Основная причина бесхозяйственного отношения к нематериальному городскому имуществу заключается в разрыве прав собственников государственных ИР (субъектов РФ) и их структурных подразделений, имеющих статус юридических лиц и непосредственно осуществляющих функции заказчиков формирования (создания, приобретения, накопления) конкретных ИР за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.

Статья 125 ГК РФ дает право органам государственной власти субъектов Российской Федерации «в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов» действовать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, от имени субъектов Российской Федерации. Но из упомянутых актов, определяющих структуру и предметы ведения этих органов, однозначно не вытекают правомочия собственности на информационные ресурсы. В этих условиях каждый орган может осуществлять правомочия собственника государственных ИР от имени субъекта Российской Федерации. При многократной передаче ИР теряется ответственность как за достоверность и актуальность информации, так и за сохранение ее конфиденциальности.

Неопределенность в распределении компетенций собственников ИР препятствует организации их учета в составе имущества структурных подразделений органов государственной власти и регистрации их обращения.

Отсутствие закрепления прав структурных подразделений органов исполнительной власти в городе на конкретные ИР не позволяет им утвердить перечни ИР, содержащих конфиденциальные сведения, и организовать их эффективную защиту.

Для включения информационных ресурсов Санкт-Петербурга в коммерческий оборот необходимо:

7.4. Информационная поддержка проектов Всемирного Банка
В настоящее время Всемирный Банк финансирует проект «Реконструкция исторического центра Санкт-Петербурга», информационная поддержка которого требует разработки единой инвестиционно-маркетинговой среды строительного комплекса Санкт-Петербурга, включающей:

Базовый фрагмент корпоративной сети в состаБазовый фрагмент корпоративной сети в составе локальных сетей Комитетов блока управления строительным комплексом города и 3–4 основных источника информации могут быть использованы в качестве опорной зоны единой информационной системы Администрации Санкт-Петербурга.

7.5. Выполнение малых проектов по программам FARE/TACIS по приграничному сотрудничеству для Балтийского региона
В 1995 г. Европейской комиссией была создана новая программа – программа ФАР малых проектов для стран Балтийского региона с целью оказания содействия малым проектам, направленным на установление партнерских связей в Балтийском регионе. Первые заявления на участие в данной программе были поданы в июне 1996 г. Успехи, достигнутые в работе данной программы, а также ее очевидная ориентация на решение реальных проблем явились стимулом для дальнейшего совершенствования Комиссией этого подхода при выделении дополнительных средств в рамках «Программы приграничного сотрудничества в Балтийском регионе» (ППС) ФАР за 1996 г. и для распространения этого новаторского подхода на «Программу приграничного сотрудничества» (ППС) ТАСИС для осуществления новых видов деятельности.

Программа малых проектов ФАР/ТАСИС по приграничному сотрудничеству представляет новую совместную инициативу, финансирование которой осуществляется как в рамках ППС ТАСИС, так и ППС ФАР для Балтийского региона. Несмотря на то, что в основе этого нового общего подхода лежит первоначальная, разработанная для МППР схема, он имеет свои особенности, которые отражают различные условия западных пограничных районов Российской Федерации, а также предусматривает вовлечение других механизмов финансирования.

Основной целью программы является содействие развитию сотрудничества между регионами, городами, местными органами власти в соответствующих пограничных зонах, а также повышение роли регионов. Задача, которую ставит перед собой программа, заключается в поддержании приоритетных зон за счет предоставления партнерам из стран Европейского Союза возможности работать вместе по проектам сотрудничества. Приоритетными являются проекты, проводимые в Балтийском регионе, включая Эстонию, Латвию и Литву, балтийское побережье Польши, западные пограничные регионы России и Беларуси, а также балтийские районы стран Европейского Союза.

Комиссия Европейского Союза принимает решения о выдаче грантов в размере от 10000 до 200000 ЭКЮ ежегодно. С 1998 года введен новый порядок финансирования мини-проектов с размером гранта до 10000 ЭКЮ. Эти проекты могут заключаться в разработке развернутых технических заданий на малые проекты. Решения о предоставлении грантов по мини-проектам принимаются ежемесячно.

В 1998 году на 123 заявки по малым проектам было выдано 25 грантов. Офисы ФАР/ТАСИС открыты в Петрозаводске и Санкт-Петербурге. Имеется положительный опыт разработки совместных проектов Мурманской области и Лапландии, Ленинградской области и Хельсинки. В рамках работ по развитию информационного общества в Санкт-Петербурге с участием финских специалистов включение в Программу малых проектов ФАР/ТАСИС по приграничному сотрудничеству представляется перспективным.

Заключение

Сегодня все развитые страны мира переходят к информационному обществу, формирование которого признается неизбежным этапом развития человечества.

Санкт-Петербург уже вступил на этот путь, и Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу определяет основные цели, задачи, направления и этапы этого перехода, рассматривая его как процесс формирования информационного общества Санкт-Петербурга. В Стратегии выделены первоочередные цели и задачи формирования информационного общества города, сформулированы основные цели и задачи информационной политики Администрации Санкт-Петербурга, которая должна способствовать успешному переходу города к информационному обществу, и изложен подход к формированию механизмов обеспечения такого перехода. При ее разработке был использован как мировой опыт, так и опыт России в информатизации регионов и всей страны.

Стратегия перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу должна быть положена в основу информационной политики Санкт-Петербурга и стать ее неотъемлемой и важнейшей частью.

Реализация Стратегии перехода Санкт-Петербурга к информационному обществу позволит Санкт-Петербургу стать активным участником этого мирового процесса, наиболее полно использовать свои преимущества крупнейшего научно-технического, культурного и образовательного центра не только России, но и мира, возможности стать системообразующим центром Балтийского региона и Северо-Запада России и избежать потерь, которые неизбежно понесет город и его население на столь длительном и трудном пути в информационное общество при отсутствии Стратегии, на которую ориентировались бы в своей деятельности все городские органы власти и которая была понятна и поддержана населением Санкт-Петербурга.




© Информационное общество, 2000, вып. 5, с. 39 - 52.