Cовременное правительство должно быть электронным

________________________________________

Т.В. Ершова



В этом номере нашего журнала мы продолжаем обсуждение «хитовой» проблемы последних лет, а именно проблемы создания электронного правительства. Это словосочетание звучит сейчас столь часто и воспринимается столь естественно, что времена ожесточенного его вымарывания из всех официальных документов и замены его громоздкими неудобопроизносимыми и неудобонаписуемыми конструкциями уже кажутся бесконечно далекими. То, что во многих странах происходит перевод многих функций государства в электронный формат, не может не радовать прогрессивных и законопослушных граждан, к коим себя по праву относит подавляющее большинство наших читателей. А то, что в России об этом много говорят и достаточно много делают, радует особенно. Но радость была бы куда сильней, если бы мы знали, что делается в этой сфере не только много, но и хорошо. Во имя приближения такого светлого будущего мы и задумали этот номер, посвященный стандартам электронного правительства.

В сентябре 2008 года в нашей стране появилась уникальная и очень своевременная книга, написанная членом редакционного совета нашего журнала М.Р. Когаловским и председателем совета Ю.Е. Хохловым — «Стандарты XML для электронного правительства». Мы попросили этих двух уважаемых авторов подготовить специальную статью, раскрывающую для наших читателей возможности использования для создания электронных правительств таких ИКТ, которые основаны на широко распространенных открытых стандартах де-факто. Особое место среди них принадлежит комплексу взаимосвязанных стандартов, составляющих новую технологическую платформу Всемирной паутины платформу XML. Как отмечается в этой ­статье, особая роль стандартов платформы XML в разработках электронного правительства обусловлена главным образом тем, что интернет и Всемирная паутина сегодня образуют ключевую инфраструктуру современного информационного общества, органы власти федерального, регионального и муниципального уровней используют интернет в качестве одного из основных каналов для взаимодейст­вия с гражданами и бизнесом, а многочисленные информационные системы электронных правительств функ­ционируют в среде Веб и, следовательно, не могут не учитывать и не использовать ИКТ, создаваемые для нового поколения этой среды.

Но повышение эффективности и качества государственных услуг населению и бизнесу зависит не только от внедрения новейших технологий и использования правильных стандартов. В этом деле трудно переоценить роль корпоративной архитектуры, с определения которой должно начинаться формирование любых программ электронного правительства. Этой важнейшей проблеме посвящена статья доктора Паллаба Сахи (Pallab Saha) из Национального университета Сингапура. В своей работе, первая часть которой приводится в данном номере, автор на основе глубокого анализа опыта Сингапура описывает четко структурированную методику разработки корпоративной архитектуры отдельных правительственных структур в соответствии с целями и задачами преобразования правительства в целом.

С нынешнего номера мы начинаем новую рубрику: «Глоссарий информационного общества», в которой будут регулярно появляться 20—30 основных терминов, относящихся к теме номера. Надеемся, что это начинание окажется полезным для сообщества специалистов в нашей сфере.


Татьяна Ершова,
главный редактор



© Информационное общество, 2009, выпуск 2.