_____________________________________________
Б.Г. Медведев, Г.Б. Медведев
Любая человеческая деятельность всегда связана с планированием того, что необходимо сделать. Это определяется принципиальным свойством деятельности человека — действовать ради лучшего будущего, вырабатывать стратегию развития.
Напомним некоторые основные свойства процессов планирования и управления социально-экономическим развитием региона, которые были рассмотрены в нашей работе «Факторы, определяющие создание информационно-аналитических технологий стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием города (региона)» [1].
Планы разрабатываются с опережением событий и должны охватывать длительный период времени, распространяются на социально-экономические системы большой размерности и сталкиваются с постоянным изменением социально-экономических событий. Необходимо обеспечивать устойчивое развитие всей совокупности процессов человеческой деятельности с изменяющимися значениями параметров и иметь оценки долгосрочных последствий принимаемых решений, стратегию развития.
Планирование представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию решений, привязанных ко времени и относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел, и превращается в процесс последовательной и постоянной корректировки планов. Адаптация является ключевой проблемой планирования, хотя и не является его основной целью.
Основная цель планирования — реализованное событие — достигается периодически как результат процесса планирования и управления реализацией планов, который осуществляется процессами взаимодействия функционально-тематических блоков и рынков в процессах производства, распределения, потребления.
Технология разработки планов и управления социально-экономическим развитием региона должна быть способна на непрерывное приспособление к изменяющимся условиям.
Технология планирования и управления должна быть заложена в организационную структуру аппарата государственного управления региона. Постоянное совершенствование технологии планирования и управления социально-экономическим развитием региона является одним из важнейших факторов устойчивого экономического роста и развития, определяет эффективную реализацию стратегии, принятую Президентом России и направленную на повышение благосостояния и духовности народа.
Любое управленческое решение должно быть обязательно представлено оформленным документом. В нашу задачу не входит анализ полной спецификации управленческих документов. К ним, в частности, относятся такие формы управленческих документов, как планы, постановления, распоряжения, аналитические записки, поручения и т. д. Из этого следует, что технология управления — это регламент и методы разработки управленческих документов, привязанные к организационно-штатной структуре.
Планирование социально-экономического развития (СЭР) рассматривается как единый интегрированный процесс выполнения следующих функций:
1) установление целей СЭР, способов и средств достижения целей СЭР;
2) определение путей применения и использования способов и создание или приобретение средств для достижения целей;
3) распределение факторов развития — материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для создания или приобретения способов и средств достижения целей.
Установление целей, способов их достижения и необходимых для этого средств составляет область стратегического планирования.
Определение путей и сроков создания способов и средств, потребности которых устанавливались стратегическими планами, т. е. производства и поставки «продукции», необходимой для реализации стратегических планов, составляет область разработки среднесрочных программ.
Определение потребностей в исходных ресурсах — финансовых, трудовых, материальных, а в ряде случаев возможно привлечение и некоторых других ресурсов, — необходимых для получения соответствующей «продукции», и их распределение на ближайший год составляет сферу разработки годовых планов и бюджета.
Для разработки стратегического плана СЭР необходимо произвести оценку предполагаемой стратегической общественно-политической обстановки в рассматриваемый период, рассмотреть концепции социального развития и особенности финансово-экономического положения страны и региона с тем, чтобы представить ограничения при формировании целей СЭР рассматриваемого периода.
В работе [1] предложена совокупность (регистр) целевых ориентиров, показателей и индикаторов, которая содержит практически полный их набор. Поэтому процесс установления целей должен включать просмотр всей совокупности целевых ориентиров и показателей, задание их числовых или качественных значений, выбор регуляторов и определение границ и эффективности их применимости, задание временного интервала, задание внешних ограничений, задание развертки значений всех вышеперечисленных параметров на определенном временном интервале.
Способы их достижения включают новые средства научно-технического прогресса и технологии, совершенствование управления и образования, общественно-политические, а также законодательные, экономические, социально-психологические мероприятия, строительство и т. п.
Условием достижения целевых ориентиров является расчет сбалансированного количества необходимых материальных, трудовых, финансовых ресурсов для долгосрочного периода и распределение их по среднесрочным и годовым программам.
Стратегия развития — генеральная программа СЭР региона — должна содержать все многообразие параметров и, по нашему мнению, состоит из следующего набора основных документов:
Аналитическая оценка текущего состояния СЭР региона должна содержать следующее:
Документ «Управление СЭР региона», являющийся реализацией генеральной программы, содержит описание организационно-методологического и информационно-аналитического обеспечения технологии управления функционированием всех органов государственной власти региона в процессе разработки всех видов документов, составляющих генеральную программу СЭР и технологию управления реализацией генеральной программы.
В документе содержатся описания и порядок применения необходимых информационно-аналитических, экспертно-аналитических и технологических механизмов, которые должны обеспечить:
Создание информационно-аналитических технологий планирования и управления способствует устойчивому социально-экономическому развитию региона.
ЛИТЕРАТУРА
1. Медведев Б. Г., Медведев Г. Б. Факторы, определяющие создание информационно-аналитических технологий стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием города (региона) // Информационное общество. — 2007. — № 1–2.
_____________________________________________________
Медведев Борис Георгиевич - директор НИИ информационных технологий Правительства Москвы
Медведев Георгий Борисович - научный сотрудник НИИ информационных технологий Правительства Москвы, аспирант Института региональных экономических исследований (ИРЭИ), магистр менеджмента
© Информационное общество, 2008, вып. 3-4, с.128-131.