Документационное обеспечение технологии стратегического управления социально-экономическим развитием региона

_____________________________________________

Б.Г. Медведев, Г.Б. Медведев


Основой социально-экономического развития является взаимодействие людей в процессе производства, потребления и распределения товаров и услуг, человеческих культурных и духовных взаимоотношений.

Любая человеческая деятельность всегда связана с планированием того, что необходимо сделать. Это определяется принципиальным свойством деятельности человека действовать ради лучшего будущего, вырабатывать стратегию развития.

Напомним некоторые основные свойства процессов планирования и управления социально-экономическим развитием региона, которые были рассмотрены в нашей работе «Факторы, определяющие создание информационно-аналитических технологий стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием города (региона)» [1].

Планы разрабатываются с опережением событий и должны охватывать длительный период времени, распространяются на социально-экономические системы большой размерности и сталкиваются с постоянным изменением социально-экономических событий. Необходимо обеспечивать устойчивое развитие всей совокупности процессов человеческой деятельности с изменяющимися значениями параметров и иметь оценки долгосрочных последствий принимаемых решений, стратегию развития.

Планирование представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию решений, привязанных ко времени и относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел, и превращается в процесс последовательной и постоянной корректировки планов. Адаптация является ключевой проблемой планирования, хотя и не является его основной целью.

Основная цель планирования реализованное событие достигается периодически как результат процесса планирования и управления реализацией планов, который осуществляется процессами взаимодействия функционально-тематических блоков и рынков в процессах производства, распределения, потребления.

Технология разработки планов и управления социально-экономическим развитием региона должна быть способна на непрерывное приспособление к изменяющимся условиям.

Технология планирования и управления должна быть заложена в организационную структуру аппарата государственного управления региона. Постоянное совершенствование технологии планирования и управления социально-экономическим развитием региона является одним из важнейших факторов устойчивого экономического роста и развития, определяет эффективную реализацию стратегии, принятую Президентом России и направленную на повышение благосостояния и духовности народа.

Любое управленческое решение должно быть обязательно представлено оформленным документом. В нашу задачу не входит анализ полной спецификации управленческих документов. К ним, в частности, относятся такие формы управленческих документов, как планы, постановления, распоряжения, аналитические записки, поручения и т. д. Из этого следует, что технология управления это регламент и методы разработки управленческих документов, привязанные к организационно-штатной структуре.

Планирование социально-экономического развития (СЭР) рассматривается как единый интегрированный процесс выполнения следующих функций:

1) установление целей СЭР, способов и средств достижения целей СЭР;

2) определение путей применения и использования способов и создание или приобретение средств для достижения целей;

3) распределение факторов развития материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для создания или приобретения способов и средств достижения целей.

Установление целей, способов их достижения и необходимых для этого средств составляет область стратегического планирования.

Определение путей и сроков создания способов и средств, потребности которых устанавливались стратегическими планами, т. е. производства и поставки «продукции», необходимой для реализации стратегических планов, составляет область разработки среднесрочных программ.

Определение потребностей в исходных ресурсах финансовых, трудовых, материальных, а в ряде случаев возможно привлечение и некоторых других ресурсов, необходимых для получения соответствующей «продукции», и их распределение на ближайший год составляет сферу разработки годовых планов и бюджета.

Для разработки стратегического плана СЭР необходимо произвести оценку предполагаемой стратегической общественно-политической обстановки в рассматриваемый период, рассмотреть концепции социального развития и особенности финансово-экономического положения страны и региона с тем, чтобы представить ограничения при формировании целей СЭР рассматриваемого периода.

В работе [1] предложена совокупность (регистр) целевых ориентиров, показателей и индикаторов, которая содержит практически полный их набор. Поэтому процесс установления целей должен включать просмотр всей совокупности целевых ориентиров и показателей, задание их числовых или качественных значений, выбор регуляторов и определение границ и эффективности их применимости, задание временного интервала, задание внешних ограничений, задание развертки значений всех вышеперечисленных параметров на определенном временном интервале.

Способы их достижения включают новые средства научно-технического прогресса и технологии, совершенствование управления и образования, общественно-политические, а также законодательные, экономические, социально-психологические мероприятия, строительство и т. п.

Условием достижения целевых ориентиров является расчет сбалансированного количества необходимых материальных, трудовых, финансовых ресурсов для долгосрочного периода и распределение их по среднесрочным и годовым программам.

Стратегия развития генеральная программа СЭР региона должна содержать все многообразие параметров и, по нашему мнению, состоит из следующего набора основных документов:


Стратегическое видение (политическая концепция, миссия генеральной программы СЭР) должна содержать официально сформулированные общегосударственные и региональные долгосрочные цели (методы, средства), направления социально-экономического развития.

Аналитическая оценка текущего состояния СЭР региона должна содержать следующее:


Долгосрочное стратегическое исследование (15 лет и более) должно представить:
Среднесрочная программа региона (СП СЭР), которая должна быть сформирована на основе ДСИ, содержит распределение на годовые программы для социально-производственных систем, отраслей и секторов экономики региона. При этом должна быть предусмотрена реализация конкретных значений показателей, заданных стратегическим планом, а также методика и расчет конкретных значений показателей СЭР для каждого года. Обязательно должна быть обеспечена взаимоувязка с региональными целевыми программами и годовым бюджетом.

Документ «Управление СЭР региона», являющийся реализацией генеральной программы, содержит описание организационно-методологического и информационно-аналитического обеспечения технологии управления функционированием всех органов государственной власти региона в процессе разработки всех видов документов, составляющих генеральную программу СЭР и технологию управления реализацией генеральной программы.

В документе содержатся описания и порядок применения необходимых информационно-аналитических, экспертно-аналитических и технологических механизмов, которые должны обеспечить:


Документационное обеспечение технологии стратегического управления СЭР региона является основой для создания информационно-технологической системы организационно-методологического обеспечения планирования и управления, которая входит в состав комплексной информационно-аналитической системы стратегического планирования и управления СЭР региона.

Создание информационно-аналитических технологий планирования и управления способствует устойчивому социально-экономическому развитию региона.

ЛИТЕРАТУРА


1. Медведев Б. Г., Медведев Г. Б. Факторы, определяющие создание информационно-аналитических технологий стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием города (региона) // Информационное общество. — 2007. — № 1–2.

_____________________________________________________

Медведев Борис Георгиевич - директор НИИ информационных технологий Правительства Москвы

Медведев Георгий Борисович - научный сотрудник НИИ информационных технологий Правительства Москвы, аспирант Института региональных экономических исследований (ИРЭИ), магистр менеджмента


© Информационное общество, 2008, вып. 3-4, с.128-131.