Важной частью национальных информационных ресурсов России являются АИР, нацеленные на потребности постиндустриального периода развития общества, современных промышленных технологий и обеспечение общечеловеческих коммуникаций. Развитие АИР явилось естественным следствием процесса информатизации различных сфер деловой и общественной жизни.
В целом Россия обладает значительными информационными ресурсами, соответствующими ее научно-техническому, экономическому и культурному уровню. Однако организация, качество и структура информационных ресурсов и степень их использования отстают от современных потребностей, определяемых процессами построения демократического правового государства, формирования рыночной экономики, необходимостью вхождения России в мировое информационное сообщество.
В стране насчитывается до 30 тыс. БД, содержащих сотни гигабайт информации. Однако большая их часть встроена в различные АИС и используется только в рамках этих систем. БД, доступных для широкого круга пользователей, насчитывается около 3 тыс. Средние объем и срок жизни большинства российских БД существенно уступают зарубежным аналогам.
В России активно формируется рынок электронной информационной продукции и услуг, в котором основную роль играют негосударственные структуры.
Вышеизложенное свидетельствует о необходимости государственного регулирования развития АИР как неотъемлемой части государственной политики информатизации. В ее формировании и реализации необходимо участие органов власти и управления всех уровней при координирующей роли Роскоминформа.
Комплексный анализ состояния, использования и перспектив развития национальных АИР позволяет сделать следующие выводы:
1. Целью государственной политики в области АИР являются государственная поддержка национальных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним всех пользователей, в первую очередь гарантированное обеспечение конституционного права граждан "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (ст. 29, п. 4 Конституции РФ).
2. Составными частями государственной политики в области АИР на ближайший период должны стать:
проведение активной научно-технической политики в области создания АИР, прежде всего БД, соответствующих современным информационным технологиям мирового уровня;
разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности в области БД;
осуществление мониторинга, включающего учет и регистрацию БД, как инструмента для анализа текущего состояния АИР, потребностей в них различных категорий пользователей, характера использования имеющихся ресурсов; основу мониторинга должна составлять деятельность Государственного регистра баз и банков данных;
регулирование процессов использования БД в условиях перехода к рыночной экономике;
реализация финансовой (в том числе бюджетно-кредитной и инвестиционной) политики, регулирующей процессы финансового обеспечения создания, поддержки функционирования и использования БД, а также совершенствование налоговой и амортизационной политики, государственного регулирования процессов ценообразования в области БД.
3. В качестве основных механизмов для формирования и реализации государ ственной политики в области АИР могут использоваться:
федеральная программа информатизации и согласованные с ней федеральные, региональные и другие программы, содержащие работы (проекты) по созданию АИР;
вневедомственная экспертиза проектов, предполагающих создание АИР за счет бюджетных средств, другие формы контроля за расходованием бюджетных средств на создание АИР;
лицензирование деятельности по созданию и использованию государственных АИР;
сертификация информационных продуктов, создаваемых за счет бюджетных средств.
4. Одним из важнейших инструментов развития АИР и индустрии БД в целом является информационный рынок. Государственная политика должна предпо-лагать поддержку негосударственных информационных структур, в частности, при
помощи закупки у них информационных продуктов и услуг, необходимых органам
управления и бюджетному сектору экономики. Политика в отношении рынка
должна предусматривать последовательные антимонопольные меры и поощрение
добросовестной конкуренции.
5. Важным направлением политики в сфере АИР должно стать обеспечение
государственных гарантий безопасности и сохранности государственных АИР. В частности, при приватизации предприятий принадлежащие им базы и банки данных должны включаться в состав основных фондов предприятия. Ответственность за полноценное функционирование и ведение этих БД должны закрепляться за их новым владельцем.
6. Учитывая концентрацию государственных АИР федерального уровня в Москве и ограничения телекоммуникационных каналов, следует оптимизировать и расширить систему доступа к этим АИР. Число банков данных федерального уровня должно быть ограничено с четким распределением между ними ответственности за формирование федеральных АИР. На региональном уровне следует выделить информационные центры, играющие роль опорных пунктов системы доступа к государственным АИР, причем эти центры будут также накапливать в своих БД информацию, генерируемую в регионах. На нижнем уровне роль депозитариев государственных АИР могут играть библиотеки как массовые, так и принадлежащие различным организациям.
7. Важнейшим источником информации, необходимой широкому кругу пользователей, являются БД, встроенные в различные АИС, особенно принадлежащие органам власти и управления всех уровней. Раскрытие их для внешних пользователей зачастую встречает немалые препятствия. В то же время эти АИР, созданные на средства налогоплательщиков, безусловно, должны быть доступны.
8. Решение проблемы доступа граждан России к АИР немыслимо без использования наиболее перспективных информационных технологий. В современных условиях предпочтение следует отдавать наиболее экономичным технологиям. Так, распространение информации на компактных оптических дисках значительно дешевле, чем на бумаге и тем более через телекоммуникационные сети. В сфере телекоммуникации задача состоит в снижении тарифов на услуги систем связи.
9. Важным обеспечивающим компонентом развития АИР являются лингвистические средства БД. Работы в области классификации, кодирования и представления данных следует четко увязать с программами создания и использования государственных БД. Во всех случаях необходимо отдавать предпочтение либо международным системам классификации, либо представлению данных на естественном языке.
10. В области международного сотрудничества продвижение российских информационных продуктов и услуг, создаваемых на основе БД, на мировой рынок, создание инвестиционного климата для привлечения зарубежных инвесторов, в качестве которых могут выступать и иностранные пользователи, должны стать первостепенными задачами.
Указанный комплект материалов можно получить в НТЦ "Информрегистр" по адресу: 107553, Москва, Б. Черкизовская, 103 /105. Телефон (095) 168-99-42.