Сегодня государства многих стран мира, в том числе и России, рассматривают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в качестве одного из ключевых инструментов, способных трансформировать и повысить эффективность работы органов государственной власти.
Следует признать, что Россия находится на первом этапе широкомасштабного внедрения ИКТ в деятельности государства. В соответствии с мировым опытом на этом этапе важно обеспечить решение ряда ключевых задач, дающих основу для дальнейшего движения. В самом широком плане эти задачи сводятся к обеспечению готовности государства и общества к широкомасштабному использованию информационных технологий. Эта готовность должна быть обеспечена на разных уровнях.
Как правило, большинство государств рассматривают свои инициативы в области электронного правительства в контексте реформирования деятельности органов власти в целом. Поэтому инициативы в области создания «электронного правительства» – это, по сути дела, инициативы в области государственной и административной реформы.
В этой связи можно сказать, что приоритеты России, в том числе проекты ФЦП «Электронная Россия», хорошо перекликаются с международным опытом, с одной стороны, а с другой – находятся в увязке с приоритетами действий Правительства Российской Федерации по осуществлению ключевых реформ, таких как административная реформа, реформа госслужбы, образовательная реформа, дебюрократизация и другие.
Существует целый ряд направлений «Электронной России», которые напрямую связаны с упомянутыми реформами:
Большинство проектов 90-х гг., которые реализовывались в российских государственных организациях, были ориентированы на автоматизацию внутренних процессов – для обеспечения выполнения внутренних транзакций и функций (автоматизация финансовой деятельности, внутренний документооборот и пр.). Проблема 2000 года также способствовала тому, что специалисты в области ИТ фокусировались на решении внутренних задач. Короче, можно сказать, что 90-е годы были периодом применения информационных технологий для автоматизации существующих процессов деятельности госорганов на уровне департаментов и отдельных министерств и ведомств. Интеграция между такими ведомственными системами практически отсутствовала или существовала на уровне пересылки бумажных документов.
В конце 1990-х годов основное внимание привлекала автоматизация деловых или бизнес-процессов внутри ведомств. Создавались распределенные приложения в архитектуре клиент/сервер. Но следует признать, что логика бизнес-процессов, как правило, жестко задавалась через разработку соответствующего кода, что делало такие приложения очень сложными для модификации.
Нельзя сказать, что эти усилия и подходы были неверными. Россия, как и другие страны, шла по логичному эволюционному пути развития и применения ИТ. Важно понять, что нас ждет в ближайшем будущем и в перспективе.
В самом конце XX века и в начале нового тысячелетия web-технологии открыли, по крайней мере, потенциально, каналы взаимодействия некоторых информационных систем, которые существуют в ведомствах, для доступа внешних организаций, бизнеса и граждан, а также предоставили госслужащим широкие возможности для работы с информацией.
Появилась возможность и настоятельная потребность интеграции существующих государственных информационных систем для предоставления принципиально новых услуг гражданам и бизнесу или реализации процессов функционирования государства на принципиально новом уровне.
По данным анализа, выполненного по заказу Министерства экономики и торговли России, 90% государственных информационных систем в нашей стране – это ведомственные системы, 5% – межведомственные и еще 5% – общефедеральные.
Здесь можно привести один пример. Только в городе Москве имеется около 300 ведомственных информационных систем, часть из которых, безусловно, требует интеграции для выполнения тех или иных функций городских властей.
В качестве более конкретного примера можно назвать проект «Социальная карта москвича», реализация которого позволит отслеживать транзакции, связанные с теми или иными видами социальных дотаций, а значит, более точно планировать городской бюджет и взаиморасчеты между ведомствами. Так вот, реализация этой системы, которая находится уже на пилотной стадии, потребует интеграции как минимум десятка ведомственных информационных систем, таких как система Метрополитена, Московского городского фонда обязательного медицинского страхования и др.
Таким образом, большое количество новых государственных ИТ-проектов характеризуется распределенными функциями, участием большого количества внешних организаций в информационном обмене, ориентацией на предоставление услуг внешним пользователям.
Одним из результатов такого положения дел является невозможность диктовать всем участникам таких проектов использование какой-то одной платформы или технологии.
Единственно правильный подход к таким проектам – это использование открытых стандартов.
Второй вывод состоит в том, что, без сомнения, изменения будут продолжаться, и это требует новых подходов к созданию прикладных систем.
Именно этот путь дает основу для реализации предоставления интегрированных услуг государства гражданам и бизнесу по принципу «одного окна». Именно этот путь обеспечит реализацию государственных бизнес-процессов (или административных регламентов) на межведомственном уровне.
Эти архитектурные подходы отлично себя зарекомендовали на уровне отдельных ведомств, таких как Иммиграционная служба Голландии, Министерство труда Франции, при создании Интегрированной судебной информационной системы в Великобритании, информационных систем Европола.
Технологическая основа этих интеграционных проектов – платформа .NET, включая серверные операционные системы Microsoft, сервер интеграции Microsoft BizTalk Server, средства разработки Visual Studio .NET и ряд других продуктов.
Отвечая на эти тенденции, на сегодняшние и будущие потребности использования информационных технологий, Microsoft разработала всеобъемлющую концепцию и архитектуру программного обеспечения под названием .NET.
Если давать краткое, формальное определение тому, что такое .NET, то это – программное обеспечение для интеграции информации, людей, систем и устройств, в основе которого лежат технологии XML и web-служб.
Для разработчиков это означает способность быстро создавать решения, используя различные языки программирования, платформы и устройства доступа.
Для руководителей в области ИТ это означает возможность интегрировать новые и существующие системы как внутри организации, так и вне ее.
Для руководителей министерств и ведомств это означает гибкость и скорость, с которой можно обеспечивать необходимой информацией своих сотрудников, обмениваться информацией с другими организациями: партнерами, вышестоящими и нижестоящими ведомствами и т.д.
Для пользователей, госслужащих и граждан это означает возможность использования различных устройств и каналов для доступа и работы с информацией с любого устройства, в любом месте и в любое время.
Фундаментом Microsoft .NET являются стандарты на web-сервисы, включая XML.
Поэтому .NET – это инфраструктура, созданная Microsoft, чтобы наши партнеры и заказчики могли эффективно создавать, разворачивать, использовать и интегрировать системы, используя для этого стандарты XML.
Наша поддержка этих стандартов носит очень широкий и глубокий характер – от работы в соответствующих органах стандартизации до функциональной поддержки стандартов во всей линейке наших продуктов.
На этапе публикации информации и интерактивного взаимодействия полностью востребованы офисные продукты
компании, портальные технологии, такие как SharePoint Portal Server, технология управления контентом Content Manager Server, система электронной почты и совместной работы на основе MS Exchange, технологии создания корпоративных и ведомственных порталов на основе MS IIS и целого спектра продуктов Microsoft.
Если мы говорим о реальных электронных транзакциях граждан и бизнеса с государством, то такие продукты как MS SQL Server являются сейчас лидерами индустрии по производительности. Помимо этого, потребуются возможности Microsoft Internet Security & Acceleration Server для обеспечения безопасности и скорости доступа и многое другое.
Трансформирование работы государственных организаций невозможно без интеграции и межведомственного информационного обмена. Microsoft BizTalk Server является сейчас лидером рынка XML-интеграции информационных систем и маршрутизации информации и документов. Но подробнее об этом ниже, когда речь пойдет о проектах создания так называемых правительственных шлюзов в Великобритании и ряде других стран Европы.
Заглядывая в будущее, можно сказать, что новые версии серверных и клиентских операционных систем Microsoft в рамках концепции .NET, технологии поддержки мобильной работы, в частности, Microsoft Mobile Information Server, средства глубокого анализа данных и закономерностей, которые поставляются вместе с MS SQL Server, новые устройства работы и доступа, такие как Tablet PC и многие другие технологии, которые сейчас разрабатывает компания, позволят и дальше совершенствовать способы работы государства и госслужащих.
Так, Правительственный шлюз Великобритании, первая рабочая версия которого была создана в течение 15 недель, находится в эксплуатации с марта 2001 г. Шлюз призван обслуживать 200 центральных правительственных организаций и 482 государственных органа местного уровня в стране с 60-миллионным населением, в которой зарегистрировано 3 миллиона компаний.
Шлюз в настоящее время обеспечивает надежность функционирования на уровне 99,95%, возможность обработки до 8,4 млн. транзакций в день. Он обеспечивает продвинутый механизм подписки и единой регистрации на получение услуг государства, маршрутизацию информации и т.д.
Австралийское бюро статистики с помощью XML-технологий интегрировало 250 различных унаследованных систем, используя для этого Visual Studio .NET и серверные продукты Microsoft. Австралийское Министерство по налогам решило аналогичные задачи.
Основу Датского проекта государственной инфраструктуры межведомственного информационного обмена Infostructurebase также составляет публичный репозитарий XML-схем документов. Проект также реализован Microsoft в сотрудничестве с компанией Accenture.
Основным инструментом обеспечения такой открытости являются порталы: центральный правительственный портал, порталы министерств и ведомств, внутренние порталы поддержки работы госслужащих.
Создание порталов стало для многих стран, региональных и местных органов власти первым ощутимым итогом реализации концепции «электронного правительства».
Порталы рассматриваются как средство централизации и интеграции государственных услуг и ключ к преодолению межведомственных барьеров.
Порталы дали мощное ускорение развитию сетевых услуг во многих странах. В этом плане примечателен пример Канады, которая сейчас рассматривается как одна из наиболее продвинутых стран по использованию ИКТ для госуправления и где центральный портал дал мощный импульс процессам «электронного правительства».
В качестве зарубежного примера можно привести Парламент Швейцарии, портал которого построен на основе решений Microsoft.
Проблема информационной безопасности – это проблема индустрии ИТ в целом. В России, как и во всем мире, ей уделяется большое внимание.
Единственно возможный ответ на вызовы современного мира – это сотрудничество. Корпорация Microsoft открыта и нацелена на долгосрочную работу и сотрудничество с государством в области безопасности ИТ:
1. Безопасность в архитектуре, которая включает:
- создание защищенной архитектуры,
- новые функции безопасности,
- снижение количества уязвимостей в новом и существующем коде.
2. Безопасность по умолчанию:
- отключение неиспользуемых функций,
- использование необходимого минимума привилегий.
3. Безопасность в работе:
- правильная настройка
- обнаружение проникновения,
- отражение атак,
- управление действиями по защите.
4. Обратная связь:
- публикация усовершенствований,
- выпуск инструментария и руководств,
- обучение.
В частности, серверная операционная система Microsoft Windows Server 2003 и настольная операционная система Microsoft Windows XP пройдут сертификацию Гостехкомиссии России на соответствие требованиям по защите от несанкционированного доступа к информации – в соответствии с текущими и перспективными ГОСТами.
В рамках апробации новых государственных стандартов, соответствующих Общим критериям, т.е. основанных на международном стандарте Common Criteria, Windows Server 2003 будет сертифицироваться на соответствие не только текущим, но и новым ГОСТам в области обеспечения безопасности информационных систем.
Нет возможности достаточно подробно останавливаться на этой теме. Хотелось бы просто обратить внимание на следующие результаты исследования, которые были проведеныи аналитической компанией Aberdeen Group на реальных заказчиках, в реальных условиях использования технологий Microsoft.
В среднем полученный результат по 10 заказчикам – 99,967% надежности при эксплуатации сервера Windows 2000, т.е. чуть более 3 часов простоя в год.
Эти цифры говорят о том, что в условиях правильного проектирования архитектуры и следования методикам промышленной эксплуатации систем можно добиваться исключительных результатов с точки зрения надежности.
Затрагивая тему производительности, можно привести рекордные показатели обработки транзакций MS SQL сервера на формальных TPC-C тестах, где Microsoft сейчас занимает первые три строки.
Показательным будет пример использования платформы Microsoft – Windows-сервера и MS SQL – для реальной эксплуатации системы SAP R/3 в городе Гамбурге, Германия.
Этой системой одновременно пользуется около 4500 служащих, работающих в различных подразделениях городского управления Гамбурга.
Более того, при создании центра обработки данных использовались соответствующие методики Microsoft Operations Framework, которые являются развитием методологии ITIL (IT Infrastructure Library).
Система обеспечила не менее 20–30% экономии на стоимости закупки, развертывания и сопровождения системы по сравнению со всеми остальными альтернативными платформами.
Следует признать, что по сложности решаемых задач потребности Гамбурга соответствуют задачам управления крупнейших городов мира.
Так, затраты на программное обеспечение российскими государственными организациями в 2002 г. (по данным Министерства экономического развития и торговли) составили менее 2% общих затрат на ИТ. Для сравнения, если брать Россию в целом, включая промышленный сектор и коммерческие структуры, то, по разным оценкам, инвестиции в ПО составляют 11–13% общих затрат на ИТ.
Речь идет даже не о том, что часть программного обеспечения используется государственными организациями нелегально. Проблема в том, что государство не применяет современные информационные технологии комплексно, не разрабатывает в должном объеме программного обеспечения, адаптированного для решения российских задач. Фактически компьютеры по-прежнему часто выполняют роль пишущих машинок, и в стране создается ситуация бессмысленных затрат.
По оценке ВШЭ, коэффициент полезного действия вычислительной техники по разным бюджетным организациям составляет 10–20% (в зависимости от направления), что означает фактически омертвление средств в регулярно обновляемых компьютерах, которые используются крайне неэффективно.
Суть нашего призыва состоит в следующем – обеспечение комплексного подхода к внедрению ИТ как на уровне государства в целом, так и на уровне отдельных министерств и ведомств. Этот комплексный подход состоит, в том числе, в следовании принципам создания комплексной Архитектуры ИТ государства и государственных организаций.
Информационные технологии помогают государству в таких областях как:
1. радикальное упрощение и улучшение взаимодействия государства с гражданами и бизнесом;
2. более эффективный и более управляемый государственный аппарат;
3. стимулирование развития экономики в целом.
Недавно опубликованный отчет компании IDC «Развивая глобальную экономику: преимущества снижения уровня компьютерного пиратства» показал, что индустрия ИТ в течение последних лет являлась ключевым фактором экономического роста. При этом сектор программного обеспечения определял рост индустрии ИТ.
Дальнейшее получение этих преимуществ, с другой стороны, требует внимания государства к сектору ИТ, включая:
Этот же отчет идентифицировал снижение компьютерного пиратства как колоссальный резерв и возможность для стимулирования развития отечественного сектора информационных технологий в целом.
Уменьшение уровня пиратства в России на 10% (с 87% до 77%) – это:
1. Microsoft готова к сотрудничеству с государством на таких принципах, как:
- интеграция,
- открытость,
- безопасность.
2. Microsoft обладает портфелем технологий, которые решают актуальные задачи повышения эффективности работы государственных организаций.
3. У Microsoft есть партнеры, которые могут оказать необходимые услуги по внедрению и поддержке.
© Информационное общество, 2003, вып. 5, сc. 61-67.