Создание информационных обществ, отвечающих потребностям человека. Декларация гражданского общества, принятая на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества


___________________________________________________


8 декабря 2003 года

Мы, женщины и мужчины из разных стран, культур, с разными взглядами, опытом и профессиональными знаниями, являющиеся членами разных групп в развивающемся глобальном гражданском обществе, считаем принципиальным участие гражданского общества в первом саммите ООН по вопросам информации и коммуникации - Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Мы в течение двух лет участвовали в этом процессе, прикладывая свои усилия для формирования всеобъемлющих, равноправных концепций информационных и коммуникационных обществ, ориентированных на человека1.

Работая вместе как в интерактивном, так и в автономном режимах, поддерживая использование всеми информационно-коммуникационных технологий, мы могли обмениваться взглядами и формировать общее мнение, а также совместно разрабатывать видение информационных и коммуникационных обществ.

На первом этапе саммита, который прошел в Женеве в декабре 2003 года, наши голоса и общие интересы не были адекватно отражены в документах ВВУИО. Мы предлагаем включить этот документ как часть официальных результатов саммита. Будучи уверенными, что это видение сможет стать реальностью благодаря действиям женщин и мужчин, сообществ и народов, мы представляем его для всех, приглашая к участию в непрерывном диалоге и к объединению усилий в создании общего будущего.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Видение общества2.3. Культура, знания и общественное достояние
2. Основные принципы и проблемы
    2.3.1. Культурное и языковое разнообразие
2.1. Социальная справедливость и устойчивое развитие, ориентированное на человека
    2.3.1.1. Создание возможностей и образование
    2.1.1. Борьба с нищетой
    2.3.1.2. Язык
    2.1.2. Глобальное гражданство
    2.3.1.3. Международное законодательство и постановления
    2.1.3. Гендерная справедливость
    2.3.2. СМИ
    2.1.4. Роль молодежи
    2.3.2.1. Роль СМИ
    2.1.5. Доступ к информации и средствам коммуникации
    2.3.2.2. Общественные СМИ
    2.1.6. Доступ к информации о здоровье
    2.3.3. Глобальное знание как общественное достояние
    2.1.7. Базовая грамотность
    2.3.3.1. Знания коренных народов
    2.1.8. Разработка устойчивых решений в сфере ИКТ, ориентированных на общество
    2.3.3.2. Авторское право, патенты и торговые марки
    2.1.9. Конфликтные ситуации
    2.3.3.3. Программное обеспечение
2.2. Главенство прав человека
    2.3.3.4. Исследования
    2.2.1. Свобода самовыражения
2.4. Благоприятная среда
    2.2.2. Право на конфиденциальность
    2.4.1. Этические аспекты
    2.2.3. Право на участие в работе правительства
    2.4.2. Демократическое и подотчетное правление
    2.2.4. Права работников
    2.4.3. Инфраструктура и доступ
    2.2.5. Права коренного населения
    2.4.4. Финансирование и инфраструктура
    2.2.6. Права женщин
    2.4.5. Развитие человека - обучение и подготовка
    2.2.7. Права ребенка
    2.4.6. Генерирование информации и развитие знаний
    2.2.8. Права людей с ограниченной дееспособностью
    2.4.7. Глобальное управление ИКТ и коммуникациями
    2.2.9. Правовые нормы
3. Заключение

1. Видение общества

В центре нашего видения информационных и коммуникационных обществ находится человек. Необходимо укреплять, уважать, защищать и утверждать достоинство и права всех народов и каждого отдельного человека. Преодоление непростительного разрыва между уровнями развития, между роскошью и крайней нищетой должно стать нашей первоочередной задачей.

Наша цель - создание информационных и коммуникационных обществ, ориентированных на человека, всеобщих и равноправных. Обществ, в которых каждый может свободно создавать, получать, использовать, передавать и распространять информацию и знания и таким образом давать возможность сообществам, народам и отдельным людям улучшить качество своей жизни и реализовать свой потенциал. Обществ, основанных на принципах социальной, политической и экономической справедливости, полноценного участия в общественных процессах и гарантии прав всех людей - то есть обществ, которые сегодня действительно решают насущные проблемы развития. Обществ, цель которых – устойчивое развитие, демократия и тендерное равноправие, а в конечном счете - более мирный, справедливый, эгалитарный, а потому устойчивый мир, опирающийся на принципы, изложенные в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека.

Мы стремимся создать информационные и коммуникационные общества, в которых развитие опирается на фундаментальные права человека и ориентируется на справедливое распределение ресурсов, ведущее к ликвидации нищеты неэксплуататорскими и экологически рациональными методами. Мы верим, что технологии могут использоваться как основа для решения проблем, а не как самоцель, поэтому мы считаем, что преодоление информационного неравенства - лишь один шаг на пути к достижению всеобщего развития. Мы признаем огромный потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для преодоления голода, последствий стихийных бедствий, новых пандемий, таких как ВИЧ/СПИД, а также для ограничения распространения вооружений.

Мы считаем, что коммуникация - основа социальных процессов, основная потребность человека и основа всей социальной организации. Кто угодно, где угодно, в любое время должен иметь возможность участвовать в процессах коммуникации, и никто не должен быть лишен их преимуществ. Это означает, что каждый человек должен иметь доступ к средствам коммуникации и возможность реализовать свое право на свободу высказываний и самовыражения, что включает в себя право выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию и идеи любыми средствами независимо от каких-либо границ. Подобным образом необходимо гарантировать право на конфиденциальность, право на доступ к общественно значимой информации и знаниям и многие другие универсальные права человека, имеющие особую связь с информационными и коммуникационными процессами. Эти коммуникационные права и свободы, а также право на доступ к информации должны активно поддерживаться и ясно прослеживаться в национальных законах и выполняться с учетом соответствующих технических требований.

Создание подобных обществ предполагает привлечение отдельных людей, а также организаций и сообществ в качестве участников, ответственных за принятие решений и формирование стратегий, политики и механизмов управления. Для этого необходимо создание благоприятной среды, в которой могли бы участвовать представители всех поколений - мужчины и женщины, разные социальные и языковые группы, культуры и народы, сельские и городские жители - все без исключения. Правительства также должны предоставлять услуги, необходимые населению, и быть подотчетными для населения, являющегося столпом государственной политики, чтобы модели информационных и коммуникационных обществ были открытыми и доступными для непрерывного совершенствования.

Мы уверены, что технологии не бывают нейтральными по своему социальному воздействию, поэтому возможность «технологически нейтрального» процесса принятия решений является заблуждением. Крайне важно делать ответственный социальный и технический выбор при введении новых технологий, начиная с момента их разработки и до этапов внедрения и эксплуатации. Негативное социальное и техническое воздействие информационных и коммуникационных систем, выявляемое с опозданием, крайне сложно исправить, поэтому оно наносит больший вред. В нашем видении информационного и коммуникационного общества технологии проектируются при участии их конечных пользователей, что поможет предотвратить или свести к минимуму все негативные последствия.

В нашем видении обществ человеческие знания, творчество, сотрудничество и солидарность являются ключевыми элементами, поощряется не только индивидуальное творчество, но и коллективные инновации на основе сотрудничества. Это общества, где ресурсы знаний, информации и коммуникаций защищаются и признаются общим наследием человечества, общества, гарантируют и развивают культурное и языковое разнообразие и межкультурный диалог в духе свободы от дискриминации, насилия и вражды.

Мы знаем, что информация, знания и средства коммуникации появляются сейчас в таком количестве, о каком человечество даже не мечтало в прошлом, но мы также знаем, что ограничение доступа к средствам коммуникаций, к информации и навыкам, необходимым для участия в общественной сфере, все еще является крупнейшим препятствием, особенно в развивающихся странах. В то же время информация и знания все больше превращаются в частные ресурсы, которые можно контролировать, продавать и покупать, как если бы они были простым товаром, а не основополагающими элементами социальной организации и развития. Таким образом, одной из основных проблем информационных и коммуникационных обществ мы считаем необходимость поиска путей разрешения этих противоречий.

Мы уверены, что при определенном желании политиков мобилизовать богатства человеческих знаний и соответствующих ресурсов человечеству удастся реализовать цели Декларации тысячелетия и даже превзойти их. Мы, организации гражданского общества, принимаем на себя свою долю ответственности для претворения этой цели и этого видения в реальность.

2. Основные принципы и проблемы

Исходя из этого видения, важно, чтобы развитие информационных и коммуникационных обществ опиралось на основные принципы, отражающие понимание насущных проблем и ответственности различных участников. Для этого необходимо всеобщее признание необходимости решать тендерные вопросы и брать на себя обязательства по обеспечению тендерного равноправия, недискриминации и прав женщин, а также признание этих принципов незыблемыми и обязательными предпосылками для равноправного развития, ориентированного на человека, в информационных и коммуникационных обществах. Подобное обязательство предполагает сознательное устранение последствий неравного разделения власти в социальной, экономической и политической сферах, которые проявляются в разнице возможностей доступа, выбора, участия, статуса и контроля за ресурсами как между мужчинами и женщинами, так и между сообществами, где различия проявляются на уровне классов, этносов, возрастных категорий, религиозных убеждений, расовой принадлежности, географического положения и состояния развития.

Мы определили ключевые проблемные области. Мы признаем и поддерживаем нижеследующие принципы, и мы определили приоритетные области действий для международного сообщества.

2.1. Социальная справедливость и устойчивое развитие, ориентированное на человека

В отношении социальной справедливости развитие, ориентированное на человека, означает создание культурных, социальных, экономических, политических и экологических условий для жизни, гарантирующих права и реализацию потенциала сообществ и отдельных людей. Несмотря на огромные достижения человечества в области знаний и технологий, большинство людей продолжают жить в ужасающих условиях.

Социальная справедливость в информационных и коммуникационных обществах может быть достигнута только с учетом геополитического и исторического неравенства в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Современная глобальная динамика осложняется напряженностями, возникающими вследствие пересечения глобальной экономической либерализации, культурной глобализации, усиления милитаризма, фундаментализма, расизма, несоблюдения и нарушения основных прав человека.

Неравное распределение ИКТ и отсутствие доступа к информации для большинства населения планеты, которые часто называют информационным неравенством, являются в действительности отражением новых асимметрий на существующей системе координат социальных неравенств. Среди них - неравенство между севером и югом, между богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, городским и сельским населением, теми, кто имеет доступ к информации, и теми, у кого его нет. Подобные контрасты существуют не только между культурами, но и внутри национальных границ. Международное сообщество должно объединить свои возможности для того, чтобы каждая отдельная страна преодолевала информационное неравенство в пределах своих границ.

Устранение всех форм дискриминации и изоляции в различных неблагополучных и уязвимых группах и сообществах потребует чего-то большего, чем просто технологии. Их полноценное участие в информационных и коммуникационных обществах требует отказа на самом глубинном уровне от использования для развития информационных и коммуникационных технологий исключительно в целях получения прибыли и соблюдения рыночных интересов. Необходимо предпринять сознательные и целенаправленные действия для того, чтобы внедряемые ИКТ не усугубляли существующих негативных тенденций экономической глобализации и рыночной монополизации. Вместо этого развитие и применение ИКТ должны ориентироваться на социальный, экономический и культурный прогресс на благо народов мира и преобразование нынешней парадигмы развития.

Технические решения должны приниматься с целью удовлетворения жизненно важных потребностей человека, а не с целью обогащения компаний или осуществления недемократического правительственного контроля. Поэтому необходимо принять основополагающие решения относительно проектирования и использования технологий совместно с гражданским обществом, включая индивидуальных конечных пользователей, инженеров и ученых. В частности, при внедрении социальных технологий для адекватного реагирования на потребности сообществ в процессах проектирования необходимы обучение и практическое применение общественной информатики.

2.1.1. Борьба с нищетой

Борьба с нищетой должна быть ключевым приоритетом повестки дня ВВУИО. Без преодоления существующего неравенства невозможно достичь устойчивого развития с использованием новых ИКТ. Люди, живущие в крайней нищете, должны иметь возможность привнести свои опыт и знания в диалог всех сторон. Борьба с нищетой требует большего, чем просто формирование «повесток развития». Она требует изучения существующих схем, улучшения доступа к информации, имеющей значение в определенном контексте, развития обучения навыкам работы с ИКТ и выделения значительных финансовых и иных ресурсов. Добровольцы, работающие в непосредственном контакте с народом, играют важную роль в решении вопроса социальной исключенности.

Финансовые ресурсы, связанные с социальной и цифровой солидарностью, должны направляться через существующие и новые финансовые механизмы, которые должны быть прозрачными и управляться всеми секторами общества. Среди тех механизмов, которые необходимо проверить на предмет потенциально негативного воздействия на справедливое развитие, - текущая деятельность по определению и регулированию монополизированных знаний и информации, включая деятельность Всемирной организации интеллектуальной собственности и Соглашение об использовании права на интеллектуальную собственность в сфере торговли (TRIPS).

2.1.2. Глобальное гражданство

Информационные и коммуникационные общества несут в себе возможность катализировать и высвобождать огромные финансовые, технические, человеческие и моральные ресурсы, необходимые для устойчивого развития. Эти ресурсы будут высвобождаться только по мере того, как народы всего мира разовьют глубокое чувство ответственности за судьбу планеты и благополучие всего человечества. Поэтому каждому человеку и сообществам в целом, а также правительствам необходимо развивать в себе глобальную сознательность и чувство глобального гражданства. Так как человечество едино и неделимо, каждый член человеческой расы рождается в мире всеобщего доверия и лучше всего развивается, когда осознает равную важность каждого человека, чему способствует активное применение международных стандартов прав человека.

2.1.3. Гендерная справедливость

Справедливые, открытые и равноправные информационные и коммуникационные общества должны основываться на тендерной справедливости и руководствоваться принципами тендерного равноправия, недискриминации и соблюдения прав женщин, изложенными в Пекинской декларации и Платформе действий (Четвертая всемирная конференция по правам женщин) и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW). Действия по ликвидации дискриминации, возникающей вследствие неравной расстановки сил на всех уровнях общества, должны основываться не только на ответственности, но и на глубокой сознательности всех участников. Во всех секторах необходимо разрабатывать активные стратегии и программы, которые сделают женщин активными и главными участниками изменений в процессах использования, владения и адаптации ИКТ. Для того, чтобы девочки и женщины могли использовать свои права на протяжении всей своей жизни, быть создателями и лидерами общества, нужно проводить образовательные программы и создавать благоприятную для них среду обучения. Необходимостью являются проведение тендерного анализа и разработка количественных и качественных показателей измерения тендерного неравенства в обширной и интегрированной национальной системе наблюдения и оценки.

2.1.4. Роль молодежи

Мы считаем молодежь будущей рабочей силой, ведущими создателями и первыми пользователями ИКТ. Поэтому нужно обеспечить ей возможность учиться, разрабатывать, заниматься предпринимательством и принимать решения. Мы должны обратить особое внимание на тех молодых людей, которые еще не имели доступа к возможностям информационных и коммуникационных обществ. В частности, нужно поддерживать молодых людей, живущих в неблагополучных условиях, особенно молодежь из развивающихся стран. Равенство возможностей для девочек и женщин должно быть незыблемым принципом, необходимо иметь лучшее понимание их особых потребностей и потенциала в области ИКТ. Необходимо также решать такие проблемы молодых рабочих в отраслях индустрии ИКТ, как низкая заработная плата, плохие условия труда, отсутствие стабильной работы и коллективного представительства. Будучи основными пользователями ИКТ, молодые люди становятся наиболее уязвимыми к риску, который несет здоровью их использование. Поэтому мы обязуемся разрабатывать и использовать те ИКТ, которые гарантируют безопасность благополучию и гармоничное развитие всех детей.

2.1.5. Доступ к информации и средствам коммуникации

Доступ к информации и средствам коммуникации как к общественному и глобальному достоянию должен быть всеобщим, демократичным и равноправным. Неравенство в доступе должно устраняться на уровне неравенства севера и юга, а также неравенства развитых и менее развитых стран. Барьеры, которые придется преодолеть, носят экономический, образовательный, технический, политический, социальный, этнический и возрастной характер, и неравные тендерные отношения осложняют все эти проблемы и должны решаться с особым вниманием.

Необходимо обеспечить всеобщий доступ к информации, жизненно важной для развития человека, а также развивать инфраструктуру и наиболее приемлемые для всех социальных контекстов формы информационных и коммуникационных технологий и усвоение социумом этих технологий. Это подразумевает обращение к различным социальным группам, таким как коренное население, диаспора и мигранты, а также привилегии местным или целевым программам. Традиционные СМИ и инициативы сообществ в области информации и коммуникаций играют в этом ключевую роль, также как и эффективное использование новых ИКТ. Необходимо развивать правовую и юридическую базу всех информационных и коммуникационных обществ, что позволит вести всеобщий обмен технологиями, информацией и знаниями, а также обеспечит общественный контроль, уважение прав и свобод человека.

При разработке ИКТ необходимо учитывать особые потребности и нужды всех сторон, включая людей с ограниченной дееспособностью. Лучше всего обеспечивать всеобщую доступность и приемлемость ИКТ на самом раннем этапе их проектирования и производства, чтобы информационное и коммуникационное общество было обществом для всех при минимальных затратах.

Необходимость доступа, передачи и получения информации становится особенно острой для таких уязвимых групп людей, как беженцы, лица, перемещенные вследствие войны, люди, ищущие убежища, которые порой даже не знают своих прав, часто нарушаемых. Доступ к средствам коммуникации для этих групп людей необходим для защиты и гарантии их прав, чтобы они могли подавать законные требования в соответствии с международным законодательством.

2.1.6. Доступ к информации о здоровье

Предоставление критически важной для жизни информации о душевном и физическом здоровье может осуществляться с помощью решений на базе ИКТ. Отсутствие доступа к информации и коммуникациям считается критическим фактором, вызывающим кризис душевного и физического здоровья по всему миру. Эксперты выдвинули предположение, что предоставление гражданам развивающихся стран на общественном уровне точек доступа к информации о душевном и физическом здоровье может стать ключевым начальным этапом разрешения кризиса охраны душевного и физического здоровья. Однако подобные центры доступа должны обеспечивать не только односторонний поток информации (например, от специалиста к сообществу или пациенту). Сообщества должны иметь возможность принимать участие в выборе и создании потоков коммуникации, которые они считают полезными и необходимыми для профилактики и лечения душевных и физических заболеваний и укрепления здоровья всех людей. Крайне важно обеспечить открытый доступ к медицинской информации, чтобы все доктора и практикующие врачи имели возможность использовать все известные науке данные.

2.1.7. Базовая грамотность

Грамотность и всеобщий доступ к бесплатному образованию являются ключевым принципом. Обществам знаний нужны знающие и образованные граждане. Для создания возможностей необходимо развивать у людей навыки активного гражданского участия, включая способность находить, оценивать, использовать и создавать информацию и технологии. Приоритет должен отдаваться при этом локальным, горизонтальным подходам, учитывающим равенство полов и ориентированным на общество. Необходимо также сочетать традиционные и новые СМИ, а также обеспечивать доступ к знаниям и информации. Библиотеки - как реальные, так и виртуальные - играют важную роль в предоставлении всеобщего доступа к знаниям и информации. На международном и многостороннем уровне необходимо продвигать знания и культуру, являющиеся общественным достоянием. Информационные технологии, ориентированные на человека, могут способствовать ликвидации болезней и эпидемий, помогут обеспечить всех едой, кровом, гарантировать свободу и мир.

Грамотность, образование и исследования являются основополагающими компонентами информационных и коммуникационных обществ, а также обществ знаний. Образование укрепляет демократию, способствуя появлению грамотных граждан и профессиональных работников. Но только знающий и образованный гражданин, имеющий доступ к средствам и результатам исследований, отражающих различные точки зрения, может полноценно и эффективно участвовать в обществах знаний.

Необходимо уделить особое внимание потенциальным позитивным и негативным факторам использования информационно-коммуникационных технологий для ликвидации неграмотности с точки зрения использования региональных, национальных и международных языков. Грамотность, образование и исследования в информационных и коммуникационных обществах должны развиваться с учетом потребностей людей с ограниченной дееспособностью и использовать все средства для преодоления этих ограничений (например, технологии распознавания голоса, электронного обучения, обучения в открытых университетах).

2.1.8. Разработка устойчивых решений в сфере ИКТ, ориентированных на общество

Для того чтобы сообщества и индивидуумы могли пользоваться всеми преимуществами информационного и коммуникационного общества, необходимо проектировать и производить ИКТ в соответствии с принципами экологической устойчивости. Технологические решения также должны быть устойчивыми, чтобы сообщества смогли использовать и развивать их.

Переработка оборудования должна соответствовать экологическим нормам. Производство технологий не должно потреблять неприемлемое количество энергии или природных ресурсов.

Чрезвычайно важно вести разработку конкретных предложений и стратегий по улучшению эффективности ресурсов и разработке возобновляемых источников энергии. В этот контекст входит «дематериализация» (например, использование меньших объемов бумаги) и снижение количества отходов благодаря ИКТ; повышение срока эксплуатации аппаратных средств; улучшение условий переработки; безопасная утилизация аппаратных средств и компонентов ИКТ, а также разработка альтернатив токсичным компонентам ИКТ. Это также означает высокий приоритет создания и использования возобновляемых источников энергии для удовлетворения базовых потребностей населения развивающихся стран. Возобновляемые источники энергии должны использоваться для распространения информации и коммуникаций на базе ИКТ, включая радио и телевидение. Африка может с большей пользой использовать солнечную энергию вследствие высокого уровня прямого солнечного излучения на ее территории. Мобилизуя региональное сотрудничество в деле поддержки необходимой техникой и финансами, Африка сможет играть ведущую роль в этой стратегической области уже в следующем десятилетии.

Сообщества должны иметь возможность напрямую участвовать в разработке и эксплуатации решений на базе ИКТ для преодоления своих проблем. Для того чтобы общества могли создавать и поддерживать свои собственные решения, использующие ИКТ, они должны иметь возможность развивать свои собственные производительные силы и контролировать средства производства в информационных обществах. Это касается права на всестороннее участие в разработке и жизнеобеспечении проектов, использующих ИКТ, посредством демократических процессов, в том числе процесса принятия решений с учетом экономических, культурных, экологических и других проблем. ИКТ должны использоваться как инструмент для создания подлинных и устойчивых источников работы, для обеспечения новых вакансий.

Для того чтобы сообщества и отдельные индивидуумы могли создавать экономически и технически устойчивые решения, они должны иметь право на использование бесплатного программного обеспечения (ПО). Это делает ПО более доступным по средствам и дает людям возможность участвовать в его разработке и эксплуатации2. Инновации на базе ИКТ должны придерживаться международных технических стандартов для аппаратных средств, ПО и процессов, являющихся открытыми, свободно используемыми, задокументированными, совместимыми, недискриминационными и отвечающими спросу.

Очень важно поддерживать коммуникации в сообществе с использованием как традиционных, так и новых средств и технологий. Необходимо развивать такую дисциплину, как информатика, которая акцентируется на определенных характеристиках и потребностях сообществ в связи с разработкой, проектированием, размещением и эксплуатацией ИКТ, а также на производстве местного контента.

2.1.9. Конфликтные ситуации

Мы признаем, что воздействие СМИ может быть как позитивным, так и негативным в конфликтных ситуациях, включая период постконфликтного восстановления мира. Поэтому мы настаиваем, что права журналистов и всех людей, собирающих и передающих информацию различными способами, должны особенно бережно охраняться в ходе конфликтов. Эти права должны быть незыблемыми всегда, но особенно они важны в ходе войн, ожесточенных конфликтов и ненасильственных протестов.

Мы особенно обеспокоены внедрением технологий и методов информационных войн, включая намеренное создание помех, блокирование или разрушение гражданских коммуникационных систем во время конфликтных ситуаций; использование подставных журналистов и выведение из строя независимых журналистов; использование СМИ и коммуникационных систем для разжигания ненависти и геноцида военными, полицейскими или другими силами безопасности, будь то правительственные, частные или негосударственные, в ходе конфликтных ситуаций, как международных, так и внутренних.

Вмешательство информации в конфликтные ситуации должно ограничиваться международным законодательством, и ВВУИО должна поощрять работу над будущей конвенцией против средств ведения информационных войн, которая будет регулировать эти проблемы. В то же время ВВУИО должна не только ограничить средства ведения информационных войн и контроль над СМИ в конфликтных ситуациях, но и активно поддерживать СМИ и коммуникации на благо мира. Для этого правительства должны уменьшить государственные субсидии на технологии военных коммуникаций и тратить деньги напрямую на разработку мирных средств коммуникации.

2.2. Главенство прав человека

Информационное и коммуникационное общество должно опираться на соблюдение прав человека и уважение человеческого достоинства. Исходя из Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека, оно должно реализовать принцип универсальности, неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности всех прав человека - гражданских, политических, экономических, социальных и культурных, включая право на развитие и языковые права. Это подразумевает полную интеграцию, конкретное применение и гарантию всех прав, признание их главенства для демократии и устойчивого развития. Информационные и коммуникационные общества должны быть всеобщими, чтобы все люди, независимо от каких-либо различий, могли полностью реализовать свой потенциал. Принципы недискриминации и разнообразия должны проходить через всю политику, процессы регулирования и программы в области ИКТ.

2.2.1.Свобода самовыражения

Статья 19 Всеобщей декларации прав человека играет основополагающую роль, формируя жизненно важные условия для создания информационных и коммуникационных обществ, ориентированных на человека. Статья 19 гласит, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и самовыражения, право на поиск, получение и передачу информации и идей любыми средствами и невзирая на границы. Это означает свободное распространение идей, многообразие источников информации и каналов передачи, свободу прессы и наличие инструментов доступа к информации и обмена знаниями. Свобода выражения в интернете должна обеспечиваться законом, а не только средствами саморегуляции и кодексами поведения. Не должно быть предварительной цензуры, произвольного контроля или ограничений по отношению к участникам процесса коммуникации или контенту, передаче и распространению информации. Необходимо защищать и укреплять плюрализм источников информации и каналов передачи.

2.2.2. Право на конфиденциальность

Право на конфиденциальность, изложенное в статье 12 Всеобщей декларации прав человека, является необходимым для независимого развития человека в гражданской, политической, социальной, экономической и культурной сферах деятельности. Для обеспечения права на конфиденциальность необходимо преодолеть новые проблемы информационных и коммуникационных обществ, это право должно соблюдаться в общественной сфере, в Сети и автономно, дома и на рабочем месте. Каждый человек должен иметь право свободно решать, хочет ли он получить информацию и общаться с другими и каким образом. Каждый должен иметь возможность общаться анонимно. Власть частного сектора и правительства над персональными данными повышает риск злоупотребления, в том числе через наблюдение и контроль. В демократическом обществе подобные действия должны вестись на минимальном уровне и быть подотчетными в соответствии с законодательством. Сбор, хранение, обработка, использование и разглашение личных данных, не важно кем, должно находиться под контролем и определяться самим человеком, к которому относится эта информация.

2.2.3. Право на участие в работе правительства

Хорошее государственное управление и справедливость в демократическом обществе подразумевают открытость, прозрачность, подотчетность, участие и соответствие нормам права. Для того чтобы обеспечить право на участие в работе правительства, необходимо уважать все эти принципы. Общество должно получить доступ к правительственной информации, которая должна быть своевременной, в полном объеме, в удобном формате и на удобном языке. Это относится и к документам корпораций, чья деятельность затрагивает интересы общества, особенно в тех ситуациях, когда правительство не сделало подобную информацию достоянием общественности.

2.2.4. Права работников

ИКТ стремительно меняют то, как мы работаем. Поэтому очень важно создать справедливые, безопасные, надежные и благоприятные для здоровья условия труда при производстве оборудования и ПО и использовании ИКТ на рабочем месте в соответствии с международными трудовыми нормами, например посредством трехстороннего социального диалога. ИКТ должны использоваться для того, чтобы повышать осведомленность, уважение и соблюдение стандартов прав человека и международных трудовых норм. В рабочем пространстве должны уважаться такие права человека, как конфиденциальность, свобода самовыражения, языковые права, право работников в Сети на образование и вступление в профсоюз для свободного функционирования, включая общение с государственными служащими.

2.2.5. Права коренного населения

Эволюция информационных и коммуникационных обществ должна быть основана на уважении и соблюдении прав коренного населения и их самобытности в соответствии с международными конвенциями. Коренное население имеет фундаментальные права на защиту, сохранение и укрепление своего языка, культуры и индивидуальности. ИКТ должны использоваться для поддержки и развития разнообразия и защиты приоритетных прав и возможностей коренного населения использовать свои культурные, интеллектуальные и природные ресурсы в полной мере.

2.2.6. Права женщин

Чтобы гарантировать права женщин в информационных и коммуникационных обществах, изложенные в Конвенции по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Пекинской декларации и платформе для действий (Четвертая всемирная конференция по правам женщин), важно принять во внимание различия, неравенства и проблемы, испытываемые женщинами. Для этого необходимо понять, в чем состоит неравенство между мужчинами и женщинами и как оно выражается в разнице возможностей, уровне доступа, участии и использовании ИКТ. Для решения этих проблем необходимо сознательное вмешательство политики и законодательства. Для эффективного соблюдения прав женщин и для того, чтобы женщины имели возможность требовать выполнения своих прав в полной мере, необходимо провести анализ, основанный на принципе равноправия, который войдет в состав стратегии и программ в области ИКТ. Это принцип преобразования неравного соотношения сил между мужчинами и женщинами в рамках действий по обеспечению прав женщин. Женщины нуждаются не только в равенстве возможностей, но и в равенстве доступа к возможностям и полноправному участию в получении выгоды от этих возможностей.

2.2.7. Права ребенка

Информационные и коммуникационные общества должны уважать и поддерживать принципы Конвенции по правам ребенка. Каждый ребенок имеет право на счастливое детство и права и свободы, доступные всем людям в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека. Все люди, гражданское общество, частный сектор и правительства должны взять на себя обязательства гарантировать права ребенка в информационных и коммуникационных обществах.

2.2.8. Права людей с ограниченной дееспособностью

Во всеобщих информационных и коммуникационных обществах права людей с ограниченной дееспособностью на полноценный и равноправный доступ к информации и коммуникациям, включая ИКТ, независимо от типа и уровня недееспособности, должны гарантироваться государственной политикой, законами и постановлениями на всех уровнях. Для этого необходимо всеми силами поддерживать всемирные принципы проектирования и использования вспомогательных технологий на протяжении всего процесса создания и развития информационных и коммуникационных обществ, в которых люди с ограниченной дееспособностью и их организации смогут полноценно участвовать на равных основаниях с людьми без ограничений дееспособности.

2.2.9. Правовые нормы

Национальные постановления должны находиться в полном соответствии с международными стандартами прав человека, придерживаясь норм права. Информационные и коммуникационные общества не должны приводить к какой-либо дискриминации или лишению прав человека вследствие принятия законодательных актов или бездействия правительства или неправительственных сторон, действующих в своей юрисдикции. Любое ограничение использования ИКТ должно преследовать законную цель в соответствии с международным законодательством, быть предписанным законом, быть четко пропорциональным этой цели и быть необходимым в демократическом обществе.

2.3. Культура, знания и общественное достояние

Информационные и коммуникационные общества обогащаются разнообразием культур и языков, сохраняемых и передаваемых посредством устной традиции или фиксируемых и передаваемых через различные каналы связи и составляющих вместе сумму человеческих знаний. Человеческие знания - это наследие всего человечества, резервуар, из которого рождается все новое знание. Сохранение культурного и языкового разнообразия, свобода СМИ и защита и расширение глобальных знаний, являющихся, общественным достоянием, жизненно важны для информационных и коммуникационных обществ наряду с разнообразием нашей естественной природной среды.

2.3.1. Культурное и языковое разнообразие

Культурное и языковое разнообразие является важнейшим аспектом информационных и коммуникационных обществ, ориентированных на человека. Необходимо уважать и сохранять достоинство и ценность каждой культуры. Культурное и языковое разнообразие основано, помимо всего прочего, на свободе информации и самовыражения и всеобщем праве свободного участия в культурной жизни общества на местном, национальном и международном уровнях. Это участие включает в себя действия в качестве как пользователей, так и создателей культурного контента. ИКТ, включая традиционные каналы коммуникации, играют особо важную роль в обеспечении стабильности и развития культур и языков мира.

2.3.1.1. Создание возможностей и образование

Культурное и языковое разнообразие должно не только защищаться, но и развиваться. Это касается возможности самовыражения на своем языке, в любое время, любым способом, включая традиционные каналы и новые ИКТ. Для того чтобы стать участником и творцом в информационных и коммуникационных обществах, нужны не только технические навыки, но и критические и творческие умения. В области образования и учебных программ необходимо обратить особое внимание на медиаобразование в том смысле, который отражен в Грюнвальдской декларации ЮНЕСКО. Культурное и языковое разнообразие также подразумевает равный доступ к средствам самовыражения и распространения культурных продуктов и услуг. Приоритет должен отдаваться инициативам, ориентированным на общество.

2.3.1.2. Язык

Многообразие языков - основа жизнеспособных информационных и коммуникационных обществ. При правильных приоритетах ИКТ могут применяться для преодоления культурного и языкового неравенства. В прошлом развитие ИКТ слишком часто поощряло неравенства, например, доминирование языков, использующих латиницу (особенно английского), и маргинализацию локальных, региональных языков и языков меньшинств. Необходимо отдать приоритет исследованиям и разработке ИКТ для преодоления барьеров и неравенств языков и культур.

2.3.1.3. Международное законодательство и постановления

Международное законодательство и постановления должны поддерживать культурное, языковое и медиаразнообразие в соответствии с существующими международными деклараци¬ями и договоренностями, в частности статьями 19 и 27 Всеобщей декларации прав человека; статьями 19 и 27 Международного договора по гражданским и политическим правам; статьями 13 и 15 Международного договора по экономическим, социальным и культурным правам; а также статьями 5 и 6 Всеобщей декларации по культурному разнообразию, принятой ЮНЕСКО в 2001 году. Международные торговые соглашения должны рассматривать культуру, включая аудиовизуальный контент и услуги, не просто как товар, но и учитывать необходимость культурного, языкового и медиаразнообразия. Необходимо ускорить принятие Международной конвенции по культурному разнообразию, целью которой является эффективное и взаимосвязанное международное соглашение. Существующие инструменты регулирования авторских прав, включая ТРИПС и Всемирную организацию интеллектуальной собственности, должны быть пересмотрены с тем, чтобы обеспечивать культурное, языковое и медиаразнообразие и способствовать развитию человеческого знания.

2.3.2. СМИ

2.3.2.1. Роль СМИ

Свобода самовыражения и свобода СМИ являются центральными в любой концепции информационных и коммуникационных обществ. СМИ - это интегральный механизм поддержки глобальных коммуникаций. Их роль в производстве, сборе и распределении различного контента, где присутствуют и могут активно участвовать все граждане, крайне важна, особенно в развивающихся странах, где радио и телевидение продолжают оставаться наиболее эффективными способами распространения качественной информации. Все формы СМИ могут оказать значительный вклад в укрепление социальной сплоченности и развитие в цифровую эпоху.

Статья 19 стала основой для пяти региональных деклараций о свободе СМИ и плюрализме, которые и дальше должны описывать роль всех видов СМИ. Эти тексты3 были единогласно одобрены странами - членами ЮНЕСКО.

Безопасность и другие вопросы не должны ограничивать свободу самовыражения и свободу СМИ. Плюрализм и разнообразие СМИ должны гарантироваться соответствующими законами, что поможет избежать чрезмерной концентрации СМИ.

Необходимо защищать редакторскую независимость медиапрофессионалов и авторов. Формулировкой профессиональных и этических стандартов в журналистике и других сферах производства СМИ должны заниматься сами медиаработники. Сетевые авторы, журналисты и редакторы должны иметь такие же контрактные права и социальную защиту, что и другие медиаработники.

Государственное вещание играет особую и важную роль в привлечении всех к участию в информационных и коммуникационных обществах. Контролируемые государством СМИ должны быть преобразованы в независимые в редакторском плане государственные организации.

2.3.2.2. Общественные СМИ

Общественные СМИ, то есть независимые, ориентированные на гражданское общество СМИ, играют особую роль в предоставлении информации и привлечении в информационные и коммуникационные общества всех граждан, особенно из беднейших и наименее обеспеченных сообществ. Общественные СМИ могут быть жизненно важными средствами получения информации, высказывания точек зрения и ведения диалога. Юридические и правовые нормы, защищающие и поддерживающие общественные СМИ, играют крайне важную роль, помогая наиболее уязвимым группам получать доступ к информации и коммуникациям.

Правительства должны создать недискриминационные юридические нормы для общественных СМИ и обеспечить равноправное распределение частот посредством прозрачных и подотчетных механизмов. Необходимо поставить целью открытие лицензий на вещание, чтобы наладить общественное вещание там, где это в настоящий момент не разрешено. При планировании и регулировании спектра необходимо обеспечить достаточную пропускную способность спектра и канала, что в сочетании с приемлемыми техническими стандартами позволит общественным СМИ развиваться как в аналоговой, так и в цифровой среде.

Гражданское общество должно совместными усилиями создать Фонд общественных СМИ, который будет вкладывать инвестиции и поддерживать общественные СМИ, информационные и коммуникационные инициативы, использующие традиционные СМИ и новые ИКТ, включая проекты, направленные на беднейшие сообщества, для защиты культурного и языкового разнообразия и равноправного участия женщин и девочек. Нужно поддерживать общественные СМИ и коммуникационные центры, объединяя традиционные медиатехнологии, включая радио и телевидение, с доступом к новым ИКТ.

2.3.3. Глобальное знание как общественное достояние

Богатые ресурсы знаний, доступные для всех, являются ключом к устойчивым информационным обществам, способствуя преодолению информационного неравенства и создавая основу для позитивного развития интеллектуального творчества, технологических инноваций и эффективного использования новых технологий. В информационных обществах новые цифровые формы хранения информации позволяют копировать и передавать ее по-новому, преодолевая установившиеся традиции и законы. Растущая тенденция к приватизации производства знаний угрожает доступности результатов научных исследований. Были предприняты попытки коммерческой эксплуатации традиционного знания без переговоров с сообществами, являющимися владельцами этого знания.

2.3.3.1.Знания коренных народов

Коренные жители, хранители своих традиционных знаний, имеют право на защиту и контроль этих знаний. Существующие режимы охраны интеллектуальной собственности не являются достаточными для защиты прав культурной и интеллектуальной собственности коренных жителей.

Традиционные знания должны охраняться от любых попыток патентования. Коренное население должно иметь возможность свободно решать, будет ли его наследие частью общественного достояния или нет. Оно должно определить, будет ли это наследие использоваться в коммерческих целях и каким способом.

Мы должны обратить особое внимание на меры сохранения разнообразия знаний и защиты культурных, интеллектуальных и так называемых природных ресурсов коренных жителей, особенно знания о растениях и в области сельского хозяйства, от коммерческого использования и присвоения.

Мы призываем Организацию Объединенных Наций разработать особую правовую структуру в соответствии со статьей 26.4 Повестки 21 Саммита Земли, которая бы признавала права коренных жителей на самоопределение и территории предков как необходимое условие для защиты, сохранения и развития их традиционных знаний в информационных и коммуникационных обществах.

2.3.3.2. Авторское право, патенты и торговые марки

Ограниченная интеллектуальная монополия, также называемая правами на интеллектуальную собственность, дается только на благо общества, в основном для поощрения творчества и инноваций. Эталон, в соответствии с которым эти права оцениваются и регулярно корректируются, - это то, насколько они соответствуют своей цели. Сегодня большая часть человечества не имеет доступа к знаниям, являющимся общественным достоянием, и эта ситуация способствует увеличению неравенства и эксплуатации беднейших народов и сообществ. В то же время вместо развития и укрепления общественного достояния новейшие разработки ограничивают информацию, все больше концентрируя ее в частных руках. Патенты распространяются на ПО (и даже на идеи), в результате чего распространение инноваций ограничивается, а монополии - укрепляются. Лекарства, которые могли бы спасти миллионы жизней, не доходят до больных, потому что фармацевтические компании - обладатели патентов отказываются предоставлять их странам, которые не могут заплатить высокую цену. Сроки авторского права все продлеваются и продлеваются, становясь практически бесконечными и таким образом сводя на нет свою изначальную цель.

2.3.3.3. Программное обеспечение

Программное обеспечение (ПО) предоставляет среду и правовую базу для цифровой информации, а доступ к ПО определяет участников. Равноправный доступ к ПО является ключом ко всеобщим и справедливым цифровым информационным и коммуникационным обществам, но для этого необходимо разнообразие моделей и платформ ПО. Необходимо осознать политическое и нормативное влияние ПО на цифровые общества и повышать осведомленность о негативных и позитивных последствиях различных моделей ПО через государственную политику и специальные программы. В частности, целесообразным представляется использовать уникальные социальные, образовательные, научные, политические и экономические возможности бесплатного ПО, которое можно свободно использовать для любых целей, изучать, изменять и распространять. Развивающимся странам оно дает особые преимущества - низкие затраты, наделение правами, поддержку устойчивой местной и региональной экономики, более легкую адаптацию к местным культурам и создание версий на местных языках, большую безопасность, создание возможностей и т. д. Правительства должны способствовать использованию бесплатного ПО в школах и высших учебных заведениях, а также в структурах государственного управления.

ООН должна вести фундаментальный обзор того, какое воздействие на проблемы нищеты и прав человека оказывают текущие действия по выявлению и регулированию монополизированных знаний и информации, включая работу Всемирной организации интеллектуальной собственности и функционирование соглашения ТРИПС. Необходимо предпринимать действия для того, чтобы ограниченная интеллектуальная монополия стимулировала инновации и вознаграждала инициативу, а не удерживала знание в частных руках, пока оно не перестанет быть полезным для общества.

2.3.3.4. Исследования

Все возрастающее участие частного сектора в научных исследованиях ведет к тому, что патенты и научные знания уходят в частные руки, не становясь достоянием общественности, а рост конкуренции между учеными и научными группами приводит иногда к неправильным методам научных исследований, секретности и патентованию открытий, которые ранее были бы доступны всем. Необходимо, чтобы исследования и далее велись в духе сотрудничества, открытости и прозрачности.

Такие государственные учреждения, как библиотеки, научно-исследовательские центры, университеты, должны иметь возможность участвовать в накоплении общественных благ в области культуры и знаний, делая достоянием общественности результаты своей деятельности, финансируемой правительством. Глобальные знания, являющиеся общественным достоянием, должны охраняться и наращиваться через государственную политику, повышение информированности и инвестиции в соответствующие программы. Последние должны гарантировать превращение результатов любой работы, финансируемой государством или благотворительными заведениями, в общественное достояние и повышение доступности информации через сетевые и традиционные СМИ, государственные библиотеки и другие инициативы по распространению информации - такие как журналы открытого доступа и открытые архивы, дающие доступ к научной и другой общественной информации. Все научные данные, такие как информация о геноме живых существ, должны быть свободно доступными для всех в базах данных открытого доступа.

2.4. Благоприятная среда

2.4.1. Этические аспекты

Информационные и коммуникационные общества связаны с тем, как общества создают, передают . и используют информацию, культурную продукцию и знания, которые в свою очередь двигают эволюцию этих обществ. Ценностная база информационного общества должна опираться на принципы, содержащиеся в своде международных конвенций, деклараций и хартий.

Равноправный, справедливый и открытый доступ к знаниям и информационным ресурсам - какие бы технические средства ни использовались для их хранения и передачи - должен быть провозглашен фундаментальным принципом подобных обществ. С ним должны быть согласованы все технологические, финансовые и правовые вопросы.

Огромное значение в этом контексте приобретают прозрачное и подотчетное управление, этический бизнес и учетная практика в фирмах коммуникационного сектора и этика в работе СМИ. В этих областях должны быть приняты этический кодекс и стандарты, разработаны механизмы наблюдения за их применением, а также соответствующие санкции за их нарушение. Формулировка принципов этики и стандартов в журналистике и других сферах медиабизнеса должна осуществляться самими медиаработниками.

Бережное отношение к разнообразию должно стать центральным критерием разработки принципов и механизмов разрешения конфликтов, возникающих в информационных обществах. Общества, основанные на таких ценностях, как сотрудничество, равноправие, честность, целостность, уважение и солидарность, могут оказать значительное воздействие на качество взаимоотношений между культурами и ведение осмысленного диалога между цивилизациями, укрепляя таким образом мир на земле.

2.4.2. Демократическое и подотчетное правление

Национальное и международное регулирование информационных и коммуникационных обществ должно находиться в строгом соответствии с международными стандартами прав человека. Открытость, прозрачность, подотчетность и законность должны быть ведущими принципами демократического управления в обществах на всех уровнях - от местного до национального и международного. Всеобщие мирные информационные и коммуникационные общества зависят от оперативности реакции правительственных органов, а также от участия всех сторон, связанных с управлением - как правительственных, так и неправительственных, в создании условий политической, социальной и экономической справедливости.

Демократическая перспектива информационных и коммуникационных обществ, в которых информация играет решающее значение для граждан, дает знание альтернатив и возможностей при принятии решений. Информация и коммуникации являются основой для прозрачности процессов обсуждений и принятия решений. Они помогают создать культуру и практику сотрудничества - основу для стабильной демократии. Информационные и коммуникационные технологии несут потенциальные выгоды мировым сообществам, которые при определенной политической воле будут лишь эксплуатироваться.

Поэтому цель ВВУИО - «разрабатывать общее видение и понимание информационного общества», и методы достижения этой цели требуют общих коммуникационных ценностей и механизмов, включая право общения, свободу мнения и самовыражения во всех своих проявлениях, а также соблюдения принципов прозрачности, подотчетности и демократии.

2.4.3. Инфраструктура и доступ

Существенная нехватка надежной инфраструктуры является главным физическим препятствием использованию народами Африки услуг на базе ИКТ. Фрагментированная и неполная структура, ненадежность существующей инфраструктуры и сетей доступа формируют основу для так называемого информационного неравенства.

Инфраструктура (теле-)коммуникаций крайне важна для распространения услуг на базе ИКТ, являясь основой для достижения всеобщего, стабильного, повсеместного и недорогого доступа к этим технологиям и сервисам. Предпосылкой для создания инфраструктуры доступа является энергия.

Большая часть передачи голосовой информации, данных и интернет-трафика между африканскими странами сегодня осуществляется вне континента вследствие нехватки эффективной магистральной сети в Африке, что повышает стоимость этого трафика. Рост затрат всегда ограничивает доступ. Необходимо поддерживать и развивать действия по созданию африканской сетевой инфраструктуры (например, точек интернет-обмена).

Внедрение и распространение инфраструктуры (теле-)коммуникаций и доступа в развивающихся странах потребует финансовых вложений, отвечающих огромным потребностям в этой области. Для того, чтобы снизить объем необходимых финансовых ресурсов, необходимо оптимизировать инвестиции путем объединения проектов на национальном или (суб-)региональном уровне, а также путем технологического (пере-)проектирования и обновления. Более того, начиная с этапа проекта, нужно систематически использовать совместные действия различных секторов, причем особое внимание должно уделяться энергетическому и транспортному секторам, которые имеют много общего. И наконец, крепкое сотрудничество и технологическая совместимость между телевизионными и радиосетями и ИКТ должны подать правительствам и планирующим органам идею развития и использования единой инфраструктуры их передачи и распространения.

Общественные телецентры (центры общего доступа) стали местами эффективного доступа и стратегического использования информационных и коммуникационных технологий с акцентом на демократизацию коммуникаций. Правительства должны разрабатывать политику развития телецентров для предоставления равноправного и недорогого доступа к инфраструктуре и ИКТ, вводить политику цифрового участия для населения независимо от пола, этнической принадлежности, языка, культуры и географического положения. Это будет способствовать активному участию сообществ в процессах государственной политики, связанных с развитием телецентров и их ролью для местного развития.

Траектории орбитальных спутников должны считаться общественным ресурсом и распределяться на благо общества через прозрачные и подотчетные каналы. Более того, при планировании и регулировании спектра все виды СМИ должны получить равные возможности, для чего необходимо резервировать достаточную пропускную способность спутника для общественных СМИ. Фиксированный процент орбитальных ресурсов, пропускной способности спутника и спектра радиочастот должен выделяться на образовательные, гуманитарные, общественные и другие некоммерческие цели.

Развитие глобальной информационной инфраструктуры должно следовать принципам равноправия и партнерства и правилам честной конкуренции и управления на национальном и международном уровнях.

Интеграция доступа, инфраструктуры и обучения граждан, а также создание местного контента в рамках социальных сетей и четких государственных или частных стратегий являются ключом к развитию всеобщих эгалитарных информационных обществ.

2.4.4. Финансирование и инфраструктура

Необходимо улучшать существующие и разрабатывать новые способы финансирования, анализируя их качество. Африка предложила создать Фонд цифровой солидарности. Подобный фонд мог бы стать реальной надеждой для африканских народов, если он четко изложит свои цели, будет управляться на прозрачной основе и его целью будет развитие преимущественно общественных услуг, в первую очередь для населения изолированных и недостаточно обслуживаемых районов. Мы также подчеркиваем ту роль, которую могут играть эмигранты из всех регионов в финансировании программ и проектов в области ИКТ.

Для оптимизации ограниченных финансовых ресурсов нужно использовать подходящие экономичные технологии, избегая дублирования инфраструктуры. Для этого можно использовать и синергию различных секторов и сетей, обращая особое внимание на энергетический и транспортный сектора, имеющие многочисленные связи с сектором телекоммуникаций.

Благотворительные организации в партнерстве с гражданским обществом должны создать Фонд общественных СМИ, финансируя и поддерживая общественные СМИ, а также поддерживая информационные и коммуникационные инициативы, использующие как традиционные СМИ, так и новые ИКТ. Необходимо стараться исключить возможность дублирования инфраструктур, для чего нужно объединять проекты на национальном и региональном уровне для поощрения инвестиционных вложений. Где это возможно, теле- и радиосети и ИКТ должны использовать одну и ту же инфраструктуру.

2.4.5. Развитие человека - обучение и подготовка

Грамотность, образование и исследования - основа и взаимосвязанные компоненты информационного обмена, необходимого для создания обществ знаний. Создание и приобретение знаний должны проходить в духе участия и сотрудничества, они не должны считаться однонаправленным потоком или ограничиваться одним только созданием возможностей. Образование в различных своих проявлениях - формальное, неформальное, обучение на протяжении всей жизни - является непременным условием создания демократических обществ, повышая грамотность населения и создавая профессиональных работников.

Для использования всего потенциала электронного и дистанционного обучения необходимо сочетать его с традиционными образовательными ресурсами и методами в условиях плюрализма СМИ и языкового разнообразия.

Только знающие и образованные граждане, имеющие доступ к образованию, различным СМИ и результатам научных исследований, могут полноценно участвовать в обществах знаний и вносить свой вклад в их развитие. Поэтому важно гарантировать право на образование, изложенное в Декларации о праве на развитие и Всеобщей декларации прав человека.

Инициативы, которые развивают возможности человека и сообщества в информационном обществе, должны включать в себя помимо основной грамотности, навыков работы с ИКТ, медиа- и информационной грамотности, также умения находить, оценивать, использовать и создавать информацию и технологии. Так, преподаватели, учащиеся и исследователи должны иметь возможность использовать и разрабатывать бесплатное ПО, которое дает неограниченные права на его изучение, воспроизведение, распространение и использование. И наконец, инициативы по созданию возможностей должны поощрять тягу к обучению вообще и отвечать всем требованиям различных людей на всем протяжении их жизни: молодежи и пожилых, женщин, людей с физическими недостатками, коренных жителей, эмигрантских сообществ, беженцев и людей, вернувшихся в места постконфликтных ситуаций. Добровольцы могут помочь в передаче знаний и создании возможностей, особенно для неблагополучных групп населения, не охваченных государственными образовательными учреждениями.

Для создания возможностей в информационных и коммуникационных обществах нужны люди, компетентные в обучении медиа- и коммуникационной грамотности. Поэтому обучение преподавателей на каждом уровне также играет огромное значение для изменения жизни людей, живущих на периферии информационного общества.

Библиотеки - важный инструмент для преодоления информационного неравенства и создания стабильного, неконтролируемого рынком доступа к информации, они могут стать хранилищами результатов финансируемых обществом исследований, контента и образовательных материалов для развития грамотности, создания возможностей и обеспечения автономии всех учащихся во всем мире. Для этого надо также убедить производителей контента стать активными участниками парадигмы знаний с открытым доступом.

Необходимо определить существующие во всем мире барьеры для знаний и образования, оценивая технологические препятствия на правовом и институциональном уровне (например, с помощью законов об интеллектуальной собственности и международных стандартов) и создавая новую структуру защиты интеллектуальной собственности, защищающей работу авторов и при этом приносящей выгоду от этой работы для гражданского общества.

Гражданское общество видит необходимость разработки альтернативных моделей создания информации и знаний и обмена ими. Чтобы обеспечить и финансировать глобальные знания для всех, участники гражданского общества организуют и поддерживают новые открытые модели публикации научных исследований, производства ПО и общественных коммуникаций, которые содержат программы обслуживания и возможность модернизации.

2.4.6. Генерирование информации и развитие знаний

Необходимо развивать исследования во всех областях, связанных с информационными и коммуникационными обществами, и это развитие должно учитывать социальное использование ИКТ. В частности, необходимо вести исследования в области общественной информатики4 . Они должны включать в себя разработку повестки дня исследований практиками, учащимися и сообществами; каталогизацию проектов по общественной информатике и выявление факторов неудачи и успеха, а также поддержку исследовательских проектов и испытания систем. Распространение доступа к первичным научным данным и публикациям должно способствовать развитию фундаментальных исследований. Такие государственные учреждения, как библиотеки, научно-исследовательские центры и университеты должны вести независимые исследования, создавая многосторонний институт знаний и поддерживая результаты проектов, реализуемых на средства общества. Эти знания должны быть доступны во всех общественных местах или местах с открытым доступом (включая общественные центры, университеты, школы, музеи, библиотеки, медиацентры и другие институты) посредством различных каналов связи и с учетом риска высокой зависимости от цифровых технологий.

2.4.7. Глобальное управление ИКТ и коммуникациями

Роль международных «правил игры» в глобальной информационной экономике постоянно возрастает. В последние годы правительства ослабили традиционную международную нормативную базу для телекоммуникаций, спектра радиочастот и спутниковых услуг и создали новые многосторонние договоренности по международной торговле в сфере услуг, интеллектуальной собственности, информационной безопасности и электронной торговле. В то же время бизнес-группы создали ряд саморегулирующихся схем интернет-идентификации (имена и номера), инфраструктуры и контента.

Нельзя, чтобы эти и связанные с ними условия глобального управления разрабатывались небольшими группами влиятельных государств и компаний для себя и затем экспортировались в мир как свершившийся факт. Они должны отражать различные взгляды и интересы международного сообщества в целом. Этот всеобъемлющий принцип должен применяться как в процессуальном, так и в сущностном отношении.

Процессы принятия решений должны опираться на такие ценности, как всеобщее участие, прозрачность и демократическая подотчетность. В частности, для обеспечения полного и эффективного участия таких участников, как развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, глобальные организации гражданского общества, малые и средние предприятия и индивидуальные пользователи, необходимо проводить институциональные реформы.

В сущностном отношении системы глобального управления должны обеспечивать более равноправное распределение преимуществ между всеми странами и социальными группами. Для этого они должны установить равновесие между коммерческими и другими законными социальными целями. Так, существующие международные договоренности должны быть модифицированы для того, чтобы обеспечить эффективное управление межсетевых соединений и распределение доходов от трафика в соответствии с взаимным соглашением соответствующих операторов; справедливое распределение спектра радиочастот и выделенных орбитальных мест, поддерживающих приложения для развития и некоммерческие приложения; законную торговлю электронными товарами и услугами, учитывающую необходимость особого отношения к потребностям развивающихся стран; доступ общественности к информационным ресурсам и идеям; защиту прав человека и защиту потребителей и неприкосновенности личной жизни. Параллельно этому нужно разрабатывать различные новые международные схемы: финансовой поддержки устойчивого электронного развития, особенно в менее богатых странах; обеспечения языкового, культурного и информационного разнообразия и ограничения концентрации рыночной власти в отраслях ИКТ и СМИ.

В свете значительных противоречий, отметивших процесс ВВУИО, необходимо обратить особое внимание на улучшение глобальной координации основных ресурсов интернета. Необходимо помнить, что интернет - не единая платформа коммуникаций, подобная телефонной сети общего пользования. На самом деле это крайне раздробленный набор протоколов, процессов и добровольно сотрудничающих сетей. Поэтому интернет не может эффективно регулироваться какой-либо одной организацией или группой. Модель, включающая в себя лишь государственный сектор, будет особенно неблагоприятной для его уникальных особенностей, и лишь действительно открытый, многосторонний и гибкий подход обеспечит стабильный рост интернета и его превращение в многоязычную среду. В то же время при гарантии соблюдения условий стабильности и здравого управления системой представляется правильным передать власть над такими глобальными по своей природе ресурсами, как корневые сервера, какому-либо глобальному многостороннему органу.

Международное сообщество должно иметь полный и простой доступ к знаниям и информации о принятии решений в области глобального управления ИКТ. Это основная предпосылка для выполнения вышеперечисленных принципов и для успеха самого процесса ВВУИО. Общественность должна осуществлять контроль за деятельностью в этой сфере как межправительственных органов, так и самоуправляющихся организаций, включая среди прочих Международный союз электросвязи, Всемирную торговую организацию, Всемирную организацию интеллектуальной собственности, Конференцию ООН по международному торговому законодательству, Организацию экономического сотрудничества и развития, Гаагскую конференцию по международному частному праву, Совет Европы, Организацию Тихоокеанского экономического сотрудничества, Североамериканское соглашение о свободной торговле, Организацию по присвоению имен и адресов в интернете и Васенарское соглашение.

В качестве оптимального первого шага в этом направлении мы рекомендуем создать независимый и действительно многосторонний наблюдательный комитет для: (1) определения наиболее насущных проблем в сфере глобального управления ИКТ; (2) оценки сотрудничества и привлечения различных сторон к участию в процессе принятия решений по целям, поставленным повесткой дня ВВУИО, и (3) предоставления всем участникам процесса ВВУИО регулярного отчета до 2005 года, когда можно будет принять решение о том, продолжать или прекращать эту деятельность.

3. Заключение

Общества формируются и создаются в первую очередь людьми, и информационные и коммуникационные общества не исключение. Участники гражданского общества были ключевыми новаторами и создателями технологий, культуры и контента информационных и коммуникационных обществ, так будет и в будущем.

Права человека занимают центральное место в нашем видении информационного и коммуникационного общества5. Все планы действий, финансовые механизмы, механизмы реализации и управления должны подчиняться этому принципу и оцениваться с точки зрения своего соответствия жизненно важным потребностям человека.

Страны - хозяева саммита и организации, участвующие в процессах, следующих за завершением женевского этапа ВВУИО, должны уважать принципы, провозглашенные в принятой на женевском саммите декларации, включая фундаментальные для информационного и коммуникационного общества принципы гарантии прав человека, среди которых свобода самовыражения, свобода объединений и информации.

Для этого, а также для подготовки ко второму этапу ВВУИО необходимо создать независимую комиссию по пересмотру национальных и международных норм в соответствии с международными стандартами прав человека. Эта комиссия также должна заниматься вопросами потенциального применения ИКТ для обеспечения прав человека, таких как право на развитие, право на образование и право на уровень жизни, благоприятный для физического и душевного здоровья человека и его семьи, включая питание, проживание и медицинское обслуживание.

Идеальное справедливое информационное общество требует полноценного участия гражданского общества на этапах его планирования, реализации и функционирования. Для этого мы призываем правительства, участвующие в процессах подготовки к ВВУИО, быть честными с неправительственными организациями и организациями гражданского общества и в полной мере соблюдать рекомендации Резолюции 56/183 Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, государства-участники должны уважать право гражданского общества на полноправное участие в межправительственных процессах подготовки ко второму этапу ВВУИО.

Мы берем на себя обязательство - независимо от условий участия, которые предложат нам правительства, - всеми честными и законными средствами стремиться воплотить представленное здесь видение информационного общества. Для этого организации гражданского общества продолжат сотрудничество друг с другом в разработке Плана действий для второго этапа ВВУИО. Мы призываем мировых лидеров незамедлительно принять во внимание возложенные на них обязательства и выполнять их в сотрудничестве с гражданским обществом, чтобы это видение превратилось в реальность.


Подтверждения этой декларации собраны
на сайте ct-endorse@wsis-cs.org
и в архивах на сайте http://www. wsis-cs.org




Cноски

1 Не существует единого информационного, коммуникационного общества или общества знаний: существуют возможные будущие общества на местном, национальном и глобальном уровнях. Более того, учитывая то, что коммуникация - важнейший аспект любого информационного общества, мы используем в этом документе понятия «информационные и коммуникационные общества». Для согласования с общим языком ВВУИО мы сохраняем термин «информационное общество» при прямой отсылке к ВВУИО.
2 В данном документе мы используем термин «бесплатное ПО» для обозначения особого понятия, определенного Фондом бес­платного программного обеспечения. Бесплатное ПО - это ПО, лицензируемое таким способом, чтобы гарантировать «свободу его использования, копирования, распространения, изучения, изменения и улучшения». Бесплатное ПО гарантирует доступ к исходному коду, как и «ПО с открытым исходным кодом»; однако ПО с открытым исходным кодом является популярным термином, не обяза­тельно относящимся к нашему определению бесплатного ПО. Некоторые организации могут выпускать ПО с открытым исходным кодом, не разрешая при этом все вышеуказанные действия. Более подробные описания этого понятия см. на сайтах http://www.fsf. org и http://www.fsfeurope.org..
3 Декларация г. Виндхука о поддержке свободной и плюралистической африканской прессы, 1991 год; Декларация г. Алма-Аты о поддержке независимых и плюралистических азиатских СМИ, 1992 год; Декларация г. Сана о поддержке независимых и плюралистических СМИ, 1994 год; Софийская декларация о поддержке европейских плюралистических и независимых СМИ, 1997 год (принята в 1995 и 1997 годах).
4 Общественной информатикой здесь называется междисциплинарное исследование и практика проектирования, производства и управления информационно-коммуникационными технологиями, разрабатываемыми сообществами для решения своих проблем. Эта область включает в себя социологические исследования воздействия ИКТ на общество, также именуемые социальной инфор­матикой, и, кроме того, анализ информационно-коммуникационных систем и методику проектирования..
5 Данная декларация никоим образом не может интерпретироваться в том смысле, что гражданское общество стремится участвовать в какой-либо деятельности или предпринимать действия для нарушения каких-либо прав или свобод, изложенных в Международном билле о правах и других договорах о правах человека.


© Информационное общество, 2005, вып. 6, с. 12-25.