Информационные аспекты таможенной политики Российской Федерации

Л.М. Ухлинов





В последнее время все чаще внимание государственных и коммерческих структур, различных общественных и научных организаций привлекают проблемы внешнеэкономической деятельности в контексте обеспечения экономической безопасности государства. Особую остроту эти проблемы приобрели в результате августовского финансово-политического кризиса, поразившего практически все аспекты жизнедеятельности государства и крайне негативно отразившегося на состоянии отечественной экономики. При сохранении общемировых тенденций к формированию механизмов многостороннего управления международными политическими, экономическими и другими процессами возникает угроза вытеснения России из числа развитых и влиятельных государств на периферию мирового интеграционного процесса, ослабления ее внешнеполитического влияния, включая и наиболее приоритетные регионы — страны СНГ, Балтии, Ближнего и Дальнего Востока.

В этих условиях одним из основных инструментов сохранения экономической стабильности государства является сбалансированная таможенная политика, ориентированная на решение следующих основных задач:

гибкое и эффективное регулирование торгово-экономических отношений в интересах защиты российского рынка и стимулирования развития национальной экономики;
безусловное взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей для оперативного формирования доходной части федерального бюджета;
создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;
повышение эффективности валютного контроля, а также контроля за вывозом из страны стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
совершенствование методов и форм ведения таможенной статистики внешней торговли в интересах оперативного информирования ор-ганов государственной власти и управления о текущем состоянии внешнеэкономической деятельности государства и прогнозов ее развития на ближнюю и дальнюю перспективы;
предотвращение любых форм таможенных правонарушений;
развитие международных связей в области таможенного дела на основе унификации таможенных процедур, повышения активности российской Таможенной службы в реализации международных программ.

Реализация таможенной политики предполагает проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий, основное содержание которых предусмотрено Федеральной целевой программой развития Таможенной службы Российской Федерации на 1996—1997 годы и на период до 2000 года. Выполнение этих мероприятий нацелено, в основном, на создание необходимой для выполнения поставленных задач и в то же время достаточно гибкой таможенной инфраструктуры. Основу функционирования создаваемой инфраструктуры составляет единое информационное пространство таможенных органов, эффективность формирования которого предполагает совершенствование систем сбора и обработки таможенной информации, повышение полноты и достоверности информации в базах данных, распределенных по территории России.

Информационная поддержка повышения эффективности таможенного оформления и контроля

Повышение эффективности таможенного оформления и контроля основывается на создании и организации устойчивого функционирования специализированных информационно-технических систем, объединенных в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС) таможенных органов.

Сегодня ЕАИС представляет собой территориально-распределенную систему, ядром которой является Главный научно-информационный вычислительный центр ГТК России. К центральной базе данных подключены информационные ресурсы двенадцати региональных таможенных управлений, в которых аккумулируются данные о функционировании входящих в состав управлений таможен и таможенных постов. Таким образом, ЕАИС имеет топологию иерархического дерева с центром в Москве. К настоящему времени в рамках ЕАИС реализовано более 20 информационных таможенных технологий. Эти технологии поддерживаются более 100 пакетами прикладных программ, базирующихся на единой системе отраслевых классификаторов нормативно-справочной информации. Техническую основу ЕАИС составляют более 13 тыс. компьютеров, объединенных в 850 локальных вычислительных сетей.

В то же время анализ состояния и направлений развития ЕАИС показывает, что современное понимание принципов развития таможенного дела и соответствующей информационно-технической инфраструктуры требует интеграции не только информационных систем, но и средств таможенного контроля (установок для контроля ручной клади, среднегабаритных грузов, контейнеров, личного транспорта, микроавтобусов, технических средств обнаружения наркотиков и взрывчатых веществ, распознавания качественного состава металлов и так далее). Если рассматривать динамику возрастания требований к эффективности функционирования таможенной службы Российской Федерации, целесообразно признать, что наряду с традиционным повышением технической и технологической оснащенности таможенных органов необходима переориентация на создание систем, в которых информационные потоки будут организовываться не только за счет ввода данных инспекторами, а и непосредственно при работе аппаратуры контроля. В этом случае повысится уровень контроля за деятельностью инспекторов, будет реализован режим автоматической регистрации всей информации, порождаемой в процессе работы таможенных органов, что несомненно приведет к уменьшению уровня таможенных правонарушений.

Информационные аспекты правоохранительной деятельности таможенных органов

Законодательством Российской Федерации таможенные органы отнесены к правоохранительным органам, что требует от таможенной службы выработки эффективных механизмов противодействия правонарушениям в сфере таможенного дела, их своевременного выявления, пресечения и раскрытия. Одним из путей создания и повышения эффективности этих механизмов является развитие информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов и совершенствование форм и технологий информационного взаимодействия с правоохранительными структурами Российской Федерации и других (в первую очередь сопредельных) государств.

Особенностью создания систем информационно-аналитического обеспечения для правоохранительных подразделений является необходимость учета таких принципов их деятельности, как сочетание гласности и профессиональной (служебной) тайны, гласных и негласных методов и средств деятельности, конспирация. Оптимальное формирование информационных баз данных, создание удобных инструментальных средств и инфраструктуры для оперативного получения и анализа необходимой информации значительно повышают эффективность правоохранительной деятельности таможенных органов, обеспечивают целенаправленность проводимых мероприятий, систематизацию информации, получаемой оперативным путем. К новым направлениям деятельности правоохранительных подразделений с использованием информационных технологий можно отнести:


компьютерную разведку и компьютерный поиск, предусматривающие получение информации о преступной деятельности электронными средствами как в процессе оперативно-розыскных и оперативно-аналитических мероприятий, так и в процессе следствия и общего контроля за развитием ситуации;
аналитическую разведку и оперативно-аналитический поиск, предусматривающие компьютерную обработку информации об известных преступных группировках;
информационно-психологическое давление на окружение преступных группировок с целью их компрометации, изоляции, показа неприглядных сторон, создания с помощью различных каналов массовой информации общего морально-психологического фона нетерпимости к преступным проявлениям.

Достаточно важным аспектом информационно-аналитической работы правоохранительных подразделений таможенных органов, который иногда незаслуженно считают второстепенным, является подготовка сведений для освещения деятельности по выявлению и пресечению таможенных правонарушений, по информированию общественности о состоянии борьбы с преступностью в сфере таможенного дела. Информация о преступности и сопутствующих ей негативных социальных явлениях должна носить не просто констатирующий характер, а содержать достаточно полную их характеристику. В частности, это должны быть сведения, характеризующие обстоятельства совершения преступления, личность преступника, причины и последствия совершенных преступлений. Было бы целесообразно организовать информирование не вообще об операциях и числе задержанных, а о делах, по которым закончено следствие с детализацией предъявляемых обвинений. Не секрет, что систематическая публикация достаточно полных и развернутых данных о состоянии преступности, иных негативных социальных явлениях и проблемах деятельности правоохранительных органов имеет позитивный эффект в виде косвенной обратной связи. Этот эффект выражается в поступлении своевременных и обоснованных рекомендаций от специалистов-криминологов, а также в адекватной реакции общественности на деятельность правоохранительных подразделений и таможенной службы в целом.

Использование возможностей сети "Интернет"

В условиях финансово-экономического кризиса одной из приоритетных задач становится разъяснение участникам внешнеэкономической деятельности позиции ГТК России, доведение до них оперативной и достоверной информации об особенностях деятельности таможенных органов в сложившейся ситуации. Сегодня решение этой задачи существенно осложняется тем, что по ряду объективных причин ограничен выпуск периодических изданий ГТК России, а организация конструктивного взаимодействия со средствами массовой информации требует значительных усилий и не всегда приводит к желаемому результату.

В связи с этим игнорирование возможностей международной сети "Интернет" является стратегической ошибкой. Сегодня "Интернет" в России является реальной и одной из наиболее эффективных массовых информационных систем. Практически все информационно-аналитические службы используют информацию из этой системы, а простота доступа к ресурсам сети безотносительно их расположения выводит ее на ведущие позиции наряду с телерадиовещанием.

В то же время необходимо однозначно понимать, что "Интернет" представляет собой абсолютно открытую систему, основным принципом развития которой является максимальная доступность всех информационных ресурсов. Поэтому все аспекты применения "Интернов-технологий в таможенных органах должны быть отделены от реализации функций таможенного контроля и оформления. Автоматизация этих функций должна выполняться только в рамках ЕАИС таможенных органов, доступ к ресурсам которой должен быть строго регламентирован. Что же касается применения “Интернет”-технологий, то оно должно быть ориентировано на создание дополнительного информационного пространства, помогающего участникам внешнеэкономической деятельности лучше понимать процедуры таможенного оформления, содержащего справочную информацию о деятельности таможенной службы. В общих чертах, применение “Интернет”-технологий должно быть направлено на обеспечение достоверной информацией о различных сторонах таможенного дела любого, кто бы ни пожелал этой информацией воспользоваться.

Предоставление доступа к достоверной информации о деятельности таможенной системы может и должно создать предпосылки к снижению числа правонарушений среди сотрудников таможенных органов и структур, предоставляющих услуги в области тамо-женного оформления. Однако создание таких предпосылок возможно лишь в том случае, когда на официальных WWW-серверах таможенных органов будет помещаться информация не только обзорного характера, но и детальная информация о правовой основе таможенного дела в Российской Федерации (электронные тексты Таможенного кодекса, законов, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов и распоряжений ГТК России), об особенностях таможенного оформления в том или ином регионе и т. д. Естественно, что в общедоступную базу данных должна помещаться только та информация, которая не может классифицироваться как конфиденциальная (например, не подлежат раскрытию данные о личной идентификационной информации таможенных инспекторов и ряд специальных разделов базы нормативно-справочной информации).

Здесь необходимо сделать очень важное в методологическом плане замечание. Создание информационных ресурсов Таможенного комитета и предоставление к ним прямого доступа через "Интернет" преследует две взаимосвязанные цели. Во-первых, обеспечивается пропаганда деятельности таможенной службы, аргументированная демонстрация вклада таможенных органов в формирование доходной части федерального бюджета, в пресечение и профилактику таможенных правонарушений, и на этой основе формируется позитивное общественное мнение о людях в таможенной форме, о таможенной службе в целом. Во-вторых, реализуется принцип целенаправленного распространения ведомственной документальной информации, обеспечивающий единство понимания и интерпретации государственной политики таможенного регулирования, направлений развития таможенной службы.

Различие в достижении этих целей заключается прежде всего в том, что пропаганда деятельности таможенных органов основывается на изложении фактов правильного применения таможенного законодательства, сопровождаемого комментариями специалистов, на компактном и доходчивом разъяснении особенностей различных режимов таможенного оформления и т. д. В то же время достижение второй цели предполагает формирование базы данных исходных документов без каких-либо комментариев и толкований. При этом, если решение задач популяризации деятельности таможенных органов может быть поручено специалистам пресс-службы ГТК России, имеющим большой опыт во взаимодействии со средствами массовой информации и общественными организациями, то к формированию базы данных исходных документов необходимо привлекать специалистов ряда целевых управлений центрального аппарата и, прежде всего, Правового управления.

Возможность такого разделения информации заложена в самой технологии формирования информационных страниц WWW-сервера. При этом большое значение может иметь размещение на серверах электронных версий специализированных изданий ГТК России и региональных таможенных управлений. Эффективность такой формы распространения информации можно многократно увеличить, если воспользоваться свойствами технологии гипертекста и предоставить пользователям при прочтении электронных вариантов журнальных или газетных публикаций возможность вызывать на монитор компьютера тексты исходных документов, ссылки на которые встречаются по тексту.

Создание общедоступных информационных ресурсов ГТК России — очень важный и ответственный шаг на пути к открытому информационному обществу. Поэтому прежде всего необходимо определить единые принципы формирования WWW-серверов, порядок и методики ведения информационных страниц и разделов документационных баз данных. Вполне логичной представляется иерархическая система WWW-серверов: главный сервер ГТК России, серверы региональных таможенных управлений, серверы крупных таможен.

Главный сервер ГТК России должен содержать ссылки на все информационные ресурсы, содержащие сведения о таможенных службах России, стран СНГ, дальнего зарубежья. Кроме того, этот сервер должен содержать наиболее полную информацию об общих правилах таможенного оформления в Российской Федерации, базу данных нормативно-правовых документов, а также методические рекомендации по формированию и ведению WWW-серверов региональных таможенных управлений и таможен. Сегодня основа такого сервера создана в Главном научно-информационном вычислительном центре ГТК России (http://www.customs.ru).

Серверы региональных таможенных управлений могут содержать информацию о статистике внешней торговли своего региона, об особенностях таможенного оформления в регионе, о режиме работы таможен региона, a также содержать базу данных исходных документов, включая приказы и распоряжения, издаваемые начальником регионального управления. Кроме того, серверы региональных управлений могут содержать информационные страницы таможен региона, которые будут освещать деятельность каждой конкретной таможни.

Говоря о серверах региональных таможенных управлений, нельзя не отметить существование серверов в Уральском таможенном управлении (http://www.ural.customs.ru), Восточно-Сибирском таможенном управлении (http://www.custom.irkutsk.ru), Поволжском таможенном управлении (http://www.volga.customs.ru), Западно-Сибирском таможенном управлении (http://customs.gcom.ru). В то же время наполнение этих серверов существенно различается как по объемам информации, так и по ее содержанию.

Проблемы информационного взаимодействия и информационной безопасности

Организация международного сотрудничества в области таможенного дела тесно связана с обеспечением информационного взаимодействия. Однако при этом необходимо учитывать, что новые информационные и телекоммуникационные технологии создали предпосылки для появления таких понятий, как информационная война, информационное оружие и информационная безопасность, возникла принципиально новая среда противоборства государств — информационное пространство.

Так как информация открыто стала товаром, то появилась реальная опасность расхищения информационных ресурсов государства, а развитие кооперации с зарубежными странами при создании в России систем информационного обмена еще более упростило доступ зарубежных пользователей к этим ресурсам. При этом необходимо четко представлять, что интерес зарубежных спецслужб и внутренних преступных группировок к таможенной информации будет только усиливаться по мере внедрения в деятельность таможенных органов новых информационных технологий. Это связано как с организацией "внешнего" мониторинга экономической ситуации в стране, прогнозирования тенденций внешнеэкономической деятельности, так и с попытками использования таможенной информации в интересах недобросовестной конкуренции, а также для подготовки и осуществления преступных действий на таможенной границе.

Необходимо отметить, что успешное решение вопросов обеспечения экономической безопасности Российской Федерации в этих условиях тесно связано с обеспечением информационной безопасности таможенных органов. При этом первоочередными задачами в данной области являются:


предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальным и служебным данным при информационном взаимодействии с соответствующими международными правоохранительными органами и организациями, ведущими борьбу с международной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и незаконной торговлей оружием, делящимися и радиоактивными материалами;
обеспечение информационной безопасности и регламента трансграничного информационного обмена, а также сохранности и целостности информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным каналам;
определение условий интеграции информационных систем как внутри страны, так и с зарубежными системами с обязательным применением сертифицированных средств защиты информации;
организация, координация и финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обеспечения безопасности информации в ЕАИС таможенных органов;
подготовка специалистов по информационной безопасности для соответствующих подразделений таможенных органов.

Таким образом, обозначив далеко не полный круг информационных аспектов таможенной политики Российской Федерации, можно сделать следующие основные выводы:

1. Проблема реализации сбалансированной таможенной политики государства содержит ряд достаточно ярко выраженных информационных компонентов и вследствие этого на любом этапе (постановочном, концептуальном, нормотворческом и т. д.) должна рассматриваться также и как информационная проблема.

2. Тесная связь между экономической безопасностью государства и эффективностью его таможенной политики обусловливает необходимость отнесения единого информационного пространства таможенных органов к важнейшим национальным информационным ресурсам с одновременным признанием ответственности государства за обеспечение его целостности и сохранности.

3. Важнейшим направлением развития таможенных технологий, их интеграции в международные процессы регулирования товарооборота является комплексная информатизация деятельности таможенных органов Российской Федерации, основанная на совершенствовании существующей ЕАИС и организации ее взаимодействия с информационными системами других министерств и ведомств правоохранительного и экономического блоков.



Ухлинов Леонид Михайлович — доктор техн. наук, начальник Регионального информационно-технического управления Государственного таможенного комитета Российской Федерации


© Информационное общество, 1998, вып. 6, с. 24 - 28.