Законодательное обеспечение формирования информационного общества в России

Б.В. Кристальный
Государственная Дума Российской Федерации





1. Формирование информационного общества в России предусматривает:
  • создание единого информационно-коммуникационного пространства страны как части мирового информационно-коммуникационного пространства и создание на этой основе единого экономического пространства со свободным перемещением ресурсов;
  • развитие социально-экономической сферы с опорой на информационно-коммуникационную инфраструктуру как основную часть социально-экономической инфраструктуры;
  • создание рынка информационных продуктов и услуг;
  • создание системы обеспечения необходимой информацией и знаниями граждан, предприятий, организаций, органов самоуправления, органов государственной власти.

    Формирование информационного общества в стране обеспечивается соответствующими политическими, социально-экономическими, правовыми и организационными решениями. 2. В основе правовых решений лежит необходимость в первую очередь регулировать информационные правоотношения, поскольку любой вид отношений субъектов предваряется, сопровождается, заканчивается информационными отношениями. На общем законодательном уровне нормы информационных правоотношений, способствующие формированию российского информационного общества, должны создаваться и/или совершенствоваться в конституционных федеральных законах, в федеральных законах, в законах субъектов Российской Федерации. Законодательная деятельность непосредственно в сфере информации, информатизации и телекоммуникаций в интересующем нас аспекте должна затрагивать:
  • базовые (системообразующие) информационные законы, регулирующие информационные отношения общего характера (примеры таких законов: Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральный Закон «О связи»);
  • видовые информационные законы, регулирующие информационные отношения в отдельных видах (направлениях) информационной деятельности (примеры таких законов: Федеральный Закон «Об участии в международном информационном обмене», Федеральный Закон «О почтовой связи»);
  • отраслевые (неинформационные) законы, регулирующие и информационные отношения в различных отраслях деятельности и сферах жизни общества (примеры таких законов: «Семейный кодекс Российской Федерации», Федеральный Закон «О труде»).

    3. Анализ действующего российского законодательства показывает, что вопросы правового регулирования, связанные с решением вопросов построения в России информационного общества, образуют обширную нормативную базу, включающую только на федеральном уровне более 50 федеральных законов, не говоря уже о многочисленных нормативных правовых актах Президента и Правительства Российской Федерации.

    Спектр этих законодательных актов исключительно широк, и их толкование с позиций специфики правоотношений, возникающих при использовании современных информационных технологий, затруднительно, тем более что при разработке этих законов в них не предусматривались соответствующие возможности. Понятно, что для судов данная область правоотношений совершенно новая, «непривычная». И хотя суды пытаются преодолевать эти трудности, применяя действующие законы к новой ситуации, объективно эффективность деятельности судов в данной сфере явно недостаточна.

    4. В настоящее время в нашей стране назрела необходимость приступить к совершенствованию и развитию российского законодательства с позиций урегулирования правоотношений, возникших в связи с широким использованием информационных и коммуникационных услуг на базе телекоммуникационных сетей практически во всех сферах жизнедеятельности.

    Для реализации системного подхода в этой работе Государственным комитетом РФ по телекоммуникациям (в настоящее время Министерство Российской Федерации по связи и информатизации) и Комитетом Государственной Думы по информационной политике и связи в 1998 г. было принято решение о необходимости разработки Концепции развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации. Проект концепции разработан в 1999 г. и проходит обсуждение.

    Развитие законодательства в сфере информации и информатизации должно проходить в условиях координации этой законодательной деятельности с развитием законодательства других сфер, а также с позиций гармонизации отечественного законодательства с международным.

    5. Перечень федеральных законов в области информации и информатизации, которые должны быть рассмотрены Государственной Думой нового созыва, представляется следующим.

    5.1. Законопроекты, находящиеся в настоящее время в процессе рассмотрения в Государственной Думе:

    «О коммерческой тайне»;
    «О праве на доступ к информации»;
    «Об информации персонального характера»;
    «О телевизионном вещании и радиовещании»;
    «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О средствах массовой информации»;
    «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».

    5.2. Законопроекты, разрабатываемые по принятым планам высших органов государственной власти, обладающих правом законодательной инициативы:

    «Об электронной цифровой подписи»;

    «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»;

    «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене».

    5.3. Новые законопроекты, необходимость разработки которых вытекает из задач формирования информационного общества в России:

    «О внесении изменений и дополнений в «Бюджетный кодекс Российской Федерации», определяющих порядок формирования расходной части бюджета по статье «Информатика» с целью обеспечения координации усилий органов государственной власти, направленных на информатизацию подведомственных им областей;

    «Об информационном взаимодействии органов государственной власти» с целью совершенствования связей для согласованного осуществления социально-экономической политики государства всеми органами государственной власти при формировании информационного общества;

    «О межнациональном информационном обмене в Российской Федерации» с целью возможности однозначного понимания и использования информации, создаваемой на языках народов России;

    «О регулировании вопросов развития сети Интернет в Российской Федерации» с целью совершенствования механизма отношений субъектов при использовании подобных сетей, с особым вниманием к электронной коммерции. Этот законопроект должен охватывать следующие основные вопросы:

    – требования к провайдеру услуг по обеспечению безопасности и конфиденциальности при передаче данных;
    – требования к использованию персональных данных провайдером;

    5.4. Развитие законодательства в сфере информации и информатизации с позиций построения в России информационного общества потребует корректировки Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Российской Федерации, а также других основополагающих федеральных правовых актов.

    5.5. Необходимо внесение изменений или дополнений в действующие федеральные законы разных отраслей законодательства, в которых представлены нормы, касающиеся регулирования информационных отношений, поскольку эти законы не могли учитывать особенности информационных отношений в информационном обществе.



    © Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 25 - 27.