О формировании информационного общества в России
Г.Л. Смолян, Д.С. Черешкин
В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс неотвратим, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Только в этом случае Россия сможет войти в семью технологически и экономически развитых стран на нравах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты информационного общества, складывающиеся в развитых странах сегодня и прогнозируемые на начало будущего века, при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в России, будут, вероятно, свойственны и ей к концу первой четверти XXI столетия.
Хорошо известно, что лидером в экономическом и технологическом отношении информационного развития являются США. Тут много причин: развитая конкурентная среда и свободный рынок, обеспечивающие высокое качество жизни; децентрализация управления и хорошо развитые социальные и организационные технологии; высокий уровень фундаментальной науки в университетах и частном секторе; лидерство в наукоемких и высокотехнологичных отраслях, обеспечивающее быструю смену технологических укладов; постоянно совершенствующаяся демократически ориентированная система информационного законодательства, наконец целенаправленная государственная информационная политика, устанавливающая стратегические цели и приоритеты, ориентированные на закрепление всестороннего лидерства США в XXI веке.
Мы считаем, что черты и признаки информационного общества, складывающегося в США и в некоторых странах ЕС, с теми или иными поправками и ограничениями на специфику нашей политической, экономической и культурной жизни, должны служить ориентирами при отборе кардинальных направлений и приоритетов при построении информационного общества в России. К таким ориентирам следует отнести:
- формирование единого информационно коммуникационного пространства
России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;
- становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов,
базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
- создание и. развитие рынка информации и знании
как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;
- возрастание роли инфраструктур
в системе общественного производства и прежде всего информационно-коммуникационной инфраструктуры;
- повышение уровня образования,
научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
- создание эффективной системы обеспечения прав граждан
и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.
Все эти признаки информационного общества, взятые вместе, дают представление о долгом пути России к будущему информационному обществу, к той необходимой ступени постиндустриального развития, которую ей неизбежно предстоит достичь.
Конечно, исходные пункты движения для разных стран различаются по уровню развития информационной среды (инфраструктура, технологии и т. д.) или по возможностям инвестирования в нее. Эти факторы обусловлены неравномерностью мирового экономического развития и понятно, что США здесь имеют наиболее впечатляющие результаты, прежде всего в предоставлении своим гражданам наиболее широкого спектра информационных услуг и богатейших коммуникационных возможностей. Стратегии формирования информационного общества в разных странах обусловлены различными базовыми ориентациями национальных экономик на потребителя (как в США, Канаде, Великобритании) или на производителя (как в Германии, Франции, Японии), различным пониманием функций государства в регулировании информационных процессов в обществе вообще и информационного рынка, в частности. Страны, находящиеся на разных ступенях демократического развития, имеют и разный уровень информационного законодательства, ориентированного на соблюдение и защиту информационных прав граждан. Хотя в США первоочередное внимание уделяется стимулированию капиталовложений частного сектора в развитие информационной среды, американская администрация смотрит на себя как на катализатор разработки и внедрения технологических нововведений и поиска новых сфер применения информационных технологий. Она берет на себя обязательства обеспечивать доступ к правительственной информации, безопасность и надежность работы национальной сети, и защищать права интеллектуальной собственности. Подчеркнем, что американское государство (но не частный сектор) стремится осуществлять координацию деятельности по развитию национальной информационной инфраструктуры на всех уровнях исполнительной власти. Сказанное имеет важное значение для осмысления российского пути к информационному обществу.
Основной вывод таков. Прежде всего надо понять, что продвижение к информационному обществу является постепенным и длительным процессом. Сегодня Россия занимает промежуточное место между новыми индустриальными (Турция, Мексика, Аргентина) и развивающимися странами. Отставание России вызвано не столько нынешним экономическим спадом, сколько структурой ее реального сектора, где преобладает производство сырья, энергии и неконкурентоспособной продукции обрабатывающей промышленности. Доминирование в экономике России реликтовых технологических укладов, неразвитость инфраструктуры, отсутствие национальной компьютерной сети, наконец низкий уровень информационных потребностей в обществе, обусловленный низким уровнем качества жизни, — таковы принципиальные преграды на пути нашей страны к информационному обществу. Именно поэтому Россия должна найти свой путь преодоления этих преград, не повторяя в общем американский, европейский, японский или даже латиноамериканский.
Свой путь предполагает тщательно продуманную стратегию выхода из нынешнего системного кризиса, основу которой должна составить интеграция экономической, технологической, информационной и культурной политики, интеграция, рассчитанная по крайней мере на жизнь одного поколения. При этом было бы самоубийственным впасть в самоизоляционизм или возвратиться к конфронтации с окружающим миром. Это бы означало безнадежное отставание от передовых стран, возрастание опасности оказаться на задворках мирового развития. Ведь Россия непосредственно взаимодействует со всеми главными центрами силы в современной системе международных политических, экономических и культурных отношений. И это взаимодействие в глобальной системе мировых информационных связей будет усиливаться.
Выбор своей стратегии формирования информационного общества в России предполагает глобальные оценки: роль страны в мировой цивилизационной и геополитической системах, ее назначение как передатчика культурно-исторической эстафеты, ее перспектив как носителя альтернативных моделей будущего. Надо полагать, что Россия может выступить как носитель специфической цивилизационной модели, во многом корректирующей западный эталон.
Говоря об особом пути России к информационному обществу и принимая все лучшее, социально- и гуманитарноориентированное из зарубежного опыта, нельзя не учитывать уникальные экономико-географические условия страны и ее регионов. Уникальность состоит в исключительной роли телекоммуникаций и средств массовой информации как инструмента удовлетворения жизненно необходимых, в том числе духовных, потребностей населения в регионах, сколько-нибудь удаленных от столицы. Именно это обстоятельство и будет в ближайшее десятилетие определять темпы и глубину демократических преобразований, формирования дистанционных систем образования и научного обмена, медицинских услуг и услуг труда, наконец торговли и организации досуга.
В общем социальная и гуманитарная составляющие процесса формирования информационного общества в России должны рассматриваться как важнейшие компоненты этого процесса. При этом понятно, что русскоязычный фактор должен стать серьезной движущей силой этого развития как фактор, способный не только противостоять информационно-культурной экспансии развитых стран, но ускорить формирование единого информационного пространства на территории России и некоторых стран СНГ. Долговременное политическое значение этого фактора трудно переоценить.
Социально-экономическое развитие России в будущем веке обусловлено преодолением ее технологической и социальной отсталости, что возможно лишь на модернизированной технологической базе. Модернизация жестко зависит от спроса на информацию и знания, от сдвига к высоким, прежде всего компьютерным и коммуникационным технологиям, от формирования в России конкурентного инновационного рынка. Это потребует развития современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, общенациональной компьютерной сети, формирования единого информационного и экономического пространств, без которых невозможно свободное распространение информации, перемещение капиталов и человеческих ресурсов.
Преимущества, обусловленные переходом к иному типу экономического и технологического развития, становятся очевидными, если рассмотреть глубинные трансформации, протекающие в мировой экономике, ответственность за которые несет информационное развитие. К этим трансформациям относятся:
- рост социальной и экономической значимости информации в жизни людей, не только управляющей элиты, но и миллионов граждан, принимающих самостоятельно большие и малые решения, превращение ее в экономическую категорию, постоянное расширение инвестиций в информационную среду общества, через которую формируются основные потоки инноваций, служащие извлечению дополнительной прибыли;
- возникновение преимуществ, связанных с владением релевантной информацией в данное время и в данном месте, легко трансформируе-мых в экономические, социальные или политические, и способствующих перераспределению природных ресурсов, труда и капитала;
- ускорение социальных и экономических процессов, побуждающее правительства быстрее реагировать на происходящие перемены, создавать все более эффективные и гибкие механизмы управления сферами экономической деятельности и общественной жизнью в целом;
- рост и усиление влияния транснациональ-ных корпораций и международных финансово-промышленных групп, представляющих собой самую эффективную форму самоорганизации капитала;
- резкий рост числа реальных и потенциальных потребителей коммерческой информации, циркулирующей в открытых информационных сетях, и перестройка в связи с этим мировых торговых связей, увеличение роли посреднической деятельности и международного маркетинга товаров и услуг;
- тенденция к слиянию информационных и денежных потоков в рамках единой инфраструктуры и рост уязвимости национальных экономик от ее надежного функционирования.
Эти общие тенденции развития мировой экономики, порожденные информационно-технологической революцией, справедливы не только для развитых стран, но и для отстающей и плохо адаптируемой России с переходной экономикой.
Можно сказать, что современная цивилизация использует четыре основных ресурса: природные богатства, труд, капитал и информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей). Первые три остаются главными факторами производства, последний же — необходимым условием их эффективного использования. Это означает, что основную роль в экономике начинает играть не собственно производство, а экономическая и информационная инфраструктуры, осуществляется сдвиг совокупного спроса в сторону информационных потребностей, а создание, распространение, постоянное обновление и применение информации идет опережающими темпами (по сравнению с использованием любых других ресурсов).
Глубокие изменения происходят также в социально-культурной инфраструктуре, обслуживающей информационные потоки в обществе. Суть этих изменений в том, что квалификация, профессионализм, знания и способность к творчеству становятся наиболее важной характеристикой услуг труда, которые все более и более индивидуализируются. Безликая "рабочая сила" постепенно уступает место личностям, предлагающим свои услуги на весьма специализированных сегментах рынка труда. Для современного российского общества это обстоятельство имеет особое зна-чение, так как именно оно способно порождать информационное преимущество.
Экономика информационного общества — это инновационная экономика. Однако только при достаточно высоком уровне развития науки и технологии, индивидуальной свободе и развитой информационной инфраструктуре частота инноваций возрастает настолько, что они начинают цепляться друг за друга, порождая инновационный поток. Это означает, существенным становится непрерывное изменение знаний, их обновление и рост. Поэтому в инновационной экономике решающее значение приобретают образование и наука, систематическое обучение и переобучение работников. Сетевая информационная революция принципиально по-новому поставила задачу непрерывного обновления и роста знаний и предоставила мощный и удобный инструмент приобщения людей к этому процессу.
На пути к информационному обществу нашей стране придется решать сложные и разнообразные проблемы. Можно выделить три класса этих проблем.
Первый класс
составляют проблемы развития технологического базиса информационного общества и перехода к нему. Главное здесь состоит в обеспечении адекватного времени и ситуации уровня функционирования и развития следующих основных составляющих этого базиса:
- национальных информационных ресурсов — баз и банков данных, всех видов архивов, системы депозитариев государственных ИР, библиотек и музейных хранений и пр., и обеспечения широкого свободного доступа к ним;
- информационно-коммуникационной инфраструктуры — территориально распределенных государственных и корпоративных компьютерных сетей, телекоммуникационных сетей и систем специального назначения и общего пользования, линий связи, сетей и каналов передачи данных, средств коммутации и управления информационными потоками, а также организационных структур и правовых механизмов, обеспечивающих ее эффективное функционирование;
- информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий — базовых, прикладных и обеспечивающих, систем и средств их реализации, сетевых технологий обеспечения доступа к информации;
- производства и потребления информационных продуктов и услуг для органов власти и управления всех уровней, субъектов экономической деятельности и населения;
- научно-производственного потенциала информатизации, телекоммуникаций и связи — организации и предприятия фундаментальной и прикладной науки в областях информатики, вычислительной техники, телекоммуникаций и связи, конструкторско-технологической и производственной баз их развития, в том числе оборонного назначения;
- рынка информационных технологий, средств вычислительной техники, телекоммуникаций, связи, информационных продуктов и услуг;
- наконец, технологии, структур и механизмов функционирования и развития электронных СМИ.
Проблемы технологического базиса в рыночной экономике (и отчасти в переходной экономике, в которой мы сейчас живем) решаются в известной степени независимо от усилий, предпринимаемых государством, однако в большой степени успешность их решения обусловлена политической стабильностью и темпами выхода страны и сегодняшнего социально-экономического кризиса. Вряд ли можно полностью полагаться на самостоятельную силу информационного рынка. Поэтому сохраняется весомая роль государственного регулирования развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, информационных технологий и системы производства информационных продуктов и услуг. В первую очередь должны осуществляться:
- бюджетное финансирование социально значимых тематических информационных систем (здравоохранения, образования, трудоустройства, социального обеспечения и т. п.), а также систем налоговой и таможенных служб, информационного обеспечения госорганов, выборов, правопорядка, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- селективная государственная поддержка приоритетных информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий, открытое конкурсное размещение госзаказов на новые технологии при гарантиях госзакупок и открытый конкурсный отбор технологий при реализации государственных проектов информатизации;
- бюджетная поддержка перспективных научных исследований, в первую очередь национальных научных школ, в области создания отечественных информационных и телекоммуникационных технологий и стимулирование их разработки, производства и использования (разумеется при их конкурентоспособности) в различных финансируемых из бюджета проектах и программах информатизации государственных объектов;
- государственная поддержка продвижения отечественных ин4юрмационных и программ-ных продуктов и технических средств информатизации на мировой рынок;
- разработка на государственном уровне программы массовой домашней компьютеризации.
При реализации этих условий можно ожидать, что к 2005 году наше технологическое отставание от среднеевропейского уровня по основным макропоказателям информатизации — числу компьютеров на тысячу населения и объему информационно-вычислительных услуг — составит всего лишь несколько десятков процентов.
Второй класс
проблем обусловлен тем очевидным обстоятельством, что Россия строит свою стратегию перехода к информационному обществу не в безвоздушном пространстве, а в тесном информационном окружении с другими странами. И здесь на первый план выходит проблема обеспечения национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений. Примеров разрушения информационных ресурсов и телекоммуникаций, несанкционированного доступа к ним, попыток хищения конфиденциальной информации или ее уничтожения в хорошо защищенных компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификации значимой информации и тому подобных действий — множество. Ожидается, что к 2005 году террористы и шпионы, мафия и хакеры полностью освоятся в глобальных компьютерных сетях, а шантаж и угрозы информационных диверсий станут привычным делом.
Проблемы обеспечения безопасности в информационной сфере носят как концептуальный, так и практический характер.
Безусловно, должна быть создана единая и эффективная система обеспечения информационной безопасности, которой необходимо эффективно управлять. Суть проблемы в том, что в стране имеется конгломерат отдельных ведомственных систем, решающих отдельные задачи защиты информации в системах и сетях только в пределах своей компетенции и в своих ведомственных интересах. Такая мозаичная система требует согласования усилий всех подсистем и координации их деятельности.
Поддержание необходимого уровня информационной безопасности требует постоянного отслеживания политических, социальных, экономических, научно-технических и других изменений как за рубежом, так и внутри страны. Эти изменения могут порождать новые информационные угрозы. Система должна быстро реагировать на яти изменения и перманентно проверять возможности отражения реальных или потенциальных угроз.
Международное информационное сотрудничество должно быть переведено на новый уровень, ориентировано на разработку и принятие правовых положений и международных соглашений, обеспечивающих информационную безопасность в процессах трансграничного информационного обмена. Необходимо активное участие России в создании межгосударственного законодательства и международных стандартов в области информационной безопасности.
Государственная политика обеспечения информационной безопасности при вхождении России в мировое информационное пространство должна быть ориентирована на выявление возможных зон поражения, тех болевых точек, в которых может быть причинен ущерб национальной безопасности. Но кроме того, она должна быть нацелена на точки роста, на узлы, в которых сосредоточен потенциал социально-экономического, научно-технического, культурного, образовательного развития нашего общества.
Очень важно начать международные переговоры по проблемам обеспечения безопасности в информационной сфере. В частности, должны быть достигнуты соглашения между возможно большим числом стран о координа-ции деятельности в сфере борьбы с информационным терроризмом и информационным криминалом, по предотвращению этих угроз и согласовании действий по минимизации их последствий. Предметом переговоров должна стать также международно-правовая защита национальных информационных ресурсов и интеллектуальной собственности, а также авторских прав на материалы, распространяемые по мировым открытым сетям, в первую очередь по "Интернету". Должны быть выработаны согласованные национальные и международные правовые нормы, устанавливающие ответственность за хакерство и другие компьютерные преступления, злоумышленное проникновение в национальные и корпоративные информационные сети, нарушение прав и законных интересов граждан в процессе информационного обмена. Наконец, необходимо рассмотреть возможности контроля за распространением по сети "Интернет" непристойной и оскорбляющей общественную нравственность информации, недобросовестной рекламы, мошеннических операций и т. п., оказывающих негативное воздействие на массовое сознание, физическое, психическое и социальное здоровье людей.
Третий класс
проблем определяется социально-экономическими и социально-культурными предпосылками перехода сегодняшней России к информационному обществу.
Сегодня на пути осознанной, рациональной организации движения к информационному обществу встают социокультурные факторы, мешающие превращать в реальность потенциальные возможности информационных и телекоммуникационных технологий. Успешность продвижения находится в прямой зависимости от информационной подготовки общества (очевидны низкие информационные потребности населения, определяемые, главным образом, низким платежеспособным спросом на информационные продукты и услуги, в обществе доминирует недооценка роли информации в экономике и вообще в общественной жизни, информация практически не востребуется аппаратом управления, отсутствует регулярное информирование населения органами государственной власти и управления о политической и социально-экономической жизни, совершенно недостаточна компьютерная грамотность населения и т. п.). Роль негативных факторов в экономике и демократизации общественной жизни, унаследованных от недавнего тоталитарного прошлого, снижается черепашьими темпами, так же как традиции и стереотипы сознания и поведения. Закрытость и дефицит информации еще не начали сменяться ее достатком, свободой ее выбора и использования. Быстрой информатизации негосударственного сектора экономики еще недостаточно. Поэтому проблемы подготовки общества к жизни в информационном мире лежат в глубинных социально-культурных пластах и их решение займет десятилетия.
Далее. Трудную задачу представляет достижение баланса интересов граждан, организаций и государства в информационной сфере. Российская традиция предусматривает приоритет государственных интересов как общих интересов всех субъектов. Однако такая исходная позиция не должна ослаблять общую демократическую ориентацию на правовую защиту свобод и интересов граждан, гарантию прав всех субъектов на информацию, закрепление обязанностей и ответствен-ности государства за объективное информирование населения страны. Именно совершенствование информационного нрава может стать локомотивом демократического развития России. При этом следует исходить из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса. Должен быть обеспечен доступ к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям. Ограничение доступа к информации должно рассматриваться как исключение из общего принципа открытости информации и осуществляться только на основе законодательства, в том числе с учетом права собственности на информацию. Юридические и физические лица, собирающие, накапливающие и обрабатывающие персональные данные и конфиденциальную информацию, должны нести ответственность перед законом за их сохранность и использование. Защита общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации, должна обеспечиваться государством. Все это ставит трудную и противоречивую задачу перед нашим государством.
Приходится констатировать, что такие очевидные индикаторы перехода к информационному обществу, как распространение простых процедур доступа к информационным ресурсам и/или внедрение средств информатизации в сферу управления и различные области экономической деятельности весьма неравномерно проявляются по регионам страны. Две трети всех используемых в стране баз данных приходится на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Сибирский). Поэтому говорить о формировании информационного общества вне пределов Садового кольца приходится с осмотрительностью. Сколько-нибудь существенное выравнивание потенциала информатизации по регионам страны требует значительного времени и коренных сдвигов в социально-экономической политике государства.
Анализ подходов и путей решения перечисленных проблем позволяет сделать следующие выводы.
Продвижение страны по пути к информационному обществу, естественно, будет растянуто во времени и состоять из отдельных шагов, важнейшие из них таковы:
1. Осознание в системе государственной власти и управления и в обществе в целом главенствующей роли информации как важнейшего ресурса социально-экономического, политического и культурного развития, определяющего эффективность использования других видов ресурсов (природных, трудовых, финансовых).
2. Постепенное превращение информационных преимуществ (практическое овладение информационными ресурсами, использование развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры и новейших информационных, компьютерных и телекоммуникационных технологий) в реальные материальные и духовные блага для населения страны.
3. Развитие общественных и личных информационных потребностей и сферы информационных и телекоммуникационных услуг.
4. Открытость информационной политики как главной предпосылки последовательного демократического развития страны по пути построения гражданского общества и правового государства.
5. Укрепление национальной безопасности за счет достижения высокого уровня информационной безопасности и обеспечение достойного международного статуса России как полноценного участника мирового информационного сообщества.
Данная работа выполнена совместно с Кабардино-Балкарским научным центром РАН (г. Нальчик)
Смолян Георгий Львович —
академик РАЕН, главный научный сотрудник Института системного анализа РАН
Черешкин Дмитрий Семенович —
доктор техн. наук, вице-президент РАЕН, заведующий отделом Института системного анализа РАН
© Информационное общество, 1998, вып. 6, с. 8 - 13.