«Умные» кадры для смарт-города

____________________

Тихомирова Н.В.



Статья рекомендована Т.В. Ершовой 20.10.2012 г.

Аннотация

Современные тенденции информационного общества и будущие витки его развития сделают возможными появление «умных городов», или смарт-городов. Существующие в смарт-обществе, населенные смарт-людьми, они являются уже не футуристической фантазией, а основным перспективным трендом развития.

Ключевые слова:

«Умные» кадры, «умные» города, интернет-технологии, информационное общество, цифровые тренды, электронные технологии.

Будущее сегодня в большей мере, чем от чего-либо другого, зависит от развития каналов коммуникации и средств передачи и обмена информацией. При этом данное развитие идет практически лавинообразно. Если проанализировать, сколько потребовалось времени различным коммуникационным системам, чтобы достичь аудитории в 50 млн человек, то мы придем к следующим цифрам: для радио этот срок составил 38 лет, для телевидения – 13 лет, а аудитория интернета стала такой всего за четыре года. Для Apple iPod и Facebook это время составило три и два года соответственно. Тенденция, как говорится, очевидна. На горизонте – информационная и технологическая лавина, которая в корне изменит всю нашу жизнь.

Фактически мир живет в состоянии системных глобальных изменений. Прорыв в средствах коммуникации обеспечил прогресс, который невозможно было предвидеть всего 8−10 лет назад. Интернет-технологии проникли практически во все сферы жизни: мы уже не только пишем письма, но и звоним через интернет, совершаем покупки и оплачиваем банковские счета в Сети, заказываем через нее билеты и лекарства, смотрим фильмы и слушаем музыку. Все это отражает возросшую динамику жизни общества и, конечно, касается и высшего образования, и самого процесса познания: сегодня один поисковый запрос в Сети заменяет несколько дней занятий в библиотеке. Можно без преувеличения утверждать, что в наш электронный век информация − это главное богатство, и оно будет определять также и развитие городов.

В отношении информации можно обратить внимание на два важных момента. Во-первых, на темпы роста ее объемов. Согласно результатам последних исследований, в 2010 г. в мире было генерировано 4 эксабайта (Эбайт, ЭБ) информации, а это больше, чем за последние пять тысяч лет.

Во-вторых, информация стала открытой. Сегодня практически нет ничего такого, что нельзя было бы узнать в Yandex’е или Google’e, более и менее важные события становятся известны жителям всего мира в считанные минуты, причем каждое из них можно рассмотреть с нескольких точек зрения – в новостных обзорах и на форумах. Это прекрасно иллюстрирует, например, поисковая система Google: если в 2006 г. ее специалисты насчитывали около 2,6 млрд запросов в систему ежемесячно, то в 2010 г. эта цифра выросла до 31 млрд в месяц.

Сегодня интернет в полной мере используется во всех сферах общественной и деловой жизни. Россия в этом плане развивается ускоренными «догоняющими» темпами: так, индекс проникновения интернета в среднем по разным социальным группам в России составил в 2011 г. около 48 процентов и продолжает расти, особенно среди молодежи возраста 18−24 лет. Сегодня к интернету подключено больше устройств, чем людей: их насчитывается 10 млрд штук. Cisco Internet Business Solutions Group (IBSG) прогнозирует, что к 2020 г. число интернет-устройств достигнет 50 млрд, то есть их будет приходиться по шесть на каждого жителя планеты.

Среди основных цифровых трендов можно выделить наиболее перспективные. Во-первых, это то, что можно условно назвать «круг близких»: в будущем году следует ожидать усовершенствования технологий фильтрации в социальных сетях. Это персонифицированные новости, или социально-сетевое чтение, – новый стандарт в сфере потребления онлайнового контента. В сфере финансовых инноваций, без сомнения, будут расти и развиваться мобильные транзакции во всевозможных формах. Это также даст толчок развитию инноваций в сфере информационной безопасности и защиты данных.

Второй важный тренд будет касаться такого круга связей, как «дом, тело, сеть» – все шире будут внедряться различные компактные и доступные устройства, позволяющие отслеживать состояние своего тела и автоматически приспосабливаться к окружающей среде. Вместе с этим будет устойчиво расти и такой тренд, как повсеместный доступ к данным с множества устройств, благодаря развитию облачных технологий.

Важной тенденцией становится развитие геолокации. Интерактивные сайты и социальные мобильные приложения помогают нам создавать креативные геолокационные архивы.

Будет все шире развиваться такая сфера, как контроль над данными, – мы сможем вычислять показатели любой своей деятельности в цифровом мире. Уже сейчас на рынке появляется все большее количество сервисов, специализирующихся на разных ее видах, ‒ они занимаются всем: от отслеживания нашей веб-истории до контроля над тем, сколько топлива потребляет наш автомобиль на каждом сантиметре пути.

В кризисе информационного общества, которое трансформируется в то, что сегодня принято обозначать термином «смарт-общество» (smart society), рождается город будущего, «умный город». Среди основных моментов, которые будут характерны для смарт-города, можно отметить, во-первых, экономику, основанную на высоких, и притом энергосберегающих, технологиях, и так называемую «зеленую» инфраструктура. Это город, в котором многие строения или значительная часть застройки представляют собой «умные» дома. Без сомнения, это будет «город Сети», или «город-сеть», в котором интернет играет главную и основную роль − не только в личных и деловых, но и в повседневных, бытовых коммуникациях жителей как друг с другом, так и с городскими структурами.

В таком «городе-сети» сами пользователи будут генерировать услуги и контент, а вертикальные связи уступят место горизонтальным – благодаря развитым схемам государственно-частного партнерства. Открытые данные и открытый доступ к информационным ресурсам обеспечат практически полную прозрачность и, следовательно, подконтрольность гражданам. В смарт-городе одну из главных ценностей будет представлять социальный капитал. Так, членство горожан в ассоциациях и клубах по интересам (например, профсоюзах), благотворительность, волонтерство, развитость некоммерческих организаций будут напрямую влиять на процветание городской экономики. За счет широкого использования новых технологий, мобильности экономики и самих жителей в таком смарт-городе появляется принципиально более высокое качество жизни, чем в ныне существующих городах: формируется богатая цифровая культура общения и обучения, открывается повсеместная доступность новых знаний и информационных решений, тяжелый труд превращается в «умный». Приоритетными ценностями становятся человеческие достоинства, основанные на гибкости и оригинальности. Важнейшим вопросом становится подготовка кадров, обладающих творческим потенциалом, умеющих работать и думать в новых условиях. Так, умение быстро и эффективно находить и использовать информацию является обязательным для современного человека. Специалист, не обладающий практическими навыками работы в соцсетях, с электронными источниками, не умеющий составлять личные базы знаний, будет неэффективен, а следовательно, не востребован. Подготовка кадров, обладающих навыками работы в смарт-обществе, является главной задачей смарт-образования.

Впервые о нем серьезно заговорили в 2009 г., во многом в связи со вторым цифровым разрывом (Digital Divide Two). Первый цифровой разрыв позволял оценить положение стран, народов, континентов по насыщенности электронными технологиями, в основном это были количественные оценки. Была отмечена следующая зависимость: страны, обладающие большим количеством технологий, благодаря им развиваются еще активнее. Во втором цифровом разрыве возникли новые акценты. Многие наши функции были переданы машине, сам же человек сосредоточил свое внимание на креативности и саморазвитии. Возник вопрос: какой новый эффект получают люди с помощью этих технологий и возможностей?

Второй цифровой разрыв вызван тем, что использование информационно-коммуникационных технологий начинает эффективно коррелировать с новой мотивацией к получению знаний, а они в свою очередь становятся доступными все большему количеству людей. Примером тому являются блоги, открытые образовательные ресурсы.

Активное использование новых знаний, размещаемых в открытых образовательных ресурсах, − важная характеристика второго цифрового разрыва. Именно она стала основой формирования философии «умного образования» (smart education), которое можно определить как гибкое обучение в интерактивной образовательной среде с помощью контента, циркулирующего во всем мире и находящегося в свободном доступе.

«Умное образование» подразумевает объединение учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий. Речь идет о совместном создании и использовании контента, а также использовании его в процессе обучения. Примером тому может служить проект следующего десятилетия − Единый европейский университет с общим деканатом, который будет сопровождать перемещение студентов из вуза в вуз. Болонская декларация дает вузам возможность принимать студентов без переэкзаменовки, создавая таким образом систему умного обучения (smart education system) для Европы.

На сегодняшний день необходима специальная подготовка человека к жизни в информационном обществе, где информация и знания – важнейшая преобразующая сила, а информационные ресурсы – стратегические ресурсы общества. Глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий являются сегодня основой новой экономики, а непрерывное образование и способность к переквалификации – неотъемлемой частью сохранения социального статуса личности. Судьба и успех каждого человека зависят от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и результативно использовать новую информацию. В связи с этим необходима новая стратегия развития образования, которая позволит перейти от ИТ-обучения к обучению с помощью ИТ. Такой моделью является смарт-образование.

Его развитие позволит каждому развивать и реализовывать свой творческий, научный и профессиональный потенциал, что в конечном итоге приведет к появлению кадров, готовых использовать преимущества смарт-общества и работать с целью повышения интеллектуального потенциала не только отдельного города, но и всей страны. Таким образом смарт-университеты, выступающие как центры научного и инновационного развития каждого региона и стимулирующие интерес к интенсивному развитию всех отраслей экономики России, становятся одной из основ смарт-городов, которые в конечном итоге будут способствовать создание смарт-России.

Литература

1. Калина И.И. Информатизация и образовательная политика // Качество, Инновации, Образование. Москва, 2007. № 1 (23), январь-февраль.

2. Кочерга С.А., Тихомирова Н.В. Обеспечение качества образования в инновационном вузе в условиях информационного общества (на примере МЭСИ) // Гарантии качества профессионального образования / Сборник методических материалов, тезисов и статей участников форума / Т. 2. Под общей ред. М.Ф. Королева. М., РАГС, 2010. С. 308−317.

3. Всероссийская конференция «Информационные технологии в образовании XXI века» // Всероссийская молодежная научная конференция «Информационные технологии в образовательном процессе исследовательского университета» / Сборник лекций. М.: НИЯУ МИФИ, 2011. 100 с.

4. Стратегия ЕС «Европа 2020»: Smart, Sustainable & Inclusive Growth. (Стратегия утверждена Европейским Советом 17 июня 2010 г.) // URL: http://ec.europa.eu/europe2020/index_en.htm.

5. Brainport 2020: Top Economy, Smart Society (22.02.2011) // Стратегия и Программа регионального развития до 2020 г. «Топ-экономика, Смарт-общество» // URL: http://www.polymers.nl/News/News_archive/Brainport_2020%3A_Top_Economy,_Smart_Society.

Форум «Технологический Форсайт» Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Сентябрь. 2010. Тема: Smart ИКТ и «зеленый рост» // URL: http://www.oecd.org/site/0,3407,en_21571361_45683854_1_1_1_1_1,00.html

______________________________________________

Тихомирова Наталья Владимировна

Доктор экономических наук, профессор,
ректор Московского экономического института (МЭСИ),

Заведующая кафедрой «Управление интеллектуальными ресурсами» МЭСИ


© Информационное общество, 2012, вып. 6, с. 58-61 .