Ее открывает статья М.В. Якушева, в которой автор обращает внимание на два основных «дефекта» действующих нормативных актов – несогласованность используемого терминологического аппарата и применяемых подходов к регулированию и использование в тексте законов неизвестных понятий и методов. В качестве одной из мер обновления законодательства он предлагает разработку современной редакции федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». С этой точкой зрения согласен С.В. Петровский, выступивший с обстоятельным анализом недостатков действующего нормативного акта. Один из вариантов нового закона, подготовленный по поручению Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, публикуется в этом номере.
По мнению К.В. Смирнова, несовершенство существующей правовой базы является серьезным аргументом для разработки Концепции развития нормативно-правового регулирования в сфере информационных технологий. Этот документ должен будет определить теоретические и методологические основы государственного регулирования в сфере ИКТ. Его реализация позволит устранить путаницу в регламентации функций, ответственности и полномочий, которую нередко можно видеть в нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность органов государственной власти и системы государственной службы. Проект Концепции, инициатором которой является Мининформсвязи, мы предлагаем сегодня вниманию читателей.
Очевидная тенденция к росту в России потребности в совершенствовании государственной политики в сфере информатизации стала ключевой темой исследования А.Н. Райкова, в котором сделан акцент на решении вопросов «регулирования рынка информационных технологий и интеллектуальной безопасности». В.М. Хургин, рассматривая роль государства в системе правовой информации и его взаимодействие с частными структурами, делает вывод о закономерности параллельного существования государственного и коммерческого секторов, каждый из которых имеет свое предназначение. По словам С.И. Семилетова, «электронный документ может и должен иметь правовой режим, уравнивающий его с традиционными документами. Собственно, другой альтернативы нет, но необходимо законодательно уровнять электронные документы с традиционными и регламентировать процедуры их использования во всех сферах экономической деятельности субъектов».
Как считает А.Ю. Полковниченко, информационные технологии, развиваясь семимильными шагами, требуют постоянной адаптации существующих правовых норм к новым формам автоматизации государственного управления. Адекватным ответом на вызовы времени являются решения Oracle для федеральных, региональных и местных органов власти, для государственных организаций и предприятий, так как они позволяют создавать системы, полностью соответствующие динамично развивающемуся законодательству.
По заказу корпорации «Майкрософт» аналитической службой журнала «The Economist» подготовлены материалы, посвященные экономическому росту в Европе за счет реализации преимуществ ИКТ. Они публикуются в нашей традиционной рубрике «Электронное правительство».
© Информационное общество, 2004, вып. 5, с. 1.