Новая экономическая революция

М. Горский



В постиндустриальную эпоху территориальная политика отходит на второй план. Управление и использование ресурсов и капиталов все меньше нуждаются в пересечении границ и вообще в каких-либо действиях в географическом пространстве. Отношения, структурирующие экономическое пространство, все больше предполагают использование информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня я хочу коснуться такой животрепещущей темы как "новая экономическая революция". В чем она заключается? Революция заключается в том, что регионов больше нет. Вот, например, участники любой конференции в режиме удаленного доступа обмениваются мыслями и идеями. Точно также можно общаться по электронной почте. В информационном мире нет ни столиц, ни регионов, ни географических границ. Пока можно выделить более или менее развитые в информационном плане страны или регионы, но всюду информационные технологии все больше и больше входят в жизнь. В любой точке земного шара они обеспечат доступ к финансам, к техническому воплощению своих идей. Их совершенно уникальные возможности очень важны, прежде всего, для бизнеса. "Бегают" деньги, "бегают" капиталы – возникает бизнес. Традиционных границ для этого процесса не существует – чтобы что-то узнать и реализовать, достаточно интернета, всем известного и всем доступного. Огромные цифровые возможности, которые я хочу противопоставить цифровому разрыву, используются в сфере образования. Благодаря новым технологиям любой студент с тем или иным успехом может дистанционно учиться в самых различных вузах. Разумеется, не обязательно это обучение будет осуществляться с целью получения диплома о высшем образовании. Информационные технологии обеспечивают принципиально иной уровень доступа к образовательным и иным материалам, не сравнимый с тем, что было 15 лет назад. Например, во время первого путча количество людей, описывающих по электронной почте ситуацию на улицах Москвы, делившихся этой информацией со всем миром, было огромным, что позволяло получать очень объемный образ того, что происходит в столице России.

Здесь много говорилось об "Электронной России". На наш взгляд, главное в этой программе – то политическое заявление, которое сделало Правительство в тот момент, когда оно ее рассмотрело и приняло к воплощению. Правительство сказало: "Я люблю информационные технологии". Дальше – это вопрос к нам, как мы можем это использовать. Разговоры о разделении тех, более чем скромных, я бы даже сказал, неприлично скромных денег, которые выделяются из бюджета – это не главная и даже совершенно не существенная часть. В первую очередь надо думать о том, что написано в программе, о планах деятельности и мероприятиях. Например, в том факте, что проект "Российский портал развития" включен в программу "Электронная Россия", на мой взгляд, главное заключается не в финансировании его части из бюджета, а в политическом заявлении российского Правительства о поддержке провозглашенных в нем идей.

Теперь несколько слов о Фонде "Новая экономика". Российская негосударственная некоммерческая организация – Фонд "Новая экономика" – учреждена высшими учебными заведениями и аналитическими центрами для выполнения научных исследований и обеспечения информационного взаимодействия в области постиндустриальной экономики информационного общества.

Утверждение российским правительством ряда федеральных программ, среди которых главное место, несомненно, занимает ФЦП "Электронная Россия", свидетельствует о переходе исполнительной власти к реальным действиям по развитию и использованию ИКТ. "Болевые" точки программы "Электронная Россия" стали главной темой семинаров, организованных нашим Фондом. Они проходят в Москве примерно два раза в месяц и, думаю, завершатся к началу 2002 года.

Мы надеемся, что наши семинары послужат определенной методологической базой реализации программы "Электронная Россия". К примеру, большой интерес у аудитории вызвали вопросы, обсуждаемые на семинаре по "электронному правительству", где присутствовали представители Правительства России и многих министерств. В частности, речь шла о проблемах внедрения электронных технологий в систему закупок товаров и услуг для государственных нужд. Успешное решение этой задачи откроет благоприятные возможности для увеличения количества и качества поставщиков, обеспечит открытый и равный доступ к данному сегменту рынка. Эта тема интересует и региональные компании России, так как в программе есть фраза о том, что приоритет в государственных закупках отдается продукции и услугам, произведенным на территории России.

Участники организованных нами дискуссий были единодушны в своем мнении, что создание "электронного правительства" невозможно без эффективного сотрудничества органов государственной власти с общественными организациями и деловым сообществом России и ее регионов.

Более того, мы все время заинтересованы в расширении сотрудничества. Обращайтесь к нам с любыми предложениями – например, через Институт развития информационного общества. Мы думаем сегодня о том, как устроить в следующем году обсуждение "Электронной России" в регионах, и обязательно дадим об этом знать всем участникам нынешней встречи.

И у меня есть один маленький вопрос, который хотелось бы обсудить сообща.

Представим, что нет границ, нет каких-либо ограничений, регионов также нет. Все едино и у всех одинаковые возможности. И вдруг поставлена цель – к примеру, завоевать Америку. Завоевать, разумеется, экономически. Готовы ли мы с Вами к тому, чтобы завоевать Америку? Кто из нас, с нашими возможностями, с нашими программами, с нашими проектами, готов что-то сделать для того, чтобы мы все вместе завоевали Америку? Чтобы российский бизнес завоевал Америку, чтобы российская культура завоевала Америку, чтобы российское образование завоевало Америку?

Давайте рассмотрим эту гипотетическую задачу с различных точек зрения.

Чтобы завоевать американский рынок с помощью электронной торговли, надо развивать электронный бизнес. Пожалуй, нет ни одной причины, ограничивающей сегодня его развитие в России. Нет ничего, что мешало бы продать, например, бутылку воды через интернет. Для этого не нужна электронная подпись, для этого не нужны электронные транзакции в России и в Москве. Сотни организаций занимаются сегодня электронной торговлей, поэтому можно смело утверждать, что бизнес через интернет в нашей стране развит. Естественно, его инфраструктура не находится в идеальном состоянии, но то же самое можно сказать о любой стране мира, включая самую передовую – Соединенные Штаты Америки.

У нас много говорят о необходимости правового регулирования электронной торговли. Наверное, с одной стороны, действительно было бы лучше, если бы пакет соответствующих законодательных актов уже был бы введен в действие. Но, с другой стороны, представьте момент: "галочка" поставлена, Закон об электронной цифровой подписи (в виде того плохого проекта, который сегодня существует) принят. Тогда наверняка станет хуже, чем сейчас. Потому что на нерегулируемом поле бизнес, слава Богу, может находить оптимальные решения, но на регулируемом поле обязан развиваться по пути, который ему определен законодателем. Что же ожидает бизнес, если закон плохой? Ответ на этот вопрос, по-моему, нетрудно угадать. Для меня лично это достаточно близкая тема, так как долгое время я был членом редколлегии журнала "Мир электронной коммерции", а сейчас участвую в издании журнала "В2В".

Наверное, среди причин, по которым Америка еще не завоевана, можно назвать также информационные барьеры или информационную бедность – то, что хочет преодолеть ООН, говоря о цифровом неравенстве. Это неравенство определяется возможностью (или отсутствием этой возможности) доступа каждого человека к информации и каналам связи. Эту проблему в какой-то мере должна решить "Электронная Россия". А пока мне понравился предлагаемый Воронежем путь завоевания Америки – через земляков. Большое количество специалистов, приглашенных на работу в США, могут выступить в качестве плацдарма при завоевании, просто их надо активизировать. В свое время такой путь выбрали выходцы из Индии, которые сегодня, как мне кажется, руководят почти всеми высокотехнологичными американскими компаниями, хотя и не обязательно на уровне первых лиц. Несомненно, это был путь земляков: земляк приглашал земляка, тот – следующего и так далее. Поскольку население Индии составляет почти миллиард человек, особой проблемы с кадрами не было. Так, постепенно, они добились того результата, который мы наблюдаем сегодня. Если специалисты из Воронежа сумеют сделать с Америкой то же самое, то, я думаю, всем можно будет только позавидовать. Это замечательный путь, ведь люди, уехавшие за океан, могут стать источником бизнеса для компаний, которые находятся в Воронеже. Таким образом, мы как бы получаем тот самый маленький мир, в котором так удобно и легко существовать.

Считается, что одной из причин, мешающих нам завоевать Штаты, является отсутствие у России тех финансовых средств, которые есть у Америки. При этом особое внимание акцентируется на скудном финансировании системы образования, на отсутствии у большинства образовательных организаций льготного режима доступа к информации и информационным сетям. Вообще-то ответ на этот вопрос следует искать в Министерстве образования. У него есть большая программа, где главным вопросом является подключение государственных университетов и других бюджетных учреждений к интернету. Она называется "Развитие единой образовательной информационной среды на 2002-2010 г.г.", и данная программа в этом году получит из бюджета едва ли не в два раза больше, чем ФЦП "Электронная Россия".

Серьезная проблема системы образования – экономическое неравенство между коммерческими и бюджетными образовательными учреждениями, которое выражается, во-первых, в принципиально иной зарплате преподавателей разных вузов, и, во-вторых, в различном материально-техническом и информационном обеспечении образовательного процесса. Мы, например, понимаем, что находимся не на государственном бюджете, поэтому вопрос финансового обеспечения Фонда "Новая экономика" решается Фондом "Новая экономика". А наши очень тесные партнеры, Государственный университет – Высшая школа экономики, безусловно, находясь на финансировании из бюджета, получают на то же самое бюджетные ассигнования.

Впрочем, может быть, если вспомнить историю, именно отсутствие собственных денег станет для нас решающим стимулом для завоевания "богатенькой" Америки?

Существует мнение, что прежде, чем отправляться на завоевание кого бы то ни было, надо навести порядок в своей стране. Имеется в виду обеспечение государственной поддержки национальной электронной экономики. На мой взгляд, здесь не следует заниматься напрямую протекционизмом, то есть не допускать иностранные компании на внутренний рынок. Но ведь можно организовать ту же деятельность, так сказать, "с обратным знаком" – не защищать своих от прихода иностранцев, но помогать своим выходить на зарубежные рынки. Во время визита Президента В.В. Путина в Техас был организован круглый стол с представителями российских IT компаний, во время которого наши бизнесмены были представлены американским. Это стало для отечественного бизнеса, бесспорно, мощной PR-акцией. В рамках инвестиционной политики России многие министерства и правительственные организации регулярно проводят подобные встречи за рубежом, помогая нашим высокотехнологичным компаниям завоевывать западные рынки. Кстати, в "Электронной России" есть несколько пунктов, специально посвященных продвижению российского бизнеса на мировые рынки.

Что касается налоговых льгот, то единственный налог, который в Америке, например, потребители не платят при электронных сделках – это налог с продаж. В России он составляет 4%. Повторяю, это единственный налог, который не платится в США в сфере электронной торговли. Бизнес компаний, торгующих в интернете, облагается налогом точно так же, как бизнес любых других компаний, никакого протекционизма здесь нет. Более того, отсутствие налога с продаж связано исключительно с невозможностью определить географическое место сделки. Это правило существует со времен торговли по почтовым каталогам. В Сингапуре иная ситуация – здесь государство дает очень большие беспроцентные кредиты компаниям, выходящим на электронные рынки. В России налоговые освобождения, наверное, не практикуются сейчас ни в одном секторе экономики и очень маловероятно, чтобы было сделано исключение для электронного бизнеса. Хотя порой звучат призывы освободить от налогов не только электронный бизнес, но и индустрию программного обеспечения. Мне хочется вспомнить по этому поводу слова директора компании 1С Бориса Нуралиева, который уверен, что в тот момент, когда объявят, что компании, занимающиеся программным обеспечением, освобождаются от налогов, к нему "придут нехорошие дяди и попросят все их операции тоже закрывать компанией 1С, то есть проводить их безналогово". Повторится печальная история Национального фонда спорта и многих других столь же благих начинаний. Очень маловероятно, что в русле сегодняшней экономической политики будет предоставляться налоговое освобождение для тех или иных видов бизнеса. Государство будет поддерживать высокотехнологичный бизнес, скорее всего, через льготные кредиты, программы привлечения сторонних инвестиций и так далее – такой путь наиболее вероятен.


Горский Микаэл - управляющий партнер компании МАГ КОНСАЛТИНГ, руководитель Фонда "Новая экономика".


© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 36-38.