_________________________
9 октября 2010 года в рамках V Фестиваля науки на Факультете педагогического образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова при поддержке Межрегиональной общественной организации «Женщины в науке и образовании» прошла Всероссийская научная конференция «Наука – школе: новые тенденции в образовании».
На конференции обсуждались новые научные тенденции в сфере образования и актуальные вопросы модернизации процессов обучения и воспитания.
Роль образования в мире стремительно возрастает. «Экономика знаний», «когнитивная экономика» становятся в повестку дня, определяют стратегию модернизации России. Переход на инновационный путь развития невозможен без сильной средней и высшей школы, без организации взаимодействия в системе «образование – наука – власть». Можно ли наметить пути, двигаясь по которым, образование России может выйти на новые рубежи?
На запуск советского спутника американская элита ответила глубокими реформами системы образования, внедрением опыта СССР и новых педагогических технологий, привлечением науки в образование. Такой же вызов стоит сегодня перед российским образованием. Путь страны в будущее начинается со школьной парты. Еще Бисмарк полагал, что «войны выигрывает школьный учитель».
Каково будущее России? Как сделать образование опережающим, устремленным в завтра? Как действовать в условиях неоднозначных реформ последних десятилетий? Что следует исправить, а что нужно строить заново? Проблемы современного мира требуют междисциплинарных решений. Как сделать образование междисциплинарным? Где искать алгоритмы интеграции науки и образования? Что меняет современная наука в мировоззрении, и как об этом узнают школьники и студенты? Как вырастить свободного и ответственного человека?
Именно эти темы были в центре внимания конференции, среди участников которой были ведущие ученые и педагоги России, представители власти.
Пожалуй, самый большой интерес вызвал блестящее и ярко иллюстрированное выступление заместителя директора Института прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН профессора Г.Г. Малинецкого. В докладе под названием «Образование России. Триумф, трагедия, перспектива» он показал, что взлет постпетровской России непосредственно связан с развитием системы образования в стране. Междисциплинарность, участие выдающихся ученых в формировании школьного и высшего образовании, курс на мечту, высокий рейтинг науки, – все это утеряно в лабиринтах современных образовательных регламентов. Один из разделов доклада был посвящен защите традиционных школьных предметов, на сегодняшний день фактически переведенных из основных курсов в факультативные. Этот тезис был выражен докладчиком в следующих крылатых фразах: «Математика – путь к свободе. Русский язык – генетический код нации. История – обретения смыслов и ценностей мира России. Литература – связь между поколениями».
Кроме того, на пленарном заседании прозвучало несколько острых и тревожных докладов о кризисном состоянии современного среднего и высшего образования декана факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносов, профессора Н.Х. Розова, ректора Ярославского педагогического университета, профессора В.В. Афанасьева, директора института САУ Международного университета природы, общества и человека «Дубна», профессора Е.Н. Черемисиной, старшего научного сотрудника Института мировой литературы имени А.М. Горького, доктора филологических наук В.С. Непомнящего и профессора биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Г.Ю. Ризниченко.
Во второй половине дня работа проводилась по секциям: «Проблемы современного состояния российской системы образования», «Единство естественнонаучной и гуманитарной культур в образовании» и «Организация и самоорганизация образовательного процесса».
С презентациями докладов можно ознакомиться по адресу: www.school.awse.ru
© Информационное общество, 2010, вып. 5, с. 66.