При этом современный уровень благосостояния имеет как прямое влияние на развитие национальных интернет-рынков через уровень доходов населения, так и косвенное – как кумулятивный экономический результат, выражающийся через развитие базовой инфраструктуры (для интернет-рынка таковой будет являться уровень телефонизации, компьютеризации), а также через стоимость доступа к этой инфраструктуре.
Проведенное исследование по 150 странам мира позволило получить следующую картину:
Несмотря на всю привычность для жителей Москвы и Санкт-Петербурга такого явления как интернет, оно по-прежнему остается уделом состоятельных граждан и благополучных государств. С одной стороны, жители российских столиц зарабатывают больше, чем в российской провинции, а с другой стороны, они имеют максимальные возможности для использования бесплатного интернета (на учебе, работе, у друзей). Так, если верить опросу населения Москвы, проведенному Фондом "Общественное мнение" в 2002 году, из 2300 москвичей 82% предпочитают использовать именно "халявный" интернет, а лишь 54% – домашний (правда, в исследовании не уточнялось соотношение домашнего и "рабочего" интернета – ведь многие домашние пользователи выходят в интернет на 2 минуты с утра, чтобы взглянуть на новости и погоду).
Источник: Мировой Банк, расчеты автора. Табл. 1. Распределение числа пользователей интернета в зависимости от уровня доходов, 1999 г.
Денег не жалко
Одновременно мы можем утверждать, что богатые страны тратят на телекоммуникационные услуги гораздо больше, чем бедные. Так, по данным Мирового Банка, на одного пользователя телекоммуникационных услуг (интернет, мобильная телефония) в США и западноевропейских странах приходится 100–1000 долл. затрат в год, тогда как, например, в Китае и Индии этот показатель не превышает 10–20 долл. на пользователя.
С одной стороны, вопрос упирается в доходы населения. С другой стороны, даже если гражданам африканской страны или жителям государств СНГ раздать деньги, то потратят они их вовсе не на интернет. Традиционно это объясняется теорией Маслоу, согласно которой потребности человека возвышаются по мере удовлетворения таких "базовых" потребностей как пища, жилье, общение.
Например, спрос на интернет-услуги является следствием сразу нескольких групп потребностей по Маслоу. Во-первых, это реализация социальной потребности, так как за счет интернета люди получают возможность общаться со знакомыми и находить новых знакомых. Во-вторых, доступ к интернету является важным социальным признаком (особенно на первых стадиях распространения интернета). В-третьих, создание персональных интернет-страниц, активное участие в интернет-конференциях позволяет наиболее полно реализовать инициативы человека. Стоит заметить, что эти потребности граждане могут реализовывать и вне интернета, который лишь позволяет реализовать потребности людей наиболее полно. Выход в интернет требует определенных затрат (плата за доступ, покупка компьютера и пр.), соответственно, до определенного уровня доходов люди не смогут пользоваться этой инфраструктурой.
Таким образом, чтобы у граждан определенной страны появилась активная потребность в удовлетворении части потребностей с помощью интернета (будь то покупка продуктов или чтение электронной газеты), они должны иметь высокую степень удовлетворенности "базовых" потребностей и хотя бы частичную удовлетворенность "высоких" потребностей. Только в таком случае граждане начинают тратить деньги на "дополнительные" возможности удовлетворения потребностей. Разумеется, если у них есть деньги. Хотя прямой зависимости между спросом на интернет-услуги и доходами населения нет.
Один на всех
Компьютеры появились лишь в 90-х годах ХХ века, когда ряд стран и, прежде всего, социалистический блок вошли в полосу экономического кризиса, что и определило низкий уровень компьютеризации в них по сравнению с западным миром. Компьютер является слишком дорогой вещью, чтобы быть неотъемлемой частью деятельности людей во многих развивающихся странах мира.
Впрочем, например, в социалистических странах Восточной Европы информационная культура была на очень высоком уровне, поэтому, несмотря на низкую компьютеризацию, эти страны показали чрезвычайно высокие темпы прироста интернет-пользователей. Происходило это за счет большей нагрузки на один компьютер. И сейчас уже очевидно, что один компьютер в бедных странах обслуживает выход в интернет гораздо большего числа пользователей, нежели в богатых, где компьютер является "более персональным".
Например, в мусульманских странах, где развитие интернета ограничено фактически на законодательном уровне, интернет-кафе и редкие личные компьютеры, подключенные к Сети, становятся единственной "отдушиной" для желающих посмотреть на мир. По данным исследовательского центра Ajeeb Research Unit, в Ираке в 2001 году на 1 компьютер, подключенный к интернету, приходилось более 25 пользователей, в то время как в Марокко и Судане – 4 человека. А в среднем по миру на 1 компьютер приходится около 1 пользователя.
Цена, которая кусается
Стоимость доступа к инфраструктуре зависит и от уровня доходов, и от развитости инфраструктуры, а также от местной специфики (менталитет, традиции, нормы поведения и запреты). Теоретически стоимость доступа должна отражать баланс между спросом и предложением на рынке интернет-услуг, соответственно, меняясь вслед за изменениями других показателей, но так происходит не всегда.
Дело в том, что интернет-компании заинтересованы в получении определенного объема доходов, что возможно либо за счет скорости оборота средств при маленькой марже, либо за счет высоких цен. Как правило, на развивающихся рынках компании используют вторую стратегию, что является дополнительным ограничителем роста числа пользователей. Компании постепенно идут на снижение цен, так как это расширяет круг клиентов и, соответственно, снижает издержки на каждого следующего клиента. Однако этот процесс очень растянут во времени и, как показывает пример России, владельцы инфраструктуры так и не снижают цены до западного уровня.
С одной стороны, конвертированные в доллары цены на доступ к интернету показывают, что одно из самых дешевых для интернет-пользователей место на Земле – это Индия (там месячная стоимость доступа в интернет составляет порядка 15 долл.). Но это не стало стимулом к появлению в этой стране повального увлечения интернетом. Причина в том, что отношение стоимости доступа к доходам местного населения в мире серьезно различается. В той же Индии среднему человеку для того, чтобы заработать деньги на месячный интернет, придется отдать треть заработка за этот период. Если провести сравнение этих показателей, то относительная (по местным доходам) цена за доступ к интернету изменяется в четкой зависимости от принадлежности страны к развитым или отстающим. Так, например, средний житель Финляндии, Норвегии или Канады заработает на интернет буквально за 3 часа своей работы. А вот англичанам, датчанам, корейцам придется поработать 5–6 часов.
Это прекрасно подтверждается Августом Лешем, теория "ценовой воронки" которого достаточно известна экономистам и географам. Согласно этой теории, цена на товар/продукт будет расти по мере удаления от места ее производства. Конечно, сайты делаются и в Индии. Однако в себестоимости этих сайтов – американские программное оборудование, сервера и персональные компьютеры, оптоволоконные кабеля. Сэкономить можно только на зарплате, что ограничивает возможности для доступа к интернету членам семьи этого программиста.
© Информационное общество, 2002, вып. 1, сc. 59-61.