Социальный мониторинг использования ИКТ как часть программы "Электронная Москва"

А.В. Милехин



Я думаю, что система социального мониторинга – это реализация обратной связи между населением города Москвы и органами власти, управления, всевозможными коммунальными службами посредством Программы "Электронная Москва", и значимость этой системы, на мой взгляд, достаточно велика.

Несколько слов об актуальности темы. Сто лет назад была написана книга "Введение в изучение социальных наук". Вводная статья, которая также называется "введение в изучение социальных наук статистики – статистические методы", начинается со следующей реплики: "Девятнадцатый век называют веком пара, веком электричества или в общем — веком техники". Дальше идет предположение, что, наверное, и двадцатый век будет продолжать поступательное движение научно-технического прогресса. Но, тем не менее, двадцатый век – это не просто развитие техники, а создание техники особого рода – социальной.

Прошло сто лет, но я не могу сказать, что мы достигли в полной мере того, на что рассчитывал автор в 1903 году. Наши социальные науки и техники, которые мы применяем, еще далеки от идеала. Работы предстоит много. Информатизация общества идет темпами, которые трудно было прогнозировать даже несколько лет назад. Например, в ряде стран, по данным американских исследований, продвинутые потребительские группы покупают уже более 70% товаров через электронную торговлю.

Сегодня большое значение имеют два вектора социального развития. С одной стороны, это вектор погружения в информационное пространство (США), с другой стороны – вектор все большего и большего вовлечения граждан в систему управления (Швейцария). Эти векторы, накладываясь друг на друга, дают совершенно новые возможности, которые нам еще даже сложно осознать. Вот один факт, он связан с американской трагедией 11 сентября. Если вы обратили внимание, через 40 минут после первого столкновения самолета с небоскребом была на телевидении показана реакция населения – это так называемые on-line опросы, которые применяют сейчас ведущие исследовательские компании мира. Повторяю, американские СМИ (и власть) через 40 минут уже знали реакцию населения, согласовывали с этой реакцией свои действия, в том числе социально-психологического характера.

Компания Romir Monitoring, которую я представляю, выполняет в год около 450 проектов, большинство из которых носит длительный, мониторинговый характер. При этом мониторинг касается и сферы потребления, и сферы медиа, и сферы отслеживания различных процессов, в частности, социальных, таких, как коррупция. Сейчас у нас есть уникальный шанс, который заложен в основу проекта "Электронная Москва", – перенести на принципиально новую технологическую основу накопленный опыт социальных мониторингов посредством техник прямого контакта с респондентом.

Цель Программы "Электронная Москва" – развитие на базе ИКТ демократии, государственного управления, местного самоуправления. К сожалению, достоверной и упорядоченной информации о процессах информатизации города, необходимой для принятия обоснованных решений, на сегодняшний день не существует. Официальная статистика развития и использования ИКТ в России и Москве остается фрагментарной. Только в 2001 г. впервые опубликованы статистические данные о состоянии сектора ИКТ и его использовании в различных отраслях экономики, полученные в результате единовременного обследования Госкомстата, проведенного в 1999 г. (опубликованные данные не имеют регионального среза, Москва в них не выделена). Поэтому должна быть создана система мониторинга движения Москвы к информационному обществу, результаты которой позволят своевременно принимать решения по корректировке Программы, повысить ее эффективность и создадут необходимый аналитический базис информационной политики города.

Какие все-таки компоненты социального мониторинга предполагается реализовывать в рамках проекта "Электронная Москва"? Прежде всего, проведение мониторинга общественного мнения для организации обратной связи жителей и органов власти по всем вопросам жизнедеятельности столицы. Второе – определение основных характеристик населения и отношения к тем или иным городским проблемам целевых групп москвичей, а этих групп достаточно много. Безусловно, мнение отдельных групп должно учитываться не в общей массе, оно имеет определенную специфику. Речь идет о таких группах, как малоимущие, пенсионеры, или, наоборот, предприниматели. Нас интересует их мнение по отдельным городским проблемам, вопросам развития города, коммунального хозяйства, сервиса, в том числе информационного. И, наконец, третья задача – анализ мировоззренческих позиций, отношения населения к определенным общественным событиям: выборам, медиа-ресурсам, коммуникативным посылам, которые аудитория получает регулярно.

Исследование планируется проводить в виде регулярно действующей панели. Совершенно понятно, что нет необходимости, да и технически это не осуществимо, все те домохозяйства, которые будут включены в эту систему, включать в так называемую выборку. В социологии есть понятие, которое достаточно активно сейчас используется, есть хорошее сравнение: для того, чтобы почувствовать вкус супа, необязательно съесть всю тарелку, можно хорошо размешать и попробовать ложку. Так вот выборка — это и есть та ложка, которая по своей структуре репрезентирует или отражает мнение различных групп населения Москвы. Но именно эта выборка и находится в системе панельного мониторинга. Данная система, по этой выборке ее объем предполагается довести до 3,5 тыс. домохозяйств, позволяет получать экспресс-информацию (реакцию на актуальные события) в течение трех часов. То есть мы получили возможность оперативно узнавать обратную реакцию населения, точнее, различных групп населения – ведь каждое домохозяйство описано, является представителем различных социальных, демографических, политических, имущественных групп. Кроме того, заложен принцип оперативного опроса 36 часов, который позволит более расширено оценить любую проблему. Разумеется, сама система мониторинга подразумевает выработку определенных индикаторов и их регулярное и глубинное рассмотрение на протяжении более длительного периода времени.

Значение системы мониторинга и прогнозирования социально-экономических последствий развития и широкого использования ИКТ выходит за рамки вопросов научного обеспечения информационной политики. Современные ИКТ играют все возрастающую роль в социальной и экономической жизни современного мегаполиса, и их влияние должно учитываться при решении широкого круга вопросов городского развития. Поэтому адресатами результатов мониторинга, по нашему мнению, могут быть органы власти любого уровня – Мэрия Москвы, Департаменты, Комитеты, Префектуры административных округов, вплоть до районных управ. И, конечно же, всевозможные службы, которые обеспечивают жизнедеятельность города, информационные службы, средства массовой информации.

Спектр вопросов здесь не ограничен. Это могут быть вопросы, которые напрямую интересуют москвичей, вопросы о деятельности территориальных органов управления, жизнеобеспечения и так далее. Здесь можно вести мониторинг законотворческой деятельности, социальной сферы, образования, культуры, религии, рекламы, архитектурного облика Москвы, политики и медиа-измерения. Подразумевается создание некоей карты Москвы с системой социальных индикаторов, которая будет позволять оценить степень актуальности социальных проблем в различных округах Москвы, степень социальной напряженности или вероятность социальных конфликтов, степень удовлетворенности, сравнительную степень по округам и т.д.

Мониторинг и прогнозирование процесса движения Москвы к информационному обществу, социальных последствий развития и широкомасштабного использования ИКТ не может проводиться лишь на основе отдельных заказных работ. Желательно, чтобы мониторингом на постоянной основе занималась специальная служба или организация. Организационное и нормативно-методическое обеспечение системы мониторинга должно быть разработано вместе с системой показателей движения Москвы к информационному обществу в ряду первоочередных мероприятий Программы "Электронная Москва".


Милехин Андрей Владимирович - генеральный директор Группы компаний "Romir Monitoring".


© Информационное общество, 2003, вып. 1, сc. 88-90.