Прежде чем погрузиться в разнообразные блага IS, нужно еще дотянуться до потенциального клиента/абонента/пользователя, решив ряд насущных проблем. Технические проблемы Любая телекоммуникационная сеть состоит из магистральной (транспортной) части, где идет групповой трафик, и сетей доступа, предназначенных для пропуска индивидуальных информационных потоков. Ясно, что всеобщая информатизация потребует от магистральных сетей колоссальной пропускной способности. Компании в своей рекламе обещают подключить высокоскоростными каналами (от 384 Кбит/с до 2 Мбит/с) к Интернету сотни тысяч или даже миллионы пользователей. Закономерен вопрос: есть ли транспортные сети, способные пропустить весь этот трафик. Сегодняшнее их состояние (даже на Западе) пока еще далеко не удовлетворительно, поскольку они создавались из расчета пропуска голосового трафика. Тем не менее, приведенный выше пример с компанией Uunet не единичен, и крупнейшие зарубежные телекоммуникационные операторы (AT&T, British Telecom, MCI и др.) уже начали работу по созданию супермагистрали. В России состояние телекоммуникационной инфраструктуры таково, что сих пор считаются дефицитными самые простые услуги связи типа обычной аналоговой телефонии. Экономические проблемы, неплатежеспособность абонентов, огромная территория и практически полное отсутствие конкуренции на национальном рынке дальней связи (альтернативные магистральные операторы типа «ТрансТелеком» только нарождаются) еще долго будут сказываться на развитии в нашей стране телекоммуникаций. Следует помнить, что самой дорогой частью любой телекоммуникационной сети являются сети доступа или так называемая «последняя миля». Известно, что их общая стоимость может составлять порой до 80% от стоимости всей сетевой инфраструктуры. Все новые коммерческие сети используют, как правило, существующую инфраструктуру ТфОП, которая уже имеет определенного хозяина, да и устарела. Но другого пути пока нет. Если взять курс на создание альтернативной массовой кабельной сети доступа, нужны существенные инвестиции, быстрая окупаемость которых не очевидна. Понятно, что такие задачи могут решаться только с активной помощью или государства, или местной власти, или крупного инвестора. Да и адресность создаваемых услуг для окупаемости проекта чрезвычайно важна, ибо прокладка кабелей и проводов – занятие недешевое и небыстрое. Их нужно рассчитать и спроектировать сразу на весь охватываемый регион, а услугами, как показывает практика, в первое время пользуются лишь несколько процентов потенциальных клиентов. Как показывают исследования (данные социологического центра РОМИР), сегодня в России ПК имеет около 4% населения, 3,5% имеет доступ в Интернет. Электронной почтой пользуется менее одного процента населения. Отсюда, собственно, проистекают и многие отечественные проблемы движения в сторону IS. Очевидно, что лучше максимально использовать уже существующую телекоммуникационную инфраструктуру, чем прокладывать что-либо заново. Таким образом, рынок услуг передачи данных, проводной телефонии и доступа в Интернет практически полностью (кроме отдельных беспроводных решений, носящих все еще локальный характер) основывается преимущественно на телефонии. Если у местных телефонистов нет для этого технических возможностей или они низкого качества, то обслуживание не состоится. А между тем свободных телефонных «медных пар» все меньше и меньше и, похоже, такой вид доступа скоро может стать дефицитным. Хорошо бы использовать телефонные линии только для организации доступа, а к АТС, где установлено соответствующее оборудование ПД, подводить новые услуги по специальной выделенной сети. Но такую сеть надо создавать заново, что потребует инвестиций. Пока самым массовым видом доступа в Интернет остается доступ по ТфОП (dial-up). Причина проста: ТфОП за более чем 120-летнюю историю развития является самой массовой сетью с точки зрения обслуживания. Трафик пользователей услугами передачи данных (ПД) и, прежде всего Интернета, по своей структуре значительно отличается от традиционного голосового трафика ТфОП. Однако нормы проектирования и технологии строительства классических телефонных сетей не были рассчитаны на пропуск трафика данных. Да и сегодня они не проектируются с таким расчетом. При быстром росте количества пользователей Интернета на ТфОП возникают значительные перегрузки межстанционных соединений и коммутационных мощностей. Это сказывается на качестве обслуживания обычных абонентов, работать с которыми призваны операторы в соответствии с имеющимися у них лицензиями. Разумеется, наиболее остро этот вопрос встает там, где ТфОП загружена более всего, в первую очередь, в Москве. Стоит сказать, что все это не только отечественная проблема, потому что с ней сталкиваются в телефонных сетях и в более благополучных, с точки зрения состояния ТфОП, странах. Другое дело, что трафик приносит доход, от которого так просто не отказываются. Способы борьбы с перегрузкой известны: повременная оплата, учет объема трафика, тесное взаимодействие сервис-провайдеров Интернета (ISP) и телефонных операторов. Все это в той или иной мере уже используется теми, кто действительно озабочен качеством своих услуг. Путей решения проблемы с обслуживанием трафика пользователей Интернета, касающихся собственно ТфОП, существует достаточно много. Это использование услуг сети с интеграцией служб (ISDN), создание частично параллельных сетей, создание для ISP специальных коммутационных узлов, а также использование коммуникаций междугородной телефонной сети. В той или иной мере все это можно наблюдать на отечественной ТфОП. В частности, для организации массового доступа в Интернет хорошо зарекомендовал себя опыт компании «МТУ-Информ» по шунтированию МГТС своей транспортной волоконно-оптической сетью и созданию мощного модемного пула, включенного в коммутационный узел с большой пропускной способностью. В этом случае качество доступа в Интернет зависит только от местной АТС клиента и качества его абонентской линии. Это позволяет обслуживать свыше 85 тыс. пользователей. Но это пока исключительный для отечественной практики случай. Отметим, что отнюдь не все из перечисленного выше легко выполнить. Во-первых, для нового строительства и модернизации оборудования необходимы инвестиции. Во-вторых, все эти меры должен предпринимать местный телефонный оператор или (реже) оператор сети передачи данных (или, как их всех вместе еще называют, TELCO). Поставщик услуг, он же сервис-провайдер Интернета (или ISP), если он одновременно не является TELCO, имеет ко всему этому косвенное отношение. Он может лишь просить, а не требовать. Чувствуя бесперспективность конкуренции с TELCO, которые сами стали активно превращаться в ISP, за качество услуг некоторые провайдеры начали даже информационную войну против TELCO. Но, как показывает зарубежный опыт, всем так называемым «независимым» ISP рано или поздно все равно суждено или слиться с TELCO, или уйти с рынка. Хорошо известно, что скорости передачи информации, которые получаются с использованием ТфОП, невысоки, и требуется их существенное увеличение. Поэтому становление IS связано с другими способами доступа в Интернет. Это: прокладка волоконно-оптических линий, что является самым качественным, но самым дорогим решением, к которому склонны лишь крупные корпоративные клиенты; создание цифровых телефонных линий на базе технологий xDSL для подключения групп или индивидуальных пользователей по выделенным каналам; использование сетей кабельного телевидения (КТВ). Это также – использование специализированных беспроводных сетей передачи данных, сотовых радиотелефонных сетей, спутниковых каналов или сверхширокополосных сверхвысокочастотных беспроводных сетей фиксированной связи LMDS/MVDS. Каждый из этих способов имеет определенные трудности внедрения, связанные как с проблемами адаптации к существующим условиям, в частности, с помехами, или с отсутствием в стране современных интерактивных разновидностей сети КТВ, так и с отсутствием их серийного производства. Таким образом, технические проблемы доставки информационных потоков нужного объема еще долго будут тормозить внедрение технологий IS. Здесь просматривается целая группа требующих решения задач, связанная с необходимостью защиты информации, сетей и ПК. Экономические проблемы Большинство экономических проблем обозначено в предыдущей главе. Дороговизна оборудования, малое число пользователей, их территориальный разброс, отсутствие отечественной техники, несовершенство телекоммуникационной инфраструктуры приводит к тому, что желающие либо не могут быть охвачены услугами, либо они не доступны из-за высоких тарифов. Поэтому до сих пор распространен самый примитивный доступ dial-up с соответствующими ему скромными возможностями. Например, организуется высокоскоростной доступ в Интернет по выделенным каналам связи в интересах групп пользователей, проживающих в одних и тех же домах. Но практика показывает, что число провайдеров таких услуг пока едва ли не превышает число подключенных домов. Проблема в тарифах. А они, в свою очередь, связаны с неуверенностью ISP в должном уровне спроса на свои услуги. В результате можно предвидеть некоторый отложенный спрос на данном сегменте рынка, если не рассматривать, конечно, случаи подключения (не бесплатного) к бесплатным сетям, использующим, например, гранты Сороса. По-видимому, следует ожидать появления определенного промежуточного звена между ISP и группами пользователей, так называемых субпровайдеров, которые сами будут решать договорные вопросы, как с населением, так и с ISP, а также собирать абонементную плату и осуществлять техническую поддержку. Развитие технологий, выгода от которых косвенная и не носит сиюминутный характер (телеобучение, телемедицина) откровенно пробуксовывает, поскольку не дает мгновенно прибыли, как это происходит в сфере рекламы или распространения различных игр. В данном случае, помимо простого осознания крайней необходимости оперативного внедрения таких услуг в России, важно правильно построить замкнутую бизнес-цепь. Она протянется от поставщика услуг, например, медицинского центра, через диспетчерский центр и телекоммуникационного оператора к потребителю-клиенту, а также в другие медицинские учреждения, где развернуты телемедицинские пункты. Ранее попытки обустроить все «сверху» на государственном уровне, но с пустым бюджетом, успеха не имели именно из-за отсутствия такой дееспособной цепочки, в частности, без активного участия как инвесторов, так и компаний-страховщиков. Ограниченность спроса, которая удерживает операторов от крупных инвестиций в инфраструктуру доступа в Интернет, вызвана пока более чем скромной степенью проникновения информационных технологий в сферу коммерции, делового оборота и корпоративную жизнь. Свой вклад вносит и элементарный недостаток эрудиции руководства многих компаний в части не только грамотного применения современных услуг связи, но вообще знаний о существовании самих этих услуг. Руководство некоторых компаний вообще боится доступа в Интернет, опасаясь утечки своих секретов или нападения электронных взломщиков. Использование возможностей Интернета в России вообще находится в зачаточном состоянии, поскольку реально развита лишь его «новостная» составляющая, которая включает преимущественно сообщения СМИ и объявления о продаже. Это относится и к электронной коммерции, которая столь распространена на Западе. Осуществление расчетов и платежей через Интернет — дело само по себе непростое и требует определенных гарантий и защиты. Осложняется оно тем, что сначала нужно хотя бы приучить отечественных пользователей хранить деньги с помощью электронных банковских карточек. В повседневную российскую практику еще не вошло использование Интернета для бронирования гостиниц, продажи билетов, покупок в магазинах, приобретения путевок и т. д. Вдобавок юридический механизм предоставления таких услуг еще не разработан. Неразвитость спроса может ударить и по телекоммуникациям. Например, в последнее время активно говорится о внедрении сетей подвижной сотовой связи нового (третьего) поколения. Они позволят попадать в Интернет с относительно высокими скоростями и широко пропагандируются сейчас на Западе, хотя до массового внедрения, намеченного на 2003 год, еще далеко. Новые сети неизбежно потребуют нового (и недешевого) оборудования и, соответственно, инвестиций. Но как операторы возвратят вложенные средства, если новые услуги (электронная коммерция и пр.) не будут востребованы обществом? Такой вопрос закономерен. Ясно, что ответов можно ждать не у нас в стране, а на Западе, где сегодня сотовыми телефонами и доступом в Интернет пользуется до половины населения. Впрочем, даже там операторы крайне осторожно относятся к бизнес-планам новых видов сервиса. Проблема контента Чуть выше мы уже затронули содержательную тему при работе в Интернете. И если отбросить внутрикорпоративный электронный документооборот, который в общей массе генерирует не так уж много трафика, то контент – это то, зачем люди, собственно, и обращаются в Интернет, называемый уже ассоциативной памятью человечества. Первыми с проблемой контента столкнулись телевизионщики. Совсем недавно они наивно предполагали, что простое увеличение числа транслируемых ТВ-программ всегда будет сопровождаться ростом интереса аудитории и соответствующих доходов. Однако после появления 15–17 каналов интерес к новым программам стал падать по экспоненте. Активно же используются каждым зрителем от силы 5 телеканалов. Во-первых, как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное, пытаясь выяснить, что вам предлагают по сотням программ. Во-вторых, оказалось, что качество содержания видеоинформации тоже имеет значение, потому что продукцию «второй свежести» телезрители не будут смотреть ни по двум, ни по двумстам каналам. Возвращаясь к Интернету, следует отметить, что известная доля анонимности при работе в Сети пробуждает в некоторых людях самые низменные инстинкты, что может отравить жизнь всем остальным обитателям Интернета. С другой стороны, не меньшую опасность могут таить в себе и неуклюжие попытки государства начать «регулировать» работу пользователей Сети или даже контролировать каждого индивидуума. Кстати, по данным продавцов, сверхмощные ПК и высокоскоростной доступ в Интернет используются пока преимущественно для занятия разнообразными играми, просмотра картинок или для погружения в виртуальное пространство. Можно терпеливо приучать пользователей к какой-либо полезной деятельности в Интернете, но следует иметь в виду, что коммерческий подход всегда будет толкать поставщиков услуг на предоставление того, что дает быструю и большую прибыль. Как и раньше, наркотики, в данном случае информационные, получают предпочтение. Этого ли все мы добиваемся при внедрении IS? Что в итоге? Число россиян, регулярно работающих в Интернете, по разным оценкам составляет 1–1,5 миллиона, что не более 1% населения. Этого, разумеется, пока слишком мало, чтобы переходить на новый информационный уровень функционирования общества. Словом, предстоит большая работа различных специалистов и государственных институтов по внедрению в жизнь идей создания IS, разработке юридических норм. Это касается и принципов свободного получения информации, и новых форм общения между людьми и общественными институтами, и перехода от традиционных СМИ к средствам индивидуальной информации. Над этим и многим другим работает ныне человечество. Россия находится в самом начале пути.
Прежде чем погрузиться в разнообразные блага IS, нужно еще дотянуться до потенциального клиента/абонента/пользователя, решив ряд насущных проблем.
Литература 1. Райх Р. Труд наций // «Кадры», 1999, № 9. © Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 52 - 57.
1. Райх Р. Труд наций // «Кадры», 1999, № 9.