Одной из перспективных возможностей получения образования может стать дистанционное обучение (ДО) как форма и технология получения образования на расстоянии.
В настоящее время в Республике Беларусь имеются цифровые сети передачи данных, их качество постоянно растет. Однако пока трудно говорить о том, что существует массовый онлайновый доступ образовательных учреждений к сетям. Кроме того, качество региональных каналов, их слабая разветвленность, необходимость использовать междугородние телефонные линии, а также тарифная политика в ряде случаев осложняют ситуацию. В то же время нарекания на технические возможности являются частичными. Активное развитие национальной сети «БелПак», сети Министерства образования «Юнибел», а также сети Национальной Академии наук «БасНет» предоставляют населению возможность использования как минимум электронной почты практически в любом городе и любом учреждении образования. Поэтому целесообразно использовать уже существующую инфраструктуру для построения национальной системы открытого образования.
Осуществление проекта выполнялось при участии Министерства экономики (партнер ПРООН со стороны правительства), Министерства образования (Национальный координатор проекта), Администрации Президента, Министерства иностранных дел, Министерства связи и других органов управления. В проекте участвовали также общеобразовательные школы, вузы, другие образовательные, научные, культурные и общественные организации. С целью более эффективной реализации проекта был создан Международный консультационный совет проекта, который координировал работу основных участников и обеспечивал консультационную и организационную поддержку различных направлений работы, регулярно оценивал достигнутые результаты.
В рамках проекта реализовывались следующие основные направления:
Для вузов реализован ряд субпроектов в следующих учреждениях образования: Белорусском государственном университете, Белорусском национальном техническом университете, Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники, Гродненском государственном университете, Институте онкологии и медицинской радиологии. Посредством реализации этих субпроектов студентам и сотрудникам вышеперечисленных учреждений был предоставлен высокоскоростной доступ в интернет, проведены различного рода обучающие семинары по использованию ИКТ в учебном процессе.
Более 100 общеобразовательных школ республики были оснащены модемами для доступа в интернет. Совместно с международной Федерацией образования, программой eLearn, программой IATP и другими было организовано и проведено более 500 различных общереспубликанских и региональных семинаров, летних лагерей, телеконференций и презентаций для учителей общеобразовательных школ и учеников. Для СШ №176 передано оборудование и программное обеспечение с целью организации пилотного проекта «Класс открытого образования» на основе использования технологий ДО, был оборудован школьный медиацентр, создана локальная школьная сеть, разработан план организации и функционирования класса открытого образования.
Совместно с Научно-методическим советом Министерства образования по дистанционному обучению был разработан проект Концепции становления и развития национальной системы ДО. В Концепции изложены цели, задачи, принципы и этапы построения национальной системы ДО, подчеркивается ее межведомственный характер. Разработана организационно-функциональная структура корпоративной сети Минобразования, включающая научно-методический совет по ДО, национальный центр ДО и др. Определены функции этих структурных подразделений. Предложенная Концепция не только обозначила стратегические направления развития ДО на ближайшее время, но и открывает возможности для проведения исследования научно-методических, дидактических, организационных аспектов: подготовка кадров, разработка дистанционных курсов и критериев качества знаний, совершенствование методик контроля, развитие сетевой модели обучения и др. В предложенном виде система ДО республики напоминает существующую систему образования, пользующуюся заслуженным авторитетом и имеющую квалифицированный персонал.
В рамках проекта было приобретено и передано специализированное программное обеспечение (Toolbook, eLearn Server и др.), что позволило оказать помощь в развитии технологии ДО. На базе высших учебных заведений, в частности, Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, Государственного института управления и социальных технологий БГУ и других разработан ряд курсов ДО.
В рамках проекта были проведены курсы по обучению членов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь новым информационным технологиям. Было обучено 62 депутата из второго созыва (56%) и 43 депутата третьего созыва (39%). В итоге эти парламентарии начали активно пользоваться интернетом и электронной почтой для получения и обмена информацией. Проект также оказывал помощь в разработке веб-сайта (русской и английской версий) Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь www.house.gov.by.
В рамках проекта проведены круглые столы по вопросам развития и использования ИКТ. Была определена основная задача: содействовать диалогу парламентариев, представителей исполнительной власти и бизнеса, а также других заинтересованных лиц по проблемам развития ИКТ и разработке элементов эффективной стратегии информатизации. Проведена серия круглых столов с участием белорусских парламентариев, представителей исполнительной власти, системы образования, представителей бизнеса, а также общественных организаций и других заинтересованных сторон. В работе круглых столов принимали участие зарубежные эксперты из России, Литвы и Украины. Было проведено пять круглых столов: 21 января 2004 г. «Информатизация и информационное общество в Республике Беларусь», 3 марта 2004 г. «Информационно-коммуникационные технологии и государственное управление. Электронное правительство»; 24 мая 2004 г. «Рынок телекоммуникаций: конкуренция, инвестиции, регулирующие механизмы», 28 мая 2004 г. «Использование ИКТ в системе образования», 21 декабря 2004 г.
«Вхождение Беларуси в информационное общество: проблемы и перспективы». Круглые столы, организованные в рамках проекта, внесли заметный вклад в активизацию диалога государства, частного бизнеса, структур гражданского общества по вопросам информатизации, дистанционного обучения, электронного правительства и положили начало диалогу на межпарламентском уровне с представителями парламентов России, Украины, Литвы.
При этом Белорусская библиотечная ассоциация, университет города Оснабрюк (Германия), Программа обучения и доступа к сети Интернет (IATP) и библиотечная программа Института открытого общества подписали меморандум о сотрудничестве и взаимопомощи. Этот субпроект был сконцентрирован на предоставлении эффективной технической поддержки публичным и университетским библиотекам; организации шести международных конференций, а также организации более 200 национальных и региональных обучающих семинаров и конференций по вопросам использования ИКТ в информационной и образовательной среде библиотек. Был разработан веб-сайт и лист рассылки для белорусских библиотек-участников проекта.
Была оказана поддержка в создании и развитии баз данных и создании веб-ресурсов (более 40) для секторов образования, науки, культуры, медицины, экологии и др. Зеркальный веб-сервер был организован на сервере «Юнибел».
Литература
1. Анищенко В.В., Басько В.В. и др. Актуальные вопросы формирования и становления экспортно-ориентированной отрасли информационных технологий в Республике Беларусь/Под ред. Курбацкого А.Н.– Мн.: БГУ, 2002. – 107 с.
2. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь/Под ред. А.М. Стронгиной, Т.И. Кашинской – Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 1997.
3. Статистический ежегодник Республики Беларусь: 2003/Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск, 2003.
4. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы. – Минск: Изд–во БГУ, 2003. – 218 с.
© Информационное общество, 2005, вып. 3, сс. 36-39.