Государственная политика США, Великобритании, Ирландии и Российской Федерации по преодолению противоречий в информационной сфере

А.В. Коротков



Преодоление цифрового неравенства – социальный процесс, где есть свои субъекты и объекты. Наличие богатых и бедных в информационном пространстве, т.е. тех, кто имеет доступ к новым технологиям, готов работать с ними, и тех, кто не располагает по самым разным причинам всеми этими возможностями, обусловливает, что основные усилия по выравниванию положения групп граждан внутри стран должны быть направлены, прежде всего, на уже освоившихся в виртуальной сфере.

Речь, в первую очередь, идет об институтах бизнеса – дальнейшее распространение сетей, подключение к интернету все больших слоев населения, интенсификация обменов новостями и сведениями прежде всего в их интересах [1].

Бизнес, безусловно, выступает в качестве основного субъекта политики по преодолению цифрового неравенства. Но и он зависит от национальной ситуации, которая, в свою очередь, подчинена курсу государства.

В государствах с сильной рыночной экономикой правительственный курс последнего десятилетия был направлен на всемерную поддержку и развитие информационного пространства. Очевидность преимуществ, которые создавала развитая инфраструктура коммуникаций для накопления, обмена и использования информации, заставляла органы власти принимать специальные меры для развития сетей.

Эта политика в то же время требует специальных усилий и от тех слоев населения, которые оказались на обочине современного развития. Важным компонентом цифрового неравенства является готовность людей к жизни в виртуальном пространстве, сами «информационно бедные» должны приобрести необходимые знания и навыки для работы в интернете. Однако эти усилия не принесут масштабного успеха, если также не будут поддержаны государством.

Государство становится тем катализатором, благодаря которому процессы информатизации стремительно развиваются, захватывают отдаленные территории и новые и новые группы граждан. Правительства зарубежных стран вступили на путь широкого использования новых информационных технологий с некоторым опозданием по сравнению с организациями бизнеса. Однако вскоре ими были намечены масштабные меры по освоению сетевых технологий.

В США и Ирландии были приняты специальные программы создания и развития информационного общества. Активно реализуются подобные проекты в Канаде1 , Австралии2 и других странах. Серьезно продвинулся в этом направлении Сингапур. С начала 2000 года к реализации такого проекта приступило правительство Японии3 . Этим летом объявили о развертывании подобных программ Дубай и Катар [2].

Лидерство в этой сфере принадлежит США и Великобритании. Там начали действовать в этом направлении еще в 1995–1996 годах и к 2000 году добились ощутимых результатов. По прогнозам, к 2006 году в Соединенных Штатах в Сети будет действовать около 14 тыс. правительственных программ, с помощью которых будет собираться 15% налогов с населения на общую сумму 600 млрд. долл.4 .

Министерство финансов этой страны заявило в 2001 году о начале работ по созданию финансового портала, способного эффективно обрабатывать около 80 млн. ежегодных платежей в бюджет. В стадии разработки – проект по осуществлению онлайновых платежей по штрафам, а их в США ежегодно выплачивается на сумму около 450 млрд. долл. Летом 2000 года Президент Соединенных Штатов объявил, что правительство намерено объединить 20 тыс. сайтов федеральных ведомств в один правительственный портал. В настоящее время этот портал успешно действует5 .

Передовые позиции США в области формирования национального информационного общества обусловлены тем, что федеральные власти отчетливо сознают доминирующую роль информационных технологий в развитии экономики страны и повышении ее конкурентоспособности на мировом рынке. В настоящее время федеральное правительство США наибольшее внимание уделяет:


Другим лидером в этой области является правительство Великобритании, создающее современную сетевую инфра-

структуру, которая способна обеспечить предоставление необходимых государственных услуг. В Англии создается общенациональный ресурс под названием «UK-online». К концу 2002 года 41% правительственных услуг уже можно было получить в интернете6 .

Решение комплексной проблемы преодоления цифрового неравенства в программах правительств Соединенных Штатов и Великобритании выглядит как совокупность мер, которые следует принимать в нескольких направлениях. На наш взгляд, в ряду этих магистральных направлений основными являются:


И правительства, и работающие вместе с ними эксперты, и организации бизнеса смотрят вперед.

Современный технологический уровень экономики, по их оценкам, относится к пятому технологическому укладу. Его ядро составляют электроника, вычислительная и оптоэлектронная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка углеводородного сырья, информационные услуги.

Но уже теперь начинается фундаментальная разработка очередного – шестого технологического уклада, время которого в передовых странах, вероятно, придет в 30-е годы XXI века. Ядро этого уклада – скоординированное внедрение компьютерных технологий во все стадии воспроизводственного процесса, дополненное развитием биотехнологии [3].

Однако главный смысл правительственных программ вхождения в информационное пространство, конечно, заключается в совершенствовании собственно государственного управления, установлении между властью и обществом новых, более простых, открытых и эффективных связей. Многие страны мира, как показывают принятые и осуществляющиеся программы, работают над созданием так называемых электронных правительств – этой метафорой обозначается взаимодействие институтов государства с гражданами на основе применения информационно-коммуникационных технологий.

Проекты электронных правительств начали приобретать конкретные очертания, когда в руководстве ряда стран осознали, что используемые в бизнесе информационные технологии могут быть перенесены в среду государственного управления и общественных сервисов. Такие технические, технологические и интеллектуальные заимствования позволяли, ко всему прочему, добиваться ощутимой экономической эффективности благодаря снижению расходов на содержание государственного аппарата.

В создании электронных правительств различных стран также есть много общего: преследуется цель формирования внутренней корпоративной правительственной информационной сети для максимальной оптимизации функционирования аппарата управления, с одной стороны, и развития внешних коммуникационных связей, прежде всего для контактов с гражданами и их организациями, с другой.

Этот опыт стал основанием для включения в Хартию глобального информационного общества [4] задачи использования новых технологий в государственном управлении. Эти стратегические интересы предполагается реализовать через создание эффективной системы предоставления в режиме реального времени всего комплекса услуг гражданам и бизнесу, обеспечение эффективного доступа к государству.

Документ признает, что новые технологии дают возможность сделать государственное управление ответственным и открытым, способствующим социальному согласию в обществе, наполняющим новым содержанием такие категории, как демократия и права человека.

Инфраструктурой электронного правительства являются интегрированные информационные ресурсы федеральных министерств и ведомств с системой онлайновых сервисов. Целью создания внутрикорпоративной системы государства, по нашим оценкам, является:

а) создание банков данных, доступ к которым легко регулировать, сведения из которых легко подвергать необходимым операциям, вследствие чего информация начинает «работать», т.е. становится важным фактором процесса управления, основой принятия решений;

б) упрощение и удешевление документооборота благодаря возможности вести делопроизводство в электронном формате, отказавшись от бумажных носителей [5];

в) управление отдельными внутриаппаратными процессами посредством применения электронных технологий, перевод в виртуальную сферу взаимодействий между определенными категориями сотрудников, демократизация корпоративных отношений с помощью установления режима гласности, открытости, доступности сведений служебного характера для установленного круга пользователей.

Исследователи этой проблемы [6] отмечают, что реализация проектов электронного правительства предполагает решение следующих основных задач.

1. Наполнение официальных сайтов информационным содержанием, обеспечивающим граждан страны актуальной официальной информацией. В качестве обязательной информации на правительственных сайтах разных стран обычно присутствует общая, справочная и контактная информация государственных учреждений; статистика, сообщения о событиях в стране, законы и нормативные акты, правительственные отчеты, государственные архивы.

2. Развитие интерактивных ресурсов и сервисов, цель которых – упрощение процедуры взаимодействия государства с обществом и создание гражданам страны максимально комфортных условий при обращениях в государственные учреждения. Среди таких сервисов, создаваемых во многих странах, можно выделить составление налоговых деклараций для граждан и коммерческих фирм, оплату счетов, подачу заявлений, интерактивные площадки для проведения государственных закупок.

3. Создание эффективной системы обратной связи с гражданами. Уже сегодня во многих странах работают электронные почтовые ящики для обращений граждан, открытые и закрытые интерактивные форумы, системы голосования и опросов населения.

Внешние связи государственных органов позволяют, по нашему мнению, решать ряд важнейших политических задач, среди которых:


Благодаря принятым стратегиям государство способствует развитию национального информационного пространства, созданию информационных ресурсов, обеспечивает новый уровень информирования населения.

Зарубежные исследователи проблем создания и развития электронного правительства выделяют пять принципов его деятельности [7].

1. Поместить всю информацию на доступные серверы и все операции с ней производить в режиме реального времени. Бланки и документы публикуются сначала в цифровой форме и распечатываются на бумаге только в случае необходимости.

2. Обеспечить легкий универсальный доступ к сетевой информации и услугам всем гражданам, независимо от их местоположения, дохода, этнической принадлежности, возраста или образования. Услуги должны быть доступны круглосуточно и в любой точке страны через единый контактный пункт. Доступ должен осуществляться с помощью простых технических операций, освоить которые может каждый, сопровождаться командами, облеченными в понятные, обиходные слова и термины.

3. Государственные служащие должны быть квалифицированными, что предполагает не только знание собственно технологий, но и умение взаимодействовать с обществом, понимать и предвидеть нужды, запросы граждан, уметь вовремя на них реагировать.

4. Работа в сотрудничестве – под этим подразумевается установление тесного контакта между отдельными ведомствами, между органами государственной власти и местным самоуправлением, а также с представительствами бизнеса. Особое внимание уделяется взаимодействию со средствами массовой информации как важным субъектом формирования общественного мнения.

5. Устранение препятствий и барьеров. В информационном сообществе правительство стремится поощрять бизнес, создавая правовую основу эффективной экономики, избегая ненужных правил и обязанностей, которые могли бы затруднить внедрение инноваций. Оно делает вложения в человеческие ресурсы – образование и подготовку кадров, здравоохранение, мобильность, культуру и качество жизни, чтобы преодолеть социальные дифференции, цифровой разрыв.

Все эти шаги свидетельствуют о мерах, направленных на облегчение доступа граждан к информационно-коммуникационным технологиям, готовности к жизни в виртуальном пространстве, по созданию необходимых национальных ресурсов для перехода к информационному обществу.


Таблица 1. Фазы трансформации традиционного правительства в электронное [8].


Названные меры создают необходимые предпосылки для преодоления информационного неравенства, для предоставления населению равных возможностей пользоваться достижениями нашего века.

Как показывает практика, в деле распространения информационных технологий преуспели те страны, правительства которых уделяли внимание созданию благоприятствующих режимов для высокотехнологичных отраслей промышленности. Показателен опыт Ирландии7 .

В 80-е и, особенно, в 90-е годы ее правительство последовательно реализовывало меры по превращению страны в ключевого игрока на мировом рынке информационных технологий, прежде всего в области производства и торговли программным обеспечением. Так, с 1980 года 40% всех американских инвестиций в европейскую электронную промышленность было направлено именно в Ирландию. К 1997 году в стране работало 1100 иностранных компаний, каждая десятая из них относилась к сектору информационных технологий. Эти компании отвечают за треть всего ирландского экспорта, на них работает более 35 тыс. человек.

Это было необычно для аграрной страны, и именно благодаря усилиям правительства произошел поистине исторический поворот в развитии Ирландии.

Основными инструментами выступали меры льготного налогообложения. Пониженная ставка налогообложения прибыли – 10% – действовала вплоть до недавнего времени (до конца 2002 года), тогда как стандартная составляет 28%. Кроме этого, ирландским правительством был использован также механизм предоставления государственных субсидий, включавший в себя:


Кроме прямых и косвенных экономических стимулов для привлечения иностранных инвестиций в Ирландию немалое значение имело снятие административно-правовых барьеров. Ирландские законы, по сути превратившие страну в своеобразную оффшорную зону внутри Европейского Союза, очень либеральны по отношению к торговле и промышленности.

Не существует, например, общих запретов на приобретение большинства акций в ирландских компаниях со стороны иностранцев либо на владения ими компаниями или недвижимостью. Политика правительства нацелена на тесное взаимодействие с частным бизнесом: совместно с «Корел», «Майкрософт» и другими крупнейшими производителями информационных технологий и техники была подготовлена программа создания в информационной сфере 3500 дополнительных рабочих мест для безработных.

Прорыву в сфере внедрения и развития информационных технологий способствует и высокоразвитая система образования и науки. Ученым-исследователям в Ирландии предоставляются весьма благоприятные условия для работы по таким направлениям, как сетевые, мультимедийные технологии, базы данных и т.д. Государство сделало большие вложения в эту сферу. Так, около

5 млн. ирландских фунтов выделялось только на повышение квалификации работников ирландских предприятий в области компьютерной грамотности и методов организации электронной торговли. А всего правительство направило 365 млн. ирландских фунтов (около 220 млн. долл. США) на проекты в области образования в сфере информационных технологий. В том числе:


В 1999 году правительство Ирландии объявило о начале осуществления программы развития электронной торговли с целью превратить страну в мировой центр коммерции. Эта программа сконцентрирована на следующих направлениях: развитие сети телекоммуникаций и снижение стоимости ее услуг; поддержка образования в сфере информационных технологий и телекоммуникаций; повышение квалификации уже занятых работников; совершенствование регулирования рынка; поддержка исследований и разработок.

Масштабные задачи в Ирландии поставлены и в области перехода к электронному правительству для того, чтобы обеспечить видеоконсультации с государственными служащими и дистанционный доступ к государственным банкам данных. Обратная связь с населением – самое слабое звено в электронных правительствах всех стран. Отделы по работе с обращениями граждан не справляются с потоком писем. Системы интерактивного голосования и опросов (в рамках существующих методик) не могут дать точную информацию о настроениях в стране. Ирландские системы позволяют преодолеть все эти недостатки. Для решения этих задач правительство привлекает частный капитал.

В целом анализ проектов электронного правительства зарубежных стран позволяет выделить некоторые принципиальные положения политики государств:


Процессы преобразования системы государственного управления развиваются стремительно. По оценкам зарубежных экспертов, многие страны уже имеют эффективные электронные правительства.

Стратегическая цель строительства
Страны
Год завершения строительства
Создание полностью электронного правительства
Австрия
Ирландия
США
Канада
Великобритания
2001
2001
2003
2004
2005
Создание частично электронного правительства
Франция
Сингапур
Финляндия
Голландия
Япония
2000
2001
2001
2002
2003
Без определенных целей
Германия
Италия
Швеция
Не определен
Не определен
Не определен
Таблица 2. Создание электронных правительств в различных странах мира [9].

В нашей стране в январе 2001 года также была принята специальная программа, аналогичная тем, что реализуются за рубежом. Программа «Электронная Россия» [10] рассчитана на 2002–2010 годы, на ее осуществление потребуется более 77 млрд. рублей.

Целью программы стало «создание условий для развития демократии, повышение эффективности экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения информационных и коммуникационных технологий, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по информационным и коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей».

Показательно, что уже к 2003 году значительное количество российских средств массовой информации разных видов – агентства, газеты и журналы, радиостанции и телевизионные каналы – имеют в сети свои сайты8 . Все более значительным становится представительство в интернете органов печатной и электронной прессы из регионов. Именно на это как раз и направлена программа «Электронная Россия» – на то, чтобы неравенство из-за географических факторов в информационной сфере, в том числе и среди масс-медиа, эффективно и максимально быстро преодолевалось.

31 января 2003 года в Министерстве экономического развития и торговли Российской жетного процесса и административной системы управления тормозит экономический рост, «дефицит» стимулов к использованию информационных технологий увеличивает цифровой разрыв.

Поэтому широкое внедрение элементов электронного правительства, создание электронного общества должно идти с учетом пакета бюджетных и административных реформ, более того, быть синхронизированными с ними.

Особое внимание следует уделить совершенствованию правовых основ деятельности в интернете, прежде всего, определить ответственность за содержание информации, предоставляемой в Сети.

В целях расширения доступа к услугам интернета нужна и более эффективная тарифная политика. Разнообразие лицензий, разрешений и сертификатов, требуемых для осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций, рассматривается как тормоз развития рынка услуг интернета.

Электронные средства связи создадут необходимую инфраструктуру для новой экономики, основанной на знаниях, и новой демократии – с прямым обращением граждан к власти, с подотчетностью власти гражданам.

Таким образом, государственная политика в области информационных технологий, расширения возможностей социальных институтов и граждан пользоваться новинками нашего времени является в значительной степени определяющей для модернизации общества. Эта политика в странах с высоко развитой экономикой облекается в форму программы – документа, в котором изложена национальная стратегия перехода к массовому использованию информационных технологий.

Преобразование государственного управления в то же время стало реакцией на преобразования в экономике, многие структуры которой в Соединенных Штатах и Великобритании стали пионерами в создании виртуального пространства. Появление и распространение информационно-коммуникационных технологий создало новые предпосылки для взаимодействия и сотрудничества органов управления и свободной экономики. Оба этих субъекта современного развития активно проявляют себя в интернете, предлагая гражданину услуги и заставляя его учиться жить в информационном пространстве.

Российская Федерация показывает свое стремление идти в ногу с прогрессом, принимает программы развития информационных технологий, расширения интернета.



Литература
1. Knowledge Societes: Information Technology for Sustainable Development – Oxford University Press, 1998. – Р. 120–149.
2. Проект «электронного правительства»: мировой опыт и российские перспективы. Государство и информационная революция / А.Н. Кошкин // Проблемы преодоления «цифрового неравенства» в России и странах СНГ: Материалы международного семинара / Межд. сем., Москва, Дом Правительства РФ, 2000.
3. Сводный аналитический доклад «Основные проблемы и условия эффективного воспроизводства отечественного научного потенциала» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/activity/voronin/2.shtml. . – Загл. с экрана.
4. Окинавская хартия глобального информационного общества // Информационное общество. – 2000. – № 4. – С. 53–57.
5. Чернов В.Н. Информационная технология делопроизводства в Аппарате Правительства РФ с учетом реформирования структуры государственных органов/Автореф. дис… соиск. уч. степени кандидата техн. наук. Специальность 05.25.05 – Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики. – М., 2003. – 22 с.
6. Готовность России к информационному обществу. Оценка возможностей и потребностей широкомасштабного использования информационно-коммуникационных технологий / Под общей редакцией Т.В. Ершовой. – М.: Изд-во Института развития информационного общества, 2001.
7. Holmes D. e-GOV. eBusiness Strategies for Government. Nicholas Breadley Publishing. – London, 2001. – 39 p.
8. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт // А.В. Гиглавый, Ю.М. Горностаев, В.И. Дрожжинов, С.Н. Сериков, А.А. Штрик. / Под ред. В.И. Дрожжинова.– М.: Эко-Трендз, 2002. – С. 20.
9. Там же. С. 14.
10. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)» // Связь и информатизация в России. 2001-2002 годы. Федеральный справочник. – М.: Центр стратегических программ, 2002. – С. 60-90.
11. Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98. Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования // Российская газета, 15.02.2003.

1 См.: http://www.connect.gc.ca
2 См.: http://www.govonline.gov.au
3 См.: http://www.kantei.go.jp
4 См.: http://www.netoscope.ru/news/2001/04/10/2011.html.
5 http://www.firstgov.gov/
6 См.: Deloitte Research, 2001, р.31.
7 См.: http://www.beafnd.org
8 Союз журналистов России ведет катологизацию интернет-сайтов российских средств массовой информации. В его перечне 120 наименований, что, конечно, лишь малая часть реально «живущих» в Сети медиа. См.: http://www.ruj.ru/index_50.htm
9 См.: http://www.economy.gov.ru/preliz_310103.html.
10 См.: http://www.government.gov.ru.
11 http://www.e-rus.org/news/2003/03/041205_3392.shtml

Коротков Андрей Викентьевич - Первый заместитель Министра Российской Федерации по связи и информатизации.


© Информационное общество, 2003, вып. 3, сc. 24-31.