Часть 8 национального доклада "Международное сотрудничество"


___________________________




8. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

8.1. Формы международного сотрудничества России в сфере создания и использования баз данных

Выделяются две основные области информационной деятельности, которые являются предметом международного сотрудничества:

создание общих информационных систем;

предоставление информационных услуг на основе действующих систем.

Для сотрудничества в области создания информационных систем и БД характерны долговременный характер и устойчивость взаимных интересов, при этом наиболее распространенными формами сотрудничества являются кооперация и разделение труда для создания общей информационной системы с минимальными затратами средств.

Цель сотрудничества в области предоставления информационных услуг — увеличение доли на рынке: рост числа пользователей, увеличение объема услуг. Виды и формы сотрудничества на этом этапе более многообразны и динамичны: предоставление доступа к информационным ресурсам одной из сторон на территории другой стороны;, создание представительств и учебно-демонстрационных центров; организация сети информационных дилеров или агентов по продаже; улучшение инфраструктуры, влияющей на качество информационных услуг, и пр. Взаимоотношения партнеров носят ограничительный характер (деление рынка, групп пользователей и т. д.), связи между ними лишены устойчивости, присущей сотрудничеству при создании информационных систем.

Несколько отдельно стоят виды сотрудничества: разработка стандартов, обмен информацией о разрабатываемых или доступных информационных ресурсах, потребностях рынка и пр., развитие инфраструктуры и компонентов рынка, способствующих информационной деятельности, разработка международных правовых норм в информационной сфере, организация обмена опытом и личного общения специалистов (проведение выставок и конференций, стажировки и др.).

Основой для международного сотрудничества в большинстве случаев являются:

стремление повысить качество и рыночную ценность информационных услуг за счет более широкого охвата информации и получения доступа к ранее недоступным источникам;

снижение затрат на создание информационных продуктов или оказание услуг;

увеличение числа пользователей и укрепление положения на рынке.

Сотрудничество в информационной сфере осуществляется, как правило, на основе договоров. В применении к БД договора могут определять условия создания информационных продуктов на основе собранной одной из сторон информации и/или условия использования уже готовых БД.

Вместе с тем информационное сотрудничество осуществляется в определенной правовой среде, включающей защиту авторских прав, соблюдение законов, регулирующих информационную деятельность, и других фундаментальных принципов, например, защищающих право личности на личную жизнь или право на получение информации. Законом может регулироваться стоимость предоставления информационных услуг. В некоторых странах считается, что информационная система, созданная на средства налогоплательщиков, должна предоставлять информацию гражданам страны бесплатно.

Роль государства в развитии информационного рынка должна заключаться в создании необходимых условий для успешного развития информационной деятельности в стране, обеспечения международного обмена информацией в инте-ресах общества, а также в создании инвестиционного климата для зарубежных и отечественных инвесторов.

Коммерческие предприятия участвуют в международном информационном сотрудничестве самостоятельно или привлекаются государственными организациями для реализации проектов.

В одних случаях участие государства в деятельности коммерческих предприятий может ограничиваться только контролем за соблюдением законов, защитой интересов государства как субъекта международной деятельности и защитой интересов его граждан. В других случаях государство вправе контролировать еще и эффективность деятельности партнеров по сотрудничеству. Это включает контроль за соблюдением стандартов, эффективностью использования ресурсов и пр.

8.2. Деятельность, направленная на создание единого информационного пространства СНГ

В настоящее время предпринимаются масштабные попытки сформировать единое информационное пространство СНГ в области правовой и научно-технической информации.

Основными предпосылками сотрудничества стран СНГ в формировании единого информационного пространства являются:

стремление повысить качество информационных услуг и конкурентную способность национальных информационных систем за счет более рационального использования ресурсов;

обеспечение информационной поддержки интеграции экономик независимых государств и восстановление научных, хозяйственных и деловых связей.

Одним из механизмов информационного взаимодействия являются межправительственные соглашения. В рамках СНГ уже подписаны следующие из них:

"Соглашение о научно-техническом сотрудничестве в рамках государств — участников Содружества Независимых Государств", в котором приведены функции сторон, межгосударственные программы, научно-технические объекты совместного использования, области сотрудничества;

"Соглашение о прямых научно-технических связях в рамках Содружества Независимых Государств", в котором определены обязательства сторон и порядок установления научно-технических связей;

"Соглашение о совместном использовании научно-технических объектов в рамках Содружества Независимых Государств", в котором согласованы вопросы совместного использования объектов науки и продуктов научно-технической деятельности;

"Соглашение о сотрудничестве в области образования", в котором установлена договоренность в удовлетворении взаимных потребностей в обучении граждан, подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров и специалистов.

Кроме того, подписан ряд двусторонних соглашений на уровне полномочных представителей государств — участников Соглашения и национальных центров НТИ.

Правительства девяти государств СНГ подписали 26 июня 1992 г. в Минске "Соглашение о межгосударственном обмене научно-технической информацией".

Однако для международного сотрудничества с развитыми странами характерны большое разнообразие форм сотрудничества и динамизм, чем при сотрудничестве со странами СНГ.

8.3. Сотрудничество с развитыми странами в сфере баз данных

8.3.1. Кооперация

Кооперация — наиболее простая для реализации и устойчивая форма сотрудничества.

Она обеспечивает формирование БД без создания самостоятельного юридического лица. Примером такого сотрудничества является обмен данными по радиоактивному загрязнению и технологии дезактивации между Министерством энергетики США и Россией. Предполагается, что это сотрудничество позволит создать БД Envirotrade (Environmental Technologies for Remedial Actions Data Exchange). Проект поддерживается Правительством США.

Негативными сторонами кооперации являются слабый контроль за использованием предоставленной информации и судьбой конечного продукта, а также снижение требований к качеству БД, что уменьшает ее конкурентоспособность на информационном рынке.

Использование БД более ориентировано на получение прибыли, и поэтому сотрудничество при использовании БД носит чаще всего коммерческий характер. Наиболее распространенной формой сотрудничества (по крайней мере,по числу попыток) является передача БД, созданных в России, зарубежным партнерам в целях организации более широкого доступа к ним, обычно в режиме on-line.

8.3.2. Создание совместных предприятий

Оптимальным для проектов, реализуемых в форме совместных предприятий, является присутствие в России специалиста от организации-партнера, который в ходе работы ведет обучение сотрудников и контролирует эффективность и качество предоставляемых продуктов и услуг.

8.3.3. Продажа технологий и лицензий

Передача технологии создания информационных систем является наиболее слабо развитой формой сотрудничества.

С развитием в России рынка компьютерной техники и программного обеспечения информационным службам доступны практически любые технологии и оборудование. Только в отдельных случаях может оказаться целесообразным получение технологии от зарубежного партнера.

Примером является передача ODME (Голландия) лицензии и оборудования для производства компактных оптических дисков типа CD-ROM Уральскому электромеханическому заводу (г. Екатеринбург).

8.3.4. Предоставление международного доступа к российским
или совместным базам данных

Реализация этого направления сотрудничества сдерживается малым количеством БД на английском и других иностранных языках, представляющих интерес для широких слоев пользователей и отвечающих их представлениям о качественном продукте или услуге.

Гораздо большие возможности на успех имеет использование информации из российских БД для ее перевода и включения в собственные продукты зарубежного партнера. Например, возможно включение в зарубежные реферативные БД той части информации ВИНИТИ, которая касается российских публикаций.

8.3.5. Выпуск российских баз данных за рубежом

Выпуск российских БД за рубежом практикуется теми организациями, которые собираются создать информационные продукты (электронные издания) на компактных оптических дисках типа CD-ROM.

В настоящее время подготовка мастер-диска стоит дешевле в России, а издательские услуги, в том числе выпуск электронных изданий на CD-ROM,— за рубежом.

8.3.6. Создание баз данных по России для зарубежных пользователей

Создание БД по России является наиболее перспективным направлением сотрудничества с развитыми странами. Со стороны зарубежных пользователей проявляется стойкий интерес к информации делового, научного или технологического характера по России и другим странам СНГ. Однако число успешных проектов в этой области невелико. Это объясняется разным уровнем практических знаний и трудностями, возникающими при сборе информации. В лучшем положении оказываются проекты создания информационных систем в области промышленной технологии, научно-технической информации (БД реферативной информации), правовой информации, телефонных указателей, т. е. тех областей, к которым проявляется интерес со стороны развитых стран и в которых существует возможность сбора более или менее полных и надежных сведений.

8.3.7. Доступ к зарубежным базам данных

Предоставление доступа к зарубежным БД — наиболее простая форма сотрудничества, поскольку опирается на сложившиеся элементы инфраструктуры. Тем не менее, использование зарубежных БД, доступных в сетях общего пользования, не достигло масштабов, адекватных имеющимся в стране информационным потребностям и техническим возможностям по подключению к зарубежным информационным ресурсам.

Это положение связано со следующими факторами:

слабая информированность пользователей о существующих системах и отсутствие личного опыта работы с удаленными БД;

слабые, а иногда неверные, представления о преимуществах использования удаленных БД, прежде всего зарубежных;

установка потенциальных потребителей на использование отечественных источников информации и БД.

На настоящем этапе становления информационного рынка использование зарубежных БД является важным, так как позволяет:

удовлетворить информационные потребности российских пользователей в отсутствие адекватных источников информации;

получить представление о качестве современных информационных служб и повысить информационную грамотность российских пользователей;

найти пустующую нишу на информационном рынке, которая может быть заполнена российскими информационными продуктами.

МЦНТИ и некоторые другие организации в России предоставляют доступ к международной сети научной и технической информации STN International (США, ФРГ и Япония).

8.4. Участие России в международных организациях

Российская Федерация, как правопреемник СССР, является членом МЦНТИ, который в настоящее время объединяет 11 стран и профессионально специализируется на информации, является узлом связи активной спутниковой системы мировой сети GE MBH MARK III и узлом национальной сети (e-mail) — Relcom, располагает хорошими связями с важнейшими пользователями информационных услуг в различных областях деятельности и поддерживает разнообразные международные контакты с рядом международных информационных систем. В рамках МЦНТИ накоплен определенный опыт информационного взаимодействия с международным сообществом.

В рамках ЮНЕП действует информационная система ИНФОТЕРРА, взаимодействие с которой МЦНТИ к началу 90-х годов несколько замедлилось, однако интерес к двусторонним контактам сохраняется, в настоящее время готовится новое долгосрочное соглашение между МЦНТИ и ИНФОТЕРРА.

В рамках двустороннего соглашения с ЮНЕСКО МЦНТИ выступает уполномоченным агентом по распространению в странах Восточной Европы и СНГ пакета прикладных программ CDS/ISIS/микро, являющегося системой управления БД, разработанной в рамках ЮНЕСКО. На МЦНТИ возложены задачи русифицирования системы CDS/ISIS/микро, перевода и издания документации на систему, передачи системы в любые организации указанных регионов с регистрацией договоров на передачу системы, обучение пользователей путем проведения учебных курсов и оказания консультативной помощи. Выгодность проекта обеспечивается бесплатной передачей самой системы с компенсацией небольшой части затрат МЦНТИ, связанной с тиражированием программ, документации и проведением обучения.

В рамках соглашения с информационной системой МАГАТЭ по ядерной энергетике (ИНИС) МЦНТИ осуществляет сбор, обработку и передачу информации для ввода в БД системы ИНИС. Несмотря на сравнительно небольшой объем ввода, МЦНТИ получает от МАГАТЭ полный набор выходных продуктов ИНИС, включая полную БД на магнитных лентах, на компактных оптических дисках и печатное издание Атоминдекс. Это позволяет вести информационное обслуживание на том же уровне, что и более крупные организации, например, ЦНИИатоминформ.

Многолетнее сотрудничество в области патентной деятельности осуществляется через НПО "Поиск" с международной службой INPADOC (с недавнего времени — EPDOS) на коммерческой основе. Обеспечивая ввод новой патентной информации от стран СНГ (в настоящее время от РФ), НПО "Поиск" получает опережающую патентную информацию основных 55 стран и трех международных организаций с указанием патентов-аналогов. При этом Россией оплачивается разница стоимости мирового потока и вводимой от России информации.

Аанализ опыта международного сотрудничества России в области НТИ выявил следующие тематические направления, в которых заинтересовано большинство государств:

стратегические приоритеты научных исследований;

важнейшие результаты НИОКР и конверсионные технологии;

данные по коммерческой и финансовой ситуации в Российской и мировой экономике;

нормативно-правовое и юридическое обеспечение экономических реформ РФ;

социальная сфера.

С точки зрения значимости для социально-экономического развития России и укрепления ее научно-технического потенциала важное значение имеет инфор-мационное взаимодействие в области передачи технологий (участие в специализированных системах передачи и обмена технологической информацией, технологических форумах и т. д.), в области проблем охраны окружающей среды, транспорта и т. д.

Опыт сотрудничества МЦНТИ с международными организациями свидетельствует о том, что эффективность такого взаимодействия пропорциональна государственной и/или международной финансовой поддержке.

В условиях расширяющегося делового сотрудничества с органами Европейского Союза целесообразно на государственном уровне обеспечивать содействие в привлечении средств от международных проектов помощи России (таких, как TACIS, INTAS, BISTRO и др.) на совершенствование информационного потенциала страны.

Результаты международных проектов РФ могут быть реализованы в следующих формах:

подготовка гетерогенных массивов данных в форме БД (полнотекстовые, фактографические, численные, с текстово-нумерационной информацией и звуковой информацией, "mixed-mode" и т. д.);

производство и предоставление выходных продуктов на различных носителях и в различных видах (распечатки, файлы на дискетах, БД на CD-ROM, on-line доступ к БД в локальном и удаленном режимах);

обслуживание в режиме ИРИ по профилям потребителей (распространение результатов поисков с использованием on-line, факсимильной связи, традиционной почты, электронной почты);

подготовка стандартных или индивидуальных изданий.

8.5. Тактика зарубежных информационных компаний в России и российских — за рубежом

Российские информационные организации не получили времени и ресурсов, необходимых для развития до требуемого уровня конкурентоспособности, и поэтому наиболее привлекательные сектора российского информационного рынка, например, представленные такими потребителями, как коммерческие банки, финансовые и страховые компании, характеризующиеся высоким, стабильным и платежеспособным спросом на информацию и информационные услуги, все в большей степени захватываются западными компаниями. Примерами являются "Renter", "Tenfore", "Dun & Bradstreet", ориентирующиеся на обслуживание российского финансового сектора, а также телекоммуникационные фирмы — дочерние предприятия западных компаний, такие, как "Sprint" или "SovAm Teleport".

Определенных успехов смогли добиться только компании, ориентирующиеся на оказание услуг, не имеющих западных аналогов из-за специфики информации, хотя и в этих секторах информационного рынка влияние западных компаний усиливается и они имеют хорошие перспективы захватить рынок. Особо активны при этом ведущие консультационные фирмы, например, американская KPMG.

Практика последних лет убедительно показала, что российские фирмы фактически не имеют возможности закрепиться на мировом информационном рынке и не рассматриваются на Западе как равноправные партнеры. По сути, все проекты выхода на мировой рынок коммерческих структур (кроме одного, проводимого фирмой "Руссика") не состоялись.

Выход на российский рынок, по-видимому, является стратегической целью западных партнеров. Такая цель четко просматривается, например, в сотрудничестве между НПО "Всероссийская книжная палата" и "Bowker-Saur" по подготовке компакт-дисков по книгам, находящимся в печати "Russian Books in Print Plus". Понятно, что появление впервые в мире полных сведений по российским книгам сразу на наиболее перспективном носителе значительно укрепит конкурентные позиции "Bowker-Saur" при минимальных затратах.

Практика сотрудничества российских организаций с западными фирмами подтверждает, что сотрудничество успешно, когда фирма получает доступ на российский рынок.

Невозможность сотрудничества в областях информационного рынка, где ставка делалась исключительно на интерес западного потребителя к российской информации в силу ее уникального характера, находит подтверждение в ликвидации совместного предприятия SciTechlnform, созданного ВИНИТИ и Maxwell Communications еще до развала этой компании.

Тем не менее западные фирмы охотно включают российскую информацию в состав собственных БД без уступки своих авторских прав на конечный продукт, в особенности, если это не требует значительных затрат и сотрудничество основывается на использовании неэквивалентной оплаты труда российских специалистов. Примерами такой "кооперации" выступает работа фирмы НВЦ "Химия" для "Molecula Design" или МП "ДИЗ" сначала для "Predicasts", а затем (после его поглощения "Information Access") — для этой компании.

Активное использование российских информационных услуг за рубежом — скорее исключение, а не правило, и зачастую является рецидивом реакции на прежнюю практику закрытости информации, когда государство выделяло только один единственный канал. Однако исключения скорее подтверждают правила,и новым информационным агентствам, таким как "PostFactum" или "InterFax", так и не удалось стать достойными конкурентами ИТАР-ТАСС или РИА "Новости", которые по инерции рассматриваются на Западе как основной источник российской официальной внутриполитической и экономической информации.

Следует отметить, что,помимо субъективных факторов, препятствующих выходу российских информационных служб на мировой рынок, имеются и объективные: непригодность российских информационных продуктов и услуг для западного рынка, их несоответствие западным стандартам. Решить эту проблему быстро вряд ли удастся, так как она вызвана не столько недостатками работы информационных служб, сколько неразвитостью общей информационной культуры в России.

8.6. Условия для развития международного сотрудничества России в области информации

Реальными путями становления российского информационного рынка и создания условий для международного сотрудничества являются:

использование зарубежных информационных систем в той степени, в которой они могут удовлетворить информационные потребности российских потребителей;

поиск собственных ниш на международном информационном рынке без попытки дублировать работу зарубежных информационных систем;

создание собственных информационных систем в тех областях, которые не охвачены в зарубежных системах и которые в наибольшей степени отвечают потребностям российского рынка;

создание условий для практического обучения информационных работников, поощряя реализацию совместных проектов;

поддержка независимых специализированных изданий по информационному рынку России.

Для успеха потребуется пересмотреть концептуальный подход к вопросам создания новых и функционированию уже существующих информационных систем, включая:

перенос акцентов с технологической стороны на разработку информационного содержания (наполнения) систем;

проведение анализа информационного рынка и использование результатов маркетинговых исследований;

опора на частное предпринимательство, поощрение полезных инициатив и успешных проектов, в том числе по международному сотрудничеству в информационной области;

отказ от практики создания государственных комитетов, организаций, центров по учету, контролю, развитию, координации и пр. и передача значительной части этих функций независимым от государства профессиональным структурам: ассоциациям библиотек и информационных центров, профессиональным объединениям, а также коммерческим предприятиям, способным оказывать помощь в развитии информационного рынка в России, например, организации, создающей каталог российских БД, издающей профессиональные издания и т. п.;

устранение изоляции и барьеров между информационными и библиотечными системами, сделав библиотеки центрами информационного обслуживания с использованием БД.

Развитие международного сотрудничества объективно способствует развитию информационной индустрии в России, в том числе:

является наиболее эффективным способом обучения информационных работников и повышения их квалификации, включая умение действовать в условиях рыночной экономики;

формирует реальные представления о возможностях информационных систем у потребителей информации и способствует эффективному использованию ресурсов, выделенных на информационное обслуживание;

улучшает возможности российских потребителей для получения полной и актуальной информации;

создает условия для повышения качества и эффективности информационных систем, создаваемых в России.


© Информационное общество, 1994, вып. 4-5, с. 57-66.